В показателях хозяйственной деятельности больницы
присутствует положительная динамика. По показателям использования основных
фондов можно сделать следующие выводы: основные фонды учреждения сильно
изношены, хотя в динамике постоянно обновляются, так как в 2006-2007 году
политика предприятия как раз была направлена на повышение стоимости основных
фондов: закупку оборудования, капитального ремонта и достройки сооружений.
Коэффициент использования наличного оборудования больницы достаточно высок, это
говорит об эффективности его загрузки. Спад этого показателя произошел только в
2007 году, когда некоторые виды оборудования: оборудование лучевой диагностики,
аппараты лабораторных исследований были в ремонте. Коэффициенты обеспеченности
запасами также высоки, это напрямую свидетельствует об эффективности вложения
средств учреждения в материалы и предметы снабжения и об их использованию по
назначению, повышению качества услуг. Коэффициент использования материалов
имеет отношение к коммерческой деятельности учреждения, по положительной
динамике можно сделать вывод о снижении себестоимости платных услуг и повышения
финансового результата деятельности учреждения. Обеспеченность предприятия
трудовыми ресурсами имеет нестабильную динамику: в 2007 году наблюдается рост
персонала предприятия, а в 2008 году спад. Это объясняет срочную политику
учреждения по переподготовке кадров.
Таким образом, политику управления бюджетными и
внебюджетными средствами предприятия можно охарактеризовать как достаточно
эффективную в условиях недостатка целевого финансирования.
2.5
Исследование структуры управления бюджетными и внебюджетными средствами
учреждений здравоохранения в Нерюнгринском районе
Система здравоохранения потребляет значительное
количество материальных, кадровых и финансовых ресурсов. В настоящее время
финансирование здравоохранения в РФ действует за счет нескольких источников:
бюджетов различных уровней, средств обязательного медицинского страхования и
доходов от коммерческой деятельности. Фактическое финансирование системы
здравоохранения Нерюнгринского района за 2006-2008 гг. представлено ниже в
абсолютных данных и в расчете на душу населения.
Таблица 15. Структура финансирования учреждений
здравоохранения Нерюнгринского района за 2006-2008 гг.
Источник
финансирования
|
2006
год
|
2007
год
|
2008
год
|
|
сумма,
тыс. руб.
|
%
к итогу
|
сумма,
тыс. руб.
|
%
к итогу
|
сумма,
тыс. руб.
|
%
к итогу
|
Федеральный
бюджет (целевые федеральные программы)
|
5,6
|
0,4
|
8,3
|
0,5
|
11,4
|
0,6
|
Бюджеты
различных уровней
|
797,4
|
57,2
|
827,7
|
53,2
|
1017,2
|
51,5
|
ОМС
|
565,1
|
40,6
|
669,6
|
43,0
|
879,3
|
44,5
|
Доходы
от предпринимательской деятельности
|
25,3
|
1,8
|
50,7
|
3,3
|
68,6
|
3,4
|
Всего
|
1393,4
|
100,0
|
1556,3
|
100,0
|
1976,5
|
100,0
|
В
расчете на одного жителя, руб.
|
7047,8
|
|
8192,8
|
|
9957,7
|
|
Анализ данных таблицы показал, что основным
источником финансирования здравоохранения Нерюнгринского района является
консолидированный бюджет, но его доля постепенно снижается. Отмечен также рост
финансирования из федерального бюджета в связи с реализацией приоритетного
национального проекта «Здоровье». В структуре бюджета здравоохранения по
источникам финансирования за исследуемый период наблюдается увеличение доли
средств ОМС, что объясняется финансированием больниц и амбулаторных учреждений
по пяти статьям бюджетных расходов: заработная плата с начислением, питание,
медикаменты, мягкий инвентарь и их количество постепенно увеличивается.
Увеличение доли платных услуг связано с расширением перечня оказываемой
медицинской помощи вне программы государственных гарантий. Основными видами
оказываемых платных медицинских услуг в Нерюнгринском районе традиционно
считаются - медосмотр, зубопротезирование, лабораторные услуги, а также в
последнее время в медицинских учреждениях стала популярна аренда зданий и
помещений. В целом структура финансирования бюджета отрасли здравоохранения в
Нерюнгринском районе за 2006-2008 гг. существенных изменений не претерпела.
Поскольку автор работы не располагает точными
сведениями по постатейной структуре расходов медицинских учреждений
Нерюнгринского района в абсолютном (денежном) эквиваленте, анализ расходов
проведен по видам затрат и видам медицинской помощи за 2006-2008 гг. в
процентном соотношении на основании статистической формы №62 «Сведения об
оказании и финансировании медицинской помощи населению» по Нерюнгринскому
району и Республике Саха (Якутия).
Динамика расходов по видам медицинской помощи
представлена в таблице 16.
Таблица 16. Структура расходов по видам
медицинской помощи в общем объеме Программы государственных гарантий оказания
населению Нерюнгринского района бесплатной медицинской помощи за 2006-2008 гг.
Виды
медицинской помощи
|
2006
год
|
2007
год
|
2008
год
|
Отклонения
|
|
|
|
|
2007
от 2006
|
2008
от 2007
|
Амбулаторно-поликлиническая
помощь, включая дневные стационары
|
32,6
|
33,6
|
33,4
|
1,0
|
-0,2
|
Стационарная
помощь
|
61,6
|
60,5
|
60,8
|
-1,1
|
0,3
|
Скорая
медицинская помощь
|
5,8
|
5,9
|
5,9
|
0,1
|
0,0
|
Итого:
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
-
|
-
|
Структура расходов в динамике за 3 года
практически не изменилась. Появилась положительная тенденция в увеличении доли
расходов на амбулаторную и скорую помощь и снижении доли стационарной помощи.
Рассмотрим структуру расходов системы
здравоохранения с учетом всех источников финансирования в таблице 17.
Таблица
17.
Структура расходов системы здравоохранения по источникам финансирования в
2006-2008 гг.
Статьи
расходов
|
Государственные
средства всех источников
|
Республиканский
бюджет
|
Бюджеты
муниципальных образований
|
Средства
ОМС
|
Внебюджетные
источники
|
2006 год
|
Оплата
труда с начислениями
|
53,8
|
46,7
|
31,1
|
74,8
|
44,2
|
Прочие
расходы
|
16,8
|
22,9
|
33,5
|
0,8
|
9,6
|
Коммунальные
услуги
|
7,5
|
4,0
|
21,9
|
0,7
|
4,5
|
Увеличение
стоимости основных средств
|
6,9
|
19,2
|
3,1
|
0,0
|
12,0
|
Медикаменты
и перевязочные средства
|
9,7
|
4,1
|
4,0
|
17,8
|
12,2
|
Продукты
питания
|
3,4
|
1,7
|
2,6
|
5,3
|
6,9
|
ГСМ,
транспорт
|
1,3
|
1,0
|
3,6
|
0,004
|
7,7
|
Мягкий
инвентарь и обмундирование
|
0,4
|
0,4
|
0,3
|
0,5
|
2,9
|
2007 год
|
Оплата
труда с начислениями
|
51,2
|
46,4
|
31,2
|
75,6
|
56,4
|
Прочие
расходы
|
15,4
|
20,3
|
30,3
|
0,8
|
3,2
|
Коммунальные
услуги
|
8,1
|
5,1
|
23,4
|
0,3
|
4,6
|
Увеличение
стоимости основных средств
|
7,0
|
20,3
|
2,0
|
0,0
|
15,6
|
Медикаменты
и перевязочные средства
|
10,6
|
4,3
|
5,3
|
16,3
|
14,1
|
Продукты
питания
|
3,6
|
1,9
|
2,9
|
5,4
|
3,2
|
ГСМ,
транспорт
|
1,5
|
1,1
|
3,8
|
0,1
|
2,6
|
Мягкий
инвентарь и обмундирование
|
2,6
|
1,7
|
1,1
|
1,5
|
0,3
|
2008 год
|
Оплата
труда с начислениями
|
50,6
|
46,3
|
30,9
|
70,3
|
46,9
|
Прочие
расходы
|
16,1
|
21,6
|
24,6
|
2,1
|
1,8
|
Коммунальные
услуги
|
8,0
|
3,9
|
28,1
|
0,0
|
5,1
|
Увеличение
стоимости основных средств
|
6,3
|
16,6
|
3,1
|
0,0
|
12,3
|
Медикаменты
и перевязочные средства
|
11,2
|
5,4
|
5,6
|
14,2
|
21,0
|
Продукты
питания
|
3,8
|
2,6
|
2,7
|
6,1
|
6,1
|
ГСМ,
транспорт
|
2,4
|
1,6
|
4,1
|
0,0
|
2,3
|
Мягкий
инвентарь и обмундирование
|
1,6
|
2,0
|
0,9
|
7,3
|
4,5
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|