Ко второму уровню рассматриваемой иерархии можно отнести задачи,
обеспечивающие основные формы интегрированного существования сообществ
людей:
организация людей в их совместной жизнедеятельности посредством их структурной
дифференциации на различного рода относительно самодостаточные группы:
социально-территориальные соседские общины (племена, этносы, нации),
социально-функциональные (производств, военные, учебные и прочие коллективы,
специальности, профессии, проф. констелляции, классы), социально-бытовые
(семьи, кланы, социальные страты, сословия), коммуникативные (по диалектам,
языкам, языковым семьям), религиозно-конфессиональные (религиозные общины,
секты, деноминации, конфессии) и т.п.;
регуляция процессов взаимодействия между людьми посредством исторической селекции,
нормирования и стандартизации наиболее удачных элементов социального опыта в этой
области и реализации их в работе регулятивных механизмов конвенционального
(ценностные ориентации, мораль, нравственность, обычаи, этикет и пр.) или
институционального (право, политика, идеология, церемониал и т.п.) свойства;
консолидация и самоидентификация людей в коллективе посредством выработки общих целей и
идеалов их совместного существования, групповых интересов и потребностей,
чувства солидарности личности с коллективом и защищенности им,
удовлетворенности действующими нормами и правилами совместного общежития и
взаимодействия, формирования системы образов групповой идентичности
(этнических, социальных, конфессиональных, государственных и иных маркеров) и
оснований личной самоидентификации человека в коллективе и самоотождествления с
ним, заинтересованности членов коллектива в его социальном воспроизводстве как
процессе, отвечающем их индивид, и групповым интересам.
Третий уровень - задачи культуры, обеспечивающие основные средства
совместной жизнедеятельности людей. К ним можно отнести:
культуру демографического и социального воспроизводства
членов сообщества,
функционирующую посредством выработки норм сексуальных отношений,
брачно-семейных и родственных обязательств, норм соседского общежития,
стандартов физического развития индивида и охраны его репродуктивных
возможностей, а также системы форм и средств целенаправленной межпоколенной
трансляции социального опыта (воспитание, просвещение, образование, традиции,
обряды и ритуалы и пр.), выработки норм и стандартов социализации и ин-культурации
личности, ее социальной и культурной адекватности обществу проживания,
стимулирования ее заинтересованности в приемлемых для общества формах
социальной самореализации, в т.ч. в творческой и инновативной деятельности, в
превращении индивида из “продукта и потребителя” культуры в ее “производителя”;
культуру адаптации сообщества к природным и историческим
условиям его обитания, реализуемую посредством накопления опыта и воплощения его в нормах,
правилах и формах непосредственного жизнеобеспечения (прежде всего в
обеспечении продовольствием, теплом, жильем, в методах и традициях охраны
здоровья и межличностной взаимопомощи людей), обеспечении коллективной
безопасности сообщества (оборона) и индивид, безопасности членов сообщества, их
имущества и легитимных прав, интересов (правоохранительная система);
культуру развития искусственной материально-пространственной
среды обитания сообщества и обеспечения его членов социальными благами, выраженную в формировании принципов,
норм, правил и стандартов построения территориальной инфраструктуры зоны
проживания (населенных пунктов и их внутреннюю структуры, транспортных
коммуникаций, размещения наиболее важных производств и иных функциональных зон
и пр.), развития системы энергообеспечения и производства средств производства
(инструментария), обеспечения производства и распределения товаров потребления
и услуг и т.п.;
культуру собственности, власти и социальной престижности, связанную с развитием приемлемых для
сообщества технологий и форм властно-собственнических претензий и отношений,
способах обретения богатства, формированием иерархии социальных статусов,
порядка статусного роста и его символической маркировки (титулатура, регалии,
престижные образцы одежды, украшений, обстановки быта, стилистики поведения,
этикета и пр.);
культуру социального патронажа, проявляющуюся в традициях оказания
материальной и иной поддержки людям, оказавшимся в ситуации
неконкурентоспособности (по возрасту, увечью, врожденным физическим
недостаткам, пострадавшим от войны или стихийного бедствия и т.п.),
благотворительности, милосердия, помощи терпящим бедствие, идеологии гуманизма
и абсолютизации ценности человеческой жизни, мифологии социальной
справедливости, “уравниловки”, патронажа коллектива над личностью и т.п.;
культуру познания и мировоззрения, накопления и кумуляции
социально значимых знаний, представлений и опыта: рациональных (наука и обыденные
наблюдения), иррациональных (религия, мистика, эзотерика, суеверия),
логико-метафизических (философия, здравый смысл, народная мудрость), образных
(искусство, метафоричность мышления и суждений, игровые формы поведения и пр.);
культуру коммуницирования и обмена информацией и социальным
опытом между людьми,
реализуемую в виде процессов: символизации объектов и явлений (формирование
обозначающих понятий, слов, знаков, символов и пр.), сложение языков обмена
информацией (“естественных” устных и письменных вербальных, невербальных языков
жестов и телесной пластики, символических и церемониальных действий, искусств,
специализированных языков служебных и технических символов - математических,
компьютерных, топографических, чертежных, нотных и пр., разнообразных систем
знаков, звуковых сигналов, знаков различия, функциональной атрибутики, языков
цифрового, графического и звукового кодирования объектов и продуктов и т.п.),
сложение систем фиксации информации (в графической, звуковой, видовой и иной
форме), ее тиражирования и трансляции, а также институтов, занимающихся
накоплением, сохранением и обеспечением доступа к социально значимой информации
(архивы, библиотеки, музеи, хранилища, банки данных, картотеки и пр.);
культуру физической и психической реабилитации и релаксации
человека, включающую
принятые в сообществе нормы и формы охраны здоровья и личной гигиены, традиции
кулинарии, социальные нормы отдыха (системы выходных, отпусков, освобождения от
активной деятельности по возрасту и состоянию здоровья), традиции физической
культуры и спорта, оздоровительного туризма и иных форм активного отдыха,
традиции общенациональных и народных праздников, карнавалов, массовых гуляний,
разнообразные формы развлекательного, игрового и интеллект, досуга, систему
институтов организованного досуга и т.п.
Следует подчеркнуть, что во всех рассматриваемых случаях речь идет не о
практических технологиях по достижению утилитарного результата (созданию
продукта потребления), а о социальных нормах, регулирующих допустимость и
предпочтительность тех или иных способов осуществления этой деятельности.
Четвертый и последующие уровни задач культуры связаны уже с дифференциацией
культуры на специализированные функциональные сегменты (“экономическая
культура”, “военная культура”, “культура торговли”, “религиозная культура”,
“педагогическая культура” и т.п.) и системы критериев качества осуществления
тех или иных социальных задач (“культура труда и потребления”, “культура быта”,
“культура языка”, “культура научного мышления”, “культура художественного
творчества” и пр.). В обоих случаях здесь имеется в виду прежде всего уровень
соответствия применяемых технологий (а отсюда и качественные параметры
результатов) в той или иной сфере жизнедеятельности общепринятым
технологическим нормам в соответствующей сфере, которые сложились в процессе
исторической селекции такого рода технологий по признакам их приемлемости и
допустимости с точки зрения социальной цены и долговременных социальных
последствий (критерий утилитарной эффективности в данном случае менее значим) и
закрепились в ценностных комплексах специфического свойства, называемых обычно
“проф. культурой” и “культурой образа жизни”.
Таким образом, во всем многообразии задач культуры можно выделить такие
“профильные” направления, как социально-интегративное,
организационно-регулятивно-нормативное, познавательно-коммуникативное,
рекреационное и оценочное.
1.2 Показатели оценки искусства
При оценке искусства и культуры необходимо использовать ряд показателей,
которые будут характеризовать состояние объектов искусства и культуры в
динамике. Так в таблице 1.1 приведены показатели оценки культуры и искусства на
территории г. Барнаула за 2003- 2004 годы
Таблица 1.1
Показатели оценки искусства на территории Барнаула за 2003- 2004 годы
[19, с. 176]
№ п/п
|
П О К А З А Т Е
Л И
|
Единица измерения
|
2003г.
|
2004 г.
|
Темп роста,
(снижения) ( % )
|
I. СЕТЕВЫЕ
ПОКАЗАТЕЛИ
|
1.
|
Дворцы культуры
- в с е г о
|
ед.
|
7
|
7
|
100
|
|
- в них мест
|
мест
|
4250
|
4250
|
100
|
|
в том числе:
|
|
Дворцы культуры
в муниципальном ведении
|
ед.
|
3
|
3
|
100
|
|
- в них мест
|
мест
|
1350
|
1350
|
100
|
2.
|
Обеспеченность
населения зрительскими местами в учреждениях клубного типа
|
мест на 1
тыс.жителей в % к нормативу
|
5,9 39,2
|
5,9 39,0
|
100 99,5
|
3.
|
Кинотеатры
|
ед.
|
6
|
5
|
83,3
|
|
-в них мест
|
мест
|
3890
|
3100
|
79,6
|
|
- количество
зрительных залов в кинотеатрах
|
ед.
|
9
|
6
|
66,7
|
|
-
обеспеченность населения зрительскими залами кинотеатров
|
залов на 100
тыс. жителей в % к нормативу
|
1,2 20,7
|
0,83 13,8
|
69,2 66,5
|
4.
|
Массовые
библиотеки - в с е г о
|
ед.
|
53
|
51
|
96,2
|
|
в том числе:
|
ед.
|
42
|
42
|
100
|
|
- в
муниципальном ведении.
|
|
|
|
|
|
Библиотеки,
входящие Централизованную библиотечную систему, в них библиотечный фонд
|
ед. тыс. экз.
|
20 793,6
|
20 800,9
|
100 100,9
|
|
Продолжение
табл.1.1
|
|
Библиотеки,
входящие в Централизованную детскую библиотечную систему, в них библиотечный
фонд
|
ед. тыс. экз.
|
22 709,3
|
22 705,8
|
100 99,5
|
5.
|
Филармония
|
ед.
|
1
|
1
|
100
|
6.
|
Музеи
|
ед.
|
1
|
2
|
200
|
|
Обеспеченность
города музеями
|
в % к нормативу
|
10
|
20
|
200
|
|
Основной фонд
экспонатов в нем
|
тыс. экз.
|
30,2
|
30,6
|
101,3
|
7.
|
Картинная
галерея Основной фонд экспонатов в ней
|
ед. тыс. экз.
|
1 7,6
|
1 7,9
|
100 104
|
8.
|
Фонд
историко-культурных памятников
|
ед.
|
1
|
1
|
100
|
9.
|
Музейно-выставочный
комплекс
|
ед.
|
1
|
1
|
100
|
10.
|
Профессиональные
театры
|
ед.
|
3
|
3
|
100
|
|
в них мест
|
мест
|
1250
|
1250
|
100
|
|
Обеспеченность
населения зрительскими местами в профессиональных театрах
|
мест на 1 тыс.
жителей в % к нормативу
|
1,7 43,2
|
1,7 43
|
100 99,5
|
11.
|
Парки культуры
и отдыха
|
ед.
|
5
|
5
|
100
|
|
Обеспеченность
населения парками культуры и отдыха
|
в % к нормативу
|
100
|
100
|
100
|
12.
|
Количество
аттракционов в парках культуры и отдыха и на площади города - в с е г о ,
|
ед.
|
42
|
42
|
100
|
|
в том числе:
|
|
Центрального
района
|
ед.
|
16
|
16
|
100
|
|
Автозаводского
района
|
ед.
|
20
|
20
|
100
|
|
Комсомольского
района
|
ед.
|
6
|
6
|
100
|
|
Продолжение
табл. 1.1
|
13.
|
Учреждения
дополнительного образования - в с е г о
|
ед.
|
22
|
22
|
100
|
|
Количество
учащихся и студентов в них,
|
чел.
|
7686
|
7656
|
99,6
|
|
в том числе:
|
|
|
|
|
|
- Музыкальное
училище в нем студентов
|
ед. чел.
|
1 273
|
1 276
|
100 101,1
|
|
- Колледж
искусств в нем учащихся
|
ед. чел.
|
1 950
|
1 915
|
100 96,3
|
|
- Лицей
искусств в нем учащихся
|
ед. чел.
|
1 1032
|
1 1100
|
100 106,6
|
|
- Детские
музыкальные школы в них учащихся
|
ед. чел.
|
7 2640
|
7 2562
|
100 97,1
|
|
- Детские школы
искусств в них учащихся
|
ед. чел.
|
5 1527
|
6 1710
|
120 112
|
|
- Детские
художественные школы в них учащихся
|
ед. чел
|
3 394
|
3 394
|
100 100
|
|
- Детская
музыкально-хоровая школа в ней учащихся
|
ед. чел.
|
1 245
|
1 245
|
100 100
|
|
- Детская
музыкально-художественная школа в ней учащихся
|
ед. чел.
|
1 303
|
1 303
|
100 100
|
|
-Детская
художественная школа “Керамика” в ней учащихся
|
ед. чел.
|
1 151
|
1 151
|
100 100
|
|
Продолжение
табл. 1.1
|
|
-Детский
музыкальный центр в нем учащихся
|
ед. чел.
|
1 171
|
- -
|
- -
|
II.
МЕРОПРИЯТИЯ, ПРОВОДИМЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯМИ КУЛЬТУРЫ
|
1
|
Количество
культурно-массовых мероприятий - всего,
|
ед.
|
403
|
408
|
101,2
|
|
в том числе:
|
|
- фестивалей
|
ед.
|
10
|
10
|
100
|
|
- массовых
праздничных мероприятий
|
ед.
|
11
|
11
|
100
|
|
- конкурсов и
концертов художественной самодеятельности
|
ед.
|
382
|
387
|
101,3
|
2
|
Количество
спектаклей, показанных театрами города - в с е г о ( с учетом выездных ),
|
ед.
|
747
|
837
|
112
|
|
в том числе:
|
|
- драматическим
театром “Колесо”
|
ед.
|
251
|
256
|
102
|
|
- театром кукол
|
ед.
|
296
|
351
|
118,6
|
|
- театром юного
зрителя “Эксперимент”
|
ед.
|
200
|
230
|
115
|
|
Число зрителей,
посетивших театры - в с е г о ( с учетом выездных ),
|
тыс. чел.
|
213
|
173,2
|
81,3
|
|
в том числе:
|
|
- драматический
театр “Колесо”
|
тыс. чел.
|
105
|
113,6
|
108,2
|
|
- театр кукол
|
тыс. чел.
|
44,5
|
46,5
|
104,5
|
|
- театр юного
зрителя “Эксперимент”
|
тыс. чел.
|
63,5
|
13,1
|
20,6
|
3.
|
Обновление
репертуара в театрах:
|
|
|
|
|
|
Количество
новых спектаклей - в с е г о,
|
ед.
|
12
|
13
|
108,3
|
|
Продолжение
табл. 1.1
|
|
в том числе:
|
|
- драматическим
театром “Колесо”
|
ед.
|
4
|
6
|
150
|
|
- театром кукол
|
ед.
|
4
|
3
|
75
|
|
- театром юного
зрителя “Эксперимент”
|
ед.
|
4
|
4
|
100
|
4.
|
Количество
мероприятий, проведенных в краеведческом музее - всего,
|
ед.
|
511
|
1170
|
229
|
|
в том числе:
|
|
- выставок
|
ед.
|
13
|
28
|
15
|
|
- лекций,
экскурсий и других мероприятий
|
ед.
|
551
|
1142
|
207
|
|
Число зрителей,
посетивших краеведческий музей
|
тыс. чел.
|
100
|
104,5
|
104,5
|
5.
|
Количество
мероприятий, проведенных в картинной галерее- всего,
|
ед.
|
231
|
158
|
68,4
|
|
в том числе
|
|
- выставок
|
ед.
|
29
|
27
|
93
|
|
- экскурсий
|
ед.
|
202
|
131
|
64,9
|
|
Число зрителей,
посетивших картинную галерею
|
тыс. чел.
|
152
|
137,3
|
90,3
|
6.
|
Количество
концертов, проведенных филармонией - в с е г о,
|
ед.
|
257
|
233
|
90,7
|
|
в том числе
|
|
-собственным
симфоническим оркестром
|
ед.
|
40
|
185
|
в 4,6 раз
|
|
Число зрителей,
посетивших филармонию
|
тыс. чел.
|
85,3
|
31,6
|
37
|
III.
ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫХ БИБЛИОТЕЧНЫХ СИСТЕМ ГОРОДА
|
Окончание табл.
1.1
|
1.
|
Книжный фонд -
в с е г о в том числе в детских библиотеках
|
тыс. экз. тыс.
экз.
|
1502,9 709,3
|
1536,7 705,8
|
102,2 71,6
|
2.
|
Количество
читателей - всего, в том числе детей
|
тыс. чел. тыс.
чел.
|
125,5 52,6
|
130,4 54,5
|
103,9 103,6
|
3.
|
Книговыдача, в
том числе в детских библиотеках
|
тыс. экз. тыс.
экз.
|
2644,3 1153,8
|
2718,1 1152,4
|
102,8 99,9
|
4.
|
Количество
посещений - всего, в том числе в детских библиотеках
|
тыс. раз тыс.
раз
|
755,8 348,4
|
801,2 363,3
|
106 104,3
|
5.
|
Средняя
посещаемость одним читателем - всего, в том числе в детских библиотеках
|
раз раз
|
6 6,6
|
5,8 7,0
|
96,7 106
|
6.
|
Средняя
читаемость на одного читателя - всего, в том числе в детских библиотеках
|
экз. экз.
|
21,1 21,9
|
20,6 21,0
|
97,6 95,9
|
7.
|
Книгообеспеченность
на одного читателя - всего, в том числе в детских библиотеках
|
экз. экз.
|
12 13,5
|
10,6 12,9
|
8,3 95,6
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|