рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Шпора к канд. минимуму по философии

        Основные законы диалектики. Закон перехода количества в качество. Вещь есть то, чем она является благодаря качеству. количество есть внешняя для бытия определенность, дом есть дом, большой он или маленький. Прерывное скачкообразное развитие. Закон Взаимопроникновения противоположностей - идея саморазвития в единстве и борьбе противоположностей.

        Закон отрицания отрицания - развитие не только абс идеи, но и каждой отдельной вещи. Природа диалектического отрицания --- не тотальное отрицание, а сохранение положительного. Тут теория познания, разработка абсолютной и относительной истины. каждая ступень дает картину абсолютного, но неполную, незаконченную.

        Однако гег фил проникнута глубоким противоречием. Что же это за противоречие? Метод, разраб Г., направлен на бесконечность познания. Поскольку же объективной основой его явл абс дух, а целью - самопознание этого абс духа, постольку познание конечно, ограничено. То есть система познания, пройдя цикл познават ступеней, завершится последней ступенью - самопознание, реализацией которого явл сама фил Гегеля. Т.о., противор методом и системой Г. есть противоречие между конечным и бесконечным. Данное противор у Г. отнюдь не диалектично, ибо не явл источником дальнейшего развития. Фил Г оказалось обращенной в прошлое -- отражение пути, пройденного человечеством, при этом настоящее есть вершина, конечная ступень. К тому же нет диалектики материи --- нет ее развития во времени. так как это просто результат материализации идеи или ее отчуждения.

        Социальная философия. Подчеркивал роль орудий производства, экономических и социальных отношений, географии. История носит закономерный характер, в котором проявляется мировой разум. Люди, преследуя свои цели, осуществляют в  тоже время историческую необходимость, великие люди--- воплощение духа своего времени. смысл истории--- прогресс в сознании свободы.

        Различает гражданское общество и политическое государство. Гр общ --- сфера реализации частных целей. Три момента 1) система потребностей; 2) отправление правосудия; 3) полиция и кооперация. Для гр общ необходима не только частная собственность, но и защита ее со стороны закона, суда и полиции. Важна также гласность и публичность. Гр общ и государство соотносятся как рассудок и разум. Гр общ - внешнее государство, а подлинное гос --- разумно и есть основание гр общ Государство есть разделение властей  как его членов. Обосновывает наследственную конституционную монархию.

Билет №14

1. Проблема отчуждения. Исторические трансформации отчуждения.

Отчуждение--- процесс превращение деятельности человека и продуктов этой деятельности в самостоятельную, довлеющую над человеком силу. Следствие этого - фетишизация предметного мира. Субъект превращается в объект манипуляций, что появляется в апатии, атрофии гуманитарных ценностей. формы отчуждения: 1) опустошение и обеднение труженика в процессе труда; 2) отч условий деятельности от деятельности - противостояние условий труда (собственность на средствапроиз, управление, организация) - субъекту труда; 3) отч результатов деятельности от субъекта;4) отч теории от практики, что дает отклонения в сознании и поведении членов общества; 5) соц структур иинститутов от трудящихся -- бюрократическая машина.

           Отчужденный труд М рассм в 4 аспектах.

1.Рабоч использует матер, взятые у природы и получает в итоге нужные для жизни предметы, продукты труда. Ни исх материал, ни прод ему не принадлежат - они ему чужие. Чем больше р. работает, тем больше мир предм, не принадл ему. Природа делается для раб только средством труда, а предметы, кот создаются в производстве - средством жизни, физ существования. Раб полностью от них зависит.

2. Процесс труда для р принудителен. Но такой труд - это не удовлетвор потребности в труде, а только средство для удовлетвор др потребностей. Только вне труда р. распоряжается собой - т.е. свободен. Т.о он свободен только осущ. жизненные функции, общие у чел с животными. А труд – форма деят, специф для чел, для раб представляется унижением в себе человека.

3. Труд подневольный отнимает у чел его "родовую" жизнь. Род челов. жbвет в природе. Жизнь чел неразрывно связана с прир. Эта связь – деятельный контакт с прир, в кот главное - труд, производство: "...производственная жизнь и есть родовая жизнь". Но для раб труд - лишь средство для поддержания собственной жизни, а не рода. Р относится к прир и производству не как своб человек, а как рабочий, т.е отчужденно. Это изначит,что у раб отобраны и родовая жизнь и чел сущность.

4.Подневольный труд порождает отчужд между людьми. Раб чужды друг другу, поскольку они конкурируют за возм трудиться.

           Не только р. но и все люди являются отчужденными. Отнош между людьми тоже отчужденные и различия только в видах и уровнях отч. М указывает на сущ первичных и вторичных уровней отч. Почему же чел становится отчужденным?

            Отч труд равнозначен сущ частной собственности. Ч собств - основа экон жизни. На частнособственнической экономике держится вся история. Это значит, что эконом история - ключ к пониманию челов жизни как таковой. "Религия, семья, гос-во, право, мораль, наука, искусство... суть лишь особые виды производства и подчиняются его всеобщему закону". Жизнь людей в усл отчуждения калечит их, делает "частичными индивидами" или неразвитыми, недочелов существами. "Частная собств сделала нас настолько глупыми и односторонними, что какой-нибудь предмет явл нашим лишь когда мы обладаем им... когда мы им непосредственно владеем, едим его, пьем - употребляем... Поэтому на место всех физ и духовных чувств стало простое отчуждение всех этих чувств - чувство обладания".       Устранение отчуждения. Универсальный человек. Процесс, обратный отчуждению, - присвоение чел собственной подлинной сущности. М связывает его с общ преобразованиями, с освобождением кот в основе имеет уничтожение отчужд труда. Что будет , если чел начнет производить как человек, т.е. неподневольно.  В этом случае труд станет средством саморазвития человека, в реализацию человеком своих лучших сторон.

           Характеристика присвоения челов собственной сущности, или превращ труда из принуд в человеческий рассматр М по тем же параметрам, что и процесс отчуждения: 1. по присвоению предм труда и его результата 2. по освобождению самой деятельности 3.присв человеком труда общей родовой сущности 4.гармонизации отношений между людьми.                Здесь М создает грандиозную по своему пафосу картину челов, живущего в единстве с природой, преобразующего прир в соответствии с ее законами. Гармония с внешней прир осущ в деятельности, в кот человек реализует свои цели не по законам утилитарной пользы, а по зак красоты. Внутренняя прир чел также преобразуется. Вместо отчужденного недочеловека появляется человек, само природное развитие есть гармоничный р-т всей истории чел общества. В человеке начнут реализовываться способности, пока еще реализующиеся не у всех (музык ухо, художественно развитый глаз). - творческие способности.          Универсально развитый, жив в единстве и гармонии с внешней и внутренней природой чел - таков идеальный фил образ, рисующийся М в качестве ядра коммунист идеала. Уничтожение ч собственности необходимо, но недостаточно для присвоения людьми челов сущности.

ОТЧУЖДЕНИЕ — философская категория для обозначения общественного процесса, в границах кото­рого происходит превращение результатов и продуктов деятельности людей в независимую силу, становящую­ся выше своих творцов и подавляющую их. В концепци­ях немецкой философской классики 19 в. проблема О. увязывалась с трактовками человеческой деятельности в контексте таких ее ипостасей, как 'овещнение и оп­редмечивание". Гегель впервые в мировой философии отметил, что в основе О. лежит отчужденная деятельная сущность личности. Раб, согласно Гегелю, являлся ра­бом потому, что весь объем его деятельности был от­чужден господину. В концепции О. Маркса, осущест­вившего главным образом анализ явлений О. труда, бы­ла сделана попытка отделить О. человеческих сил от процессов их обобществления и объективации. Маркс рассматривал О. как присвоение одними людьми сил, средств и результатов деятельности других, т.е. О. трак­товалось как продукт определенных общественных от­ношений — отношений собственности. По Марксу, каж­дый человек отчужден от другого и от человеческой сущности тем больше, чем выше уровень эксплуатации труда в данном обществе. Впоследствии эта идея была вульгаризирована адептами марксизма-ленинизма, кото­рые сузили понимание собственности до объема еще не присвоенного вещественного богатства других, а пре­одоление О. стали связывать с ликвидацией института частной собственности посредством захвата власти люмпенизированными слоями населения. В общество­ведении и человековедении 20 в. на первый план в изу­чении проблем О. вышел вопрос о "машинизирован­ном", экстенсивном растрачивании человеческих и природных ресурсов. Создание интенсивных, ориентиро­ванных на качество жизни форм производства, экономи­ки, технологии, социальной организации подчеркнули как значение личностных форм бытия людей, их саморе­ализации и развития, так и важность преодоления "само­отчуждения" человека. Так, Хайдеггер полагал в качест­ве главной причины того, что бездомность и отчужден­ность становятся мировой судьбой, то обстоятельство, что человек познается (и потому существует) как "госпо­дин сущего", а не как "пастырь бытия". По Хайдеггеру, налицо тенденция, при которой чем более действителен создаваемый человеком мир, тем менее действительным становится сам человек. Происходит "растворение" че­ловека в мире, и на первый план выходит проблема акту­ализации потаенных, сокровенных горизонтов и возмож­ностей бытия людей. Отражая спонтанность как значи­мый по сей день фактор эволюции цивилизации наряду с естественным стремлением общества овладеть темпами и направленностью социальных изменений, концепции О. и самоотчуждения людей выступают своеобычным индикатором, философским "термометром" контролиру­емости и гуманности развития человека и его истории. Масштаб этой проблемы, безусловно, общепланетарен, ибо парциальных решений она не имеет

2.       Докритический период в творчестве И.Канта.

КАНТ (Kant) Иммануил (1724-1804) - немецкий философ и естествоиспытатель, с работ которого начинается немецкая трансцендентально-критическая философия. Вся жизнь К. была связана с городом Кенигсбергом, где он родился, закончил университет (1745), стал доцентом (1755-1770), профессором (1770-1796) и был похоронен. В интеллектуальной биографии К. традиционно различают два периода. Первый из них - "докритический" - охватывает время с 1776 - даты написания первой работы (трактат "Мысли об истинной оценке живых сил") - до конца 1770-х. В сочинениях этого периода еще не выработан характерный для последующего времени философского творчества К. принцип критики. В центре философских интересов К. этого времени вопросы философии природы и особенно космологии - происхождение и развитие солнечной системы, история Земли, перспективы ее развития и т.д. Сочинения этого периода (главным из них является "Всеобщая естественная история и теория неба", 1755) пронизаны гносеологическим оптимизмом, уверенностью в способность постигнуть то, что обычно представлялось недоступным познанию. Эпиграфом к творчеству этого периода могли бы стать слова самого же К.: "Дайте мне материю, и я построю из нее мир...".

В первый докритический период (до начала 70-х гг.) пытался решать филисофскую проблему - бытия, философию природы, религии, этики, логики исходя из убеждения, что философия разработана и обоснована как умозрительная наука (без обращения к опытным данным).

Развивал последовательную материалистическую концепцию саморазвития природы. Своими прямыми предшественниками он называл Демокрита и Эпикура. Рассмотрел новую, немеханическую картину вселенной. Все тела состоят из частиц (гр. - монад), которые обладают присущим им силами притяжения и отталкивания. На основе этих сил строится космогоническая теория происхождения планет и звезд.

Идея постоянного возникновения и уничтожения материи критического отношение к формальной логике, отрицавшей противоречия, если реальный мир ими полон. Разработал идею о замедлении суточного вращения Земли в результате приливов.

Вершина его  докритической ф. - космогопическая гипотеза. Многие современные астрофизики считают, что она вполне удовл. Объясняет процесс возникновения миров во Вселенной. Создавая ее он исп. Теорию Космических Вихрей Декарта.

Основные этапы космогопической гипотезы:

q       В первоначальном состоянии В. представляла собой туманность - огромн. Облако хаотически рассеянных материальных частиц.

q       Под влиянием силы притяжения н без к -л. божественною первотолчка частицы движутся друг к другу. Вследствии чего вокруг элементов с большой плотностью образуются сгустки материи.

q       Под влиянием силы отталкивания элементы элементы стремятся к точкам притяжения отклоняют друг друга прямолинейного движения. которое преобразуется в круговое движение около центра притяжения.

q       В  результате вихревого движения частиц Вселенная образует систему движущихся в одном направлении космических тел вокруг центрального космического тела.

q       Спиральная форма солнечн. системы подтверждает теорию К.

На этом этапе завершается восхождение космической эволюции, которая через некоторое время становится  нисходящей:


q       В результате замедления, с течением времени, вращение миров вокруг центрального тела замедляется все они попадают на него.

q       Увеличение горючей массы вызывает такой жар, что вся материя испаряется, и Вселенная снова превращается в туманность. После чего зарождение миров возобновляется.

Природу К. сравнивал с птицей Феникс, которая  лишь затем сжигает себя, чтобы вновь вернуться новой из своего пепла.

центром Вселенной К. ошибочно считал - звезду Сириус.

Существуют противоречивые мнения относительно того был ли К. атеистом? У него встречается предположение - что бог создал первичную материю; из которой естественным путем возникают миры. Ряд исследователей считает, что со стороны К. это была цензурная хитрость чтобы избежать обвинения в безбожии и не быть уволенным из университета.


b 15----------

1. Научные истины и социокультурные ценности. Идеология и социальная обусловленность знания.

Наука как социальный институт, система воспроизводства

знаний, система знаний и особая область культуры.



Истина - знание, содерж. которого не зависит ни от субъекта, ни от человечества. Истины объективны по содержанию и субъективны по форме (пример костра-света, при этом упоминуть о относительности вещей-МАТРИЦА). Идеалисты как признают постигаемость истины, так и не признают, материалисты признают.

Наука (опред. не точно) - система знаний, форма деятельности, выявляющая св-ва и хар-ки материи (и духа, но пока до этого не дошли). =>Н. истина - объективно существующие св-ва материи.

Социокультурные ценности - человечество придумало себе само (правда, исходя из социальных, предпосылок, напр. долг, самопожертвование). Это красота, искуство и пр. (поразмышлять)

Идеология знаний, на мой взгляд, отсутствует. Вся идеология науч. школы исходит от людей, а не от науки. Наука констатирует факты бытия, а не трактует отношение к ним. (развить)

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.