И
ИДЕАЛИЗМ - философское направление, противоположное материализму
в решении осн. вопроса философии. И. исходит из первичности
духовного, нематериального, и вторичности материального, что сближает его с
догмами религии о конечности мира во времени и пространстве и сотворенное его
богом. И. рассматривает сознание в отрыве от природы, в силу чего неизбежно
мистифицирует его и процесс познания и часто приходит к скептицизму и агностицизму..
ИДЕОЛОГИЯ - совокупность общественных идей, теорий, взглядов,
к-рые отражают и оценивают социальную действительность с т. эр. интересов
определенных классов, разрабатываются, как правило, идейными представителями
этих классов и направлены на утверждение либо изменение, преобразование
существующих общественных отношений. В сфере И. различные общественные классы
осознают свои коренные интересы, место в об-ве, отношение к др.
классам, формулируют и обосновывают цели и программы своей деятельности.
Господствующей в данном об-ве является И. господствующего класса, к-рый держит
в своих руках средства материального и духовного производства.
ИНДУИЗМ - совокупность религиозных представлений, обычаев,
культовой обрядности и социально-бытовых институтов, характерных для
большинства населения Индии. Корни И. восходят к древнеинд. религии -
брахманизму; генетическая связь с ним проявляется, напр., в том, что к наиболее
почитаемым И. божествам относится троица брахманизма: Брахма (созидатель),
Вишну (хранитель) и Шива (творец, хранитель и разрушитель одновременно).
ИСТИНА - верное, правильное отражение действительности в
мысли, критерием к-рого в конечном счете является практика. Характеристика
истинности относится именно к мыслям, а не к самим вещам и средствам их
языкового выражения.
К
КАТЕГОРИИ (греч. kategoria
-высказывание, свидетельство) —
формы осознания в понятиях всеобщих способов отношения человека к миру,
отражающие наиболее общие и существенные свойства, законы природы, об-ва и
мышления. Истоки учения о К. уходят в далекое прошлое. Большая заслуга в
разработке философских К. принадлежит Аристотелю.
КАТОЛИЦИЗМ (греч. katholikos
-вселенский) - разновидность христи
анства, распространенная гл. обр. в странах Зап. Европы и Лат. Америки.
Догматические особенности К.: признание исхождения святого духа не только от
бога-отца, но и от бога-сына, догматы о чистилище, о верховенстве римского
папы, как наместника Христа, о непогрешимости папы и т. д. Культовые и
канонические отличия К. от православия: безбрачие духовенства (целибат),
особо развитый ма-рианизм (культ богородицы) и т. д. Центр К. – Ватикан.
КОНЦЕПТУАЛИЗМ - направление схоластической философии; представители -
Абеляр, Иоанн Солсберийский и др. В споре об универсалиях концептуалисты,
как и номиналисты (Номинализм), отвергая учение реализма {Реализм
средневековый), отрицали реальное существование общего независимо от
отдельных вещей, но в отличие от номиналистов признавали существование в уме
общих понятий, концептов как особой формы познания действительности.
КРИТЕРИЙ ИСТИНЫ (греч. krite-rion - мерило для оценки ч.-л.) -средство проверки
того или иного утверждения, гипотезы, теоретического построения и т. п. К. и.
является общественная практика.
Л
ЛОГИКА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ - философская дисциплина, целью к-рой является
применение идей, методов и аппарата современной логики к научному познанию. Л.
н. п. изучает логическую структуру научных теорий, их компонентов
(определений, классификаций, понятий, законов и т. п.), устанавливает логические
связи между этими компонентами, рассматривает вопрос о непротиворечивости и полнот теорий, о способах
формирования проверки научных гипотез, анализир) ет логические аспекты таких
методов научного познания, как обобщение, объяснение, абстракция, идеализация
т. п.
ЛОГИКА ОТНОШЕНИЙ - разде математической логики, иэучающи отношения.
ЛОГИСТИКА - первоначально так назывались логические исчисления. Лейбниц
нередко говорил о математи- ческой логике как Л. Понимание Л. как символической
или математической ло- гики было закреплено на философском конгрессе в Женеве в
сентябре 1904 г.
М
МАТЕРИАЛИЗМ (лат. materialis
-вещественный) - научное философское
направление, противоположное идеализму. Различают М. как стихийную
уверенность всех людей в объективном существовании внешнего мира и как
философское мировоззрение, представляющее собой научное углубление и развитие
т. зр. стихийного М. Философский М. утверждает первичность материального и
вторичность духовного, идеального, что означает извечность, несотворенность
мира, бесконечность его во времени и пространстве. Считая сознание продуктом
материи, М. рассматривает его как отражение внешнего мира, утверждая т. обр.
познаваемость природы.
МИРОВОЗЗРЕНИЕ - система принципов, взглядов, ценностей, идеалов и
убеждений, определяющих направление деятельности и отношение к
действительности отдельного человека, социальной группы, класса или об-ва в
целом. М. складывается из элементов, принадлежащих ко всем формам
общественного сознания; большую роль в нем играют философские, научные,
политические, нравственные и эстетические взгляды. Научные знания, включаясь в
систему М., служат целям ориентации человека или группы в окружающей
социальной и природной реальности; кроме того, наука рационализирует отношение
человека к действительности, избавляя его от предрассудков и заблуждений.
МОНАДА (греч. monas - единица) - философский термин, означающий
структурную, субстанциальную единицу бытия. По-разному интерпретируется в тех
или иных философских системах. У пифагорейцев, напр., М. (математическая
единица) - основа мира. У Николая Кузанского - единое начало бытия,
являющегося одухотворенной материей.
МОНИЗМ (греч. monos - один, единственный) - философское учение,
к-рое принимает за основу всего существующего одно начало. Материалисты
началом, основой мира считают материю. Идеалисты единым началом всех
явлений считают дух, идею и т. д. Наиболее последовательным направлением
идеалистического М. является философия Гегеля. Научный и последовательный
материалистический М. характерен для диалектического материализма, исходящего
из того, что мир по своей природе материален, что все явления в мире
представляют собой различные виды движущейся материи.
МОРАЛЬ (лат. mores - нравы) -одна из форм общественного сознания,
социальный институт, выполняющий функцию регулирования поведения людей во всех
без исключения областях общественной жизни. От др. форм регулирования массовой
деятельности (право, производственно-административный распорядок,
государственные декреты, народные традиции и т. п.) М. отличается способом
обоснования и осуществления своих требований.
МЫШЛЕНИЕ - активный процесс отражения объективного мира в понятиях,
суждениях, теориях и т. п., связанный с решением тех или иных задач, с
обобщением и способами опосредствованного познания действительности; высший
продукт особым образом организованной материи - мозга.
Н
НАРОД - в обычном смысле - население государства, страны; в строго научном
смысле это исторически изменяющаяся общность людей, включающая в себя ту
часть, те слои, те классы населения, к-рые по своему объективному положению
способны сообща участвовать в решении задач прогрессивного, революционного развития
данной страны в данный период.
НАЦИЯ (лат. nati'o - народ) - исторически сложившаяся форма общности
людей, к-рая приходит на смену народности. Н. свойственна прежде всего
общность материальных условий жизни:
территории и экономической жизни;
общность языка, известных черт национального характера, проявляющихся в
национальном своеобразии ее культуры. Н. - более широкая, чем народность,
форма общности, складывающаяся с возникновением и формированием
капиталистической формации.
НЕОКОНСЕРВАТИЗМ (греч. neos -новый, лат.
conserve - охраняю, сохраняю) -
система социально-экономических и мировоззренческо-политических концеп-ций,
пытающихся идеологически обосновать притязания империалистических государств
на возвращение былой гегемонии в мире, их стратегию „социального реванша"
в совр. условиях. процессом является ограничение.
О
ОБРАЗ ЖИЗНИ - философско-со-циологическая
категория, охватывающая совокупность типичных видов (спосо-бов)
жизнедеятельности индивида, социальной группы, в т. ч. класса и нации, об-ва в
целом, к-рая берется в единстве с усло-виями жизни, определяющими ее.
ОБЩЕСТВО - совокупность исторически сложившихся форм совместной
деятельности людей. В более узком смысле слова О. может рассматриваться как
конкретное О. в единстве его общих, особенных и единичных признаков (напр.,
первобытное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое,
социалисти-ческое) и как отдельный регион, страна.
ОТРИЦАНИЕ. 1. В материалистической диалектике О. рассматривается
как необходимый момент развития, условие качественного изменения вещей (Отрицания
отрицания закон) . 2. Логическая операция, с помощью к-рой из данного
высказывания порождается новое высказывание (наз. отрицанием исходного), такое,
что если исходное высказывание было истинно, то его О. ложно, а если оно было
ложно, то его О. истинно.
ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ ЗАКОН - один из осн. законов диалектики. Впервые
сформулирован в идеалистической системе Гегеля. О. о. з. выражает
преемственность, спирале-видность развития, связь нового со старым, своего рода
повто-ряемость на высшей стадии развития нек-рых свойств ряда низших стадий,
обосновывает прогрессивный характер развития.
П
ПАНТЕИЗМ (греч. pan - все и theos — бог) — философское учение, максимально
сближающее понятия „бог" и „природа" с тенденцией к их
отождествлению. П. существовал в двух формах: натуралистический П. (стоики, Бруно,
отчасти Спиноза) одухотворяет природу, наделяя ее божественными
свойствами, и как бы растворяет бога в природе (бесконечный разум, мировая
душа и т. п.);
мистический П.
ПАРАДИГМА (греч. paradeigma
-пример, образец) — совокупность
теоретических и методологических предпосылок, определяющих конкретное научное
исследование, к-рая воплощается в научной практике на данном этапе. П,
является основанием выбора проблем, а также моделью, образцом для решения
исследовательских задач.
ПОЗИТИВИЗМ (лат. positivus -положительный) - направление философии,
объявляющее единственным источником истинного, действительного знания
конкретные (эмпирические) науки и отрицающее познавательную ценность
философского исследования.
ПОЗНАНИЕ - общественно-исторический процесс творческой
деятельности людей, формирующий их знания, на основе к-рых возникают
цели и мотивы человеческих действий.
ПРАВОСЛАВИЕ (греч.
orthodoxia) -разновидность христианства,
распространенная гл. обр. в странах Вост. Европы, Ближнего Востока и на Балканах.
П. окончательно выделилось в самостоятельное направление в 11 в. в результате
различных путей развития феодализма на западе и на востоке Европы.
ПРАГМАТИЗМ (греч. pragma - дело, действие) - широко распространенное
субъективно-идеалистическое течение в совр. философии. В центре философии П.
находится т. наз. „принцип прагматизма".
ПСИХОАНАЛИЗ - общая теория и метод лечения нервных и психических
заболеваний, предложенные 3. Фрейдом, одна из теоретических основ фрейдизма.
ПСИХОЛОГИЯ (греч. psyche - душа и
logos - учение, слово) - наука о
законах порождения и функционирования психического отражения объективной
реальности в процессе деятельности человека и поведения животных. П.
зародилась в глубокой древности и долгое время развивалась в недрах философии,
достигнув высокого уровня в трудах Аристотеля, давшего первую систему понятий П. В новое время Декарт открывает рефлекторную природу поведения.
Р
РЕЛИГИЯ (лат.
religio —
благочестие, святость) - специфическая форма общественного сознания, отличительным
признаком к-рой является фантастическое отражение в сознании людей
господствующих над ними внешних сил, при к-ром земные силы принимают вид
неземных.
С
СКЕПТИЦИЗМ (греч. skeptikos
-рассматривающий, исследующий, критикующий)
— философская концепция, подвергающая сомнению возможность
познания объективной действительности.
Последовательный С. смыкается с агностицизмом и нигилизмом. С.
получает наибольшее распространение в те периоды развития об-ва, когда старые
общественные идеалы уже расшатаны, а новые еще не укрепились.
СУЩНОСТЬ - смысл данной вещи, то, что она есть сама по себе, в
отличие от всех др. вещей и в отличие от изменчивых состояний вещи под
влиянием тех или иных обстоятельств. Понятие „С." очень важно для всякой
философской системы, для различения этих систем с т. зр. решения вопроса о
том, как С. относится к бытию и как С. вещей относится к сознанию, мышлению.
Для объективного идеализма бытие, реальность и существование находятся
в зависимости от С. вещей, к-рая трактуется как нечто независимое, непреложное
и абсолютное. В этом случае С. вещей образуют особую идеальную
действительность, к-рая порождает все вещи и ими управляет (Платон,
Гегель).
СУЩНОСТЬ И ЯВЛЕНИЕ - философские категории, отражающие всеобщие
необходимые стороны всех объектов и процессов в мире. С. - совокупность
глубинных связей, отношений и внутренних законов, определяющих осн. черты и
тенденции развития материальной системы. Я. — конкретные события, свойства или
процессы, выражающие внешние стороны действительности и представляющие форму
проявления и обнаружения нек-рой С. Категории С. и я. всегда неразрывно связаны
между собой. В мире нет такой С., к-рая не обнаруживалась бы вовне и была
непознаваемой, как нет и Я„ к-рое не заключало бы в себе никакой информации о
С.
Т
ТЕИЗМ (греч. theos - бог) - религиозно-философское учение, к-рое
признает существование личного бога как сверхъестественного существа, обладающего
разумом и волей и таинственным образом воздействующего на все материальные и
духовные процессы. Происходящее в мире Т. рассматривает как осуществление
божественного промысла.
ТЕОЛОГИЯ (греч. theos - бог и logos - учение, слово), или богословие —
систематизация вероучения данной религии. Христианская Т., базирующаяся на
Библии, постановлениях первых вселенских соборов и учениях „отцов церкви"
(на „священном писании" и „священном предании"), делится на осн.
богословие (фундаментальная теология, апологетика), догматическое
богословие, нравственное богословие, учение о церкви и т. д. Т. присущи крайний
догматизм, авторитарность и схоластичность. С Т, смыкается религиозная
философия, пытающаяся доказать совместимость Т. с наукой. Т. неоднократно
подвергалась критике со стороны прогрессивных мыслителей всех времен.
У
УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ - рассуждение, в ходе к-рого из одного или нескольких
суждений, наз. посылками У., выводится новое суждение (наз. заключением
или следствием), логически вытекающее из посылок. Переход от посылок к
заключению всегда совершается по к.-л. правилу логики (правилу вывода).
Выделение в У. посылок и заключения и установление его структуры составляют
его логический анализ. У., совершающиеся по одним и тем же правилам вывода и
законам логики, являются У. одной и той же логической формы. Т. обр., анализ У.
служит для выявления их логических форм. У. есть форма мышления, в к-рой
(наряду с понятием, суждением и др. формами мышления и способами рассуждения)
протекает познание внешнего мира на ступени абстрактного мышления.
УМОЗРЕНИЕ - способ теоретического постижения истины, основанный
на отвлеченных логических построениях, не связанных зачастую с научно установленными
фактами наблюдения и эксперимента. Поэтому У. может приобретать
ненаучный характер. Умозрительный характер носили первоначальные философские
построения мн. древ-негреч. мыслителей, теории средневековых схоластов,
натурфилософские теории философов 18—19 вв., в частности Шеллинга и Гегеля,
а также некоторых естествоиспытателей. С прогрессом научного знания
умозрительные воззрения постепенно заменяются научными. Иногда У. трактуется
как специфика философского познания.
Ф
ФИЛОСОФИЯ (греч. phileo - люблю и
sophia — мудрость) — наука о всеобщих
закономерностях, к-рым подчинены как бытие (т. е. природа и об-во), так
и мышление человека, процесс познания. Ф. является одной из форм
общественного сознания, определяется в конечном счете экономическими отношениями
об-ва. Основным вопросом философии как особой науки является проблема
отношения мышления к бытию, сознания к материи. Любая философская система
представляет собой конкретно развернутое решение этой проблемы, даже если „осн.
вопрос" в ней прямо и не формулируется. Термин „Ф." впервые
встречается у Пифагора; в качестве особой науки ее впервые выделил Платон.
Ф. возникла в рабовладельческом об-ве как наука, объединяющая всю
совокупность знаний человека об объективном мире и о самом себе, что было
вполне естественно для низкого уровня развития знаний на ранних этапах
человеческой истории. В ходе развития общественно-производственной практики и
накопления научных знаний происходил процесс „отпочкования" отдельных
наук от Ф. и одновременно выделение ее в самостоятельную науку. Ф. как наука
возникает из необходимости выработки общего взгляда на мир, исследования его
общих начал и законов, из потребности в рационально обоснованном методе
мышления о действительности, в логике и теории познания. В силу этой
потребности вопрос об отношении мышления к бытию выдвигается в Ф. на первый
план, т. к. то или иное его решение лежит в основе всей Ф., в основе метода и
логики познания. С этим связана и поляризация Ф. на два противоположных
направления - на материализм и идеализм; промежуточное положение
между ними занимает дуализм. Борьба материализма и идеализма проходит
осн. нитью через всю историю Ф., составляет одну из ее движущих сил. Эта борьба
тесно связана с развитием об-ва, с экономическими, политическими и
идеологическими интересами классов. Уточнение специфической проблематики
философской науки привело в ходе ее развития к вычленению в самой Ф. различных
сторон в качестве более или менее самостоятельных, а иногда и резко различных
разделов. К ним относятся: онтология, гносеология (теория познания),
логика, этика, эстетика, психология, социология и история Ф.
Х
ХРИСТИАНСТВО - одна из трех т. наз. мировых религий (наряду с буддизмом
я исламом). Возникло в 1 в. в вост. провинциях Римской империи, отразив
надежды и чаяния задавленных тяжким гнетом людей, отчаявшихся изменить свою
участь собственными силами и уверовавших в избавление от страданий с помощью
мессии, или „божественного спасителя". X. было порождено настроениями
безысходности, особенно остро проявившимися у масс после подавления восстаний
рабов, выступлений бедноты и покоренных народов против римского владычества и
эксплуататорских классов. Вероучение X. сложилось на основе идей ряда
мессианских сект, заимствовав нек-рые элементы греко-римской и вост. религий, а
также под влиянием античных философов Фило-на Александрийского и Сенеки.
Центральное место в X. занимает вера в искупительную жертву „сына
божьего" Иисуса Христа, к-рый был казнен наместником Иудеи Понтием
Пилатом, но затем якобы воскрес из мертвых и вознесся на небо, открыв тем самым
возможность воскрешения своих последователей. Приверженцы X. верят в грядущее
второе пришествие Христа на землю для того, чтобы судить живых и мертвых,
даровать вечное блаженство праведникам, а грешников обречь на адские мучения.
Перенося вопрос о достижении счастья праведниками в потусторонний мир, объявляя
терпеливое перенесение тягот жизни непременным условием грядущего блаженства,
X. добивалось смирения и покорности масс, их примирения с несправедливым
социальным строем. На протяжении всей своей истории X. развивалось в обстановке
внутренних противоречий, обусловленных неоднородностью его классового состава,
различными классовыми интересами его приверженцев. Эти противоречия приводили
к расколам в его рядах, к образованию различных течений и направлений. В 1054
г. в нем выделились два крупных направления: зап. (католицизм) и вост. (православие).
В 16 в. в результате Реформации, мощного антифеодального и антикатолического
движения в Европе, возникла третья разновидность X. - протестантизм. В
свою очередь эти направления распадаются на более мелкие течения,
расходящиеся между собой в интерпретации отдельных теологических и культовых
вопросов, но сохраняющие незыблемыми осн. принципы X. В настоящее время X. —
наиболее распространенная
религия на земном шаре. Она представлена множеством церквей и сект, специфика
деятельности и политическая ориентация к-рых обусловлены конкретными социальными
условиями их существования.
Э
ЭКЛЕКТИКА (греч. ekiego - выбираю) - смешение различных, зачастую
противоположных т. зр., философских взглядов, теоретических посылок, политических
оценок и т. п. Так, напр., эклектичны многочисленные попытки соединить
материализм и идеализм и т.п.
Я
„Я" (в философии) — духовный центр человеческой личности,
индивидуальности, относящейся деятельно к миру и к себе самой. Собственным
„я" обладает человек, самостоятельно контролирующий свои поступки и
способный к всесторонней инициативе. Идеалистические концепции в истории философии,
толкуя „я" в качестве идеального начала, не усматривали конкретно-исторического,
деятельного основания человеческого „я". Часто эта проблема ставилась в
них как проблема исходного пункта построения философских систем. По Декарту,
„я обнаруживает себя как то, что принадлежит к мыслящей субстанции, как интуитивное
начало рационального познания и этим утверждает свою самостоятельность. Т.
зр. изолированного индивида и созерцательность в пределах идеализма
приводили к солипсизму, в пределах метафизического материализма — к
низведению человека до уровня пассивного объекта, к-рый подчиняется внешнему
ходу истории.
Литература
1.
Кувакин В.А. Религиозная философия в России (
начало ХХ века ), М. «Мысль»,1980.
2.
Кувакин В.А. Философия
Вл. Соловьева. М. «Знание», 1988.
3.
А.Г.Спиркин. Философия.
М. «Гардарика», 1998г. – 816с.
4.
Лосев А.Ф. Вл. Соловьев.
М. «Мысль», 1983г. – 206с.
5.
Лосев А.Ф. Владимир
Соловьев и его время. М. «Прогресс», 1990г. – 512с.
6.
Сто русских философов. Библиографический словарь. Сост. и ред. А.Д.
Сухов, М., «Мирта», 1995 г. – 320 с.
7.
Философский словарь / Под ред. И.Т.Фролова, М., Политиздат, 1986.
– 590с.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|