рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Шпора по философии, кандидатский минимум

Действительно, если спросить у человека, что такое магия или астрология, то ответом скорее всего будет: «заманчивый обман, развлечение. Может, что-то в этом и есть, но кругом одни шарлатаны». Даже в наше время общепризнанным является факт, что Солнце и планеты оказывают влияние и на людей, и на природу. Земля неразрывно связана с космосом. Философы и астрологи Греции считали, что Вселенная и человек едины, связаны друг с другом. Корни подобного восприятия идут еще из древности, из того способа осмысления мира, который был присущ нашим предкам.

Столкнувшись один на один с природой, человек увидел в ней много непонятного и загадочного, и это непонятное надо было уложить в сформировавшуюся картину мира. Те явления, которые человек не мог объяснить, он списал на магические, недоступные его разумению силы. И память об этих силах заложена в наших генах, она пронесена из поколения в поколение в обрядах, рассказах, сказках, легендах. Она находится в нашем подсознании, откуда выходит в критические моменты нашей жизни. Когда кажется, что ничто не способно помочь, память выталкивает нам воспоминания о силах и обрядах, могущих вызвать их. 

И магия и астрология являются формами познаний, просто эти формы отличны от научных. Тем не менее, от древности до нашего времени, из века в век, люди обращались и продолжают обращаться к силам, которые находятся вне их понимая, к силам, которые, как люди верят, могут оказать влияние на их судьбу.

ИНТУИЦИЯ - способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без обоснования с помощью доказательств; способность непосредственно, как бы “внезапно”, не прибегая к опосредствованному развернутому умозаключению, находить, открывать истин



14. Объяснение  в научном познание. Научное познание (и знание как его результат) есть целостная развивающаяся система, имеющая довольно сложную структуру. После­дняя выражает собой единство устойчивых взаимосвязей между элементами данной системы.

Научное познание есть процесс, т. е, развивающаяся система знания, основным элементом которой является теория — высшая форма организации знания. Взятое в це­лом, научное познание включает в себя два основных уров­ня: эмпирический и теоретический. Объяснение - функция научного познания, раскрытие сущности изучаемого объекта; осуществляется посредством постижения закона, которому подчиняется данный объект, либо путем установления тех связей и отношений, которые определяют его существ. Черты. По существу О. представляет собой включение знаний об объекте (подлежащем объяснению) в более широкий контекст знания. О. предполагает в качестве предварительного этапа - описание этого объекта и анализ последнего в системе его связей отношений и зависимостей. В структуре О. как познавательной процедуры различают следующие элементы: исходное знание об объекте; знание, используемое в качестве условия и средства О.(основания О.); познавательные действия, связанные с применением знания, оснований О., к объясняемому объекту. Наиболее развитая форма научной О.- объяснение на основе теоретических законов, связанное с осмыслением объясняемого объекта в системе теоретического знания. В науке широко используется форма О., заключающаяся в установлении причинных, генетических, функциональных и др. связей между объясняемым объектом и соответствующими условиями, факторами и т.п. Основанием в таких О. выступают общие категориальные схемы, отражающие различные связи и зависимости, а сами О. нередко служат исходным пунктом развития представлений об объекте. Раскрывая сущность объекта, О. также способствует уточнению и развитию знаний, которые используются в качестве основания объяснения. Процессы О. в науке не сводятся к простому подведению объекта под ту или иную концептуальную схему, а предполагают введение промежуточных компонентов знания и уточнение условий и предпосылок О.

37. Предпосылки и основания научной теории. Методы теоретического исследования.

Теоретическое познание выделяет сущностные связи в чистом виде. Сущность объекта представляет собой взаимодействие ряда законов, которым подчиняется данный объект. Задача теории воссоздать все эти отношения между законами и т.о. раскрыть сущность объекта. Теоретический закон – это всегда знание достоверное. Получение такого знания особых исследовательских процедур. В теоретическом исследование отсутствует непосредственное практическое взаимодействие с объектами. Объект может изучаться только опосредованно, в мысленном эксперименте, но не в реальном.

В качестве основного средства теоретического исследования выступают теоретически идеальные объекты. Их также называют абстрактными объектами или теоретическими конструкциями. Это особые абстракции, в которых заключен смысл теоретических терминов. Н-р:   материальная точка, абсолютно твердое тело, идеальный товар и т.д.

В теоретическом исследовании применяются следующие методы:

1. идеализация (м-д построения идеализированного объекта).

2. мысленный эксперимент с идеализированным объектом

3. методы построения теории (восхождение от абстрактного к конкретному, аксиоматический и гипотетико-дедуктивный методы).

4. методы логического и исторического исследования

При аксиоматическом построении теоретического знания сначала задается набор исходных положений, не требующих доказательства. Эти положения называются аксиомами. Затем из них строится система выводных предложений. Совокупность исходных аксиом и выведенных на их основе предложений образует аксиоматически построенную теорию. Аксиомы – это утверждение, доказательства истинности которых не требуется.

 Гипотетико-дедуктивное развертывание теории состоит в том, что сначала создается гипотетическая конструкция, которая дедуктивно развертывается, образуя целую систему гипотез, а затем эта система подвергается опытной проверке в которой она уточняется и конкретизируется. Этот метод является специфическим приемом теоретических знаний в эмперических науках.

Метод восхождения от абстрактного к конкретному применяя его исследователь сначала находит главную связь (отношение) изучаемого объекта, а затем шаг за шагом прослеживая, как она видоизменяется в различных условиях, открывает новые связи, устанавливает их взаимодействия и таким путем отображает во всей полноте сущность изучаемого объекта. Данный метод применяется при построении различных научных теорий и может использоваться как в общественных, так и в естественных науках.

 

15. Гипотеза, как форма развития научного познания.

Гипотеза. Исследование проблемы начинается с выдвижения гипотезы, представляющей собой обоснованное предположение, выдвигаемое с целью выяснения закономерностей, и причин исследуемых явлений.
      Как форма научного познания гипотеза характеризуется прежде всего тем, что она является обоснованным предположением и это отличает ее от разного рода догадок и необоснованных предположений. Гипотеза опирается на факты, согласуется с законами теории, на основе которой она выдвинута.

Ученые начали обсуждать возможность возникновения жизни на Земле из химических соединений немногим более столетия назад. Под микроскопами того времени живая клетка казалась всего лишь пузырьком, заполненным различными веществами. Поэтому Дарвину и его современникам легко было представить себе, что простейшие формы жизни могли возникнуть из случайной комбинации органических веществ в первичном “бульоне”.Но с тех пор как ученые глубже проникли в тайны живой   клетки, предположение о том, что жизнь возникла из  химических веществ,уже не кажется таким логичным. Однако, несмотря на это, большинство современных ученых по-прежнему свято верит в догму химической эволюции.

После проверки и отбора фактов и выдвижения научной идеи начинается следующий этап решения проблемы - выработка научной гипотезы. Гипотеза - научное допущение или предположение истинного, значение которого не определено. Гипотеза - это предположение о существовании какой-то вещи, явления, свойства, связи, отношения и т.д. Однако не всякое предположение в науке является гипотезой. Научная гипотеза должна отвечать ряду требований, главные из которых: 1) соответствие фактам, которые эта гипотеза собирается объяснить; 2) внутренняя непротиворечивость; 3) проверяемость; 4) соответствие ранее накопленному, объективно истинному теоретическому знанию; 5) простота. Различают гипотезы - как метод развития научного знания, включающий в себя выдвижение и последующую экспериментальную проверку предположений и как структурный элемент научной теории. Каждая гипотеза выдвигается для объяснения, предсказания каких-то фактов. Соответствие фактам - главное условие состоятельности научной гипотезы. Другое требование - внутренней непротиворечивости - это требование последовательности, логической безупречности гипотезы вытекает из того, что внутренне противоречивая гипотеза практически бесполезна, так как из нее, как было доказано еще в Средние века Д. Скоттом, можно вывести все, что угодно. Важнейшим требованием к научной гипотезе является ее проверяемость. Если гипотеза не допускает принципиальной проверки, то она становится недоказуемой и неопровержимой, превращается в религиозную догму. Важным требованием к научной гипотезе является ее принципиальная опровержимость. Если гипотеза в принципе не может быть опровергнута, не допускается даже возможность существования фактов, противоречащих гипотез не является научной. Четвертое требование к гипотезе есть проявление, так называемого, принципа соответствия в науке.    

38. Сознание и бессознательное. Понятие измененного состояния сознания.

Помимо формального содержания и чувственно-конкретной оброзности составляющей сознание явление бессознательное – совокупности психических явлений, состояний и действий, не представленных в сознании человека и не поддающиеся контролю.

Бессознательное не просто то, что не осознаётся (например, физиологические процессы в организме), а только те несознаваемые явления, которые влияют на образ мыслей, эмоции, действия индивида.

Моментальные решения – вид психической деятельности, осуществляемый бессознательно (инженер вслепую определяет поломку).

Бессознательная сфера – это фундамент мышления, не поддающийся словесному выражению. Человек сознательно перерабатывает 102 бит информации/сек., а бессознательно 107 бит информации в секунду.

В психологии бессознательное рассматривается как форма психической активности, выпадающая из сознательной действительности.

Симонов выделяет две группы бессознательного:

1.                     подсознание – содержит то, что может быть осознано в определённых условиях. Подсознание защищает сознание от лишней работы.

2.                     Сверхсознание – психические процессы, которые не осознаются ни при каких условиях, работа сверхсознания направлена на удовлетворение потребности, которая на данный момент доминирует в оценочно-мотивационной сфере сознания личности.

Язык выступает связующим звеном между сознанием и бессознательным.

Изменённое состояние сознания – сновидения, гипнотическое состояние, трансперсональное состояние – оно не ведёт к полному отключению от окружающих

 

16. Антропогенез и его проблемы. Современные концепции антропогенеза.

  Человек — сложная целостная система, которая в свою очередь является компонентом более сложных систем — биологической и социальной. Это обусловлено тем, что он — существо как биологи­ческое, так и социальное. Одной стороной своего существования че­ловек принадлежит природе, другой — социальному миру. Первый вопрос, на который следует ответить, заключается в гом, как биологический организм, принадлежащий к типу хордо­вых, подтипу позвоночных, классу млекопитающих, отряду приматов, семейству гоминид превращается в человека — существо не только биологическое, но и социальное, в носителя культуры. В этом и состоит суть проблемы антропогенеза. Причем термин «проблема» здесь как нельзя более кстати, ибо перед наукой стоит действительно актуальная задача, требующая решения.

20 в. своей культурно-исторической рев-цией вызвал к жизни мн-во течений, отраж. духовные поиски западного мира в условиях глубоких соц-эк. потрясений. Напряженность ф. исканий обуславливалась тж. нарастанием глобальн. кризисов как в самих основах чел. сущ-я, так и во взаимоотношениях ч-ка и природы. Трагические реальности 20 в. заставили со всей остротой поставить вопрос о самой природе человека. Впервые в истории сам ч-к стал проблемой.

Все это стимулировало появление ф. антропологии, задачи к-рой создать целостный "образ человека" в свете трагического опыта, пережитого человечеством в новейшую историю.

Антропология – наука о происхождении и эволюции физической организации человека и его рас. Основные разделы антропологии – антропогенез, морфология человека (учение о закономерностях  роста и общих для всего человечества вариациях в строении человека На данный момент вопрос о возникновении человека остается открытым

  До 17, 18 веков понятия эволюции не было. В 19 в. стали раскапывать существа чем-то похожие на человека. Теория эволюции Дарвина и Ламарка заставила по-другому взглянуть на эти находки. В 1859 г. Дарвин выпустил первую книгу, в 1870 г. вторую, в которой вывел из обезьяны человека. Дарвин нарисовал генеологическое дерево, которое вело к человеку, он не говорил, что обезьяна превратилась в человека.

  В древе Дарвина  нет промежуточного звена, нет до сих пор!   После книги Дарвина, Уоллис тоже эволюционист, написал, что естественный отбор никак не подходит к человеку. Его выводы:  1) естественный отбор обеспечивает приспособление к среде и ни на что больше претендовать не может;  2) у человека преимущественное развитие получил мозг, но говорить, что мозг дан, чтобы выжить нельзя;  3) в процессе естественного отбора появляются и закрепляются признаки, которые способствуют выживанию, а у человека наоборот – нет шерсти, нет когтей, не может быстро бегать и т.д.

  За последний миллион лет не появилось ни одно животное, а исчезло много. Уоллис сделал вывод, что эволюция – сила вопреки естественному ходу вещей и что в данном случае сыграло роль сверхестественное, поэтому многое не имеет объяснения.

  Ф.Энгельс – «Труд создал человека», считал, что появилась потребность общения – изменилась нейрогормональная функция и изменилась гортань.

     Никакая трудовая деятельность не может быть видообразующей. Индивидуально-приобретенные признаки по наследству не передаются

. Философские версии антропогенеза:

1) деятельностные теории - связывают появление человека с изменением качества жизненной активности, приведшей к формированию элементов  преобразования и контроля над окружающей ситуацией. К ним относятся: а) трудовые концепции - связывают становление чел. с изготовлением орудий; б) концепции, связывающие новые преимущества чел. с изменением качества охоты, с развитием охотничьих стратегий; в) игровые -определяют игровую активность как тренажер на которым обкатывались новые непрагматистисткие, собственно человеческие модели поведения; г) общедеятельностные концепции - связывают появление чел-го образа жизни с развитием в нем элементов планирования , самоорганизации, целеполагания.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.