рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Анализ и пути совершенствования деятельности предприятия

Ко второму уровню рассматриваемой иерархии можно отнести задачи, обеспечивающие основные формы интегрированного существования сообществ людей:

организация людей в их совместной жизнедеятельности посредством их структурной дифференциации на различного рода относительно самодостаточные группы: социально-территориальные соседские общины (племена, этносы, нации), социально-функциональные (производств, военные, учебные и прочие коллективы, специальности, профессии, проф. констелляции, классы), социально-бытовые (семьи, кланы, социальные страты, сословия), коммуникативные (по диалектам, языкам, языковым семьям), религиозно-конфессиональные (религиозные общины, секты, деноминации, конфессии) и т.п.;

регуляция процессов взаимодействия между людьми посредством исторической селекции, нормирования и стандартизации наиболее удачных элементов социального опыта в этой области и реализации их в работе регулятивных механизмов конвенционального (ценностные ориентации, мораль, нравственность, обычаи, этикет и пр.) или институционального (право, политика, идеология, церемониал и т.п.) свойства;

консолидация и самоидентификация людей в коллективе посредством выработки общих целей и идеалов их совместного существования, групповых интересов и потребностей, чувства солидарности личности с коллективом и защищенности им, удовлетворенности действующими нормами и правилами совместного общежития и взаимодействия, формирования системы образов групповой идентичности (этнических, социальных, конфессиональных, государственных и иных маркеров) и оснований личной самоидентификации человека в коллективе и самоотождествления с ним, заинтересованности членов коллектива в его социальном воспроизводстве как процессе, отвечающем их индивид, и групповым интересам.

Третий уровень - задачи культуры, обеспечивающие основные средства совместной жизнедеятельности людей. К ним можно отнести:

культуру демографического и социального воспроизводства членов сообщества, функционирующую посредством выработки норм сексуальных отношений, брачно-семейных и родственных обязательств, норм соседского общежития, стандартов физического развития индивида и охраны его репродуктивных возможностей, а также системы форм и средств целенаправленной межпоколенной трансляции социального опыта (воспитание, просвещение, образование, традиции, обряды и ритуалы и пр.), выработки норм и стандартов социализации и ин-культурации личности, ее социальной и культурной адекватности обществу проживания, стимулирования ее заинтересованности в приемлемых для общества формах социальной самореализации, в т.ч. в творческой и инновативной деятельности, в превращении индивида из “продукта и потребителя” культуры в ее “производителя”;

культуру адаптации сообщества к природным и историческим условиям его обитания, реализуемую посредством накопления опыта и воплощения его в нормах, правилах и формах непосредственного жизнеобеспечения (прежде всего в обеспечении продовольствием, теплом, жильем, в методах и традициях охраны здоровья и межличностной взаимопомощи людей), обеспечении коллективной безопасности сообщества (оборона) и индивид, безопасности членов сообщества, их имущества и легитимных прав, интересов (правоохранительная система);

культуру развития искусственной материально-пространственной среды обитания сообщества и обеспечения его членов социальными благами, выраженную в формировании принципов, норм, правил и стандартов построения территориальной инфраструктуры зоны проживания (населенных пунктов и их внутреннюю структуры, транспортных коммуникаций, размещения наиболее важных производств и иных функциональных зон и пр.), развития системы энергообеспечения и производства средств производства (инструментария), обеспечения производства и распределения товаров потребления и услуг и т.п.;

культуру собственности, власти и социальной престижности, связанную с развитием приемлемых для сообщества технологий и форм властно-собственнических претензий и отношений, способах обретения богатства, формированием иерархии социальных статусов, порядка статусного роста и его символической маркировки (титулатура, регалии, престижные образцы одежды, украшений, обстановки быта, стилистики поведения, этикета и пр.);

культуру социального патронажа, проявляющуюся в традициях оказания материальной и иной поддержки людям, оказавшимся в ситуации неконкурентоспособности (по возрасту, увечью, врожденным физическим недостаткам, пострадавшим от войны или стихийного бедствия и т.п.), благотворительности, милосердия, помощи терпящим бедствие, идеологии гуманизма и абсолютизации ценности человеческой жизни, мифологии социальной справедливости, “уравниловки”, патронажа коллектива над личностью и т.п.;

культуру познания и мировоззрения, накопления и кумуляции социально значимых знаний, представлений и опыта: рациональных (наука и обыденные наблюдения), иррациональных (религия, мистика, эзотерика, суеверия), логико-метафизических (философия, здравый смысл, народная мудрость), образных (искусство, метафоричность мышления и суждений, игровые формы поведения и пр.);

культуру коммуницирования и обмена информацией и социальным опытом между людьми, реализуемую в виде процессов: символизации объектов и явлений (формирование обозначающих понятий, слов, знаков, символов и пр.), сложение языков обмена информацией (“естественных” устных и письменных вербальных, невербальных языков жестов и телесной пластики, символических и церемониальных действий, искусств, специализированных языков служебных и технических символов - математических, компьютерных, топографических, чертежных, нотных и пр., разнообразных систем знаков, звуковых сигналов, знаков различия, функциональной атрибутики, языков цифрового, графического и звукового кодирования объектов и продуктов и т.п.), сложение систем фиксации информации (в графической, звуковой, видовой и иной форме), ее тиражирования и трансляции, а также институтов, занимающихся накоплением, сохранением и обеспечением доступа к социально значимой информации (архивы, библиотеки, музеи, хранилища, банки данных, картотеки и пр.);

культуру физической и психической реабилитации и релаксации человека, включающую принятые в сообществе нормы и формы охраны здоровья и личной гигиены, традиции кулинарии, социальные нормы отдыха (системы выходных, отпусков, освобождения от активной деятельности по возрасту и состоянию здоровья), традиции физической культуры и спорта, оздоровительного туризма и иных форм активного отдыха, традиции общенациональных и народных праздников, карнавалов, массовых гуляний, разнообразные формы развлекательного, игрового и интеллект, досуга, систему институтов организованного досуга и т.п.

Следует подчеркнуть, что во всех рассматриваемых случаях речь идет не о практических технологиях по достижению утилитарного результата (созданию продукта потребления), а о социальных нормах, регулирующих допустимость и предпочтительность тех или иных способов осуществления этой деятельности.

Четвертый и последующие уровни задач культуры связаны уже с дифференциацией культуры на специализированные функциональные сегменты (“экономическая культура”, “военная культура”, “культура торговли”, “религиозная культура”, “педагогическая культура” и т.п.) и системы критериев качества осуществления тех или иных социальных задач (“культура труда и потребления”, “культура быта”, “культура языка”, “культура научного мышления”, “культура художественного творчества” и пр.). В обоих случаях здесь имеется в виду прежде всего уровень соответствия применяемых технологий (а отсюда и качественные параметры результатов) в той или иной сфере жизнедеятельности общепринятым технологическим нормам в соответствующей сфере, которые сложились в процессе исторической селекции такого рода технологий по признакам их приемлемости и допустимости с точки зрения социальной цены и долговременных социальных последствий (критерий утилитарной эффективности в данном случае менее значим) и закрепились в ценностных комплексах специфического свойства, называемых обычно “проф. культурой” и “культурой образа жизни”.

Таким образом, во всем многообразии задач культуры можно выделить такие “профильные” направления, как социально-интегративное, организационно-регулятивно-нормативное, познавательно-коммуникативное, рекреационное и оценочное.

1.2 Показатели оценки искусства


При оценке искусства и культуры необходимо использовать ряд показателей, которые будут характеризовать состояние объектов искусства и культуры в динамике. Так в таблице 1.1 приведены показатели оценки культуры и искусства на территории г. Барнаула за 2003- 2004 годы


Таблица 1.1

Показатели оценки искусства на территории Барнаула за 2003- 2004 годы [19, с. 176]

№ п/п

П О К А З А Т Е Л И

Единица  измерения

2003г.

2004 г.

Темп роста, (снижения)  ( % )

I. СЕТЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

1.

Дворцы культуры - в с е г о

ед.

7

7

100


- в них мест

мест

4250

4250

100


в том числе:


Дворцы культуры в муниципальном ведении

ед.

3

3

100


- в них мест

мест

1350

1350

100

2.

Обеспеченность населения зрительскими местами в учреждениях клубного типа

мест на 1 тыс.жителей в % к нормативу

5,9  39,2

5,9  39,0

100  99,5

3.

Кинотеатры

ед.

6

5

83,3


-в них мест

мест

3890

3100

79,6


- количество зрительных залов в кинотеатрах

ед.

9

6

66,7


- обеспеченность населения зрительскими залами кинотеатров

залов на 100 тыс. жителей в % к нормативу

1,2  20,7

0,83  13,8

69,2  66,5

4.

Массовые библиотеки - в с е г о

ед.

53

51

96,2


в том числе:

ед.

42

42

100


- в муниципальном ведении.

 

 

 

 


Библиотеки, входящие Централизованную библиотечную систему, в них библиотечный фонд

ед. тыс. экз.

20 793,6

20 800,9

100 100,9


Продолжение табл.1.1


Библиотеки, входящие в Централизованную детскую библиотечную систему, в них библиотечный фонд

ед. тыс. экз.

22 709,3

22 705,8

100 99,5

5.

Филармония

ед.

1

1

100

6.

Музеи

ед.

1

2

200


Обеспеченность города музеями

в % к нормативу

10

20

200


Основной фонд экспонатов в нем

тыс. экз.

30,2

30,6

101,3

7.

Картинная галерея  Основной фонд экспонатов в ней

ед. тыс. экз.

1 7,6

1 7,9

100 104

8.

Фонд историко-культурных памятников

ед.

1

1

100

9.

Музейно-выставочный комплекс

ед.

1

1

100

10.

Профессиональные театры

ед.

3

3

100


в них мест

мест

1250

1250

100


Обеспеченность населения зрительскими местами в профессиональных театрах

мест на 1 тыс. жителей в % к нормативу

1,7 43,2

1,7 43

100 99,5

11.

Парки культуры и отдыха

ед.

5

5

100


Обеспеченность населения парками культуры и отдыха

в % к нормативу

100

100

100

12.

Количество аттракционов в парках культуры и отдыха и на площади города - в с е г о ,

ед.

42

42

100


в том числе:


Центрального района

ед.

16

16

100


Автозаводского района

ед.

20

20

100


Комсомольского района

ед.

6

6

100


Продолжение табл. 1.1

  13.

Учреждения дополнительного образования -  в с е г о

ед.

22

22

100


Количество учащихся и студентов в них,

чел.

7686

7656

99,6


в том числе:

 

 

 

 


- Музыкальное училище  в нем студентов

ед. чел.

1 273

1 276

100 101,1


- Колледж искусств  в нем учащихся

ед. чел.

1 950

1 915

100 96,3


- Лицей искусств  в нем учащихся

ед. чел.

1 1032

1 1100

100 106,6


- Детские музыкальные школы  в них учащихся

ед. чел.

7 2640

7 2562

100 97,1


- Детские школы искусств  в них учащихся

ед. чел.

5 1527

6 1710

120 112


- Детские художественные школы  в них учащихся

ед. чел

3 394

3 394

100 100


- Детская музыкально-хоровая школа  в ней учащихся

ед. чел.

1 245

1 245

100 100


- Детская музыкально-художественная школа  в ней учащихся

ед. чел.

1 303

1 303

100 100


-Детская художественная школа “Керамика”  в ней учащихся

ед. чел.

1 151

1 151

100 100


Продолжение табл. 1.1


-Детский музыкальный центр  в нем учащихся

ед. чел.

1 171

- -

- -

II. МЕРОПРИЯТИЯ, ПРОВОДИМЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯМИ КУЛЬТУРЫ

1

Количество культурно-массовых мероприятий - всего,

ед.

403

408

101,2


в том числе:


- фестивалей

ед.

10

10

100


- массовых праздничных мероприятий

ед.

11

11

100


- конкурсов и концертов художественной самодеятельности

ед.

382

387

101,3

2

Количество спектаклей, показанных театрами города - в с е г о ( с учетом выездных ),

ед.

747

837

112


в том числе:


- драматическим театром “Колесо”

ед.

251

256

102


- театром кукол

ед.

296

351

118,6


- театром юного зрителя “Эксперимент”

ед.

200

230

115


Число зрителей, посетивших театры - в с е г о ( с учетом выездных ),

 тыс. чел.

 213

 173,2

 81,3


в том числе:


- драматический театр “Колесо”

тыс. чел.

105

113,6

108,2


- театр кукол

тыс. чел.

44,5

46,5

104,5


- театр юного зрителя “Эксперимент”

тыс. чел.

63,5

13,1

20,6

3.

Обновление репертуара в театрах:

 

 

 

 


Количество новых спектаклей - в с е г о,

ед.

12

13

108,3


Продолжение табл. 1.1


в том числе:


- драматическим театром “Колесо”

ед.

4

6

150


- театром кукол

ед.

4

3

75


- театром юного зрителя “Эксперимент”

ед.

4

4

100

  4.

Количество мероприятий, проведенных в краеведческом музее - всего,

ед.

511

1170

229


в том числе:


- выставок

ед.

13

28

15


- лекций, экскурсий и других мероприятий

ед.

551

1142

207


Число зрителей, посетивших краеведческий музей

тыс. чел.

100

104,5

104,5

  5.

Количество мероприятий, проведенных в картинной галерее- всего,

 ед.

 231

 158

 68,4


в том числе


- выставок

ед.

29

27

93


- экскурсий

ед.

202

131

64,9


Число зрителей, посетивших картинную галерею

тыс. чел.

152

137,3

90,3

6.

Количество концертов, проведенных филармонией - в с е г о,

ед.

257

233

90,7


в том числе


-собственным симфоническим оркестром

ед.

40

185

в 4,6 раз


Число зрителей, посетивших филармонию

тыс. чел.

85,3

31,6

37

III. ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫХ БИБЛИОТЕЧНЫХ СИСТЕМ ГОРОДА

Окончание табл. 1.1

1.

Книжный фонд - в с е г о  в том числе в детских библиотеках

тыс. экз.  тыс. экз.

1502,9  709,3

1536,7  705,8

102,2  71,6

2.

Количество читателей - всего,  в том числе детей

тыс. чел. тыс. чел.

125,5 52,6

130,4 54,5

103,9 103,6

3.

Книговыдача,  в том числе  в детских библиотеках

тыс. экз.  тыс. экз.

2644,3  1153,8

2718,1  1152,4

102,8  99,9

4.

Количество посещений - всего,  в том числе в детских библиотеках

тыс. раз  тыс. раз

755,8  348,4

801,2 363,3

106  104,3

5.

Средняя посещаемость одним читателем - всего,   в том числе в детских библиотеках

раз  раз

6  6,6

5,8  7,0

96,7  106

6.

Средняя читаемость на одного читателя - всего,  в том числе в детских библиотеках

экз.  экз.

21,1  21,9

20,6  21,0

97,6  95,9

7.

Книгообеспеченность на одного читателя - всего,  в том числе в детских библиотеках

экз.  экз.

12  13,5

10,6  12,9

8,3  95,6

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.