рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Шпора по философии, кандидатский минимум

Д. – учение о наиб. общих з-нах разв-я природы, обшества и мышления. Диалектика изначально выступила в качестве ср-ва развития познания. Диалекич. подход касается прежде всего тех областей духовной жизни, кот. по своей природе тяготеют к изменению, углублению вырабатываемых представлений о действительности. Т.е. Д. предст. собой учение, кот. пытается понять хар-р протекающих изм-й в природе. Анализируя данные, кот накоплены в разных науках Д утверждает и показывает что мир нах-ся в состоянии пост-го изменения. Эти изменения в целом хар-ся развитием мира. В рамках этого развития м. сущ-ть и противоп. проц. – регресс и станация, но они явл-ся частным случаемразвития в целом.

1. Принцип всесторонности. – чтобы познать предмет, надо охватить все его стороны, связи и опосредования. Этот принцип вытекает из абстрактного представления о всеобщих связях предмета познания, и на  первый взгляд представляетя естесств-ым и очевидным. Значение этого принципа ярко проявл. в эксперимент-х исслед-ях.

2. Принцип историзма – брать предмет в его развитии, изменении, т.е. рассматривать предмет в его изменении, «самодвижении», т.е. Существовании во времени. Он также как и принц. всесторонности предст-т собой синтез содержания мыслительных форм, но он касается одного и того же предмета иысли, рассматрив-го во временной послед-ти своих состояний, т.е. в изм-нии и развитии.

3. Связь с практикой – прежде всего с преобразовательной деят-тью общ-ва, но не всякая деят-ть, измен-щая внеш. среду м.б. названа практикой. В ходе практики выраб-ся, накап-ся совокупный общественный опыт, кот явл основанием историч прогресса. Запечатлеваясь в рез-х труда, практич деят-ть изменяет предметный мир ч-ка и спос-ет изменению сложившейся формы общ-х отношений. Практика явл-ся наиболее акт. компонентом рефлек-го познания. Все принципы диалектики неразрывно связаны и допол-ют др др.

Нельзя говорить сколько принципов диал. и явл-ся ли названное число окончательным. Диалектика – рефлек-я деят-ть выведенная на уровень мысли.

Основные правила формальной логики, освобожденные от тех условий, кот делают их формальными:

1. З-н тождества – в ходе рассуждений предмет мысли должен оставаться неизмененным (а=а) 2.З-н непротиворечия – два исключающих др др суждения о предмете рассматриваемом в одно и то же время и в одном и том же отношении не могут быть одновременно истинными. 3.З-н исключенного третьего – из 2-х противоречащих суждений – одно истинно, а др. ложно, и наоборот. 4. З-н достаточного основания – каждое суждение претендующее на истину д.б. доказано.

 

4. Основной вопрос философии.

Есть вопрос об отношении мышления к бытию, что является первичным: дух или природа.

   Позиция, согласно кот. мир объединяется исходя из духа, сознания, получила название идеализма (часто пересекается с религией). Материализм – в основе миропонимания природа, материя, объективная реальность.  Все философские течения зачислены либо «по ведомству» материализма, либо идеализма, либо представляют собой соединение того и др. О.в.ф. будет вставать, пока существует мир и познающий его человек. Философы не ставят вопроса – что первично, что вторично, а решают его применительно к конкретным задачам познания. Материализм и идеализм не обосновываются и не опровергаются логическими средствами. Они принимаются в качестве оснований.

   Ф. Шлегель – «все, что мы знаем о фил-ии можно разделить на 5 основ-х видов: эмпиризм, материализм, скептицизм, пантеизм, идеализм.»    Эмпиризм – все выводит из опыта (чувственные впечатления);    Материализм – принимает материю как источник всех вешей;    Скептицизм – отрицает всякое знание, всякую философию;    Пантеизм – объявляет все вещи одним и тем же (а=а);    Идеализм – все выводит из духа и все подчиняет духу.   Особенности о.в.ф.:

1. Решение о.в.ф. содержится уже в самом факте или процессе исследования, т.е. в той или иной позиции автора, его концепции или системе, хотя сама формулировка вопроса м/явно и не фиксироваться.

  2-я принципиальная особенность о.в.ф.: собственно философская проблематика содержится не в самом нем, а в способах его решения, имеющих конкретно-исторический хар-р и определяемый уровнем материального и духовного развития общества.

  3-я особенность состоит в том, что исходные посылки 2х основных философских направлений материализма и идеализма, не обосновываются и не опровергаются логическими средствами. Они принимаются в качестве оснований, отталкиваясь от кот-х философ более или менее последовательно проводит избранную им линию.

Ф. Энгельс сказал что вопрос об отношении духа к материи, мышления к бытию есть великий, основной вопрос всей философии. Рассматривая о.в.ф. в историческом плане мы отчетливо прослеживаем его важнейшие особенности, отличные от тех которые характерны для основных вопросов конкретных наук.

Основной вопрос философии фиксирует онтологические и гносеологические отношения материи и сознания, без которого не может сущ-ть ни одна фил концепция. Другие проблемы типа эстетич. или этич. потому и называются фил, что могут быть рассмотрены через призму гносеологии и онтологии.

27. Свобода человека и проблема человеческого отчуждения.

Личность – человеческий индивид в аспекте его социальных качеств, формирующихся в процессе исторически конкретных видов деятельности. Личность формир в процессе деятельности, общения. Иначе говоря, формир ее в сущности есть процесс социализации индивида. Этот проц требует от чел продуктивной активности, выраж. в постоянной корректировке своих действий, поведений, поступков. Это вызывает необходимость развития способности самооценки, что связано с развитием самосознания. Самосознание и самооценка в совокупности образуют тот основной стержень личности, вокруг кот складывается неповторимая специфика личности. При этом только в деятельности индивид выступает и самоутверждается как личность, иначе он остается вещью в себе. Чел может строить любые иллюзии на свой счет, но то, чем он является в действительности, может быть обнаружено только в деле. И именно по нему другие люди могут оценить его личность. Соц-деятельная сущность лежит в основе социализации инд, в процессе которого и формируется личность.  Личность есть совок трех ее основных составляющих: биогенетических задатков, воздействия соц факторов и ее психосоциального ядра ч - "Я". Это Я определяет характер психики чел, сферу мотивации, способ соотнесения своих интересов с общественными, уровень притязаний, основу формирования убеждений, ценностных ориентаций, мировоззрения. Оно же явл основой формир соц чувств человека: собств достоинства, долга, ответственности, совести, справедливости... Субъективно, для индивида, личность выступает как образ его Я - он то и служит основой внутр самооценки и представляет собой то, каким индивид видит себя в настоящем, будущем, каким он хотел бы быть. Человек как личность есть процесс, требующий неустанной душевной работы.   Главным результирующим свойством личности явл мировоззрение. Человек вопрошает себя: кто я? зачем я? в чем смысл моей жизни? Только выработав то или иное мировоззр, личность, самоопределяясь в жизни, получает возможность осознано, целенаправленно действовать, реализуя свою сущность.(самореализация).

Лишение индивида общения и возможности выбора отриц сказ на развитии личности. Еще страшнее навязывание чужой воли. Человек, полностью подчиненный другому уже не есть личность. Свобода есть неотъемлемые атрибуты личности.  Люди обладают знач свободой в определении целей своей деятельности, средств для достиж этой цели. Свобода следовательно не абсолютна и претворяется в жизнь как осущ возможности путем выбора определенной цели и плана действий.  Жизнь прекрасна сама по себе. Уже сознание этого наполняет нашу жизнь смыслом. Радость, надежда, любовь, совесть, мужество, добро, верность в дружбе, уважение к старшим, способность бороться с собственными недостатками и пороками... Все эти духовные ценности наполняют нашу жизнь смыслом, выступая в совокупности. Главные духовные факторы, придающие жизни высокий смысл: Свобода побуждает нас к борьбе, при необходимости, к отказу от всех человеческих радостей и наслаждений. Свобода даже через страдания, риск, потери и поражения - делает нашу жизнь прекрасной. Только свободный человек может делать выбор. Творчество, созидание в условиях свободы: Счастье заключается не в самом состоянии счастья, а в его достижении. Деятельная, творческая жизнь всегда была свободная, всегда счастливая, всегда полна смысла. Каждый человек ищет в жизни что - то главное, решающее, великое, что освещает его жизнь. Каждый человек живет ради чего-то большего, чем собственная жизнь, в конечном счете- ради других людей.

Жизнь обретшая смысл не страшится смерти.

Свобода личности:

В истории общественной мысли свобода традиционно рассматривалась в ее соотношении с необходимостью. Сама же необходимость воспринималась, как правило, в виде судьбы, рока, повелевающих поступками человека и отрицающих свободу его воли. Противопоставление понятий “свобода” и “необходимостью” как философских антиномий, отрицание или подмена одного из них другим были камнем преткновения для мыслителей, так и не находивших удовлетворительного решения проблемы. Философское решение проблемы свободы и необходимости, их соотношения в деятельности и поведении личности имеет огромное практическое значение. Для философов, α считали первичной сущность, свобода была лишь конкретным воплощением необходимости со случайными отклонениями от нее. Для считавших первичным существование: свобода – первичная реальность человеческой жизни, в то время как необходимость – абстрактное понятие.

. Человеческое отчуждение.  В широком понимании отчуждение есть социальный процесс, в кот рез-ты деят-ти ч-ка превращ-ся в самост-ую господствующую над ним и враждебную ему силу. Это явление связано с общественным разделением труда и возник-ем частной собственности, последствия этого – гос-во как аппарат насилия одного класса над др., социал. неравенство и эксплуатация, абсолютизация духовных сил ч-ка и превращение их в сверхестест-е (религия и идеализм), такое развитие науки и техники, когда они обращаются против ч-ка.  Отчуждение есть побочный продукт процесса овеществления человеком своих сил и способностей, что в усл-х разделения труда и складывающихся на этой основе соц отношений приводит к отчуждаемости отношений, что отраж-ся в сознании индивида и обществ-й психологии. Это выражается в разрыве м/уожиданиями ч-ка и нормами, кот предписываются ему соц стр-рой, восприятие этих форм как чуждых лич-ти, чувством изоляции, одиночества. Все это предполагает нарушение норм соц-го поведения.

Феномен отчуждения прослеживается во всей истории чел-ва (кроме м.б. родового общ-ва):  К.Маркс показал, что условия труда отчуж-ся от самого труда и противопоставляется рабочему в кач-ве капитала и поэтому рабочий занятый в проц труда одностор образом выходит из него обедненным и опустошенным. Рез-ты труда также отчуж-ся от наемного рабочего.  Т.о. формы отчуждения: 1опустошение и обеднение труженика в процессе труда; 2отч условий деятельности от деятельности - противостояние условий труда (собственность на средства произ, управление, организация) – субъекту труда; 3отч результатов деятельности от субъекта; 4отч теории от практики, что дает отклонения в сознании и поведении членов общества; 5соц структур и институтов от трудящихся – бюрократическая машина. Не только р. но и все люди являются отчужденными. Отнош между людьми тоже отчужденные и различия только в видах и уровнях отч. М указывает на сущ первичных и вторичных уровней отч.

Устранение отчуждения. Универсальный человек. Процесс, обратный отчуждению, - присвоение чел собственной подлинной сущности. М связывает его с общ преобразованиями, с освобождением кот в основе имеет уничтожение отчужд труда. Что будет , если чел начнет производить как человек, т.е. не подневольно. В этом случае труд станет средством саморазвития человека, в реализацию человеком своих лучших сторон.  Характеристика присвоения челов собственной сущности, или превращ труда из принуд в человеческий рассматр М по тем же параметрам, что и процесс отчуждения: 1. по присвоению предм труда и его результата 2. По освобождению самой деятельности 3.присв человеком труда общей родовой сущности 4.гармонизации отношений между людьми.  Здесь М создает грандиозную по своему пафосу картину челов, живущего в единстве с природой, преобразующего прир в соответствии с ее законами. Гармония с внешней прир осущ в деятельности, в кот человек реализует свои цели не по законам утилитарной пользы, а по зак красоты. Внутренняя прир чел также преобразуется. Вместо отчужденного недочеловека появляется человек, само природное развитие есть гармоничный р-т всей истории чел общества. В человеке начнут реализовываться способности, пока еще реализующиеся не у всех (музык ухо, художественно развитый глаз). - творческие способности.

 Универсально развитый, жив в единстве и гармонии с внешней и внутренней природой чел - таков идеальный фил образ, рисующийся М в качестве ядра коммунист идеала. Уничтожение ч собственности необходимо, но недостаточно для присвоения людьми челов сущности.



9. Раздражимость как  форма приспособления организмов к среде. Между живой и неживой природой нет непроходимей пропасти. Присущее неживой материи свойство отражения при определенных, исторически складывающихся естественных условиях порождает отражение в живой природе — биологическую форму отражения. Механизмом отражения здесь выступает раздражимость – комплекс биохимических реакций, направленных на приспособление к среде обитания. Ее разновидностями выступают: раздражимость, чувствительность, элементарная психика высших животных. Отражение в живой природе связано с качественно новым способом существования биоорганизмов — приспособительной жизнедеятельностью. Приспособление живых существ к среде непосредственно связано с сущностью жизни. В этом процессе и развивается механизм отражения — постепенно появляется нервная система, начиная от ее простейших зачатков до развитого головного мозга позвоночных. Раздражимость — есть биологическое отражение. Она имеется уже у растений. Раздражимость — это реакция живых организмов на благоприятные и неблагоприятные условия среды, вызывающая активность. Растения реагируют на движение Солнца. Более высокой разновидностью биологического отражения является чувствительность, то есть способность отражать отдельные свойства вещей в виде ощущений. Этим формам биологического отражения присуща активность и целесообразность. Растения, простейшие организмы, исходя из потребности самосохранения, целесообразно реагируют, т. е, отражают биологически важные условия среды. Например, хватательный рефлекс у простейших действует лишь при появлении тех жучков и паучков, которыми они питаются: на остальные раздражители они никак не реагируют. У животных появляются способности, которые они активно используют при добыче пищи. На основе этого происходит дальнейшее развитие биологической формы отражения – появляются зачатки психической формы отражения. В результате организм начинает воспроизводить приспособительные реакции при первом же сигнале, ин­формирующем о наступлении условий, сформировавших данный биохи­мический комплекс [1]. Так, после активной жизни в весенне-летний период растения начинают готовиться к зиме. Сигналом для них становится сни­жение солнечной активности, сокращение светового дня, первые признаки похолодания и т.д. Деревья сбрасывают листву, и циркуляция влаги в клетках ограничивается до предела. Обменные процессы свертываются, организм впадает в спасительный анабиоз. Таким образом, внешние воз­действия, имеющие жизненное значение, как бы вплетаются в физиологи­ческую ткань организма. Поскольку ведущую роль в формировании при­способительных механизмов играет фактор времени, каждый организм представляет собой как бы "свернутый" временной аналог своей среды, ее специфическую форму. Отсюда, в частности, проистекает "привязанность" организма к своему месту, его довольно жесткая локализация.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.