рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Анализ эффективности управления финансами предприятия (на примере ОАО "Нефтекамск-Лада-Сервис")

Современное предприятие с вполне нормальными показателями финансовой деятельности находящееся на позициях застоя или спада, имеет совсем немного шансов стать или остаться предприятием международного класса. В этих условиях зарубежное учение, которое отдает предпочтение финансовому анализу, усиливая тем самым ограниченное изучение результатов хозяйственной деятельности предприятия вопросами рентабельности (в том числе финансовой), будет не только несостоятельным, но далее опасным. В новом международном контексте по управлению предприятием необходимо отдать предпочтение всестороннему подходу к изучению, при котором анализ финансовой деятельности не будет отделен от аспектов экономического анализа и составит с ним гармоничное целое, - это и есть главная задача, которая в настоящее время стоит перед западными аналитиками.

Правильный подход к показателям оценки финансового и нефинансового анализа очень ценен сам по себе, но и этого недостаточно: концепция анализа деятельности предприятий еще очень часто остается на Западе под влиянием модели Тейлора с чрезмерным разделением функций одного и того же предприятия (снабжение, производство, коммерческая деятельность, финансы и т.д.); из этого следует, в частности, обособление кадровых структур, специалисты которых говорят на разных языках, почти не понимая близости, родства различных показателей оценки деятельности в целом. Очень важно при оценке международного опыта оценивать не только преимущества, но и недостатки. Часто можно видеть, как международный опыт приводится без практических комментариев.

Финансовый анализ за рубежом ориентирован на внешних потребителей, при этом авторы пренебрегают, даже полностью обходят молчанием возможности тех, кто располагает внутренней информацией о самом предприятии. В нашей же стране ориентация в основном на внутреннего потребителя, что видно хотя бы из «неудобочитаемости» бухгалтерского баланса, в котором может сориентироваться далеко не всякий.

Зарубежный анализ придает очень большое значение рентабельности и платежеспособности предприятия. Так как защищенность кредитора в определенной степени определяется размером ликвидных средств, необходимых предприятию для финансирования его операций. То и при оценке оборотных средств, в первую очередь оценивается способность предприятия платить по краткосрочным обязательствам из оборотных средств, посредством расчета коэффициента текущей ликвидности (Current Ratio), по российской терминологии - общего коэффициента покрытия.


CR = CA/CD,                                                                                 (3.1)


где: GA - (Current Assets) - оборотные средства;

CD - (Current Debt) - краткосрочные обязательства.

В западной практике неудовлетворительным считается значение коэффициента, меньшее 2. В российской практике удовлетворительным считается значение коэффициента текущей ликвидности, большее 1. Оптимальное значение 1,0 < CR < 3,0.

Способность компании выполнять свои краткосрочные обязательства за счет оборотных средств за короткое время оценивается по значению коэффициента быстрой ликвидности (Quick Ratio), он аналогичен коэффициенту текущей ликвидности.


QR = (CA -Inv)/CD                                                                        (3.2)


где: Ihv (Inventory) - товарно-материальные запасы.

При расчете коэффициента быстрой ликвидности из величины оборотных средств исключаются товарно-материальные затраты и расходы будущих периодов, поскольку они имеют наименьшую среди оборотных средств ликвидность. Оптимальное значение 0,2 < QR < 0,6.

Также используется показатель «чистый оборотный (работающий) капитал» (Net Working Capital), который соответствует принципам GAAP (в отличии от российского стандарта, где существует понятие собственного оборотного капитала, имеющего другую формулу).


WC=CA-CD,                                                                                  (3.3)


где: CA - (Current Assets) - оборотные средства;

CD - (Current Debt) - краткосрочные обязательства.

Нулевое или положительное значение чистого оборотного капитала является удовлетворительным и означает, что компания работает эффективно. Однако нулевое значение NWC означает, что компания не имеет буфера на случай возникновения непредвиденного спроса на ресурсы. Руководство предприятия также заинтересованно в наличии положительного оборотного капитала, позволяющего использовать освобождающиеся средства для дальнейшего развития компании.

Рассчитываемая рентабельность активов или возвратной на активы (Return on Assets), также имеет аналог в российской практике анализа


ROA = NP/<CA>                                                                                     (3.4)


где: NP (Net Profit) - чистая прибыль (прибыль после уплаты процентов и налогов)

<CA> - Average Current Assets - среднее за период значение оборотных активов.

После оценки ликвидности и рентабельности оборотных средств зарубежные аналитики проводят менее детальный анализ оборотных активов.

Среди всех активов зарубежные компании особое внимание уделяют таким ключевым статьям, как товарно-материальные запасы и дебиторская задолженность. Выделяются два направления работы зарубежных аналитиков при оценке запасов и дебиторской задолженности, направленных на распознавание признаков обесценения или накопления излишков товарно-материальных запасов или дебиторской задолженности. При первом направлении оцениваются показатели удельного веса, при втором - оборачиваемость данных статей. Оценка по первому направлению документально зафиксированную величину товарно-материальных ценностей соотносят с одним из двух наилучших показателей производственной деятельности - с выручкой от реализации или между активами и этими показателями существует определенная связь. В то время как простого соотношения выручки и товарно-материальных запасов часто достаточно для общей оценки эффективности деятельности, более точную характеристику обычно дает соотношение товарно-материальных запасов и себестоимости реализованной продукции, поскольку только тогда оба элемента дроби будут представлены в сопоставимых базисных ценах. Использование чистой суммы продаж вызывает искажение, поскольку в объем продаж включается и надбавка на прибыль, которая не входит в балансовую стоимость товарно-материальных запасов [47, с.29]. Анализ дебиторской задолженности тоже основан на выручке от реализации. Но точный анализ дебиторской задолженности может быть проведен только путем сверки всех счетов к получению по срокам с использованием внутренней отчетности компании. Анализ по срокам включает в себя классификацию дебиторской задолженности по времени, далее сравнивают получившуюся картину с превалирующими условиями кредита, который фирма предоставляет своим клиентам. Поскольку в данном типе анализа используется внутренняя отчетность, финансовый аналитик со стороны, изучающий деятельность компании, может провести только относительно грубый и общий расчет количества дневных выручек, который соответствует величине дебиторской задолженности.

Дополнительная сложность возникает, если компания реализует свою продукцию разным категориям клиентов на разных условиях или когда продажи производятся частично за наличные, частично в кредит. В случае если возможность учета отдельно невозможна, то оценка, рассчитанная согласно приведенным выше формулам показывает только общую тенденцию. Анализ денежных средств за рубежом проводится в разрезе финансовых инвестиций и не выполняется в отдельную категорию.

Таким образом, рассмотрев зарубежный опыт анализа оборотных средств можно сделать вывод о том, что техника финансового анализа значительно варьируется по странам. Это связано не столько с различиями в формах финансовой отчетности, сколько с различным типом экономик, в которых создавалась методика анализа, и различием подходов к оценке успешной работы предприятия.

 

3.2    Мероприятия по совершенствованию финансового состояния  предприятия


Антикризисное управление неплатежеспособным хозяйствующим субъектом предполагает, что ликвидность и платежеспособность, безусловно, являются управляемыми. Именно поэтому более обоснованными являются учет и прогнозирование возможных факторов восстановления (утраты) платежеспособности. Отметим, что в условиях рыночной экономики построение прогнозной отчетности и рассчитываемых на ее основе обобщающих показателей эффективности является достаточно распространенной, а в крупных компаниях - обязательной процедурой аналитической работы бухгалтера (финансового менеджера).

 В рамках финансовой деятельности ОАО «Нефтекамск-Лада-Сервис» возникают две равно важные задачи:

1. Задача привлечения ресурсов для осуществления хозяйственной деятельности (кредитная стратегия).

Привлекаемые ресурсы состоят из:

- акционерного капитала (ресурсов, получаемых на относительно неопределенный срок с условием выплаты вознаграждения инвестору в виде дивидендов);

- ссудного капитала (ресурсов, получаемых у специализированных кредитно-финансовых институтов на основе срочности, возвратности и платности);

- кредиторской задолженности (ресурсов, получаемых у партнеров по бизнесу и государства в виде отсрочек по платежам и авансов);

- реинвестируемой прибыли и фондов (ресурсов, получаемых в результате успешной коммерческой деятельности самого хозяйствующего общества, амортизационных отчислений).

Хозяйствующий субъект для привлечения ресурсов выходит на ссудный рынок капиталов, на котором происходит кругооборот предлагаемых к размещению ресурсов. Поскольку объем предлагаемых ресурсов существенно меньше, чем объем спроса на них, неизбежно возникает конкурентная борьба за наиболее дешевые ресурсы. Потенциальные вкладчики сравнивают потенциальные объекты вложения средств, изучают их инвестиционную привлекательность и т. д.

Таким образом, инвестиционная привлекательность хозяйствующего субъекта - совокупность характеристик, позволяющая инвестору оценить, насколько тот или иной объект инвестиций привлекательнее других.

В результате перед субъектом возникает задача улучшения своей инвестиционной привлекательности как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде. В этой связи, руководству хозяйствующего субъекта необходимо сформировать кредитную стратегию, основной задачей которой стала бы оптимизация показателей инвестиционной привлекательности.

С другой стороны в непосредственной связи с первой задачей перед обществом неизменно возникает вторая.

2. Задача распределения полученных ресурсов (инвестиционная стратегия).

Инвестиции делятся на:

- реальные (ресурсы направляются в производственные процессы);

- финансовые (ресурсы направляются на приобретение финансовых инструментов: эмиссионных и производных ценных бумаг, банковских депозитов);

- интеллектуальные инвестиции (подготовка специалистов на курсах, передача опыта, вложения в разработку технологий).

В совокупности инвестиционная стратегия и кредитная стратегия составляют финансовую стратегию организации (рисунок 3.1).

Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии общества и достижение его целей.

Разработка финансовой стратегии данного предприятия основывается на совокупности финансовых функций подразделений организации (рисунок 3.2).


Рисунок - 3.1 Финансовая стратегия организации ОАО «Нефтекамск-Лада-Сервис»


Разработки стратегии включает осуществление нескольких этапов:

1. Оценка долгосрочных перспектив.

2. Прогноз развития.

3. Осознание цели.

4. Анализ сильных и слабых сторон.

5. Обобщение стратегических альтернатив.

6. Разработка критериев оптимизации.

7. Выбор оптимальной стратегии.

8. Планирование мероприятий.


Рисунок 3.2 - Финансовые функции подразделений предприятия ОАО «Нефтекамск-Лада-Сервис»


После выработки общей финансовой стратегии организации специальные подразделения в соответствии со стратегией организации, а также в соответствии с состоянием финансового рынка разрабатывают инвестиционную и кредитную стратегии организации. Такой подход позволяет, с одной стороны, «директировать» деятельность подразделений, то есть направить различные аспекты деятельности организации в единое направление в соответствии с миссией организации, а с другой стороны, гибкая и продуманная финансовая стратегия позволяет высшему менеджменту организации планировать развитие прочих направлений деятельности. В современных условиях для предприятия ОАО «Нефтекамск-Лада-Сервис» целесообразно использовать комплексный программно-целевой подход к управлению организационным развитием.

Главной целью предприятия ОАО «Нефтекамск-Лада-Сервис» является - создание условий для успешного финансового развития организации. Для выполнения поставленной цели предприятию необходимо решить ряд специфических задач, непосредственно относящихся к реализации данной стратегии. К этим задачам относятся следующие:

1. Улучшение деятельности организации ОАО «Нефтекамск-Лада-Сервис»

Для выполнения данной задачи необходимо осуществить следующие мероприятия:

-        снизить цены на некоторые виды автоуслуг, что приведет к увеличению объема товарооборота, тем самым приведет к росту прибыли ОАО «Нефтекамск-Лада-Сервис»;

-        увеличить объемы продаж, что приведет к повышению эффективности деятельности предприятия и увеличению финансовых показателей;

-        использовать рекламу только в краткосрочном периоде, а затем переключатся на «ползучий маркетинг» - новый клиент приходит по рекомендации старого.

-        расширить ассортимент автомобилей и автозапчастей, что приведет к увеличению доли занимаемого рынка и росту прибыли;

-        организовать реализацию новых видов автоуслуг для расширения рынка сбыта, например, авторемонт в кредит;

-        повысить эффективное использование транспорта для снижения уровня издержек обращения;

-        приобрести новое оборудование в частности приобрести программный комплекс АИС, который предназначен для автоматизации производственной деятельности автоцентров (автосервисов), что позволит повысить конкурентоспособность реализуемой продукции;

-        налаживать связи с поставщиками запчастей, через Интернет ресурсы. Заявку на доставку лучше формировать заранее, учитывая сезонные колебания спроса. Описать их может любой опытный работник этой сферы (для шиномонтажа, например, пики активности приходятся на конец осени и начало весны, когда наступает пора менять резину).

-        оформить договор на лизинг оборудования для автомастерской;

-        создать свой сайт, где будут отражены новинки автомагазина и можно будет делать запрос на автокредитование и заказ нужной модели автомашины;

2. Укрепление финансового положения предприятия ОАО «Нефтекамск-Лада-Сервис».

Для выполнения данной задачи необходимо осуществить следующие мероприятия:

-        осуществление эффективной налоговой политики, обеспечивающей минимизацию налоговых платежей по отношению к сумме дохода и прибыли предприятия (направленной на возрастание суммы чистой прибыли предприятия);

-        снизить дополнительные издержки в виде налога на имущество, которое не приносит доход, а также прочих затрат по обслуживанию простаивающего оборудования и неиспользуемых площадей;

-        увеличить наличные денежные средства на предприятии для ускорения оборачиваемости активов предприятия;

-        нормировать уровень товарных запасов в соответствии с оборотом, что приведет к финансовой устойчивости организации;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.