В целях
урегулирования кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам,
а также по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом путем ее
реструктуризации и создания условий для их финансового оздоровления
Постановлением Правительства РФ от 3 сент. 1999 г. № 1002 «О порядке и сроках
проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по
налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед
федеральным бюджетом» [6] установлен порядок, условия и сроки проведения
реструктуризации кредиторской задолженности юридического лица. Кроме того издан
Приказ Министерства РФ по налогам и сборам от 21 июня 2001 г. № БГ - 3 - 10/191
«О применении порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности
юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням
и штрафам перед федеральным бюджетом» [8].
Порядок
проведения реструктуризации просроченной задолженности сельскохозяйственных
предприятий и организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств по федеральным
налогам и сборам, по страховым взносам в бюджеты государственных внебюджетных
фондов, а также по начисленным пеням и штрафам устанавливается Постановлением
Правительства РФ от 8 июня 2001 г. № 458 «О порядке и условиях проведения
реструктуризации просроченной задолженности (основного долга и процентов, пеней
и штрафов) сельскохозяйственных предприятий и организаций по федеральным
налогам и сборам, а также по страховым взносам в бюджеты государственных
внебюджетных фондов» [7].
В настоящее время
разрабатывается программа
социально - экономического развития Российской Федерации на долгосрочную
перспективу (до 2010 г.)
[18], целью которой является
последовательное повышение уровня жизни населения, снижение социального
неравенства, восстановление экономической и политической роли страны в мировом
сообществе. Особую роль при этом играет развитие малого предпринимательства,
обусловленное сочетанием накопления капитальных и интеллектуальных ресурсов,
повышением эффективности их использования, высвобождением предпринимательской
инициативы. Снижение административного и налогового пресса для бизнеса позволит
повысить производительности труда и рост эффективности инвестиций, на активное
привлечение которых будет направлена экономическая политика. Особое внимание
уделяется агропродовольственной политике, которая, в соответствии с программой социально - экономического
развития Российской Федерации, должна быть направлена на формирование развитых агропродовольственных
рынков, поддержку надежного продовольственного обеспечения страны, повышение
уровня доходов сельского населения и сохранение природных ресурсов для
аграрного производства, формирование эффективного устойчивого производства
агропродовольственной продукции, обеспечивающего потребности населения в продовольственных
продуктах и предприятий пищевой промышленности в сельскохозяйственном сырье.
Планируется, что в ближайшее десятилетие Россия может стать нетто экспортером
картофеля, за счет собственного производства полностью обеспечить внутреннее
потребление таких продуктов, как птица, яйца, молоко и молокопродукты, овощная
продукция, лен. Однако по другим важнейшим видам продовольствия и сырья, таких
как мясо и мясопродукты, сахар и др., Россия в ближайшее десятилетие будет
нуждаться в импорте. В 2001-2010 годы планируется создать предпосылки по
увеличению конкурентоспособности собственного производства говядины и других
мясопродуктов, в производстве сахара - соблюсти разумный баланс между его
получением (в т.ч. из зарубежного сырья) и производством сахарной свеклы, при
этом Россия не должна превратиться в переработчика импортного сырца.
Другим стратегическим
прогнозом, который является ориентиром в процессе разработки общей и финансовой
стратегии для конкретных предприятий агропромышленного комплекса, является
федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 198 - ФЗ «О федеральном бюджете на 2008
год и на плановый период 2009 и 2010 годов» [17]. Данным законом утверждены
основные характеристики федерального бюджета на 2008, 2009 и 2010 годы,
определенные исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта и
уровня инфляции, не превышающего соответственно 7,0 % , 6,5 % и 6,0 %;
нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы Российской
Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов; бюджетные
ассигнования федерального бюджета на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010
годов; порядок реструктуризации денежных обязательств перед Российской
Федерацией и особенности списания в 2008 году отдельных видов задолженности
перед федеральным бюджетом.
В целях создания необходимых экономических условий
для функционирования агропромышленного комплекса от 29 декабря 2007 г. издано
Постановление Правительства РФ № 997 «Об
утверждении правил предоставления в 2008 - 2010 годах субсидий из федерального
бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление
государственной поддержки по основным направлениям сельскохозяйственного
производства» [14].
В этих же целях издано Постановление
Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. № 1001 «О предоставлении в 2008 - 2010
годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации
на возмещение сельскохозяйственным товаропроизводителям, организациям
агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы,
крестьянским (фермерским) хозяйствам и сельскохозяйственным потребительским
кооперативам части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам и
займам, полученным соответственно в российских кредитных организациях и
сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах в 2004 - 2009 годах»
[15] и Приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (Минсельхоз
России) от 1 февраля 2008 г. № 23 «О реализации постановления Правительства
Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. № 997» [19].
Все эти стратегические прогнозы являются ориентиром и для конкретных предприятий агропромышленного комплекса в процессе разработки их общей и в том числе финансовой стратегии. Это стало возможным благодаря преодолению общего экономического кризиса. Однако конкретные нормативно - правовые акты и методические рекомендации для разработки финансовой стратегии предприятий, в т.ч. и в сельском хозяйстве, до сих пор не разработаны. Одной из первых разработок явились предложения правительства Российской Федерации о формировании политики предприятий. До 1998 г вопрос о необходимости разработки каждым хозяйствующим субъектом собственной финансовой политики не обсуждался. На уровне макроэкономики принималась финансовая политика государства, а предприятия устанавливали лишь учетную политику в соответствии с ПБУ 1/98, разработанным в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности. Несмотря на то, что в учетной политике затрагиваются некоторые положения регламентирующие также и финансовую деятельность, необходимость разработки правил поведения по всем основным вопросам организации финансов предприятий не вызывает сомнений. По этой причине 1 октября 1997 года Министерством экономики РФ был издан Приказ Министерства экономики РФ от 1 окт. 1997 г. № 118 «О методических рекомендациях по разработке финансовой политики предприятия» [4], в определенной мере восполняющий это пробел. Согласно этому Приказу, одной из задач реформы предприятия, является переход к управлению финансами на основе анализа финансово - экономического состояния с учетом постановки стратегических целей деятельности предприятия, адекватных рыночным условиям, и поиска путей их достижения. При проведении реформы предприятия стратегическими задачами разработки финансовой политики предприятия являются: максимизация прибыли предприятия; оптимизация структуры капитала предприятия и обеспечение его финансовой устойчивости; достижение прозрачности финансово-экономического состояния предприятий для собственников (участников, учредителей), инвесторов, кредиторов; обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия; создание эффективного механизма управления предприятием; использование предприятием рыночных механизмов привлечения финансовых средств. В целях создания условий для повышения эффективности производства, хранения, переработки и реализации зерна в Воронежской области и в соответствии с постановлением администрации области от 8 окт. 2002 г. N 863 «О порядке разработки реализации областных целевых программ», распоряжениями администрации области от 23 июля 2003 г. N 1304 - р «О мерах по реализации бюджетной политики администрации области» и от 5 июня 2003 г. N 917 – р «О рабочей группе по оптимизации рынка зерна в Воронежской области» издано Распоряжение администрации Воронежской области от 22 авг. 2003 г. № 1521 - р «О разработке областной целевой программы «Повышение эффективности производства и реализации зерна в Воронежской области на 2004 - 2010 годы»» [12], которое определяет основные направления разработки данной программы. Имеются и другие региональные стратегические проекты, являющиеся для предприятий ориентиром при формировании своей финансовой стратегии. Однако в настоящее время отсутствуют методические рекомендации по разработке финансовой стратегии в отношении формирования капитала предприятий, управления их оборотными средствами и некоторыми другими сферами их финансовой деятельности.
Кроме того, при разработке финансовой политики
необходимо использовать устав предприятия (приложение 3) и его учетную политику
(приложение 4).
2.
Характеристика действующей финансовой стратегии колхоза «Большевик» в
2005-2007г.г.
2.1.
Краткая экономическая характеристика колхоза «Большевик»
Колхоз «Большевик» расположен в Центрально Черноземной зоне,
в трех километрах от районного центра города Калача, 232 километрах от
областного города Воронежа. Подъезды к административному зданию и производственным
участкам асфальтированы.
В шестнадцати километрах от центральной усадьбы расположены
пункт сдачи мяса ОАО «Комбинат мясной Калачеевский» и ООО «Камдел», а так же
ОАО «Ильинка», куда можно сдать мясо на переработку на колбасу на давальческой
основе. В двадцати километрах имеется пункт сдачи молока - ОАО «Сыр завод
Калачеевский» и приемный пункт сдачи сахарной свеклы ОАО «Калачеевский сахарный
завод». В двенадцати километрах расположен пункт приемки зерна ОАО «Калачеевский
элеватор». Продукцию свиноводства в живом весе закупают частные предприниматели
из г. Москвы и г.Тамбова. В трех километрах от хозяйства имеется ремонтная
мастерская ОАО «Калачагроснаб», где можно приобрести все необходимые запасные
части и поставить на ремонт трактор.
После многочисленных реформ в 90-х годах и перехода многих
хозяйств в закрытые акционерные общества и сельхозартели, хозяйство осталось с
прежним названием, что утверждено по решению организационного собрания от 27
июня 1999 года в соответствии с Гражданским Кодексом РФ и Законом РФ «О
сельскохозяйственной кооперации».
С 1992 года земли хозяйства и имущество поделено на паи.
Количество пайщиков составляет 1007 человек. Часть имущества размером
4 841 тыс. руб. составляет неделимый фонд колхоза. Раздел неделимого
имущества возможен только при ликвидации колхоза. В период существования
колхоза этот фонд неделим и на него не может быть обращено взыскание кредиторов
по личным долгам членов. Размер паевого фонда на момент регистрации устава составляет
8 570 тысяч рублей.
Руководство хозяйством осуществляет правление колхоза в лице
председателя и его заместителей: по механической части и промышленным производствам.
Колхоз «Большевик» имеет один производственный участок (бригаду). На нем расположены
две птицефермы, инкубатор, молочно-товарная и свинотоварная фермы. В
центральной усадьбе имеется центральная столовая, мех мастерская, бригада по
механизации животноводческих ферм, строительная бригада. Промышленные
производства составляют: мельница для производства муки фуражной и комбикорма,
мельница по переработке зерна на продовольственную муку высшего, первого,
второго и третьего сорта, а также побочной продукции - отрубей. В хозяйстве
имеется свой маслозавод, производит: масло и жмых; крупорушка: переработка
проса и гречихи, а также подработка семян до семенной кондиции; столярную
мастерскую и пилораму; пекарню.
Климат территории умеренно континентальный. Почвенный покров
разнообразен, преобладают черноземы. Среднегодовое количество осадков колеблется
от 450-575 мм. Наибольшее количество осадков выпадает в виде дождя и одна треть
в виде снега, глубина снежного покрова 15-25 см. Летние осадки носят ливневый
характер и иногда сопровождаются градом. Отмечается неравномерность выпадения
осадков по месяцам и временам года, часто наблюдается засухи и суховеи, причем
повторяемость их возрастает по мере движения с северо-запада на юго-восток.
Среднегодовая температура воздуха от 10 до 0 С, срок последних весенних
заморозков 25 мая, срок первых заморозков осенью 1 сентября. Продолжительность
вегетационного периода при среднесуточной температуре воздуха 5°С 140-180 дней.
Глубина промерзания почвы зимой средняя 40 см, минимальная 20 см. На
экономическую эффективность сельскохозяйственного производства большое влияние
оказывают: размер хозяйства, его специализация и интенсивность ведения производства.
Главным показателем размеров производства является объем
производимой в хозяйстве валовой и товарной продукции. При оценке размеров
сельскохозяйственных предприятий необходимо исходить из исследований В. И.
Ленина [48, стр. 192], который на основе изучения законов развития капитализма
в земледелии США при помощи статистических группировок пришел к выводу:
"...о размерах хозяйства количество земли свидетельствует лишь косвенно.
... Стоимость же продуктов хозяйства свидетельствует о его размерах не
косвенно, а прямо и при этом во всех случаях".
О размерах хозяйства лучше всего судить по объему валовой
продукции в среднем за 2 года в сопоставимых ценах. Вторым по значению
показателем является товарная продукция. Основные показатели размера хозяйства
могут быть дополнены косвенными показателями: стоимость основных фондов,
численность работников, площадь сельхозугодий, в т.ч. пашни, и т.д. Данные о
размере хозяйства можно оформить в виде статистической таблицы 8.
Таблица
8. Показатели
размера колхоза «Большевик» Калачеевского района Воронежской области
Показатели
|
В среднем за 3 года
|
Отчетный 2007 год
|
В среднем на одно предприятие по району
|
1
|
2
|
3
|
4
|
1. Стоимость валовой продукции, тыс. руб.
|
2444,67
|
2437,00
|
2061,4
|
2. Выручка от реализации товаров, продукции, работ и услуг,
тыс. руб. (форма 2 годового отчета)
|
63716,00
|
80010
|
45785,8
|
3. Чистая прибыль, тыс. руб.
|
11306,33
|
17817
|
3670,4
|
4. Среднегодовая стоимость основных производственных
средств, тыс. руб.
|
23056,50
|
34034,5
|
22315
|
5. Среднесписочная числен-
|
209,67
|
199
|
352
|
Продолжение таблицы 8
|
1
|
2
|
3
|
4
|
ность работников, чел.
|
|
|
|
6. Численность
поголовья, гол.
|
|
|
|
крупного рогатого
скота
|
598,00
|
647
|
644
|
свиней
|
197,00
|
70
|
337
|
лошадей
|
6,00
|
5
|
84
|
птицы
|
5433,33
|
3900
|
4466
|
7. Площадь
сельскохозяйственных угодий, га.
|
6217,67
|
6170
|
4161
|
в т.ч. пашни
|
4123,33
|
4147
|
3258
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15
|