-
принцип
единства – налоговая система является единой на всей территории РК в отношении
всех налогоплательщиков;
-
принцип
гласности.
В
соответствии со статьей 50 Бюджетного Кодекса Республики Казахстан, к местным
налогам и сборам относятся:
-
индивидуальный
подоходный налог по нормативам распределения доходов, установленным областным
маслихатом;
-
социальный
налог по нормативам распределения доходов, установленным областным маслихатом;
-
налог
на имущество физических лиц, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц;
-
земельный
налог;
-
единый
земельный налог;
-
налог
на транспортные средства с физических и юридических лиц;
-
акцизы;
-
плата
за пользование земельными участками;
-
сбор
за государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей;
-
лицензионный
сбор за право занятия отдельными видами деятельности;
-
сбор
за государственную регистрацию юридических лиц;
-
сбор
с аукционов;
-
сбор
за государственную регистрацию механических транспортных средств и прицепов;
-
сбор
за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
-
плата
за размещение наружной (визуальной) рекламы в полосе отвода автомобильных дорог
общего пользования районного значения и в населенных пунктах;
-
государственная
пошлина, кроме консульского сбора и государственных пошлин, зачисляемых в
республиканский бюджет [2].
Данные налоги
взимаются на всей территории Казахстана. При этом конкретные ставки этих
налогов, определяются законодательными и правовыми актами органов
республиканского значения. Однако, например в земельном налоге допускается
изменение базовых ставок налога по решению местных представительных органов.
Из
перечисленных выше налогов и сборов наибольшее значение в поступлениях местных
бюджетов занимают индивидуальный подоходный налог, имущественный налог и налог
на землю, акцизы.
В таблице 1
представлены данные по налоговым поступлениям местных налогов и сборов в бюджет
по Костанайской области по состоянию на 1.11.2008 года.
Таблица 1. Налоговые
поступления в местный бюджет по Костанайской области, тыс. тенге
Наименование платежа
|
Местный бюджет
|
план
|
факт
|
% исполнения
|
Итого доходов, в том числе:
|
26 531 367
|
26 779 752
|
100,9
|
Hалоговые поступления
|
24 386 028
|
24 824 942
|
101,8
|
Индивидуальный подоходный
налог
|
5 165 158
|
5 092 212
|
98,6
|
Социальный налог
|
8 892 289
|
8 943 841
|
100,6
|
Налоги на собственность
|
3 394 638
|
3 827 947
|
112,8
|
Акцизы
|
4 232 080
|
4 399 630
|
104,0
|
Поступления за использование
природных и других ресурсов
|
2 429 347
|
2 250 066
|
92,6
|
Сборы за ведение
предпринимательской и профессиональной деятельности
|
157 106
|
184 347
|
117,3
|
Прочие налоги
|
2
|
111
|
5 550,0
|
Обязательные платежи,
взимаемые за совершение юридически значимых действий и (или) выдачу
документов уполномоченными на то государственными органами или должностными
лицами
|
115 408
|
126 786
|
109,9
|
Неналоговые поступления
|
155 940
|
187 478
|
120,2
|
Из данной
таблицы видно, что налоговые поступления занимают большую часть доходов бюджета
Костанайской области (92,7%). При этом наибольшую долю в налоговых поступлениях
занимают индивидуальный подоходный налог (21,18%) и социальный налог (36,46%).
Акцизы составляют 17,35%, налоги на собственность – 13,9%. Наименьший удельный
вес приходится на платы и сборы, составляющие 0,47% и 0,6% соответственно. Следует
отметить, что по всем налоговым поступлениям в местный бюджет наблюдается
перевыполнение плана, и лишь по индивидуальному подоходному налогу план
недовыполнен на 7,4%.
Индивидуальный
подоходный налог – наиболее традиционный налог, взимаемый на протяжении всего
исторического развития отечественной и зарубежной экономики. В шестидесятые
годы в нашей стране была предпринята попытка отменить этот налог, однако она не
была реализована на практике.
Переход к
рыночной экономике создает предпосылки для роста личных доходов граждан. В этих
условиях должно применяться прогрессивное налогообложение, позволяющее по мере
увеличения заработков граждан изымать у них в увеличенных размерах денежные
средства, необходимые для проведения социальных программ. Делает это государство,
главным образом, с помощью подоходного налога с физических лиц.
Основным
нормативным актом, регулирующим взимание индивидуального подоходного налога с
физических лиц является Налоговый Кодекс Республики Казахстан. В соответствии с
ним плательщиками индивидуального подоходного налога являются физические лица,
имеющие объекты обложения. Объектом налогообложения у физических лиц являются
доходы, облагаемые и необлагаемые у источника выплаты. При налогообложении
учитывается доход, за исключением необлагаемого, полученный как в денежной
(национальной или иностранной валюте), так и натуральной форме. Доходы,
полученные в натуральной форме, учитываются в составе дохода по государственным
регулируемым ценам, а при их отсутствии – по свободным (рыночным) ценам на дату
получения дохода. Доходы, полученные за пределами Республики Казахстан
физическими лицами, имеющими постоянное местожительство в Казахстане,
включаются в доходы, подлежащие налогообложению в Республике Казахстан.
К доходам,
облагаемым у источника выплаты относятся:
-
доходы
работника;
-
доход
от разовых выплат;
-
пенсионные
выплаты из накопительных пенсионных фондов;
-
доход
в виде дивидендов, вознаграждений, выигрышей;
-
стипендии;
-
доход
по договорам накопительного страхования.
Исчисление
налога с доходов, облагаемых у источника выплаты осуществляют не сами
плательщики, а налоговые агенты.
К доходам, не
облагаемым у источника выплаты относится имущественный доход, доход
индивидуального предпринимателя и доходы частных адвокатов и нотариусов.
Физические лица, подлежащие налогообложению, обязаны:
-
вести
учет полученных ими в течение календарного года доходов и произведенных
расходов, связанных с извлечением доходов;
-
представлять
в предусмотренных законом случаях налоговым органам декларацию и сведения,
подтверждающие достоверность указанных в декларации данных;
-
предъявлять
предприятиям, учреждениям, организациям и налоговым органам документы,
подтверждающие право на вычеты из дохода;
-
своевременно
и в полном размере вносить в бюджет причитающиеся к уплате суммы налога;
-
выполнять
другие обязанности, предусмотренные законодательными актами.
При
определении дохода, подлежащего налогообложению, за каждый месяц вычету
подлежит минимальный размер заработной платы.
Подоходное
обложение дополняется взиманием налога на имущество, который в условиях
перехода к рынку выполняет не только фискальную роль, но и служит своеобразным
психологическим фактором, влияющим на поведение плательщика, сознающего себя
собственником. Налог на имущество позволяет мобилизовать в распоряжение
государства денежные средства наиболее состоятельных граждан.
Плательщиками
налогов на имущество являются юридические и физические лица, имеющие в
собственности объекты, подлежащие налогообложению.
Объектом
налогообложения для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей являются здания,
сооружения, жилые строения, помещения, а также иные строения, прочно связанные
с землей (далее – здания), находящиеся на территории Республики Казахстан,
являющиеся основными средствами или инвестициями в недвижимость.
Имущественный
налог уплачивается ежегодно по ставке, устанавливаемой Налоговым Кодексом в
размере, 1,5% для юридических лиц и по прогрессивной шкале от 0,05 – 1% для физических лиц.
Следующим
видом местных налогов, обеспечивающих наибольший объем поступлений в
территориальные бюджеты являются акцизы. Ими облагаются товары, произведенные
на территории Казахстана и импортируемые на территорию Казахстана по следующему
перечню: все виды спирта, ликероводочные изделия, коньяк, вина, пиво,
виноматериалы, табачные изделия, бензин (кроме авиационного), дизельное
топливо, легковые автомашины и игорный бизнес. Плательщиками являются
физические лица, производящие товары на территории Казахстана и осуществляющие
игорный бизнес на территории республики (игорные дома, казино) и лица, ввозящие
подакцизный товар на территорию Казахстана из других стран. Ставки акцизов
утверждаются Правительством в процентах к стоимости товара или физическому
объему в натуральном выражении.
Социальный
налог также относится к местным налогам. Его плательщиками являются:
-
индивидуальные
предприниматели, за исключением осуществляющих расчеты с бюджетом на основе
разового талона;
-
частные
нотариусы, адвокаты;
-
юридические
лица-резиденты Республики Казахстан;
-
нерезиденты,
осуществляющие деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение,
филиалы и представительства. По решению юридического лица-резидента его
структурные подразделения могут рассматриваться в качестве плательщиков
социального налога.
Объектом
налогообложения для плательщиков являются расходы работодателя, выплачиваемые
работникам-резидентам в виде доходов, работникам-нерезидентам в виде доходов, а
также доходы иностранного персонала, и выплаты физическим лицам (за исключением
выплат индивидуальным предпринимателям, частным нотариусам и адвокатам) по
договорам возмездного оказания услуг, за исключением выплат установленных в
статье 357 Налогового Кодекса, а также:
-
выплат,
производимых за счет средств грантов, предоставляемых по линии государств,
правительств государств и международных организаций;
-
государственных
премий, стипендий, учреждаемых Президентом Республики Казахстан, Правительством
Республики Казахстан; денежных наград, присуждаемых за призовые места на
спортивных соревнованиях, смотрах, конкурсах;
-
компенсаций,
выплачиваемых при расторжении индивидуального трудового договора в случаях
ликвидации организации или прекращения деятельности работодателя, сокращения
численности штата работников или при призыве работника на военную службу, в
размерах, установленных законодательством Республики Казахстан; компенсаций,
выплачиваемых работодателем работникам за неиспользованный трудовой отпуск;
-
обязательных
пенсионных взносов работников в накопительные пенсионные фонды в соответствии с
законодательством Республики Казахстан.
Для
индивидуальных предпринимателей и частных адвокатов и нотариусов объектом
обложения социальным налогом является численность работников, включая самих
плательщиков.
Ставки
социального налога установлена в виде 11%. Индивидуальные предприниматели, за
исключением применяющих специальные налоговые режимы, частные нотариусы,
адвокаты уплачивают социальный налог в 2‑кратном размере месячного
расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и
действующего на дату уплаты, за себя и однократном размере месячного расчетного
показателя за каждого работника. Специализированные организации, в которых
работают инвалиды с нарушениями опорно-двигательного аппарата, по потере слуха,
речи, зрения уплачивают социальный налог по ставке 4,5 процента.
Земельный
налог устанавливается на земли сельскохозяйственного назначения, земли
промышленности, населенных пунктов. Принадлежность земель к той или иной
категории устанавливается законодательным актом Республики Казахстан о земле.
Плательщиками являются физические и юридические лица имеющие во владении или
пользовании земельные участки. Базовые ставки земельного налога установлены по
категории основного целевого назначения земель. Размер земельного налога
определяется не по результатам хозяйственной деятельности землевладельца, а от
качества, местоположения и водообеспечения земельного участка. Налоговой базой
для определения земельного налога является площадь земельного участка. Базовые
ставки земельного налога на земли сельскохозяйственного назначения
устанавливаются в расчете на 1 гектар и дифференцируются по качеству почв. На
земли степной и сухостепной зон равнинных территорий с черноземами
обыкновенными и южными, темно-каштановыми и каштановыми почвами, а также
предгорных территорий с сероземами темными (серо-коричневыми), каштановыми
(коричневыми) и черноземами предгорными устанавливаются следующие базовые
налоговые ставки земельного налога пропорционально баллам бонитета.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
|