| Финансовое право РФ (шпаргалка) |
|
3.
Финансовая система РФ, её
структура и развитие.
Финансы как целостная экономическая
категория, обладающая общими свойствами, имеют свою структуру, в которую
входят несколько взаимосвязанных звеньев (институтов), для каждого из которых
характерны свои особенности, и они выделены многообразием потребностей
общества и обслуживают финансы, охватывая всю экономику страны и социальную
сферу. Совокупность входящих в состав финансов звеньев (институтов) в их
взаимосвязи образует финансовую систему страны.
В финансовой системе РФ в последние годы
произошли существенные изменения в связи с новыми экономическими и политическими
условиями (переход к рыночным отношениям, распад СССР, становление местного
самоуправления). Они коснулись как состава финансовой системы (появились
новые институты) так и содержания вошедших в нее звеньев, их внутреннего
строения, взаимодействия между собой.
На современном этапе в состав финансовой
системы РФ входят: - бюджетная система (состоящая из гос-го, бюджетов
Субъектов и муниципальных бюджетов),
- внебюджетные целевые государственные и
муниципальные фонды.
- финансы предприятий, организаций,
учреждений, отраслей народного хозяйства.
- имущественное и личное страхование.
- кредит (государственный, муниципальный и
банковский)
Многозвенность финансовой системы способствует большей ее гибкости и
эффективности.
Центральное место в фин. Системе занимает бюджетная система. Путем ее
использования образуются денежные фонды в форме федерального бюджета,
субъектов и муниципальных бюджетов.
Развитие фин. Системы РФ на современном этапе связано с
использованием зарубежного опыта, ликвидируется государственная монополия на
имущественное и личное страхование, банковский кредит. Фин. Система
приобретает черты присущие рыночным отношениям в экономике, происходит
формирование финансовых институтов на уровне МСУ.
Также развитие фин. Системы РФ происходит за счет развития
денежной системы, т.е. совершенствования способов платежей и расчетов,
валютных операций.
|
4.
Предмет ФП, и его место в
системе российского права.
Итак, финансовое право — это совокупность
юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в
процессе образования, распределения и использования денежных фондов
(финансовых ресурсов) государства и органов местного самоуправления, необходимых
для реализации их задач.
К предмету финансового права относятся
закрепление структуры финансовой системы, распределения компетенции в данной
области между Федерацией и ее субъектами, местным самоуправлением в лице
соответствующих органов, регулирование на основе этих исходных норм
отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности.
Широк круг участников финансовых отношений:
а) между Российской Федерацией, ее субъектами
и местными административно-территориальными единицами в лице соответствующих
органов представительной и исполнительной власти, возникающие в связи с
распределением финансовых ресурсов страны;
б) между финансовыми и налоговыми органами
государства, с одной стороны, и предприятиями, организациями, учреждениями —
с другой, в связи с выполнением финансовых обязанностей перед государством,
распределением между ними или расходованием государственных денежных средств;
в) между государственными (муниципальными)
финансово-кредитными органами в связи с образованием, распределением и
использованием соответствующих государственных (муниципальных) денежных
фондов и ресурсов (бюджетных, внебюджетных, кредитных, страховых);
г) между государственными (муниципальными)
предприятиями, организациями, учреждениями, с одной стороны, и их
вышестоящими органами государственного (муниципального) управления — с
другой, в связи с распределением и использованием в соответствующих отраслях
народного хозяйства и сферах социальной жизни бюджетных или кредитных
ресурсов, а также собственных средств предприятий, организаций, учреждений;
д) между финансово-кредитными органами, с
одной стороны, и юридическими и физическими лицами — с другой, в связи с
образованием и распределением государственных кредитных ресурсов и
централизованных страховых фондов;
е) между финансово-кредитными органами
государства, с одной стороны, и физическими лицами — с другой, в связи с
выполнением обязанностей последних по внесению платежей в государственные
(муниципальные) денежные фонды (в бюджет, внебюджетные целевые фонды).
Итак, предмет
финансового права — это общественные отношения, возникающие в процессе
деятельности государства по планомерному образованию, распределению и
использованию централизованных и децентрализованных денежных фондов в целях
реализации его задач.
|
5
Источники ФП.
Констит-я; ФКЗ «О Прав-ве РФ» от 17.12.97; Постан-я Конс-го
суда; БК от 30 июля 98; НК Ч.1и2; ФЗ « О женияых» 2.12. 90; ФЗ « О счетной
палате» 11.01.95; ФЗ « о банках и банков-й деятел-ти» 3.02.96; ФЗ « Об
основах налог-й системы РФ» 27.12.91; указы През-та; Постан-я
Правит-ва(устанав-ся ставки там-й пошлины); акты ОИВ субъектов РФ; акты
фин-во-кред-х органов –Минфин РФ,Центробанк, МНС; т.ж ф-п нормы могут
содер-ся в актах ОГУ
Нормы финансового права Российской
Федерации содержатся в большом числе разнообразных правовых нормативных
актов, или источниках. К ним относятся акты представительных и
исполнительных органов государственной власти разных масштабов и уровней и
органов местного самоуправления (общие и отраслевые, федеральные,
республиканские, областные, местные и др.). Итак, источники финансового права
Российской Федерации — это правовые акты представительных и исполнительных
органов государственной власти и местного самоуправления, в которых
содержатся нормы финансового права.
Главный источник финансового права — Конституция Российской
Федерации, конституции и уставы субъектов Федерации.
|
6
Финансово-правовая норма:
понятие, особенности, структура, виды.
Финансово-правовые нормы — это исходные
первичные элементы, из которых состоит финансовое право как отрасль права.
Им свойственны все общие черты правовой нормы, но присущи и особенности,
характерные именно для данной отрасли права.
Как и любая другая норма права,
финансово-правовая норма представляет собой установленное и охраняемое
государством правило поведения участников общественных отношений, выраженное
в их юридических правах и обязанностях.
Особенности финансово-правовой нормы
обусловлены тем, что она, в отличие от норм других отраслей права, регулирует
отношения, возникающие в процессе планового образования, распределения и
использования государством и органами местного самоуправления финансовых
ресурсов, необходимых им для осуществления своих задач. Это выражается в
особенностях: а) содержания финансово-правовых норм; б) характера установленных
в них предписаний; в) мер ответственности за нарушение предусмотренных правил
и г) способов защиты прав участников финансовых отношений.
Содержание финансово-правовых норм составляют правила поведения
в общественных отношениях, возникающих в процессе финансовой деятельности государства.
Эти правила выражаются в предоставлении участникам данных отношений таких
юридических прав и возложении на них юридических обязанностей, осуществление
которых обеспечивает планомерное образование и использование
централизованных и децентрализованных денежных фондов (доходов) государства
и органов местного самоуправления соответственно их задачам в каждый
конкретный период времени, вытекающим из политики по социально-экономическому
развитию страны.
Лучшему уяснению особенностей и роли финансово-правовых
норм способствует их классификация. Ее можно провести по нескольким
основаниям.
В зависимости от способа воздействия
на участников финансовых отношений, определяющего характер их юридических
прав и обязанностей, финансово-правовые нормы подразделяются на три вида:
обязывающие, запрещающие и уполномочивающие.
Обязывающие финансово-правовые нормы требуют от участников
финансовых отношений (государственных органов, предприятий, граждан)
совершить определенные действия, устанавливают их обязанности в сфере этих
отношений. Они, например, предписывают налоговым органам известить
граждан-налогоплательщиков о суммах и сроках предстоящих платежей, а гражданам
— уплатить своевременно эти платежи.
Запрещающие финансово-правовые нормы содержат запрет на
совершение определенных действий, устанавливают обязанность участников
финансовых отношений воздержаться от них. Так, Банкам запрещено задерживать
исполнение поручений налогоплательщиков на перечисление налогов в бюджет
Уполномочивающие финансово-правовые нормы устанавливают права
участников финансовых отношений на совершение определенных самостоятельных
действий в предусмотренных рамках. Например, органы местного самоуправления
вправе вводить на своей территории местные налоги в рамках их перечня, основного
содержания и предельных размеров, установленных законодательством РФ.
В зависимости от
своего содержания нормы финансового права могут быть материальными и
процессуальными. Материальные финансово-правовые нормы закрепляют
виды и объем денежных обязательств предприятий и граждан перед государством,
источники образования кредитных ресурсов банков, виды расходов, включаемых в
бюджеты и внебюджетные фонды, то есть материальное (денежное) содержание
юридических прав и обязанностей участников финансовых отношений. Процессуальные
финансово-правовые нормы устанавливают порядок деятельности в области сбора,
распределения и использования государственных денежных фондов.
|
7. Финансово-правовые отношения: понятие, особенности, структура,
виды.
Для достижения целей, поставленных
государством в процессе финансовой деятельности, необходима правовая
урегулированность значительной части возникающих при этом отношений.
Урегулированные нормами финансового права, они становятся
финансово-правовыми отношениями: возникают на основе норм финансового права,
их участники находятся во взаимной связи через субъективные юридические
права и обязанности, такие связи (отношения) охраняются принудительной силой
государства.
Итак, финансовые правоотношения — это урегулированные
нормами финансового права общественные отношения, участники которых выступают
как носители юридических прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этих
нормах предписания по образованию, распределению и использованию
государственных денежных фондов и доходов.
Финансовые правоотношения имеют свои особенности.
Основная особенность, которая определяет и другие
отличительные черты финансовых правоотношений, заключается в том, что они
возникают в процессе планового образования, распределения и использования
государственных (а также муниципальных) денежных фондов и доходов, то есть в
процессе финансовой деятельности государства и органов местного
самоуправления. Отсюда и другая их особенность: финансовые правоотношения
являются разновидностью имущественных, так как возникают по поводу денежных
средств, точнее — финансовых ресурсов государства. Такой объект
правоотношений налицо, например, при возникновении их между государством и
предприятиями в случаях внесения обязательных платежей в бюджет или, напротив,
при получении из него ассигнований.
Следующая особенность финансовых
правоотношений состоит в том, что одной из сторон в них всегда выступает
государство или его уполномоченный орган, органы местного самоуправления.
Это обусловлено тем, что само государство в интересах общества осуществляет
финансовую деятельность: организует поступление денежных средств в различные
государственные денежные фонды, распределяет и использует их на социально-экономические
программы и другие общественно необходимые потребности.
В связи с существованием материальных и
процессуальных норм финансового права, выделяемых в зависимости от объекта
правового регулирования, финансовые правоотношения также могут быть материальными
и процессуальными. Через материальные финансовые правоотношения
реализуются права и обязанности субъектов по получению, распределению и
использованию определенных финансовых ресурсов. Эти финансовые ресурсы
выражены в конкретном размере или определенном виде доходов и расходов
Основное содержание субъективных материальных финансовых прав и обязанностей
заключается в возможности или необходимости получения, уплаты, распределения,
расходования, перераспределения, изъятия и т. П. этих конкретно определенных
финансовых средств. В результате реализации данных прав и обязанностей в
конечном итоге регулярно образуются и используются государственные денежные
фонды.
В процессуальных финансовых правоотношениях выражается
юридическая форма, в которой происходит получение государством в свое распоряжение
финансовых ресурсов, их распределение и использование. Поэтому
процессуальные субъективные права и обязанности (полномочия) направлены на
использование определенной юридической формы и порядка финансовой
деятельности. Например, на стадии составления проекта бюджета к ним
относятся обязанность Правительства РФ представить в установленный срок Государственной
Думе проект федерального бюджета по определенному перечню показателей.
|
9. Субъекты ФП a). Порядок защиты прав и
законных интересов субъектов финансовых правоотношений.
Финансовое право, регулируя относящиеся к его
предмету общественные отношения, определяет круг участников или субъектов
этих отношений, наделяет их юридическими правами и обязанностями, которые
обеспечивают планомерное образование, распределение и использование
государственных денежных фондов. Носители этих прав и обязанностей являются субъектами
финансового права. Следует различать понятие «субъект финансового
права» и «субъект (или участник) финансового правоотношения», хотя они во
многом совпадают. Субъект финансового права — это лицо,
обладающее право-субъектностью, то есть потенциально способное быть
участником финансовых правоотношений. А субъект финансового правоотношения
— это реальный участник конкретных правоотношений. Юридические права и
обязанности в сфере финансовой деятельности принадлежат субъектам
финансового права в силу действия финансово-правовых норм, независимо от участия
в конкретных правоотношениях.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16
|
|
|