Д. – учение о наиб. общих з-нах разв-я природы, обшества и мышления.
Диалектика изначально выступила в качестве ср-ва развития познания. Диалекич.
подход касается прежде всего тех областей духовной жизни, кот. по своей природе
тяготеют к изменению, углублению вырабатываемых представлений о
действительности. Т.е. Д. предст. собой учение, кот. пытается понять хар-р
протекающих изм-й в природе. Анализируя данные, кот накоплены в разных науках
Д утверждает и показывает что мир нах-ся в состоянии пост-го изменения. Эти
изменения в целом хар-ся развитием мира. В рамках этого развития м. сущ-ть и
противоп. проц. – регресс и станация, но они явл-ся частным случаемразвития в
целом.
1. Принцип всесторонности. – чтобы познать предмет, надо охватить все его
стороны, связи и опосредования. Этот принцип вытекает из абстрактного представления
о всеобщих связях предмета познания, и на первый взгляд представляетя
естесств-ым и очевидным. Значение этого принципа ярко проявл. в эксперимент-х
исслед-ях.
2. Принцип историзма – брать предмет в его развитии, изменении, т.е.
рассматривать предмет в его изменении, «самодвижении», т.е. Существовании во
времени. Он также как и принц. всесторонности предст-т собой синтез
содержания мыслительных форм, но он касается одного и того же предмета иысли,
рассматрив-го во временной послед-ти своих состояний, т.е. в изм-нии и развитии.
3. Связь с практикой – прежде всего с преобразовательной деят-тью общ-ва,
но не всякая деят-ть, измен-щая внеш. среду м.б. названа практикой. В ходе
практики выраб-ся, накап-ся совокупный общественный опыт, кот явл основанием
историч прогресса. Запечатлеваясь в рез-х труда, практич деят-ть изменяет
предметный мир ч-ка и спос-ет изменению сложившейся формы общ-х отношений.
Практика явл-ся наиболее акт. компонентом рефлек-го познания. Все принципы
диалектики неразрывно связаны и допол-ют др др.
Нельзя говорить сколько принципов диал. и явл-ся ли названное число
окончательным. Диалектика – рефлек-я деят-ть выведенная на уровень
мысли.
Основные правила формальной логики, освобожденные от тех условий, кот
делают их формальными:
1. З-н тождества – в ходе рассуждений предмет мысли должен оставаться
неизмененным (а=а) 2.З-н непротиворечия – два исключающих др др суждения о
предмете рассматриваемом в одно и то же время и в одном и том же отношении не
могут быть одновременно истинными. 3.З-н исключенного третьего – из 2-х
противоречащих суждений – одно истинно, а др. ложно, и наоборот. 4. З-н
достаточного основания – каждое суждение претендующее на истину д.б. доказано.
|
|
4. Основной вопрос философии.
Есть вопрос об отношении мышления к бытию, что является первичным: дух
или природа.
Позиция, согласно кот. мир объединяется исходя из духа, сознания,
получила название идеализма (часто пересекается с религией). Материализм – в
основе миропонимания природа, материя, объективная реальность. Все
философские течения зачислены либо «по ведомству» материализма, либо
идеализма, либо представляют собой соединение того и др. О.в.ф. будет
вставать, пока существует мир и познающий его человек. Философы не ставят
вопроса – что первично, что вторично, а решают его применительно к конкретным
задачам познания. Материализм и идеализм не обосновываются и не опровергаются
логическими средствами. Они принимаются в качестве оснований.
Ф. Шлегель – «все, что мы знаем о фил-ии можно разделить на 5
основ-х видов: эмпиризм, материализм, скептицизм, пантеизм, идеализм.»
Эмпиризм – все выводит из опыта (чувственные впечатления); Материализм –
принимает материю как источник всех вешей; Скептицизм – отрицает всякое
знание, всякую философию; Пантеизм – объявляет все вещи одним и тем же
(а=а); Идеализм – все выводит из духа и все подчиняет духу. Особенности
о.в.ф.:
1. Решение о.в.ф. содержится уже в самом факте или процессе
исследования, т.е. в той или иной позиции автора, его концепции или системе,
хотя сама формулировка вопроса м/явно и не фиксироваться.
2-я принципиальная особенность о.в.ф.: собственно философская
проблематика содержится не в самом нем, а в способах его решения, имеющих конкретно-исторический
хар-р и определяемый уровнем материального и духовного развития общества.
3-я особенность состоит в том, что исходные посылки 2х основных
философских направлений материализма и идеализма, не обосновываются и не
опровергаются логическими средствами. Они принимаются в качестве оснований, отталкиваясь
от кот-х философ более или менее последовательно проводит избранную им линию.
Ф. Энгельс сказал что вопрос об отношении духа к материи, мышления к бытию
есть великий, основной вопрос всей философии. Рассматривая о.в.ф. в
историческом плане мы отчетливо прослеживаем его важнейшие особенности,
отличные от тех которые характерны для основных вопросов конкретных наук.
Основной вопрос философии фиксирует онтологические и гносеологические
отношения материи и сознания, без которого не может сущ-ть ни одна фил
концепция. Другие проблемы типа эстетич. или этич. потому и называются фил,
что могут быть рассмотрены через призму гносеологии и онтологии.
|
27. Свобода человека и проблема человеческого
отчуждения.
Личность – человеческий индивид в аспекте его социальных качеств,
формирующихся в процессе исторически конкретных видов деятельности. Личность
формир в процессе деятельности, общения. Иначе говоря, формир ее в сущности
есть процесс социализации индивида. Этот проц требует от чел продуктивной
активности, выраж. в постоянной корректировке своих действий, поведений,
поступков. Это вызывает необходимость развития способности самооценки, что
связано с развитием самосознания. Самосознание и самооценка в совокупности
образуют тот основной стержень личности, вокруг кот складывается неповторимая
специфика личности. При этом только в деятельности индивид выступает и
самоутверждается как личность, иначе он остается вещью в себе. Чел может
строить любые иллюзии на свой счет, но то, чем он является в
действительности, может быть обнаружено только в деле. И именно по нему
другие люди могут оценить его личность. Соц-деятельная сущность лежит в
основе социализации инд, в процессе которого и формируется личность.
Личность есть совок трех ее основных составляющих: биогенетических задатков,
воздействия соц факторов и ее психосоциального ядра ч - "Я". Это Я
определяет характер психики чел, сферу мотивации, способ соотнесения своих
интересов с общественными, уровень притязаний, основу формирования убеждений,
ценностных ориентаций, мировоззрения. Оно же явл основой формир соц чувств
человека: собств достоинства, долга, ответственности, совести,
справедливости... Субъективно, для индивида, личность выступает как образ его
Я - он то и служит основой внутр самооценки и представляет собой то, каким
индивид видит себя в настоящем, будущем, каким он хотел бы быть. Человек как
личность есть процесс, требующий неустанной душевной работы. Главным
результирующим свойством личности явл мировоззрение. Человек вопрошает себя:
кто я? зачем я? в чем смысл моей жизни? Только выработав то или иное
мировоззр, личность, самоопределяясь в жизни, получает возможность осознано,
целенаправленно действовать, реализуя свою сущность.(самореализация).
Лишение индивида общения и возможности выбора отриц сказ на развитии
личности. Еще страшнее навязывание чужой воли. Человек, полностью подчиненный
другому уже не есть личность. Свобода есть неотъемлемые атрибуты личности.
Люди обладают знач свободой в определении целей своей деятельности, средств
для достиж этой цели. Свобода следовательно не абсолютна и претворяется в
жизнь как осущ возможности путем выбора определенной цели и плана действий.
Жизнь прекрасна сама по себе. Уже сознание этого наполняет нашу жизнь
смыслом. Радость, надежда, любовь, совесть, мужество, добро, верность в
дружбе, уважение к старшим, способность бороться с собственными недостатками
и пороками... Все эти духовные ценности наполняют нашу жизнь смыслом, выступая
в совокупности. Главные духовные факторы, придающие жизни высокий смысл:
Свобода побуждает нас к борьбе, при необходимости, к отказу от всех
человеческих радостей и наслаждений. Свобода даже через страдания, риск,
потери и поражения - делает нашу жизнь прекрасной. Только свободный
человек может делать выбор. Творчество, созидание в условиях свободы: Счастье
заключается не в самом состоянии счастья, а в его достижении. Деятельная,
творческая жизнь всегда была свободная, всегда счастливая, всегда полна
смысла. Каждый человек ищет в жизни что - то главное, решающее, великое, что
освещает его жизнь. Каждый человек живет ради чего-то большего, чем
собственная жизнь, в конечном счете- ради других людей.
Жизнь обретшая смысл не страшится смерти.
Свобода личности:
В истории общественной мысли свобода традиционно рассматривалась в ее
соотношении с необходимостью. Сама же необходимость воспринималась, как
правило, в виде судьбы, рока, повелевающих поступками человека и отрицающих
свободу его воли. Противопоставление понятий “свобода” и “необходимостью” как
философских антиномий, отрицание или подмена одного из них другим были камнем
преткновения для мыслителей, так и не находивших удовлетворительного решения
проблемы. Философское решение проблемы свободы и необходимости, их
соотношения в деятельности и поведении личности имеет огромное практическое
значение. Для философов, α считали первичной сущность, свобода была лишь
конкретным воплощением необходимости со случайными отклонениями от нее. Для
считавших первичным существование: свобода – первичная реальность
человеческой жизни, в то время как необходимость – абстрактное понятие.
. Человеческое отчуждение. В широком понимании отчуждение есть социальный
процесс, в кот рез-ты деят-ти ч-ка превращ-ся в самост-ую господствующую над
ним и враждебную ему силу. Это явление связано с общественным разделением
труда и возник-ем частной собственности, последствия этого – гос-во как
аппарат насилия одного класса над др., социал. неравенство и эксплуатация,
абсолютизация духовных сил ч-ка и превращение их в сверхестест-е (религия и
идеализм), такое развитие науки и техники, когда они обращаются против ч-ка.
Отчуждение есть побочный продукт процесса овеществления человеком своих сил и
способностей, что в усл-х разделения труда и складывающихся на этой основе
соц отношений приводит к отчуждаемости отношений, что отраж-ся в сознании
индивида и обществ-й психологии. Это выражается в разрыве м/уожиданиями ч-ка
и нормами, кот предписываются ему соц стр-рой, восприятие этих форм как
чуждых лич-ти, чувством изоляции, одиночества. Все это предполагает нарушение
норм соц-го поведения.
Феномен отчуждения прослеживается во всей истории чел-ва (кроме м.б.
родового общ-ва): К.Маркс показал, что условия труда отчуж-ся от самого
труда и противопоставляется рабочему в кач-ве капитала и поэтому рабочий
занятый в проц труда одностор образом выходит из него обедненным и
опустошенным. Рез-ты труда также отчуж-ся от наемного рабочего. Т.о. формы
отчуждения: 1опустошение и обеднение труженика в процессе труда; 2отч условий
деятельности от деятельности - противостояние условий труда (собственность на
средства произ, управление, организация) – субъекту труда; 3отч результатов
деятельности от субъекта; 4отч теории от практики, что дает отклонения в сознании
и поведении членов общества; 5соц структур и институтов от трудящихся –
бюрократическая машина. Не только р. но и все люди являются отчужденными.
Отнош между людьми тоже отчужденные и различия только в видах и уровнях отч.
М указывает на сущ первичных и вторичных уровней отч.
Устранение отчуждения. Универсальный человек. Процесс, обратный отчуждению,
- присвоение чел собственной подлинной сущности. М связывает его с общ
преобразованиями, с освобождением кот в основе имеет уничтожение отчужд
труда. Что будет , если чел начнет производить как человек, т.е. не
подневольно. В этом случае труд станет средством саморазвития человека, в
реализацию человеком своих лучших сторон. Характеристика присвоения челов
собственной сущности, или превращ труда из принуд в человеческий рассматр М
по тем же параметрам, что и процесс отчуждения: 1. по присвоению предм труда
и его результата 2. По освобождению самой деятельности 3.присв человеком
труда общей родовой сущности 4.гармонизации отношений между людьми. Здесь М
создает грандиозную по своему пафосу картину челов, живущего в единстве с
природой, преобразующего прир в соответствии с ее законами. Гармония с
внешней прир осущ в деятельности, в кот человек реализует свои цели не по
законам утилитарной пользы, а по зак красоты. Внутренняя прир чел также
преобразуется. Вместо отчужденного недочеловека появляется человек, само
природное развитие есть гармоничный р-т всей истории чел общества. В человеке
начнут реализовываться способности, пока еще реализующиеся не у всех (музык
ухо, художественно развитый глаз). - творческие способности.
Универсально развитый, жив в единстве и гармонии с внешней и
внутренней природой чел - таков идеальный фил образ, рисующийся М в качестве
ядра коммунист идеала. Уничтожение ч собственности необходимо, но
недостаточно для присвоения людьми челов сущности.
|
|
9. Раздражимость как форма приспособления организмов
к среде. Между живой и
неживой природой нет непроходимей пропасти. Присущее неживой материи свойство
отражения при определенных, исторически складывающихся естественных условиях
порождает отражение в живой природе — биологическую форму отражения.
Механизмом отражения здесь выступает раздражимость – комплекс биохимических
реакций, направленных на приспособление к среде обитания. Ее разновидностями
выступают: раздражимость, чувствительность, элементарная психика высших
животных. Отражение в живой природе связано с качественно новым способом
существования биоорганизмов — приспособительной жизнедеятельностью.
Приспособление живых существ к среде непосредственно связано с сущностью
жизни. В этом процессе и развивается механизм отражения — постепенно
появляется нервная система, начиная от ее простейших зачатков до развитого
головного мозга позвоночных. Раздражимость — есть биологическое отражение.
Она имеется уже у растений. Раздражимость — это реакция живых организмов на
благоприятные и неблагоприятные условия среды, вызывающая активность.
Растения реагируют на движение Солнца. Более высокой разновидностью
биологического отражения является чувствительность, то есть способность
отражать отдельные свойства вещей в виде ощущений. Этим формам биологического
отражения присуща активность и целесообразность. Растения, простейшие
организмы, исходя из потребности самосохранения, целесообразно реагируют, т.
е, отражают биологически важные условия среды. Например, хватательный рефлекс
у простейших действует лишь при появлении тех жучков и паучков, которыми они
питаются: на остальные раздражители они никак не реагируют. У животных
появляются способности, которые они активно используют при добыче пищи. На
основе этого происходит дальнейшее развитие биологической формы отражения –
появляются зачатки психической формы отражения. В
результате организм начинает воспроизводить приспособительные реакции при
первом же сигнале, информирующем о наступлении условий, сформировавших
данный биохимический комплекс [1]. Так, после активной жизни в
весенне-летний период растения начинают готовиться к зиме. Сигналом для них
становится снижение солнечной активности, сокращение светового дня, первые
признаки похолодания и т.д. Деревья сбрасывают листву, и циркуляция влаги в
клетках ограничивается до предела. Обменные процессы свертываются, организм
впадает в спасительный анабиоз. Таким образом, внешние воздействия, имеющие жизненное
значение, как бы вплетаются в физиологическую ткань организма. Поскольку
ведущую роль в формировании приспособительных механизмов играет фактор
времени, каждый организм представляет собой как бы "свернутый"
временной аналог своей среды, ее специфическую форму. Отсюда, в частности,
проистекает "привязанность" организма к своему месту, его довольно
жесткая локализация.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|