Шпора к канд. минимуму по философии
Составители:
Гавриков
Михаил Александрович
Киселев
Михаил Григорьевич
Составители выражают благодарность всем авторам шпор
по философии, выложивших свои работы в интернет.
b
1---------- 3
1. Философия, ее предмет и функции. Философия и
культура. 3
2. Платон. "Апология Сократа". 3
b
2---------- 3
1. Духовно-практическое освоение мира. 3
2. Философия эпохи Возрождения. 4
b
3---------- 5
1. Природа человека и смысл его существования. 5
2. Философия Средневековья. Теоцентризм в понимании
мира, человека, искусства. Августин Блаженный и Фома Аквинский. 5
b
4---------- 6
1. Человек в мире культуры. Запад, Восток, Россия в
диалоге культур. 6
2. Основные идеи западноевропейской философии
ХVII-ХVIII веков. Новый менталитет, его влияние на создание высоких технологий. 7
b
5---------- 12
1. Метафизические проблемы познания (Бог, душа,
свобода и т.п.) 12
2. П.Я.Чаадаев. Философические письма. Письмо первое
(Россия и Запад) 12
b
б---------- 1. Диалектика научного прогресса и современный мир. ВОПРОС ДУТЫЙ!!!!!! 13
2. Школа Сократа, Платона. Учение Платона об идеях,
человеке и его душе. "Идеальное государство", место в нем искусства. 13
b
7---------- 15
1. Сознание и бессознательное. Маркс и Фрейд. 15
2. Ф.Бэкон. "Новый органон" ч. I (сущность
эмпирического метода познания) 18
b
8---------- 18
1. Механицизм и математизация науки. Перспективы и
трудности. 18
2. Философия Аристотеля. "Первая Философия".
Учение о мире и познании. Социально-политические взгляды. Нормативная эстетика. 19
b
9---------- 20
1. Истина и заблуждения в истории науки. Догматизм,
релятивизм и конвенционализм. 20
2. "Коперниковский переворот" И.Канта в
гносеологии. Этика Канта. 21
b
10---------- 23
1. Теоретическое и обыденное сознание. Знание и мнение
в древнегреческой философии. 23
2. Н.А.Бердяев. Воля к жизни и воля к культуре
(соотношение культуры и цивилизации). 24
b
11---------- 25
1. Субьект и объект в познании. 25
2. Философия французского Просвещения (Вольтер, Руссо)
и французского материализма (Дидро, Гольбах, Ламетри и Гельвеции). 25
b
12---------- 27
1. Личность. Проблемы свободы и ответственности. 27
2. Рационализм, его основные принципы (Р.Декарт,
Б.Спиноза, Г.Лейбниц). 27
b
13---------- 29
1. Проблема научных революций в современной философии
науки. 29
2. Гегель. Энциклопедия философских наук (общий анализ
структуры и основных проблем). 30
Билет
№14. 31
1. Проблема отчуждения. Исторические трансформации
отчуждения. 31
2. Докритический период в
творчестве И.Канта. 32
b
15---------- 33
1. Научные истины и социокультурные ценности.
Идеология и социальная обусловленность знания. 33
2. Основные этапы развития русской философии и их характеристика. 34
b 16---------- 35
1. Формы и методы научного
познания. Критерии научности в процессе развития знаний. 35
2. Корпускулярная философия М.В.Ломоносова. 37
b
17---------- 37
1. Диалектика абстрактного и
конкретного в познавательном процессе. 37
2. Сенсуализм в поисках основы
познания и поведения человека (Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Дж.Локк, Д.Беркли, Д.Юм). 37
b
18---------- 39
1. Догматизм, агностицизм,
скептицизм и научное знание. 39
2. Атомизм Левкиппа и Демокрита. Демокрит о человеке,
мудрости, культуре. 41
b
19---------- 42
1. Эстетическая сущность
дизайна. 42
2. Древнеиндийская философия.
Буддизм и современный мир. 42
Человек, следующий Дхарме, похож. 42
b
20---------- 47
1. Эстетическая сущность художественно-промышленного
конструирования. 47
2. Космоцентризм древнегреческой философии. Учение о
бытии и познании. Тождественность природы и общества, нравственных и правовых
норм. 47
b
21---------- 48
1. Древнекитайская философи.
Конфуцианство и даосизм. 49
b
22---------- 52
1. Природа и сущность
эстетического отношения человека и общества к миру. 52
2. Система и метод философии
Гегеля. Проблемы культуры и истории. 52
b
23---------- 53
1. Биологическое и социальное в человеке. 53
2. Возникновение и развитие философии марксизма. 54
b
24---------- 56
1. Рационализм и наука. 56
2. Метафизика всеединства Вл.Соловьева. 56
b
25---------- 57
1. Проблемы и перспективы современной цивилизации.
Человечество перед лицом глобальных проблем. 57
2. Р.Декарт. Рассуждения о методе (основные принципы
рационализма) 58
b
26---------- 59
1. Роль науки в развитии техники и высоких технологий. 59
2. Философия русского космизма (Н.Федоров,
В.Вернадский, К.Циолковский, и.Чижевский). 61
b
27---------- 61
1. Проблемы современного информационно-технического
общества. см. Книги. Вопрос болтологический. 61
2. Русский религиозно-философский
"ренессанс" (Н.Бердяев, С.Булгаков, Я.Флоренский, В.Розанов и др.). 63
Философия (дословно "любовь к
мудрости") - это наука (т.к. есть изучаемый предмет и методы изучения).
Сейчас у философии выделяют следующие функции: мировоззренческая,
обобщающе-научная, методологическая, тренировка "культуры мышления",
альтернатива религии (в философии отсутствуют обряды, ритуалы, в суе упомянуть
про Фен Ю Лань). Задачи и функции философии со временем менялись (античность -
объяснить мир, ср. века - обосновать главенство церкви, СССР- ... ну и т.д.),
но предмет оставался один, мир (в широком смысле). Роль философии в прошлом
(колыбель науки), сейчас (гимнастика для ума, заменитель религии).
<Проследить путь.> В свете нынешних тенденций философия
-"воспитатель" культуры. Культура (личная) - более широкое понятие
(мировоззрение, вкус, и т.п.). Путь через философию к культуре один из наиболее
простых. философии - первооснова (необходимая, но не достаточная) социальной
культуры, хотя вместо философии может. применены мифология или религия.
Про жизнь и учение Платона и Сократа см. билет 6.
"Апология Сократа" - литературное произведение Платона. По сути это
монолог Сократа на своем последнем суде. Сократ здесь представляется мудрым
праведным человеком, который пострадал за свою праведность. Рассказ имеет
следующую эмоциональную окраску: праведного человека за его праведность
приговорили к смерти (что, в общем, так и есть, т.к. Сократа судили за его
"учение", а не за прочее "Мирское деяние"), хотя он и
доказал свою не виновность, но его, все равно приговорили к смерти.
Краткий пересказ произведения (по логическим пунктам):
- После обвинительных речей Сократ признает, что
обвинитель говорили с мастерством "чуть было он сам в эти речи не
поверил", но все это ложь и я это докажу.
- Сократ извиняется за свой стиль речи, мол к другому
на базарах не привык, а переучиваться поздно.
- По сути есть два сорта обвинителей, те что клеветали
раньше, и те, что клевещут теперь. Сначала, защищусь от прошлых.
- По сути вся мудрость Сократа - это называть
незнанием то что не знает. И беды его от того, что он начиная говорить с
"мудрыми" людьми доказывал в результате споров, что этот чел. не
мудр.
- В подтверждение приводит притчу, в которой Сократа
назвали самым мудрым, и он начал выяснять а не мудры ли другие, так он говорил
с политиками, затем с представителями искусства, и с ремесленниками. В
результате пришел к выводу, что все они что-то знают лучше других и от того
думают, что они самые умные, но это не так и он им это доказал. За это его и не
любят.
- Молодые люди, которые слушают его, слушают по
собственной воли, денег не платят. Подражают Сократу в спорах, ставя себя мудрыми,
хотя на деле у них нет фил. учений, и чтоб прикрыть самих себя клевещут на
Сократа.
- Защита с прошлыми обвинителями закончена, начинается
защита от нынешних (от Мелита). Текст обвинения "Сократ преступает законы
тем, что портит молодежь, не признает богов, которых признает город, а признает
другие, новые божества."
- Сначала Сократ доказывает, что он не портит
молодежь, по крайней мере сознательно, => на суд его позвать не могут, он
может портить молодежь бессознательно (с чем он, тоже не согласен),по не
знанию, но за это увещевают, а не приговаривают к смерти.
- Далее доказывает, что он не может верить в другие
божества, не веря в богов.
- Считает не приемлемым для себя принимать свою жизнь
в расчет, т. к. благородный человек этого не делает (например, на поле брани).
Приводит пример из своей жизни, как он с риском для своей жизни (когда пребывал
на выборных должностях), отстаивал правду.
- Сократ для Афин, как овод для отъевшегося коня:
подгоняет, жалит, исправляет.
- Умолять судей он не будет, т.к. не должно это и
оскорбляет как просителя, так и просимого.
- Сократа признали виновным. Он рассуждает, что так и
должно быть, коль скоро на слушенее отведен всего один день, и рассеять
сложившиеся домыслы за такое время не возможно. В наказание он себе выбирает
почести, ну а если серьезно то заплатить он ни чего не может т.к. живет в
бедности, но его поручители (в том числе и Платон) советуют предложить 30 мин.
- Сократа приговорили к смерти. Он не огорчился, т.к.
гибнет правда, а не он. Пообщался со своими единомышленниками на несколько
отвлеченные темы. На прощание, перед смертью он сказал: "Но уже пора идти
отсюда, мне - чтобы умереть, вам - чтобы жить, а кто из нас идет на лучшее, это
никому не ведомо, кроме бога"
Функции философии (для этого вопроса важна
мировозренческая). Существует Религозное, философское, мифологическое
мировозрение. Исхолдя из этих мировозрений человек имеет специфику
духовно-практического освоения мира. Ну и далее в книги.
Возрождение - философ.и социолог.учения в
эпоху становления раннего буржуазного общ-ва (в основном в Италии) 14-17вв.
Официальной философией в эту эпоху оставалась схоластика, но возникновение
культуры гуманизма, значительные достижения в области естествознания привели к
тому, что философия перестала играть роль служанки богословия и перспектива ее
развития приобрела антисхоластическую направленность. Успехи географические, в
медицине, научная анатомия, возникновения символов в математике. сломлено
господство церкви (Декамерон, Гаргантюа, Эразм Роттердамский). Сначала
искусство и и Италии, затем везде. Особенности 1) отрицание книжной мудрости и
схоластики, словопрений и изучение самой природы ; 2) материалисты античности -
Демокрит, Эпикур; 3) тесная связь с естествознанием; 4) исследование проблем
человека.
Прежде всего возр. проявилась в этике.
Возобновление этических учений стоицизма (Петрарка) и эпикуризма (Валла),
направленных против христианской морали. Валла - этика Эпикура, стремление
всего живого к избеганию страданий. Душа есть единое и неделимое, е способности
есть ощущения, и это единственный источник познания. Наслаждение --- высшее
благо. На лично благе с троятся отношения людей в обществе. Добродетель есть не
только аскетичная (схоластика), но и светская - разумно пользоваться
богатством, брак. То есть попытка вывести нравственность из самой природы
человека.
Для В характерен взгляд на природу как на
разумное, одушевленное целое, подчиняющееся законам. Основа этого - пантеизм.
Натуралистический - Бруно- - одухотворение природы, наделение ее божественными
свойствами, растворение бога в природе (мировая душа, бесконечный разум). нет
бога над миром, а материя есть бог, живое и активное начало. Стихийная
диалектика, изменчивость земли. Человек есть часть природы, его любовь к
познанию бесконечного и сила разума возвышают его над миром.
Мистический - Кузанский - растворение природы
в боге. ог стоит выше противоположностей, которыми ограниченный рассудок
наделяет природу. в боге совпадают все противоположности - абсолютный мин и абс
макс, единичное и множественное и т.д. Несмотря на мистико-- идеалистическую
направленность, предвосхитил появление бесконечно малях, проблема
бесконечности, методология математических понятий для познания природы. ряд
диалектических идей - единство и борьба противоположностей и. т.д.
Наибольшую роль в философии эпохи возрождения
сыграли натурфилософские концепции (Бруно, Кордано, Парацельс),
свидетельствовавшие о крушении схоластических методов осмысления природы.
Наиболее важными результатами этого естественно- научного направления в
философии были:
1) методы экспериментально - математического
исследования природы; по Галилею, все явления можно свести к количественному
отношению. К истине приводят два метода: резолютивный (аналитический, разложить
явление на элементы) и композитивный (синтетический, осмысление явления в
целостности). Плюс эксперимент= научная методология. В нее вводится
количественный анализ, опытно-индуктивный и абстрактно-дедуктивный способ
исследования природы.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23
|