| Финансовое право РФ (шпаргалка) |
|
45. Управление государственным внутренним
долгом РФ.
Гос. Долгом РФ являются долговые
обязательства РФ перед физ. И юр. Лицами, инос-ми госуд-ми, междунар-ми
орг-ми и иными субъектами международного права и в соот-и с БК Гос. Долг полностью и без условий обесп-ся всем
находящимся в фед-ой собств-ти имущ-ом, составляющим гос. Казну. Капитальный
гос. Долг составляет: сумму выпущенных и непогашен-х долговых обязат-в
гос-ва, вкл-я %, которые д.б. уплачены по этим обязат-м. Текущий гос. Долг
составляет: расходы по выплате дохода кредиторам по всем долговым обязат-м
гос-ва и по погашению обязат-в, срок оплаты которых наступил. В зависимости
от субъекта кредитора гос. Долг бывает внутр-м и внешним: по внутренним
займам кредиторами яв. Физ. И юр. Лица, кот-е яв-ся резидентами данного
гос-ва. Внут-е займы выпускаются в национ-й валюте. Гос. Внут-е взаимст-е-
займы и кредиты, привлекаемые от физ. И юр. Лиц, иност-х гос-в, междун-х
фин-х орган-й, по кот-м возн-ют долговые обязат-ва РФ как заемщика или
гаранта погашения займов др. заемщиками, выражен-е в валюте РФ. Внешние
займы размещ-ся на иностр-х фондов-х рынках, в валюте др. гос-в и при
размещении таких займов учитыв-ся специф-е интересы страны размещения. Внешие
взаимст-е- займы, привлек-е от физ. И юр. Лиц, иност-х гос-в, междун-х фин-х
орган-й в иност-й валюте, по кот-м возн-ют долговые обязат-ва РФ как заемщика
или гаранта погашения займов др. заемщиками, выражен-е в иност-й валюте. Под
управлением гос. И мун-м долгом понимается сов-ть мероприятий гос-ва и МО по
выплате доходов кредиторам и погаш-ю займов, а т.ж. порядок, условия выпуска
и размещ-я долговых обяз-в РФ. Целью управ-я яв-ся покрытие валовой
потребности гос-ва в заимств-ях с миним-ми затратами. Оно осущ-ся Прав-м РФ,
субъектов РФ и ОМСУ. Методы управл-я гос. Долгом: 1) рефинансир-е-
погашение старой гос. Задолжен-ти путем выпуска новых займов. Оно испол-ся
при выплате % и погашении по внеш-й части гос. Долга; 2)отсрочка погаш-я
займов- она пров-ся в условиях, когда дальнейшее актив-е развитие опирации по
выпуску нов-х займов не эффективно для гос-ва; 3)аннулиров-е гос. Долга-
отказ гос-ва от долг-х обязат-в; 4)реструктуризация долга- погаш-е долг-х
обязат-в с одноврем-м осущ-ем взаимст-я в объемах погаш-х долгов-х обязат-в с
устан-ем иных условий обслуж-я долг-х обяз-в и сроков их погашения. Обслуж-е
гос. Долга провод-ся ЦБ РФ. Контроль за состоянием гос. Внут-го долга РФ
осущ-ет ГД. Правит-во д. ежегодно опублик-ть данные о состоя-и гос. Внут-го
долга. Верхний предел гос. Внут. Долга устан-ся предст-м органом при утверж-и
ФЗ « О фед. бюд-те на очер-й фин. Год.
|
46. Понятие и основные признаки страхования.
Страхование
является самостоятельным звеном финансовой системы Российской Федерации. Оно
выступает в двух обособленных формах: в форме социального страхования и
собственно страхования, связанного с непредвиденными чрезвычайными событиями.
Социальное страхование подразделяется, в свою очередь, на два вида:
государственное социальное страхование и негосударственное социальное
страхование. В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации
первый из названных видов социального страхования гражданам России гарантируется,
второй — поощряется.
Вторая форма страхования — собственно
страхование, связанное с непредвиденными чрезвычайными событиями.
Страхование определяется как «обеспечение от
возможного ущерба путем периодических взносов специальному учреждению,
которое выплачивает денежное возмещение в случае такого ущерба».
В экономическом аспекте страхование представляет
собой систему экономических отношений по поводу образования централизованных
и децентрализованных резервов денежных и материальных средств, необходимых
для покрытия непредвиденных нужд общества и его членов.
С материальной точки зрения в ходе страхования
создаются денежные (материальные) фонды специализированных учреждений —
страховщиков, используемые для возмещения ущерба, причиненного стихийными
бедствиями, несчастными случаями, а также в связи с наступлением определенных
событий.
Основой организации и правового регулирования
страховых отношений и деятельности страховых предприятий в России стал Закон
Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. «О страховании»». В нем впервые
дается правовое понятие страхования: это отношения по защите имущественных
и личных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных
событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из
уплачиваемых ими страховых взносов (ст. 2).
Характерными чертами страхования являются: 1.
Не постоянный, а вероятностный характер отношений. При
страховании нельзя заранее предусмотреть ни время наступления страхового
случая (определенного события, с которым связано возмещение потерь
страхователю), ни размер причиненных убытков. 2. Возвратность средств.
Страховые платежи после объединения их в страховой фонд подлежат (за вычетом
расходов за услуги страховой компании) выплате самим же страхователям.
Размер выплат конкретному страхователю при данной форме страхования (в
отличие от социального) может зависеть не только от величины потерь, но и от
условий конкретного страхового договора, например от размера страховых платежей,
срока договора и т.д. Возврат средств, согласно среднестатистическим данным,
осуществляется, как правило, по истечении пяти — десяти лет после их
внесения. 3. Строго очерченный (замкнутый) характер перераспределительных
отношений. Перераспределительные отношения при страховании
заключаются в том, что сумма ущерба, подлежащая возмещению при наступлении
страхового случая, распределяется между всеми участниками этих отношений.
4. Целевое использование создаваемого фонда.
|
47. Функции страхования.
Предупредительная функция страхования заключается в том, что страховые компании вправе
использовать временно свободные средства страхователей на проведение широкой
системы профилактических мероприятий, направленных на предупреждение
наступления возможных убытков страхователей. Восстановительная (защитная)
функция страхования проявляется в том, что в случае наступления
страхового случая и выплаты определенной, обусловленной договором денежной
суммы происходит полное или частичное погашение (восстановление) потерь,
понесенных юридическими или физическими лицами. Страхование может выполнять и
сберегательную функцию. Это происходит тогда, когда оно используется
как средство обеспечения защиты не только личных и имущественных потерь, но и
самих денежных средств, вложенных в качестве страховых платежей. Контрольная
функция как основная функция финансов присуща и страхованию. Она
проявляется в том, что страховые платежи аккумулируются в страховой фонд на
строго определенные цели, используются в строго определенных случаях и
строго определенным кругом субъектов.
|
48 Виды страхования.
Виды страхования. В
России существуют различные виды страхования. При классификации страхования
могут быть использованы разнообразные критерии.
Если в основу классификации положен организационный признак, то
страхование в условиях создания страхового рынка подразделяется на: внутреннее
(ограниченное), внешнее и смешанное. По основаниям
возникновения страховых отношений страхование можно подразделить на обязательже
(в силу закона) и добровольное (в силу соглашения).
Обязательное страхование может осуществляться как за счет федерального
бюджета и бюджетов субъектов Федерации (обязательное государственное
страхование), так и за счет страхователей.
При классификации страхования в литературе используют и такой критерий,
как объект страхования. В соответствии с этим критерием страховые отношения
подразделяются на:
— имущественное страхование (страхование материальных ценностей),
— личное страхование (жизнь, здоровье, трудоспособность);
— страхование ответственности а страхование
предпринимательского
риска.
Имущественное страхование, в свою очередь, подразделяют по роду
опасности на следующие виды:
— страхование от огня и других стихийных бедствий таких объектов, как
строения, сооружения, оборудование, домашнее имущество и т. П.;
— страхование сельскохозяйственных культур от засухи и других стихийных
бедствий;
— страхование на случай падежа или вынужденного забоя животных;
— страхование от аварий, угона и других опасностей средств транспорта.
Добровольное страхование возникает на основании договора имущественного или
личного страхования, заключаемого гражданином или юридическим лицом
(страхователем) со страховой организацией (страховщиком). Гражданский кодекс
РФ в ст. 929 закрепляет легальное определение договож имущественного
страхования, а в ст. 934 — определение договора личного страхования.
|
49. Обязательное страхование.
Обязательным
является страхование, осуществляемое в силу закона Оно может выступать в
виде: обязательного государственного страхования, осуществляемого за счет
средств бюджета, и обязательного страхования, осуществляемого за счет
средств самих страхователей.
Виды, условия и порядок проведения
обязательного Страхования определяются соответствующими нормативными финансово-правовыми
актами. ^
Правительству РФ поручено разработать проект
Закона «Об основах проведения обязательного страхования в Российской
Федерации», где будет опредежени его понятие, а также общие (в том числе — и
обязательного государственного страхования) цели, задачи, принципы и условия
проведения страхования в этой форме.
При разработке проектов законов по вопросам
обязательного страхования в соответствии с основными направлениями государственной
политики в этой сфере должны обеспечиваться: а) первоочередное правовое
урегулирование видов обязательного страхования, направленных на защиту
гарантированных Конституцией РФ прав и свобод гражданина; б) подтверждение
проведения в Российской Федерации основных видов обязательного личного и
имущественного страхования; в) сохранение, а при необходимости — увеличение
установленных страховых сумм по видам обязательного личного
страхования; г) единство основных положений порядка и условий проведения
обязательного страхования в Российской Федерации».
Так, характерными чертами страховых
правоотношений по обязательному страхованию, как и финансовых
правоотношений, являются: во-первых, установление государством видов,
порядка и условий обязательного страхования, осуществляемого за счет средств
самих страхователей, наличие государственного контроля (надзора) в этой
сфере либо непосредственное участие государства (уполномоченного им органа) в
качестве обязательного субъекта отношений по обязательному государственному
страхованию; во-вторых, применение при регулировании возникновения, изменения
и прекращения этих правоотношений методом государственно-властных велений.
|
50. Обязательное
государственное страхование.
Обязательным является страхование,
осуществляемое в силу закона Оно может выступать в виде: обязательного
государственного страхования, осуществляемого за счет средств бюджета, и
обязательного страхования, осуществляемого за счет средств самих
страхователей.
Виды, условия и порядок проведения
обязательного Страхования определяются соответствующими нормативными финансово-правовыми
актами. ^
Правительству РФ поручено разработать проект
Закона «Об основах проведения обязательного страхования в Российской
Федерации», где будет опредежени его понятие, а также общие (в том числе — и
обязательного государственного страхования) цели, задачи, принципы и условия
проведения страхования в этой форме.
При разработке проектов законов по вопросам
обязательного страхования в соответствии с основными направлениями государственной
политики в этой сфере должны обеспечиваться: а) первоочередное правовое
урегулирование видов обязательного страхования, направленных на защиту
гарантированных Конституцией РФ прав и свобод гражданина; б) подтверждение
проведения в Российской Федерации основных видов обязательного личного и
имущественного страхования; в) сохранение, а при необходимости — увеличение
установленных страховых сумм по видам обязательного личного
страхования; г) единство основных положений порядка и условий проведения
обязательного страхования в Российской Федерации».
Так, характерными чертами страховых
правоотношений по обязательному страхованию, как и финансовых
правоотношений, являются: во-первых, установление государством видов,
порядка и условий обязательного страхования, осуществляемого за счет средств
самих страхователей, наличие государственного контроля (надзора) в этой
сфере либо непосредственное участие государства (уполномоченного им органа) в
качестве обязательного субъекта отношений по обязательному государственному
страхованию; во-вторых, применение при регулировании возникновения, изменения
и прекращения этих правоотношений методом государственно-властных велений.
|
51. Денежная система РФ: понятие, правовые
основы.
Денежная
система любого государства является объектом правового регулирования. Конституция
Российской Федерации относит финансовое и валютное регулирование, денежную
эмиссию, федеральные банки к предметам ведения Российской Федерации (см. п.
«ж» ст. 71 Конституции Российской федерации). Следовательно, денежная система
имеет конституционный статус, а нормы Конституции о ней являются
одновременно нормами конституционного (государственного) права и нормами
финансового права,
Нормы финансового права детально фиксируют статус денежной системы
Российской Федерации. Кроме того, с помощью норм финансового права — о
признаках платежеспособности денежных знаков, об обеспечении порядка
обращения наличных денег, основ организации расчетов и т. П. обеспечивается
ее нормальное функционирование. Нормы гражданского права регулируют
вопросы собственности на деньги (денежные знаки) как объект права
собственности, порядок расчетов при сделках гражданско-правового характера.
Нормы административного права устанавливают ответственность за
административные правонарушения в сфере денежной системы, главным образом в
процессе денежного обращения. Наконец, нормы уголовного права
предусматривают уголовную ответственность за совершение преступлений,
направленных против денежной системы (в основном — фальшивомонетничество).
Таким образом, к денежной системе имеют непосредственное отношение нормы
многих отраслей права.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16
|
|
|