| Финансовое право РФ (шпаргалка) |
Особенности круга субъектов финансового права раскрывает их
подразделение на три основные группы: а) общественно-территориальные
образования: б) коллективные субъекты: в) индивидуальные субъекты.
К общественно-территориальным образованьям — субъектам финансового права РФ относятся
государства, автономные и административно-территориальные образования.
Такой круг субъектов свойственен бюджетным
правоотношениям. Законодательство закрепляет право на государственный или
местный бюджет именно за этими субъектами, а не за государственными органами,
что выражает принцип народовластия, закрепленный в Конституции РФ.
Принадлежность бюджета общественно-территориальным образованиям является и
необходимым атрибутом, отражающим их организованность в соответствующую
единицу — государство, автономию, административно-территориальное
подразделение.
Коллективными субъектами финансового права являются государственные и общественные
организации, к числу которых относятся: органы государственной власти и
управления; предприятия, организации, учреждения, основанные на разных
формах собственности.
Органы государственной власти и управления относятся к числу субъектов финансового
права, участие которых обязательно в финансовых правоотношениях. В их круг
входят органы представительной власти и исполнительной власти федерального
уровня и субъектов Федерации.
Особую группу составляют органы местного
самоуправления, осуществляющие самостоятельное решение финансовых
вопросов местного значения.
Участие в правоотношениях не только органов
государственного управления, но и органов представительной власти — характерная
особенность круга субъектов финансового права, в отличие, например, от
административного права, субъектами которого органы представительной власти
не являются.
|
9. Субъекты ФП a). Порядок защиты прав и
законных интересов субъектов финансовых правоотношений.
К юридическим лицам — субъектам финансового
права относятся и индивидуальные (семейные) частные предприятия, такие
семейно-трудовые объединения граждан, как крестьянские (фермерские)
хозяйства, являющиеся самостоятельными хозяйствующими субъектами. Они
вступают в финансовые правоотношения по поводу уплаты налогов и других
обязательных платежей государству, использования дотаций из бюджета,
государственного кредита, других источников финансирования.
Индивидуальные субъекты финансового права — это гражжен. Их права и обязанности
связаны главным образом с налоговыми и другими обязательными платежами, поступающими
в распоряжение государства. Законодательство устанавливает в качестве
основных условий привлечения гражданина к уплате налогов наличие у него
дохода, превышающего установленный необлагаемый минимум, или определенного
имущества, подлежащего налогообложению (строения, транспортные средства,
земельный участок и др.).
Защита прав и
законных интересов субъектов финансовых правоотношений производится в
административном или судебном порядке, что в настоящее время является общим
правовым правилом.
Административный порядок действует главным образом в случае
применения мер государственного принуждения в данной области к органам
государства и МСУ, предприятиям, учреждениям и организациям.
В финансовом законодательстве 90-х годов особое внимание
уделяется на судебную защиту – субъектам финансовых правоотношений
гарантируется судебная защита своих прав.
Если исчерпаны все внутригосударственные средства правовой
защиты, каждый гражданин вправе обратиться в межгосударственные органы по
защите прав в соответствии с международными договорами.
Также граждане по своему выбору могут обращаться за защитой
прав не в суд а к вышестоящему органу или ДЛ, т.е. использовать
административный порядок защиты.
Важное стороной защиты в финансовых отношениях с
государством является установление в законодательстве гарантий возмещения
ущерба гражданам и юридическим лицам, причиненного незаконными действиями
госорганов и ДЛ.
Особое место в защите прав и законных интересов субъектов
финансового права принадлежит Конституционному Суду РФ. В его полномочия
входит – разрешение вопросов о соответствии Конституции РФ законов и других
норм. Актов, разрешение споров о компетенции между государственными органами,
жалобы на нарушение конституционных прав и свобод и т.д.).
Важная роль принадлежит также Прокуратуре, которая призвана
осуществлять надзор за исполнением законов министерствами, ведомствами, МСУ и
ДЛ.
|
10. Понятие, особенности и задачи финансового
контроля.
Финансовый
контроль — составная часть,
или специальная отрасль, осуществляемого в стране контроля.
Наличие финансового контроля объективно обусловлено тем что финансам как
экономической категории присущи не только распределительная, но и контрольная
функции. Поэтому использование государством финансов для решения своих задач
обязательно предполагает проведение с их помощью контроля за ходом выполнения
этих задач. Финансовый контроль осуществляется в установленном правовыми
нормами порядке всей системой органов государственной власти и органов
местного самоуправления, в том числе специальными контрольными органами при
участии общественных организаций, трудовых коллективов и граждан.
Значение финансового контроля выражается в том, что при его проведении
проверяются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка, в процессе
финансовой деятельности государственными и общественными органами,
предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и, во-вторых, экономическая
обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их
задачам государства. Таким образом, он служит важным способом обеспечения
законности и целесообразности проводимой финансовой деятельности.
Итак, финансовый контроль — это контроль за
законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения
и использования денежных фондов государства и субъектов местного
самоуправления в целях эффективного социально-экономического развития страны
и отдельных регионов.
Финансовый контроль присущ всем финансово-правовым институтам. Поэтому
помимо общих финансово-правовых норм, регулирующих организацию и порядок
проведения финансового контроля в целом, имеются нормы, предусматривающие его
специфику в отдельных финансово-правовых институтах.
Основное содержание финансового контроля в
отношениях, регулируемых финансовым правом, заключается в: а) проверке
выполнения финансовых обязательств перед государством и органами местного
самоуправления организациями и гражданами; б) проверке правильности
использования государственными и муниципальными предприятиями, учреждениями,
организациями находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном
управлении денежных ресурсов (бюджетных и собственных средств, банковских
ссуд, внебюджетных и других средств); в) проверке соблюдения правил
совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств
предприятиями, организациями, учреждениями; г) выявлении внутренних
резервов производства — возможностей повышения рентабельности хозяйства,
роста производительности труда, более экономного и эффективного использования
материальных и денежных средств; д) устранении и предупреждении нарушений
финансовой дисциплины. В случае их выявления в установленном порядке
применяются меры воздействия к организациям, должностным лицам и гражданам,
обеспечивается возмещение материального ущерба государству, организациям, гражданам.
В результате реализации задач финансового
контроля укрепляется финансовая дисциплина, выражающая одну из сторон
законности. Финансовая дисциплина — это четкое соблюдение установленных
предписаний и порядка образования, распределения и использования денежных
фондов государства, субъектов местного самоуправления, предприятий,
организаций, учреждений. Однако объект финансового контроля не ограничивается
проверкой только денежных средств. В конечном итоге он означает контроль за
использованием материальных, трудовых, природных и других ресурсов страны, поскольку
в современных условиях процесс производства и распределения опосредствуется
денежными отношениями.
Изменилась система контрольных органов:
упразднены органы народного контроля', в связи с изменением системы политической
власти и установлением власти Президента Российской Федерации организован
президентский контроль, осуществляемый Контрольным управлением Президента
Российской Федерации.
Сформированы и действуют новые органы
финансового конжения: Государственная налоговая служба, Государственный
страховой надзор; функции финансового контроля осуществляют органы
Федерального казначейства.
|
11. Виды финансового контроля.
Финансовый контроль — составная часть, или специальная отрасль,
осуществляемого в стране контроля. Наличие финансового контроля
объективно обусловлено тем что финансам как экономической категории присущи
не только распределительная, но и контрольная функции. Поэтому использование
государством финансов для решения своих задач обязательно предполагает
проведение с их помощью контроля за ходом выполнения этих задач. Финансовый
контроль осуществляется в установленном правовыми нормами порядке всей
системой органов государственной власти и органов местного самоуправления, в
том числе специальными контрольными органами при участии общественных
организаций, трудовых коллективов и граждан.
Значение финансового контроля выражается в том, что при его проведении
проверяются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка, в процессе
финансовой деятельности государственными и общественными органами,
предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и, во-вторых, экономическая
обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их
задачам государства. Таким образом, он служит важным способом обеспечения
законности и целесообразности проводимой финансовой деятельности.
Итак, финансовый контроль — это контроль за
законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения
и использования денежных фондов государства и субъектов местного
самоуправления в целях эффективного социально-экономического развития страны
и отдельных регионов.
Финансовый контроль подразделяется на
несколько видов по разным основаниям. В зависимости от времени проведения
он может быть предварительным, текущим и последующим. Такие виды контроля
свойственны деятельности всех контролирующих органов.
Предварительный финансовый контроль проводится до совершения
операций по образованию, распределению и использованию денежных фондов.
Поэтому он имеет важное значение для предупреждения нарушений финансовой
дисциплины. В этом случае проверяются подлежащие утверждению и исполнению
документы, которые служат основанием для осуществления финансовой
деятельности,— проекты бюджетов, финансовых планов и смет, кредитные и кассовые
заявки и т. П.
Текущий финансовый контроль — это контроль в процессе
совершения денежных операций (в ходе выполнения финансовых обязательств
перед государством, получения и использования денежных средств для
административно-хозяйственных расходов, капитального строительства и т. Д.).
Последующий финансовый контроль — это контроль, осуществляемый после совершения
финансовых операций (после исполнения доходной и расходной частей бюджета; использования
предприятием или учреждением денежных средств и т. П.). В этом случае определяется
состояние финансовой дисциплины, выявляются ее нарушения, пути предупреждения
и меры по их устранению.
|
8. Система
ФП.
Финансовое право состоит из множества
отдельных финансово-правовых норм. Совокупность этих норм выражается в сложной
целостной системе, внутри которой финансово-правовые нормы в определенной
последовательности и взаимосвязи группируются в различные институты и более
крупные подразделения. Группировка финансово-правовых норм зависит от особенностей
и взаимных связей регулируемых ими финансовых отношений, то есть имеет
объективную основу. Однако право не только отражает общественные отношения;
его предназначение — регулировать и активно воздействовать на них. Поэтому
на построение системы финансового права, группировку его норм, формирование
институтов оказывают влияние и потребности практики.
Следовательно, система российского
финансового права — это объективно обусловленное системой общественных
финансовых отношений внутреннее его строение, объединение и расположение
финансово-правовых норм в определенной последовательности.
Наиболее крупные подразделения российского
финансового права — части: Общая и Особенная.
К Общей части относятся нормы финансового права, которые
закрепляют основные общие принципы, правовые формы и методы финансовой
деятельности государства, систему государственных органов, осуществляющих
финансовую деятельность, и разграничение их полномочий в этой области,
основные черты финансово-правового положения других субъектов, с которыми они
вступают во взаимоотношения, формы и методы финансового контроля и другие
подобные им финансово-правовые нормы. Они действуют в масштабе всей финансовой
деятельности государства и имеют для нее общее значение.
Нормы Общей части финансового права
конкретизируются в его Особенной части. Особенная часть состоит из
нескольких разделов, включающих в себя соответствующие финансово-правовые
институты. Каждый из них представляет собой совокупность финансово-правовых
норм, регулирующих группу однородных финансовых отношений. Финансово-правовой
институт объединяет правовые нормы, регулирующие более узкую и близкую по содержанию группу
финансовых отношений, чем раздел. (например, в раздел «Правовое
регулирование государственных доходов» — институты налогов с юридических и
физических лиц, неналоговых доходов и др.).
В Особенную часть финансового права входят
разделы, в которых сгруппированы нормы, регулирующие отношения в области: а)
государственной бюджетной системы; б) внебюджетных государственных и
муниципальных фондов; в) финансов государственных предприятий; г) государственных
доходов; д) государственного кредита; е) государственного страхования; ж) государственных
расходов; з) банковского кредитования' и) денежного обращения и расчетов; к)
валютного регулирования. Они имеют соответствующие наименования.
В системе
финансового права находит отражение финансовая система Российской Федерации
как объективно существующая экономическая категория. Единство финансов
получило правовое выражение в Общей части. Построение Особенной части
отражает состав финансовой системы, выделение в ней нескольких звеньев. В
результате государственный бюджет, государственный и банковский кредит,
государственное страхование получили правовое оформление в виде соответствующих
разделов финансового права.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16
|
|
|