Промсвязьбанк работает на рынке факторинга с 2002 года,
предоставляя клиентам комплекс высокотехнологичных финансовых услуг по всем
видам факторинга – внутреннего (с регрессом и без регресса) и международного
(экспортного с регрессом и без регресса и импортного). По итогам 1 полугодия
2009 года объем уступленных денежных требований по договорам факторинга с
Промсвязьбанком составил более 53 млрд. рублей, заключено около 250 договоров
факторинга, в том числе 120 – в регионах России. По данным рейтингового
агентства «Эксперт РА», Промсвязьбанк является абсолютным лидером российского
рынка факторинга по итогам 2008 года, занимая 23,5% рынка. Объем уступленных
банку денежных требований по договорам факторинга в 2008 году составил 142 млрд
руб., объем финансирования – 108 млрд. руб., клиентами было передано на
факторинговое обслуживание в Промсвязьбанк порядка 700 000 поставок в адрес 4
900 дебиторов. Промсвязьбанк с 2003 года входит в международную ассоциацию
Factors Chain International и является, по данным FCI, лидером на рынке международного
факторинга в России, осуществляя 74% операций экспортного факторинга и 73%
импортного. По итогам I полугодия 2009 года, совокупный оборот по
международному факторингу (безрегрессный экспорт и импорт) российских
участников FCI составил 8 869 041 евро, более половины этой суммы обеспечили
операции Промсвязьбанка, по-прежнему занимающего первое место среди российских
участников Factors Chain International.
Получение
факторинга планируется в ОАО «Промсвязьбанк». Предоставление данного вида
услуг включает следующие этапы:
1.
Поставщик
обращается в Департамент факторинговых
операций Промсвязьбанка с заявкой на факторинговое
обслуживание поставок.
2.
Поставщик
предоставляет в банк пакет документов, необходимых для
принятия решения о возможности факторингового обслуживания.
3.
На
основании всестороннего анализа предоставленных поставщиком документов
специалисты Промсвязьбанка принимают решение о возможности факторингового
обслуживания поставок в адрес конкретных дебиторов. Решение принимается в
течение 10 рабочих дней с момента предоставления поставщиком полного пакета
документов.
4.
В
случае положительного решения банком устанавливается лимит финансирования –
максимальная сумма выплат, в пределах которой Промсвязьбанк будет осуществлять
финансирование поставщика под уступку денежных требований.
5.
Если
поставщик согласен с предложенными ему условиями обслуживания, то начинается
процедура оформления и подписания генерального договора об общих условиях
факторингового обслуживания поставок между поставщиком и Промсвязьбанком.
6.
В
случае отрицательного решения о возможности факторингового обслуживания
поставок по требованию клиента банк возвращает пакет предоставленных ему
документов.
7.
Параллельно
заключению договора поставщик в письменной форме информирует своих покупателей
о внедрении новой системы расчетов за товары и предоставляет в Промсвязьбанк
подписанное дебитором уведомление об уступке денежных требований к нему.
8.
Дальнейшее
сотрудничество по факторинговому обслуживанию поставок осуществляется по
стандартным схемам в зависимости от выбранного вида факторинга.
Требования
банка к клиенту по операциям факторинга следующие.
Заключение
договора факторингового обслуживания поставок с Промсвязьбанком возможно при
соответствии поставщика товаров, работ и услуг следующим требованиям:
·
Компания–поставщик
зарегистрирована и работает не менее одного года. Данное требования для
компании «М-Видео» выполняется.
·
Поставщик
ведет учет своей деятельности и составляет отчетность в соответствии с
законодательством Российской Федерации. Данное требования для компании
«М-Видео» выполняется.
·
Договором
поставки товаров или оказания услуг предусмотрена безналичная форма расчетов, а
отсрочка платежа не превышает 120 календарных дней. Данное требования для
компании «М-Видео» выполняется.
·
Сотрудничество
поставщика и дебитора должно осуществляться на условиях систематичности
поставок и иметь долгосрочную перспективу. Данное требования для компании
«М-Видео» выполняется.
·
Предполагаемый
ежемесячный оборот по факторингу не менее трех миллионов рублей. Данное
требования для компании «М-Видео» выполняется.
Таким
образом, компания «М-Видео» в состоянии выполнить все требования, для того
чтобы заключить договор факторинга с ОАО «Промсвязьбанк».
Пакет
документов, предоставляемых поставщиком Промсвязьбанку для принятия решения о
возможности факторингового обслуживания поставок и заключения договора.
1. Учредительные и иные документы,
позволяющие определить правоспособность организации и полномочия лиц,
заключающих от имени организации договор:
нотариально заверенные копии:
·
Устав
с отметкой регистрирующего органа.
·
Учредительный
договор/ решение о создании с отметкой регистрирующего органа.
·
Свидетельство
о регистрации.
·
Свидетельства
о постановке на налоговый учет.
·
Свидетельство
о внесении в ЕГРЮЛ.
·
Выписка
из ЕГРЮЛ.
копии, заверенные подписью руководителя и печатью
организации:
·
Приказов
(решений, доверенностей) о назначении должностных лиц, обладающих правом
подписи договорных и финансовых документов.
·
Паспортов
Руководителя и Главного бухгалтера организации.
2. Финансовая информация (копии, заверенные
подписью руководителя и печатью компании):
·
Балансы
и отчеты о прибылях и убытках (Форма №1, Форма №2) за 5 последних отчетных
периодов с отметкой налоговой инспекции.
·
Оборотно-сальдовая
ведомость по 62 счету за последние 6 месяцев, помесячно, с указанием всех
контрагентов.
·
Оборотно-сальдовая
ведомость по 60 счету за последние два квартала, поквартально, с указанием всех
контрагентов.
·
Оборотно-сальдовая
ведомость по 76 счету за последние 6 месяцев, помесячно, с указанием всех
контрагентов.
·
Оборотно-сальдовые
ведомости по сч. 62, сч. 76 за три предшествующих квартала,
сформированные накопительным итогом в пределах одного календарного года.
·
Анализ
51 счета по субконто в разрезе банков, где открыты счета, помесячно за
последние 12 месяцев.
·
Расшифровка
дебиторской и кредиторской задолженности на последнюю отчетную дату.
3. Анкета поставщика по
установленной форме (с обязательным заполнением всех пунктов) с приложениями
(справки о кредитной истории, об обязательствах), заверенная подписью
руководителя и печатью компании).
4. Сведения о покупателях, с которыми
планируется работа по факторингу (заверенные подписью руководителя и печатью
компании):
·
Извещение о новом
покупателе по установленной форме.
·
Копия
договора поставки.
·
Краткая
информация о покупателе (сфера деятельности, регион, Интернет-сайт).
·
Баланс
и отчет о прибылях и убытках (Форма №1, Форма №2) на последнюю отчетную дату c отметкой
налоговой инспекции (по возможности).
5. Анкета для оценки воздействия деятельности
заемщика на экологию в соответствии с
принятой ЕБРР «Политикой по охране окружающей среды».
6. Публичная информация о фирме (рекламные
буклеты, статьи, публикации и прочее) либо бизнес-справка на текущую дату.
7. Схема движения товарно-денежных потоков
внутри группы компаний (если предприятие / организация входит в состав
группы компаний).
Для
организаций имеющих счета в ОАО «Промсвязьбанк», документы п. 1 за
исключением копий паспортов Руководителя и Главного бухгалтера не требуются.
Для
компании «М-Видео» может быть выбран из вариантов предоставления факторинговых
операций.
Схема
факторинга на компании «М-Видео» будет выглядить следующим образом (Рис. 3.1):
1. Поставка
товара на условиях отсрочки платежа.
2. Уступка
права требования долга по поставке Банку (или Фактору).
3.
Финансирование (до 90% от суммы поставленного товара) сразу после поставки.
4. Оплата за
поставленный товар.
5. Выплата
остатка средств по поставке за минусом комиссии Фактора.
Финансирование
осуществляется в день предоставления накладной на отгруженную партию товара.
Размер досрочного платежа составляет до 90% от суммы поставки. Остаток средств
(от 10%) за вычетом комиссии Фактора возвращается сразу после оплаты поставки
покупателем.
Стоимость
факторинга в целом можно представить в виде следующей формулы:
Ф = Д + Кв, (3.1)
где Ф – стоимость
факторинга для предприятия, р.;
Д – дисконт,
уплаченный банку, р.;
Кв – комиссионного
вознаграждения за выполнение «некредитных» факторинговых функций (учет и
инкассирование дебиторской задолженности, страхование риска
неплатежеспособности покупателя и др. – 0,5–2% от суммы уступленных прав), р.
Эффективность
применения факторинговых операций при расчетах поставщика и покупателя за
поставленную продукцию приведена в табл. 3.3.
Таблица 3.3. Расчет
эффективности факторинговой операции
Показатели
|
Дата
|
Сумма, млн. р.
|
А. Без
использования факторинга:
|
Отгружена товары
покупателю
|
На 01.01.2009
|
3 846 729
|
Произведена частичная
оплата товаров
|
На 01.01.2009
|
3 020 204
|
Потери от инфляции (при
уровне 0,5% в месяц)
|
На 01.01.2009
|
38 467
|
Остаток задолженности
покупателя
|
На 01.01.2009
|
826 525
|
Потери от переплаты за
товары (т. к. нет возможности приобрести по факту, по предоплате, оптом)
– 1,5% от оборотных средств
|
На 01.01.2009
|
16 483
|
Отсутствие возможности
инвестировать деньги в покупку новых товаров
|
На 01.01.2009
|
177 588
|
Общая сумма потерь
|
|
1 059 063
|
Б. С использованием
факторинга:
|
Отгружены товары
покупателю
|
На 01.01.2009
|
3 846 729
|
Получено 90% суммы
оплаты от банка
|
На 05.01.2009
|
3 462 056
|
Расчет произведен
полностью (за минусом суммы дисконта 6%)
|
На 01.03.2009
|
153 869
|
Сумма дисконта (6% от
суммы денежного обязательства)
|
На 01.03.2009
|
230 804
|
Потери от инфляции (при
уровне 0,5% в месяц)
|
На 01.03.2009
|
769
|
Оплата услуг банка (1%
от суммы денежного обязательства)
|
На 01.03.2009
|
38 467
|
Общая сумма расходов и
потерь
|
На 01.03.2009
|
270 040
|
Экономический эффект
при условии использования факторинга
|
|
789 023
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|