Анализ динамики структуры расходов по ОМС в
общем подтверждает политику учреждения, т.е. постепенное сокращение капитальных
расходов и увеличение текущих. Общие показатели изменения структуры расходов по
ОМС в динамике за три года похожи на показатели изменения структуры расходов по
бюджетным средствам. Основные расходы направлены на оплату труда и приобретение
предметов снабжения. Динамика финансирования ОМС в общем положительная: в 2007
году финансирование за счет средств ОМС увеличилось на 84,2 % по сравнению с
предыдущим, а в 2008 году - на 6,6 %. Такое изменение в показателях, на мой
взгляд, обусловлено новой региональной политикой Республики Саха, распространяющейся
на все ее регионы, в том числе Нерюнгринский, и заключающейся в постепенном
увеличении финансирования здравоохранения за счет средств ОМС и переходе на
подушевой расчет выделяемых средств.
Анализ отклонения кассовых расходов от
фактических и плановых в данном случае не проводится, так как они практически
полностью соответствуют друг другу. Это говорит о повышении финансовой
дисциплины в исследуемом учреждении и об отсутствии задолженности как
кредиторской, так и дебиторской.
Удельный вес объема расходов по ОМС в общих
расходах больницы отразим в таблице 6.
Таблица
6. Анализ удельного веса расходов на обязательное медицинское страхование за
исследуемый период
Расходы
|
2006
год
|
2007
год
|
2008
год
|
Отклонение
|
|
сумма,
тыс. руб.
|
в
% к итогу
|
сумма,
тыс. руб.
|
в
% к итогу
|
сумма,
тыс. руб.
|
в
% к итогу
|
2007
от 2006 гг
|
2008
от 2007 гг
|
|
|
|
|
|
|
|
по
сумме, тыс. руб.
|
в
% к итогу
|
по
сумме, тыс. руб.
|
в
% к итогу
|
Всего
фактических текущих расходов
|
44695,5
|
100,0
|
68022,5
|
100,0
|
116743,8
|
100,0
|
23327,0
|
-
|
48721,3
|
-
|
Расходы
на ОМС
|
37859,76
|
84,7
|
53504,62
|
78,7
|
99470,32
|
85,2
|
15644,86
|
-6,0
|
45965,7
|
6,5
|
Расходы
на платные услуги
|
6713,33
|
15,0
|
14408,25
|
21,1
|
17134,36
|
14,7
|
7694,92
|
6,1
|
2726,11
|
-6,4
|
Прочие
расходы
|
122,41
|
0,3
|
109,63
|
0,2
|
139,12
|
0,1
|
-12,78
|
-0,1
|
29,49
|
-0,1
|
Из анализа можно сделать выводы, что расходы на
обязательное медицинское страхование занимают значительную долю в общей сумме
расходов. В 2007 году удельный вес расходов ОМС незначительно снизился, за счет
чего выросла доля расходов на платные услуги, объем которых вырос в этом
периоде , но в 2008 году его доля опять увеличилась и достигла 85,2 %. Если
соотносить объемы расходов на обязательное медицинское страхование в общей
структуре расходов больницы с объемом финансирования за счет источников ФОМС,
можно заметить, что удельный вес расходов ОМС превышает удельный вес
финансирования ОМС почти в 2 раза. Это говорит о высоком спросе на медицинские
услуги в п. Чульман и достойном уровне обслуживания населения за счет
привлечения дополнительных источников финансирования.
2.3
Диагностика объемов платных услуг
Объем и структура доходов от платных услуг в
общем виде проанализирована в п.2.1. Проведем анализ структуры и объемов
внебюджетных доходов и расходов в исследуемом периоде и удельный вес доходов
платных услуг в общем количестве внебюджетных поступлений.
Внебюджетными средствами называют доходы,
образующиеся в результате деятельности бюджетных учреждений или эксплуатации
принадлежащих им зданий, помещений и инвентаря. Бюджетные учреждения, имеющие
внебюджетные средства, составляют сметы доходов и расходов по каждому виду
внебюджетных средств по утвержденной Министерством финансов форме. Доходы,
получаемые от хозяйственной деятельности, не включаются в государственный или
местный бюджеты и расходуются строго по целевому назначению в соответствии со
сметой доходов и расходов.
В доходную часть сметы включаются планируемые
поступления денежных средств по видам. В расходной части предусматриваются
планируемые расходы по этой деятельности с распределением по статьям бюджетной
классификации. Расходы по смете не могут превышать суммы, предусматриваемой в
доходной части.
В рассматриваемой ЧГБ доходы получают из
следующих источников: платные медицинские услуги населению, консультации,
аренда свободных площадей своих зданий: буфеты, киоски, аптеки, другие доходы:
спонсорская и гуманитарная помощь, доходы при сдаче стеклотары и др.
В качестве источников информации при анализе
внебюджетных средств используются сметы доходов и расходов по внебюджетным
средствам (сводные за 2006-2008 гг.), ежеквартальные и годовые отчеты. К этим
документам прилагаются подтверждающие их расчеты и калькуляции бухгалтерии.
Анализ внебюджетных средств решает следующие
задачи:
1) изучение производственных показателей по
каждому источнику внебюджетных средств;
2) выявление соответствия сумм полученных
доходов суммам осуществленных расходов;
3) изучение соблюдения сметно-финансовой
дисциплины по сметам доходов и расходов по внебюджетным средствам;
4) разработка мероприятий, направленных на
повышение эффективности использования внебюджетных средств, а также
производственно-хозяйственной деятельности.
Изучение внебюджетных средств больницы
целесообразно начинать с анализа источников их образования. При анализе
необходимо проверить правильность получения доходов, сверить с утвержденным
перечнем разрешенных видов деятельности и оценить роль внебюджетных средств в
общем объеме финансирования больницы. Результаты о доле внебюджетных средств в
общем объеме финансирования приведены в таблице 7.
Таблица 7. Доля внебюджетных средств в общем
объеме финансирования
Показатели
|
2006
г.
|
2007
г.
|
2008
г.
|
Бюджетное
финансирование
|
197428,6
|
248597,3
|
265316,7
|
Доход
из внебюджетных источников (план), тыс.руб.
|
2192,00
|
3924,00
|
5210,00
|
Доход
по платным услугам (план), тыс.руб.
|
1498,00
|
2602,00
|
3290,00
|
Планируемая
доля внебюджетного дохода в общем объеме финансирования, %
|
1,1
|
1,55
|
1,92
|
Планируемая
доля платных услуг в общем объеме финансирования, %
|
0,75
|
1,03
|
1,21
|
Доход
из внебюджетных источников (факт), тыс.руб.
|
2194,6
|
3856,3
|
6121,6
|
Доход
по платным услугам (факт), тыс.руб.
|
1500,8
|
2586,7
|
3282,2
|
Фактическая
доля внебюджетного дохода в общем объеме финансирования, %
|
1,1
|
1,53
|
2,26
|
Фактическая
доля платных услуг в общем объеме финансирования, %
|
0,75
|
-1,02
|
1,21
|
Отклонение
фактической доли внебюджетного дохода от плановой, %
|
-
|
-0,02
|
0,34
|
Отклонение
фактической доли платных услуг от плановой, %
|
-
|
-1,01
|
-
|
Как видно из таблицы, в 2006 году доля
внебюджетных средств в общем объеме финансирования полностью соответствует
плановой, несмотря на то, что сумма фактических доходов незначительно превышает
сумму планируемых. В 2007 году сумма и удельный вес внебюджетных средств в
общем объеме финансирования незначительно уменьшилась по отношению к плановой,
а в 2008 году опять незначительно увеличилась. Из таблицы также видно, что
ежегодное увеличение удельного веса внебюджетных доходов в общем объеме
финансирования свидетельствует о расширении спектра внебюджетных источников
дохода больницы.
На следующем этапе изучают состав, структуру и
динамику доходов по видам внебюджетной деятельности. Для этого используют
информацию Отчета об исполнении сметы доходов и расходов по внебюджетным
средствам.
ЧГБ имеет несколько источников финансирования
внебюджетных средств. Наибольший удельный вес из них занимают платные услуги.
Из доля в общей сумме внебюджетных средств составляет 50 и более %. В 2008 году
доля платных услуг снизилась по сравнению с предыдущим периодом. Это связано с
общим социально-экономическим кризисом в стране, что привело к снижению спроса
на платные медицинские услуги, а также с износом и частыми поломками
оборудования некоторых наиболее используемых сфер деятельности больницы,
например, оборудование для лучевой диагностики. В 2008 году значительно выросла
доля арендных выплат по сравнению с предыдущими периодами. ЧГБ в этот период
почти закончила капитальный ремонт помещений и строительство новых корпусов,
после чего появилась значительная часть неиспользуемых арендных площадей.
Удельный вес спонсорской и гуманитарной помощи, а также других доходов
значительных изменений в исследуемом периоде не выявил.
В процессе анализа исполнения сметы внебюджетных
средств исходят из того, что они направляются на цели, установленные при их
образовании. Размер расходов определяется по каждому виду внебюджетных средств
в соответствии с объемом работы и учетом необходимости соблюдения режима
экономии и хозяйственной целесообразности использования ресурсов. Расходы
осуществляются раздельно по каждому виду внебюджетных средств в пределах их
остатка. Поэтому сумма расходов не может перекрываться доходами по другим видам
внебюджетных средств.
Следующая задача анализа - изучение структуры и
динамики расходов по внебюджетным средствам в разрезе статей, подстатей и
элементов экономической классификации.
Таблица 8. Анализ фактических расходов за счет
внебюджетных средств и их отклонений в 2006-2007 гг.
Показатели
|
2006
год
|
2007
год
|
Отклонения
2007 от 2006
|
|
Сумма,
тыс.руб.
|
Сумма,
тыс.руб.
|
По
сумме, тыс.руб.
|
%
к 2006
|
Расходы,
всего
|
2194,6
|
3856,3
|
1661,7
|
75,72
|
Оплата
труда рабочих и служащих
|
724,22
|
1060,48
|
336,26
|
46,43
|
Начисления
на оплату труда
|
261,16
|
358,64
|
97,48
|
37,33
|
Приобретение
предметов снабжения и расходных материалов
|
759,33
|
1149,18
|
389,85
|
51,34
|
В
том числе: Канцелярские принадлежности
|
274,33
|
582,3
|
307,97
|
112,26
|
Медикаменты
и перевязочные средства
|
267,74
|
401,06
|
133,32
|
49,79
|
Мягкий
инвентарь и обмундирование
|
63,64
|
19,28
|
-44,36
|
-69,7
|
Продукты
питания
|
151,43
|
146,54
|
-4,89
|
-7,68
|
Прочие
расходные материалы и предметы снабжения
|
2,19
|
3,86
|
1,67
|
72,26
|
Командировочные
расходы
|
2,2
|
3,9
|
1,7
|
77,27
|
Оплата
транспортных услуг
|
6,58
|
7,71
|
1,13
|
17,7
|
Оплата
услуг по связи
|
43,89
|
19,28
|
-24,61
|
-56,07
|
Оплата
коммунальных услуг
|
98,76
|
30,85
|
-67,91
|
-68,76
|
Прочие
текущие расходы
|
298,46
|
524,46
|
226,0
|
75,7
|
Капитальные
расходы
|
-
|
701,8
|
701,8
|
-
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|