Помимо основной
деятельности, ГОУ «ПУ-37» также осуществляет предпринимательскую деятельность и
сдает в аренду помещения, получая от этого доход. Динамику доходов,
утвержденных Комитетом образования Волгоградской области в смете доходов и
расходов от предпринимательской деятельности и аренды оценить, используя данные
Таблицы 2.4. Эти данные показывают изменения, произошедшие в структуре
утвержденных доходов от предпринимательской деятельности ГОУ «ПУ-37». Из года в
год растет доля утвержденных доходов от сдачи помещений в аренду с 27 до 61 %.
В то же время доля добровольных пожертвований ежегодно снижается с 24 до 5 %.
Общая динамика утвержденных доходов
от предпринимательской деятельности характеризуется неуклонным ростом.
Наблюдается рост утвержденных доходов в 2002 году по сравнению с 2001 годом на
17 %, а в 2003 году по сравнению с 2002 – на 19 %.
Анализируя данные
балансов исполнения сметы доходов и расходов по внебюджетным источникам
(Приложение 8,9,10), наблюдается следующая ситуация – не смотря на утвержденные
сметой суммы доходов, фактически объем поступлений от предпринимательской
деятельности гораздо ниже. В 2001 году он составил 67 775 руб., в 2002
году – 206 387 руб., в 2003 году - 356 668 руб.
Что же касается динамики утвержденных
расходов на осуществление предпринимательской деятельности, то эти данные можно
получить, проанализировав Таблицу 2.8., построенную на базе данных сметы
доходов и расходов от предпринимательской деятельности и аренды (см. Приложение
14,15, 16).
Таблица 2.8.
Динамика утвержденных расходов на осуществление
предпринимательской деятельности за период с 2001 по 2003 гг. (тыс. руб.)
Экономическая классификация расходов
|
2001 г
|
%
|
2002 г
|
%
|
2003 г
|
%
|
Наименование статьи
расходов
|
Код статьи
|
аренда
|
пред. д-ть
|
итого
|
аренда
|
пред.
д-ть
|
итого
|
аренда
|
пред.
д-ть
|
итого
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
ТЕКУЩИЕ РАСХОДЫ
|
100 000
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оплата труда гос.
служащих
|
100 100
|
*
|
156,6
|
156,6
|
19,84
|
*
|
184,8
|
184,8
|
19,63
|
*
|
215,9
|
215,9
|
17,42
|
Начисления на оплату
труда
|
110 200
|
*
|
60,5
|
60,5
|
7,67
|
*
|
69,7
|
69,7
|
7,40
|
*
|
77,3
|
77,3
|
6,24
|
Приобретение
предметов снабжения
|
110 300
|
47,4
|
*
|
47,4
|
6,01
|
85,7
|
19,6
|
105,3
|
11,19
|
184,7
|
37,6
|
222,3
|
17,93
|
Командировки и
служебные разъезды
|
110 400
|
*
|
*
|
0
|
0
|
*
|
*
|
0
|
0
|
*
|
*
|
0
|
0
|
Транспортные услуги
|
110 500
|
9,8
|
*
|
9,8
|
1,24
|
10,0
|
*
|
10,0
|
1,06
|
19,9
|
*
|
19,9
|
1,61
|
Оплата услуг связи
|
110 600
|
9,0
|
*
|
9,0
|
1,14
|
20,0
|
*
|
20,0
|
2,12
|
26,2
|
*
|
26,2
|
2,11
|
Оплата коммунальных
услуг
|
110 700
|
29,5
|
*
|
29,5
|
3,74
|
88,2
|
*
|
88,2
|
9,37
|
121,0
|
43,3
|
164,3
|
13,25
|
Прочие текущие
расходы на закупку товара
|
111 000
|
83,9
|
134,3
|
218,2
|
27,65
|
163,4
|
206,3
|
369,7
|
39,27
|
280,6
|
120,1
|
400,7
|
32,32
|
Трансферты населению
|
130 300
|
*
|
*
|
0
|
0
|
*
|
*
|
0
|
0
|
*
|
8,2
|
8,2
|
0,66
|
Приобретенное
оборудование и предметы длительного пользования
|
240 100
|
24,0
|
51,0
|
75,0
|
9,50
|
*
|
*
|
0
|
0
|
*
|
84,9
|
84,9
|
6,85
|
Капитальный ремонт
|
240 300
|
*
|
183,2
|
183,2
|
23,21
|
*
|
93,7
|
93,7
|
9,95
|
20
|
*
|
20
|
1,61
|
ИТОГО РАСХОДОВ
|
800 000
|
203,6
|
585,6
|
789,2
|
100,00
|
367,3
|
574,1
|
941,4
|
100,00
|
652,4
|
587,3
|
1239,7
|
100,00
|
Итак, на
протяжении 3-х лет большую долю в структуре утвержденных на осуществление
предпринимательской и прочей деятельности, приносящей доход, расходах имеет
статья 111 000 или прочие текущие расходы на покупку товаров, в которую
входят: оплата текущего ремонта оборудования, зданий и сооружений. Она
составляет около 1/3 всех утвержденных сметой расходов на осуществление
предпринимательской деятельности. Вторая по значимости статья 110 100 –
оплата труда государственных служащих. Составляет около 1/5 всех утвержденных
расходов. С каждым годом увеличивается доля приобретенных предметов снабжения,
что происходит за счет увеличения утвержденных расходов на прочие расходные
материалы.
Общая динамика
утвержденных расходов отличается их ростом. Утвержденные расходы в 2002 году по
сравнению с 2001 годом возросли на 19 %, а в 2003 по сравнению с 2002 годом –
на 32 %.
Сравнивая данные
о динамике утвержденных доходов и расходов от предпринимательской деятельности
и аренды, мы видим, что ежегодно сумма расходов превышает сумму доходов на
величину остатка денежных средств, остающихся в распоряжении учреждения с
прошлого отчетного периода. То есть, в целом соблюдается соотношение: доходы от
предпринимательской деятельности равны расходам на ее осуществление.
Данные баланса
сметы доходов и расходов по внебюджетным источникам свидетельствуют, что
фактические расходы на осуществление предпринимательской деятельности
составили:
В 2001 году – 128 577 руб., что
больше, чем полученные доходы на 60 802 руб.
В 2002 году – 142 508 руб., что
меньше, чем полученные доходы на 63 879 руб.
В 2003 году – 304 572 руб., что
меньше, чем полученные доходы на 52 096 руб.
2.3
. Анализ
финансового состояния ГОУ «ПУ-37»
Предварительную
оценку финансового состояния государственного образовательного учреждения можно
сделать на основе горизонтального и вертикального анализа баланса исполнения
сметы доходов и расходов по бюджетному финансированию (форма № 1, см.
Приложение 21,22,23) и баланса исполнения сметы доходов и расходов по
внебюджетным источникам (форма № 1-1, см. Приложение 8,9,10).
На основании
данных баланса предварительно необходимо составить таблицу показателей
финансового состояния ГОУ «ПУ-37». Указанная таблица составляется для общей
предварительной оценки финансового состояния государственного учреждения. Она
содержит укрупненные показатели и представляет собой так называемый уплотненный
баланс. Анализ данной таблицы проводится дедуктивным методом.
Таблица 2.9.
Уплотненные балансы ГОУ «ПУ-37» за период с 2000 по
2003 гг, в тыс. руб.
Показатели
|
Код
стр.
|
2000
г
|
2001
г
|
2002
г
|
2003г
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
АКТИВ
|
|
|
|
|
|
1. Основные средства и другие долгосрочные
финансовые вложения
|
|
|
|
|
|
Основные средства
|
0010
|
10228,10
|
10238,02
|
19870,80
|
20134,56
|
Нематериальные активы
|
0030
|
0
|
0
|
0
|
0
|
2. Материальные запасы
|
|
|
|
|
|
Материалы и продукты питания
|
0070
|
118,48
|
130,57
|
114,32
|
172,92
|
3. Малоценные предметы
|
|
|
|
|
|
Малоценные предметы на складе и в
эксплуатации
|
0080
|
289,14
|
294,72
|
337,53
|
449,75
|
Белье, постельные принадлежности
|
0090
|
34,79
|
32,96
|
46,05
|
46,34
|
4. Готовая продукция
|
|
|
|
|
|
5. Средства учреждений
|
|
|
|
|
|
Средства на расходы учреждений
|
0150
|
0,22
|
3,78
|
4,92
|
16,85
|
Средства, полученные от
предпринимательской деятельности
|
0180
|
38,51
|
64,30
|
198,40
|
256,01
|
Касса
|
0220
|
0,16
|
0,19
|
0,19
|
0,28
|
Прочие средства
|
0230
|
1,87
|
3,30
|
7,80
|
4,80
|
6. Расчеты
|
|
|
|
|
|
Расчеты с подотчетными лицами
|
0290
|
|
0,45
|
1,80
|
1,81
|
Расчеты по недостачам
|
0300
|
2,92
|
2,92
|
2,92
|
2,92
|
Расчеты по платежам в бюджет
|
0330
|
1,88
|
0,00
|
0,63
|
0,00
|
Расчеты с прочими дебиторами и
кредиторами
|
0350
|
65,61
|
25,75
|
85,56
|
21,04
|
Расчеты с ФСС
|
0390
|
0,00
|
0,76
|
0,00
|
1,12
|
7. Расходы
|
|
|
|
|
|
Расходы на содержание учреждения и
другие мероприятия
|
0430
|
2,81
|
502,68
|
486,31
|
285,96
|
8. Выполненные и сданные заказчикам
продукция, работы, услуги
|
|
|
|
|
|
9. Доходы (прибыли, убытки)
|
|
|
|
|
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16
|