| Шпора по философии, кандидатский минимум |
Тип научной
рациональности — это состояние научной деятельности, представленной как
отношение «субъект — средства исследования — объект» и направленной на
получение объективной истины. На разных этапах исторического развития науки,
наступающих после научных революций, доминировал свой тип научной рациональности.
Описанным выше научным революциям соответствуют, как считает В. С. Степин,
классический, неклассический, постнеклассический типы научной
рациональности.
Классический тип рациональности в научной деятельности,
понятой как отношение «субъект— средства — объект», выделяет объект в
качестве главного компонента указанного отношения. При этом усилия ученого
тратятся на то, чтобы как можно полнее исключить из теоретического
объяснения и описания объекта все, что относится к субъекту, средствам и
методам познания. В этом усматривается необходимое условие получения объективного и истинного знания
об объекте.
Неклассический тип
научной рациональности, в отличие от классического, характеризуется осознанием
влияния познавательных средств на объект. Это влияние учитывается и
вводится в теоретические объяснения и описания. То есть в отношении «субъект
— средства — объект» внимание исследователя акцентируется на объекте и
одновременно на средствах. А так как средства познания использует субъект,
то начинает приниматься во внимание его активность.
Постнеклассический
тип рациональности — это выход на уровень осознания того факта, что знания об объекте
соотносятся не только с особенностями его взаимодействия со средствами (а
значит, соотносятся и с субъектом, использующим эти средства), но и с
ценностно-целевыми структурами деятельности субъекта. Другими словами,
признается, что субъект влияет на содержание знаний об объекте не только в
силу применения особых исследовательских средств и процедур, но и в силу
своих ценностно-целевых установок, которые напрямую связаны с вненаучными,
социальными ценностями и целями. В постклассике социальная жизнь, ее
ценности и цели признаны компонентами (явными или неявными) научного знания
об объекте, что с неизбежностью перестраивает весь категориальны > >
аппарат философии науки и гносеологии.
Смена типов
рациональности есть процесс углублена рефлексивной работы мышления, сопровождающей
познавательную деятельность.
|
|
|
33. Заблуждение в научном
познание и пути их преодоления.
Заблуждение — это содержание сознания, не
соответствующее реальности, но принимаемое за истинное. История
познавательной деятельности человечества показывает, что и заблуждения
отражают — правда, односторонне — объективную действительность, имеют
реальный источник, «земное» основание. Нет и в принципе быть не может
заблуждения, решительно ничего не отражающего — пусть и очень опосредованно
или даже предельно извращенно. Истинны ли, к примеру, образы волшебных
сказок? Ответим: да, истинны, но лишь отдаленно — они взяты из жизни и
преобразованы силой фантазии их творцов. В любом вымысле содержатся нити
реальности, сотканные силой воображение в причудливые узоры. В целом же такие
образцы не есть нечто истинное. Бытует
мнение, будто заблуждения — досадные случайности, Однако они неотступно
сопровождают историю познания как плата^ человечества за дерзновенные попытки
узнать больше, чем позволяют уровень наличной практики и возможности
теоретической мысли Человеческий разум, устремленный к истине, неизбежно
впадает в разного рода заблуждения, обусловленные как его исторической
ограниченностью, так и претензиями, превосходящими его реальные возможности.
Заблуждения обусловлены и относительной свободой выбора путей познания,
сложностью решаемых проблем, стремлением к реализации замыслов в ситуации
неполной информации. Тут уместно напомнить слова И.В. Гете: «Кто ищет,
вынужден блуждать». В научном познании заблуждения выступают как ложные
теории, ложность которых выявляется ходом дальнейшего развития науки. Так
было, например, с геоцентрической теорией Птолемея или с ньютоновской
трактовкой пространства и времени.
Итак, заблуждения
имеют и гносеологические, и психологические, и социальные основания. Но их
следует отличать от лжи как нравственно-психологического феномена. Чтобы
глубже оценить истину и судить о ней, необходимо знать и о заблуждении, и о
лжи. Итак, заблуждения имеют и гносеологические, и психологические, и
социальные основания. Но их следует отличать от лжи как
нравственно-психологического феномена. Чтобы глубже оценить истину и судить о
ней, необходимо знать и о заблуждении, и о лжи. Ложь — это
искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого-либо в
обман. Ложью может быть как измышление о том, чего не было, так и
сознательное сокрытие того, что было. Источником лжи может также быть и
логически неправильное мышление. Мудрость гласит, что все ложное болеет
бессмысленностью.
Научное познание по
самой своей сути невозможно без столкновения различных, порой
противоположных воззрений, борьбы убеждений, мнений, дискуссий, так же как
невозможно и без заблуждений, ошибок. Проблема ошибок занимает далеко не
последнее место в науке. В исследовательской практике ошибки нередко
совершаются в ходе наблюдения, измерения, расчетов, суждений, оценок. Как
утверждал Г. Галилей, избегать ошибок при наблюдении просто невозможно.
Однако нет оснований
для пессимистического воззрения на познание как на сплошное блуждание в
потемках вымыслов. До тех пор пока человек стремится все вперед и вперед,
говорил И.В. Гете, он блуждает. Заблуждения в науке постепенно преодолеваются,
а истина пробивает себе дорогу к свету.
|
|
12. Материализм и его исторически формы. (от лат. – вещественный) – направление в
фил-ии, сведение сущего к материи. Все существующее – материально, хотя и не
обязательно вещественно. Материализм – одна из форм натуралистического
мировоззрения и отрицает существование каких-либо внеприродных начал (Бога,
абсолютного духа).
Позиция материализма – первичность материи – объективной реальности,
существующей вне и независимо от сознания, духа, развивающейся по своим
законам. В материализме нет учения о бытие.
В истории материализма были попытки создания глобальных
умозрительных конструкций, так атомисты Левкипи и Демокрит считали, что в
основе мира лежат невидимые частицы – атомы, отличающиеся др. от др. формами,
положением, порядком. Демокрит утверждал, что душа состоит тоже из атомов.
Логически доказать сущест-ие объективного источника наших восприятий
невозможно, но без этого утверждения о материи теряют смысл, поэтому материализм
берет на вооружение опыт и здравый смысл («наивный реализм»). Философ-е
учения Беркли, Канта показывают, что опыт не доказывает того, что мир
существует независимо от нашего сознания. Поэтому в поисках предельных
оснований бытия материализм был вынужден смыкаться с науками. Возникают
механистический материализм - абсолютизирует з-ны механики, экономический
мат-м – з-ны экономики, вульгарный мат-м – сводит мышление к нейромозговым
процессам. Материализм не мог ответить на многие вопросы и единственным
выходом было отказаться от теории бытия и сосредоточить рефлексивные усилия
на процессе познания, устраняя абсолютную идею, Бога, такой материализм
назывался диалектическим – его суть – вне человеческого сознания и независимо
от него существует объективная реальность – материя.
Современный этап
материалистической философии связан с именем К.Маркса.
|
|
|
13. Категория
общественного бытия.
Была выработана и
введена Марксом в 50-х гг. 19 в. Совокупность общественных связей и
общественных отношений образует общественное бытие – мир человека, в котором
даже предметы природы существуют в общественно-преобразованных формах. Маркс:
«общество не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в
которой эти индивиды находятся друг к другу». Общество – ансамбль,
совокупность общественных отношений. Между человеком и вещью существует
общественное бытие, никакого другого бытия у человека нет. Общественное бытие
предстает как совокупная общественная практика, как единство языкового
общения и преобразовательной деятельности. Труд пчел, муравьев представляет
систему бессознательных операций, в нем нет ничего человеческого,
общественного, не применимо понятие производство, однако непосредственные
связи сохраняются, обеспечивая совместное существование. Но общественное и
совместное не одно и тоже. Стадные животные не являются общественными,
разделение функций объясняется биологическими причинами, а не объективными
условиями, которые складываются в развитие самой деятельности данного
животного сообщества. Преобразовательная деятельность невозможна вне
языкового общения, язык вне ее тем более невозможен, если люди перестанут
производить необходимые средства к жизни, то скоро некому будет вступать в общение.
Общественное бытие:
экономический фактор, общественные отношения, правовые, моральные, религиозные
и т.д.
дополнения. Общественное сознание
– это воззрения людей в их совокупности на явления природы и социальную
реальность, выраденные в созданных обществом естественном и исскуственном
языке, творениях духовной культуры, социальных нормах и взглядах социальных
групп, народа и человечества в целом. Структурными элементами общественного
сознания являются различные его формы: политическое, правовое, нравственное,
религиозное, эстетическое, научное и философское, которые различаются между
собой по предмету и форме отражения, по социальной функции, по характеру
закономерности, а также по степени своей зависимости от общественного бытия.
Вопрос о сущности общественного
бытия не так прост, как может показаться. 1-ая сложность закл-ся в том, что
применительно к отношению общ. бытия и общ. сознания нельзя просто говорить о
«первичности и вторичности» в общефилософском плане, т.к. этого недостаточно.
Общ. сознание возникло спустя какое-то время после возникновения общ. бытия,
а одновременно и в единсте с ним. И если мирозданию в целом «безразлично»
существование человеческого разума, то общество не могло быбез него не только
возникнуть и развиваться, но и просуществовать ни одного дня и даже часа. В
силу того что общество есть субъективно-объективная реальность, общ. бытие и
общ. сознание как бы «нагружены» друг другом: без энергии сознание общ. бытие
статично и даже мертво. И сам процесс материального производства (основа общ.
бытия), который в одном из моментов существует независимо от сознания,
детерминируя последнее, обладает лишь относительной свободой от власти
сознания. Сущность сознания в том и состоит, что оно может осмыслить общ.
бытие только при условии одновременного активно-творческого преобразования
его. Человека всегда подвергает в смущение несоответствие между стремительным
полетом духа в будующее и относительной медлительностью развития общ. бытия,
прежде всего его основы – экономики.
Подчеркивая единство общ. бытия и
общ. сознания, нельзя забывать об их различии, специфической разъединенности,
относительной самостоятельности. Исторически взаимосвязь общ. бытия и общ.
сознания в их относительной самостоятельности реализовалась таким образом: на
ранних этапах развития общества общ. сознание формировалось под
непосредственным воздействием бытия, в дальнейшем это воздействие приобрело
все боле опосредованный характер – через государство, политические, правовые,
нравственные, религиозные отношения и др. Сама возможность такого
непосредственного воздействия общ. сознания на общ. бытие заключается в
способности сознания правильно отражать бытие. Итак, сознание как отражение и
как активно-творческая деятельность предствляет собой единство 2 нераздельных
сторон одного и того же процесса; в своем влиянии на бытие оно может как
оценивать его, вскрывать его потаенный смысл, прогнозировать, так и
преобразовывать его через практическую деятельность людей.
|
36. Научное предвидение и его
формы. Логические основы научного предвидения.
Научное предвидение – эмпирически
и теоретически обоснованное предположение о будущем состоянии явлений
природы, общества и духовных процессов, неизвестных в настоящий момент, но
поддающиеся выявлению.
Научное предвидение является основой
научного знания.
Формы: 1 Предсказание – локализованное во времени и
пространстве конкретное предвидение (например, солнечное затмение). 2 Прогнозирование – специальное научное последование
перспектив развития какого – либо явления (например, прогноз развития
экономики на 5- летку).Предвидение – заключительное звено сложной цепи
познавательных процедур, основными из которых является индукция, дедукция и
аналогия.
Индукция – способ
рациональной интерпретации явлений, которое даёт возможность предсказать
наступление событий с определённой степенью вероятности. Дедукция –
движение мысли от знания общего к частному, единичному, на основе отношения
дедуктивной теории к прогнозируемым явлениям можно выделить 3 вида предвидения:
1. Предвидение явлений не существующих
в настоящем, но возможных в будущем (расчёт энергии для машины).
2. Предвидение явлений существующих,
но не зафиксированных в опыте (периодическая система Менделеева).
3.
Предвидение
явлений реально существующих, но устанавливаемых на основе эмпирических фактов.
Аналогия – знание о каких-то признаках
предмета достигается на основании того, что в других признаках он имеет
сходство с другими предметами.
А имеет признак a, b, c.
B имеет признак a, b.
Вероятно B имеет признак C.
4 вида прогноза 1. Поисковые, 2.
Нормативные, 3. Аналитические, 4. Прогнозы – предостережения.
1.Поисковые прогнозы:
составляют, чтобы выявить, каким может быть будущее, отправляясь от
реалистических оценок существующих в данное время тенденция развития в
различных сферах общественной деятельности.
Нормативные прогнозы ,ориентированные
на достижения в будущем определённых целей, содержат различные практические
рекомендации для осуществления соответствующих планов и программ развития.
Аналитические прогнозы:, как правило
делаются для того, чтобы в научных целях определить познавательную ценность
различных методов и средств исследования будущего.
Прогнозы предостережения: составляются для непосредственного воздействия
на сознание и поведение людей с целью заставить их предотвратить предпологаемое
будущее.
|
|
44. К вопросу о вненаучных формах познания (интуиция, магия, ясновидения)
Магия и астрология – два понятия,
которые мы обычно относим к области чего-то ирреального, вне научного и,
зачастую, несерьезного.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|
|
|