Из 63 запланированных доходных источников по 1, 2, 3 категориям
уточненный бюджет не выполнен по четырем: поступления от продажи гражданам
квартир, поступления от продажи земельных участков, поступления части чистого
дохода коммунальных государственных предприятий, вознаграждения (интересы) по
бюджетным кредитам, выданным из местного бюджета банкам-заемщикам (рисунок 2)
[9, 10].
Рисунок 2. Поступления по 1,2,3 категориям в
бюджет Костанайской области за 2007–2008 гг.
По названным источникам в бюджет области недопоступило 897 млн.
тенге. План не выполнен по поступления от продажи гражданам квартир на сумму
683 млн. тенге (41,7%) в связи с несвоевременной сдачей объектов, построенного
в рамках реализации Государственной программы развития жилищного строительства
в РК.
Поступления
от продажи земельных участков исполнен на 69,6%, в связи с уменьшением объема
продаж. Произведен перенос с других доходных источников на сумму 9,2 млн.
тенге.
В связи с
убыточностью отдельных коммунальных государственных предприятий по причине
повышения стоимости на энергоносители, план по поступлениям части чистого
дохода коммунальных государственных предприятий исполнен на 89,2%, или
недопоступило 269 тыс. тенге.
Бюджет на 2008 г.
по остальным доходным источникам выполнен. Росту налоговых поступлений в бюджет в большей
степени способствует благоприятный налоговый климат. В результате в 2008 г.
поступление налогов и других обязательных платежей в бюджет возросло на 35,2%
по сравнению с 2007 г., в т.ч. в республиканский бюджет с 2719836 млн.
тенге в 2007 г. до 40446,4 млн. тенге в 2008 г. или на 48,7%, в
местный бюджет соответственно с 22064,9 до 26156,7 млн. тенге или 18,5%
(рисунок 3) [4, 5, 8].
Рисунок 3.
Поступление налогов и других обязательных платежей в республиканский и местные
бюджеты, млн. тенге
Анализ
использования целевых трансфертов из республиканского бюджета представлен в
таблице 10 [4, 5, 8].
Трансферты из
республиканского бюджета поступили в сумме 33 433 млн. тенге или 99,9%, в
т.ч.: субвенция в сумме 13 414,504 млн. тенге, 100% к плану; целевые
текущие трансферты – 14 687,8 млн. тенге или 99,0%. Недопоступило
трансфертов из республиканского бюджета в сумме 21,9 млн. тенге по образованию
по причине экономии по результатам государственных закупок, здравоохранению по
причине отсутствия постановления акимата о введении объекта в эксплуатацию;
целевые трансферты на развитие – 5,3 млн. тенге или 100% к плану.
В 2008 г.
поступило трансфертов из республиканского бюджета 53370,03 млн. тенге, или в
2,5 раза больше, чем в 2007 г. Основные направления образование, здравоохранение,
социальное обеспечение, на развитие малых городов с депрессивной экономикой, кредитование
на строительство жилья и сельское хозяйство.
Таблица 10. Анализ поступления и
использования целевых трансфертов из
республиканского бюджета на 2005–2008 гг., млн.
тенге
Наименование трансферта
|
год
|
2005
|
2006
|
2007
|
2008
|
Трансферты, выделенные из
республиканского бюджета на выравнивание бюджетной обеспеченности регионов
|
16100665
|
20854202
|
27551109
|
32010177
|
Образование
|
1168777
|
1411473
|
1994443
|
2007355
|
Здравоохранение
|
1016606
|
2183327
|
2672214
|
2942171
|
Социальное обеспечение
|
109775
|
407049
|
503341
|
541210
|
Индустрия и торговля
|
393750
|
393750
|
393750
|
393750
|
Сельское хозяйство
|
452500
|
2211067
|
2301545
|
2815664
|
Транспорт и коммуникации
|
99679
|
43505
|
58600
|
51430
|
На развитие малых городов с
депрессивной экономикой, всего
|
60000
|
60000
|
60000
|
45000
|
На увеличение зарплаты
госслужащим, работникам госучреждений, не являющихся госслужащими, и
работниками казенных предприятий
|
1815852
|
2407284
|
3129469
|
4068310
|
Кредитование на
строительство жилья
|
1055300
|
802000
|
3096011
|
3894919
|
Субвенции областным бюджетам
|
9478426
|
10934747
|
17958710
|
12333258
|
Средства резерва
правительства
|
450000
|
-
|
-
|
-
|
Таким
образом, как свидетельствует анализ доходов местного бюджета, основными
источниками его пополнения являются налоговые и неналоговые поступления,
целевые трансферты из республиканского бюджета.
2.3 Оценка
системы местного налогообложения на примере ГКП «Тазарту» акимата города
Аркалык
2.3.1 Характеристика и
экспресс анализ деятельности ГКП «Тазарту» акимата города Аркалык
Государственное
коммунальное предприятие «Тазарту» акимата города Аркалыка создано на основании
решения акима города Аркалыка №300 от 29 ноября 2000 года.
ГКП «Тазарту»
акимата города Аркалыка создано в форме государственного коммунального
предприятия, основанное на праве хозяйственного ведения, и в своей деятельности
руководствуется Законами Республики Казахстан, Указами Президента Республики
Казахстан, иными нормативными правовыми актами и настоящим Уставом.
Уполномоченным
органом Предприятия является акимат города Аркалыка. Органом государственного
управления предприятия является ГУ «Отдел жилищно-коммунального хозяйства,
пассажирского транспорта и автомобильных дорог акимата города Аркалыка».
Основной
целью деятельности предприятия является осуществление производственно
хозяйственной деятельности в области охраны окружающей среды.
Предметом
деятельности предприятия является проведение работ, определяемых потребителями
города, по содержанию, озеленению, ремонту и строительству объектов
коммунального хозяйства и благоустройства, которые непосредственно влияют на
качество окружающей среды, а также тех работ, которые недостаточно охвачены
частным сектором экономики.
Предприятие
осуществляет следующие виды деятельности:
-
производство
работ по санитарной очистке городских земель общего пользования (улицы, скверы,
площади, парки);
-
производство
работ по сбору, утилизации переработке промышленных и бытовых отходов, содержание
и эксплуатации городских полигонов твердо бытовых отходов (свалок);
-
производство
работ по содержанию систем городских поливочных водопроводов и других
коммунальных инженерных сооружений;
-
производство
работ по содержанию и благоустройству объектов городского хозяйства города
Аркалыка, а именно: парков, скверов, пляжей и других зон отдыха;
-
производство
работ по содержанию, ремонту, строительству и реконструкции зданий, сооружении
и инженерных объектов коммунального хозяйства (путепроводов и других);
-
содержание,
ремонт и реконструкция мемориальных комплексов, других памятников и малых
архитектурных форм, имеющих историческое и культурное значение, а также
недействующих кладбищ;
-
производство
аварийно-восстановленных работ на объектах коммунальной собственности и жилого
фонда (оказание услуг собственникам зданий и сооружений по ликвидации аварийных
ситуаций на внутридомовых инженерных сетях);
-
оказание
платных услуг юридическим и физическим лицам – производство работ и
предоставление услуг в соответствии с предметом и видами деятельности,
закрепленными уставом.
Орган
государственного управления предприятием имеет следующие полномочия:
-
определение
приоритетных направлении деятельности Предприятия;
-
рассмотрение
и утверждение текущих и перспективных планов хозяйственной деятельности
предприятия, в том числе плановых финансовых показателей, периодичности и
порядка их предоставления;
-
контроль
и анализ выполнения плановых показателей финансово-хозяйственной деятельности
Предприятия с предоставлением соответствующего отчета в уполномоченный орган в
установленные им сроки.
Органом
предприятия как юридического лица является его Директор, подотчетный органу
государственного управления. Орган государственного управления оформляет
отношения с руководителем предприятия посредством заключения индивидуального
трудового договора в соответствии с законодательством Республики Казахстан о
труде.
Директор
Предприятия несет персональную ответственность перед собственником и органом
государственного управления за состояние дел на предприятии.
Имущество
предприятия составляют основные фонды и оборотные средства, а также ценности,
стоимость которых отражается в самостоятельном балансе Предприятия. Имущество
предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения и формируется за
счет:
-
имущества,
переданного ему собственником или Уполномоченным органом;
-
денег
и иного имущества, приобретенного в результате собственной деятельности;
-
иных
источников, не запрещенных законодательством
Предприятие в
целом как имущественный комплекс признается недвижимостью и значится объектом
права государственной коммунальной собственности.
Уставный
капитал предприятия составляет 2 400 000 тенге. На данный момент
среднесписочная численность постоянных работников ГКП «Тазарту» акимата города
Аркалыка составляет 134 человек, это выше чем в прошлом году на 28 работников.
Организационная
структура предприятия приведена в приложении А. Финансовый отдел является
самостоятельным структурным подразделением предприятия. Отдел подчиняется
заместителю директора по финансам.
В своей
работе отдел руководствуется действующим законодательством, постановлениями
правительства, инструкциями по вопросам финансовой деятельности, приказами,
указаниями заместителя директора по экономике и руководителя предприятия,
планом работы и положением об отделе. Совместно с отделами экономики и
планирования занимается обеспечением финансовыми ресурсами заданий по
производству продукции, капитальному строительству, внедрению новой техники и
других плановых затрат, а также изыскание резервов производства, увеличения
прибыли и повышения рентабельности при обязательном выполнении финансовых
обязательств перед бюджетом, банками и поставщиками, анализ текущей финансовой
деятельности предприятия, принимает участие в осуществлении финансово
хозяйственной деятельности предприятия. Проводит постоянный анализ и контроль
за налоговым законодательством вместе с бухгалтерией предприятия, а также
контроль за своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей в
бюджет и во внебюджетные фонды, а также за задолженностью перед бюджетом и
фондами.
Для анализа
финансово-хозяйственной деятельности, контроля за доходами предприятие
осуществляет учет результатов своей деятельности, ведет бухгалтерскую и
статистическую отчетность в установленном порядке.
Для более
полной оценки деятельности предприятия проведем экспресс – анализ финансового
состояния предприятия. Целью экспресс-анализа является наглядная и простая
оценка финансового благополучия и динамики развития хозяйствующего субъекта. В
процессе анализа рассчитывают различные показатели и дополняют их методами,
основанными на опыте и квалификации специалиста.
Экспресс-анализ
целесообразно выполнять в три этапа: подготовительный этап, предварительный
обзор финансовой отчетности, экономическое чтение и анализ отчетности.
Цель первого
этапа – принять решение о целесообразности анализа финансовой отчетности и
убедиться в ее готовности к чтению. Для этого проводится визуальная и
простейшая счетная проверка отчетности по формальным признакам и по существу:
определяется наличие всех необходимых форм и приложений, реквизитов и подписей,
проверяется правильность и ясность всех отчетных форм; проверяются валюта
баланса и все промежуточные итоги.
Цель второго
этапа – ознакомление с пояснительной запиской к балансу. Это необходимо для
того, чтобы оценить условия работы в отчетном периоде, определить тенденции
основных показателей деятельности, а также качественные изменения в
имущественном и финансовом положении хозяйствующего субъекта.
Третий этап –
основной в экспресс-анализе; его цель – обобщенная оценка результатов
хозяйственной деятельности и финансового состояния объекта. Такой анализ
проводится с той или иной степенью детализации в интересах различных
пользователей.
В рамках
экспресс анализа проведена оценка имущественного положения фирмы, ликвидности
его активов, оценка финансовой устойчивости, деловой активности и
рентабельности.
Система
показателей экспресс – анализа деятельности представлена в таблице Б.1.
По состоянию
на 31 декабря 2008 года сумма хозяйственных средств, находящихся в распоряжении
предприятия, составила 3 735 154 878 тенге, которые по сравнению с предыдущим
периодом увеличились на 1,46%. Данное изменение на 295,82% обусловлено
сокращением объема внеоборотных активов и на 395,8% увеличением объема
оборотных средств.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
|