рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Русская религиозная философия конца XIX- начала XX вв. (Вл. Соловьев, Н. Бердяев, В. Розанов, С. Бул...

               В начале 1923 г. Б. высылается за границу. Через Константи­нополь он попадает в Прагу, куда его пригласили на кафедру церковного права Русского юри­дического факультета. Из Пра­ги он отправляется в Париж, где в 1925 г. был основан Русский православный богословский ин­ститут, впоследствии переиме­нованный в академию. С само­го его основания и до конца своих дней Б. являлся его бес­сменным деканом и профессо­ром богословия. Наступает рас­цвет богословского творчества мыслителя. Им создается це­лый ряд богословских сочине­ний — «Святые Петр и Иоанн»(1927), «Купина неопалимая»(1928), «Друг жениха» (1928), «Лествица Иаковля» (1929), «Икона и иконопочитание» (1931), большая трилогия «О богочеловечестве», куда вошли «Агнец Божий» (1933), «Утеши­тель» (1936) и «Невеста Агнца» (1938), и др. В этих работах видное место принадлежало учению о Софии, Премудрости Божией. Именно это учение Б. вызвало обвинение его в ереси, которое было предъявлено, поч­ти одновременно, как со сторо­ны Московской патриархии — митрополитом московским Сер­гием, так и зарубежной Правос­лавной церковью, епископами из состава карловацкого собо­ра. Б. в своих докладах по пово­ду обоих обвинений выразил протест против именования сво­их взглядов ересью. Свободу бо-гословствования он считал од­ним из преимуществ правосла­вия и сожалел о непонимании этого. В годы эмиграции Б. много сил и времени отдал раз­витию экуменичегого движения, сближению православия с дру­гими христианскими вероуче­ниями, принимал участие в Рус­ском христианском студенче­ском движении. В 1934 и 1936гг. он совершает поездки в США, где читает циклы лекций в Нью-Йорке, Чикаго, Бостоне и дру­гих городах, произносит пропо­веди в епископальных (англи­канских) храмах. Отличавший­ся неустанной богословской и общественной деятельностью, о. Сергий, однако, никогда не имел собственного храма, а всегда или «сослужил» архиереям или настоятелям, или имел лишь случайные службы. В послед­ние годы жизни Б. тяжело болел (в 1939 г. у него был обнаружен рак горла), перенес две опера­ции, но продолжал активно ра­ботать, хотя это стоило ему боль­ших усилий. Написал «Софиологию смерти» (1939), записы­вал и раздавал свои проповеди. Умер Б. 13 июля 1944 г. от кровоизлияния в мозг. Похоро­нен недалеко от Парижа, на русском кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа.

  

                 ЭРН Владимир Францевич (1882—1917) — религиозный философ, историк философии, публицист. Родился 5 (17) ав­густа 1882 г. в Тифлисе. Отец Гавриил Андреевич Арефьев, от­чим, усыновивший его, Э. Франц Карлович, шведско-немецкого происхождения, люте­ранин, после окончания меди­цинского факультета Дерптского университета работал в Тиф­лисском аптечном управлении; мать Ольга Павловна Райская, полурусская, полуполька, пра­вославная.                   Со времени учебы во 2-й Тифлисской гимназии Э. связан тесной дружбой с П. А. Флоренским и А. В. Ельчаниновым, с которыми организо­вал гимназический литератур­но-философский кружок. В 1900—1904 гг. изучает филосо­фию в Московском универси­тете. Оставлен при кафедре все­общей истории, позже стано­вится доцентом, а затем про­фессором университета.

Ком­плекс идей, развиваемых Э. в его работах, сложился доста­точно рано. Прежде всего сле­дует отметить постоянное вни­мание Э. к Платону и платониз­му. Возникнув в гимназические годы, оно получило новый им­пульс во время слушания уни­верситетских лекций С. Н. Тру­бецкого.

Исследование традиции онтологизма платонического типа в отечественной и италь­янской философии станет глав­ным историко-философским делом Э. Платонизм и платонизированный аристотелизм, про­читанные в ключе восточно-христианского умозрения, являются ис­точниками и его собственных философских построений. Дру­гим таким источником стали взгляды славянофилов, Ф. М. Достоевского, а также идеи В. С. Соловьева, не в последнюю очередь поэтическое творчест­во последнего. Существенной чертой Э. как мыслителя и об­щественного деятеля является пристальное внимание к про­блематике первоначального христианства, которая соотно­сится им с проблемами церков­ного обновления в России.

В кругу «младших» символистов Э. обсуждает проблематику пе­тербургских Религиозно-фило­софских собраний 1901—1903 гг., последовательно отстаивая святоотеческое понимание обожения плоти. Именно эта до­ктрина в полемике с Д. С. Ме­режковским осмысляется Э. в социальном ключе в его первой опубликованной работе «Хрис­тианское отношение к собственности». Понимание пробле­мы «плоти», «христианства и мира» как центральных для со­временного религиозного созна­ния, констатация раздроблен­ности и упадка официальной церковной жизни — ведущие темы работ Э. этого периода, публикуемых в журналах «Жи­вая жизнь», «Вопросы религии», «Век», «Церковное обновление», в сборнике «Религия и жизнь». В феврале 1905 г. Э. вместе с В. П. Свенцицким становится во главе «Христианского брат­ства борьбы». С позиций хрис­тианского социализма он пуб­ликует «Семь свобод», «Как нужно жить христианам?» (обе в 1906г.), «Пастырь нового типа» (1907) и др., противостоит чер­носотенным настроениям, кри­тикует старообрядчество, ведет полемику с деятелями «нового религиозного сознания». Гово­ря о дружеских и творческих связях Э., следует отметить дружбу с Вяч. И. Ивановым; последние годы Э. жил в московской квартире Иванова на Зубовском бульваре.

В ноябре 1906 г. Э. участвует в основании мос­ковского Религиозно-философ­ского общества памяти В. С. Соловьева, а в марте 1907 г. — в создании при нем Вольного богословского университета. Вместе с Булгаковым, Рачинс­ким, Е. Н. Трубецким, Н. А. Бердяевым Э. входит в редак­цию организованного в конце 1910 г. в Москве издательства «Путь». В серии докладов, лек­ций, статей этого периода, пос­вященных христианскому по­ниманию прогресса, философии Р. Декарта, Ф. Бэкона, Д. Бер­кли, И. Канта, У. Джемса и др., Э. стремится последовательно изложить свою философскую, концепцию, сложившуюся в общих чертах уже в 1905— 1906 гг.   Кристаллизации фило­софских взглядов Э. способству­ет полемика с авторами неокан­тианского журнала «Логос» и особенно с С. Л. Франком.

В 1911 г. Э. включает свои важ­нейшие статьи в сборник «Борь­ба за Логос». В «Богословском вестнике» печатается написан­ная в Риме крупная работа «При­рода мысли», где наиболее пол­но представлена софиология Э. Одновремен­но философ создает ряд работ, где излагает свое понимание специфики отечественной фи­лософии; наиболее значитель­на из них книга «Григорий Саввич Сковорода. Жизнь и уче­ние» (М., 1912), вызвавшая боль­шое количество крайне разно­речивых откликов. Новоевро­пейскому рационализму, схема­тизирующему, по Э., реальность и человека, философ противо­поставляет «логизм», — опира­ющееся на античную и восточ­но-христианскую метафизику учение о Логосе как истоке бы­тия и мышления. Доктрина Э. предполагает противопоставле­ние не двух христианских куль­тур — Востока и Запада, — но двух познавательных начал, «ра­цио» и «логоса». Католицизм так же «динамичен» и «логи­чен», как и православие, в кото­ром Э. подчеркивает более чер­ты вселенского христианства, чем национальной русской веры.

Весной 1911 г. Э. коман­дирован историко-филологи­ческим факультетом Москов­ского университета в Италию, где до 1913 г. изучает итальянс­кую философию. В 1914 г. он заканчивает магистерскую дис­сертацию «Розмини и его тео­рия знания», а в 1916 г. доктор­скую — «Философия Джоберти» (защитить ее Э. не успел), переводит «Пир» Данте. Откли­ками на события первой миро­вой войны являются многочис­ленные статьи Э., собранные в сборнике «Меч и крест. Статьи о современных событиях» (М., 1915), а также брошюра «Время славянофильствует. Война, Гер­мания, Европа и Россия» (М., 1915). Военный конфликт он рассматривает как реализацию противостояния начал «логоса» и «рацио». В 1916 г. Э. избира­ется членом Московского пси­хологического общества. Он собирается работать над книгой о философии имени, пишет за­думанную еще на студенческой скамье книгу о Платоне, но не успевает ее завершить .


Э. скончался 29 апре­ля 1917 г. в Моск­ве. Похоронен на Новодевичь­ем кладбище.

 

 

 

 

ГЛОССАРИЙ

 

 

А                                                                                     

АБСОЛЮТ (лат. absolutus - безус­ловный) - понятие    алистической философии для обозначения вечного, бесконечного, безусловного, совершен­ного и неизменного субъекта, к-рый „самодостаточен", не зависит ни от чего другого, сам по себе содержит все существующее и творит его.

АБСОЛЮТНАЯ И ОТНОСИТЕЛЬ­НАЯ ИСТИНА - категории диалекти­ческого материализма, характеризу­ющие процесс развития познания и раскрывающие соотношение между:

1)       тем, что уже познано, и тем, что бу­дет познано в дальнейшем процессе развития науки;

2)       тем, что в составе нашего знания может быть изменено, уточнено, опровергнуто в ходе даль­нейшего развития науки, и тем, что останется неопровержимым.

АБСТРАКТНОЕ И КОНКРЕТНОЕ. А. (лат. abstractio- отвлечение) - сто­рона, часть целого, одностороннее, про­стое, неразвитое; К. (лат. concretus -сгущенный, сросшийся) - многосто­роннее, сложное, развитое, целостное. В истории философии до Гегеля К. по­нималось гл. обр. как чувственно дан­ное многообразие единичных вещей и явлений, А. - как характеристика исключительно продуктов мышления(Абстракция).

         АБСТРАКЦИЯ (от лат. термина abstractio – отвлечение ) - одна из сторон, форм познания, заключающая­ся в мысленном отвлечении от ряда свойств предметов и отношений между ними и выделении, вычленении к.-л. свойства или отношения.

      АЛОГИЗМ (греч. а - отрицание и logos - разум) - отрицание или резкое преуменьшение роли логического мыш­ления как средства достижений исти­ны; противопоставление логике интуи­ции, религиозной веры, откровения.             

      АЛЬТЕРНАТИВА (лат. altemus - по­переменный) - необходимость выбора между двумя или несколькими взаи­моисключающими возможностями.


Б


           БОГ — фантастический образ сверхъ­естественного всемогущего существа, якобы сотворившего мир и управляю­щего им; в иудаизме - Яхве, в исла­ме — Аллах, в христианстве — святая троица (бог-отец, бог-сын и бог-дух святой) и т. д. Представления о Б. со­ставляют основу современных форм  религии.

         БУДДИЗМ - религия, проповедую­щая избавление от страданий путем отказа от желаний и достижение „выс­шего просветления" - нирваны. Заро­дился в Индии в 6-5 вв. до н. э. как одно из мн. еретических учений этиче­ского плана.

        БЫТ - одна из осн. сфер жизни об-ва, непосредственно связанная с вос­производством самого человека; мате­риальная и культурная среда, в к-рой происходит удовлетворение его потреб­ностей в пище, одежде, жилище, отды­хе, развлечениях, поддержании здоро­вья и т. д.

        БЫТИЕ 1. Философское понятие, обознача-ющее существующий независи­мо от сознания объективный мир, мате-рию. В применении к об-ву употребляется термин „общественное Б.". Рассма­тривая материальность мира и его Б. как понятия тождественные, диалекти­ческий материализм отвергает идеалис­тическое представление о Б. как суще­ствующем до материи или независимо от нее, а также идеалистические попыт­ки вывести Б. из акта сознания. 2. Наиболее общее и абстрактное понятие, обозначающее существование ч.-л. вообще. В этом случае Б. Следует отличать  от реальности, существования, действительности и т.д., как более конкретных и глубоких характеристик объективных процессов и явлений.



В



ВЕХОВСТВО - одно из характер­ных идеологических течений в России, политическое движение которого оформлялось в период развитого в стране демократического и пролетар­ского движения.

ВЕЧНАЯ ИСТИНА - термин, озна­чающий неопровержимость истин в процессе развития познания. В этом отношении В. и. аналогична абсолют­ной. Однако в процессе познания че­ловек имеет дело преимущественно с относительными истинами, содержа­щими в себе лишь зерна абсолютных истин.

ВЕЧНОСТЬ - бесконечная длитель­ность времени существования мира, обусловленная  несотворимостью и неуничтожимостью материи, ее суб­станциальностью, материальным един­ством мира. В. присуща лишь всей материи в целом; каждое конкретное образование в мире является преходя­щим во времени. В. не сводится к не­ограниченному однородному сущест­вованию материи в одних и тех же состояниях либо к бесконечной после­довательности   круговоротов,   она включает в себя постоянные качествен­ные превращения материи и возникновение новых состояний.

ВЕЩЬ - часть материального мира, имеющая относительно самостоятель­ное существование. Одна В. от др. отли­чается своей качественной определен­ностью (Качество). Важной гносеоло­гической и специально-научной пробле­мой является проблема тождества и различия вещей между собой, а также отличия В. от объекта и предмета.

„ВЕЩЬ В СЕБЕ" И „ВЕЩЬ ДЛЯ НАС" — философские термины, озна­чающие: первый - вещи как они су­ществуют сами по себе, независимо от нас и нашего познания; второй - вещи как они раскрываются человеком в процессе познания.

ВООБРАЖЕНИЕ - способность со­здавать новые чувственные или мыс­лительные образы в человеческом со­знании на основе преобразования по­дученных от действительности впечат­лений. В. возникает в трудовой дея­тельности человека, к-рая без В. не могла бы быть целесообразной и пло­дотворной.

ВОСПРИЯТИЕ - чувственный образ внешних структурных характеристик предметов и процессов материального мира, непосредственно воздействую­щих на органы чувств. Субстратом В. являются ощущения, образующие не­прерывный комплекс в пространстве и во времени (в случае со зрительны­ми и осязательными В.) или только во времени (когда В. образуется по­средством изменения качества или ин­тенсивности ощущений).




Г

ГОСУДАРСТВО - осн. институт по­литической системы классового об-ва, осуществляющий управление об-вом, охрану его экономической и социаль­ной структуры: в классово антагонис­тических об-вах находится в руках экономически господствующего класса (классов) и используется им прежде всего для подавления своих социаль­ных противников. пис дс^-лхплслил.



Д


ДИАЛЕКТИКА (греч. dialegomai -веду беседу, рассуждаю) - наука о наи­более общих законах развития приро­ды, об-ва и мышления.

ДОБРО И ЗЛО - морально-этиче­ские категории, в к-рых выражается нравственна”" щенка поведения людей (групп, классов), а также обществен­ных явлений с определенных классо­вых позиций. Под Д. понимается то, что об-во (данный класс) считает нравственным, достойным подража­ния. 3. имеет противоположное значе­ние: безнравственное, достойное осуж­дения. Для метафизической трактовки этих категорий характерны поиски вечных и неизменных оснований Д. и з.

ДОГМАТИЗМ (греч. dogma - мне­ние, учение, решение) — способ мыш­ления, оперирующий неизменными по­нятиями, формулами без учета новых данных практики и науки, конкретных условий места и времени, т. е. игнори­рующий принцип творческого развития и конкретности истины.



Е

ЕРЕСИ (греч. hairesis — особое веро­учение) - различные отклонения от официального вероучения к.-л. рели­гии, оппозиционные или враждебные ему.



Ж

ЖИЗНЬ — форма движения мате­рии, качественно более высокая, чем физическая и химическая формы, но включающая их в „снятом" виде. Реа­лизуется в индивидуальных биологиче­ских организмах и их совокупностях (популяциях, видах и т. п.).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.