рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Особенности финансового оздоровления и реструктуризация предприятия на основе выделения центров финансовой ответственности (ЦФО)

Результаты процессов подлежат планированию и контролю. Ответственность за получение и передачу результата (ответственность «на границах процессов») должна быть четко персонализирована.

Процессы могут декомпозироваться на подпроцессы, что соответствует принципу декомпозиции бюджетов. В дальнейшем, при глубокой детализации процессов возможен выход на уровень статей бюджетов, то есть элементарных операций, оказывающих влияние на финансовые результаты предприятия.

Таким образом, финансовая и бюджетная структура будут максимально соответствовать логике бизнес-процессов предприятия.

При наличии у предприятия более чем одного направления деятельности, которое можно определить как отдельный бизнес, возможна ситуация, когда организационная структура не поддерживает такое разделение. Т.е. одно структурное подразделение работает на все бизнесы компании, или подразделения одного бизнес-процесса (в рамках законченного производственного цикла) принадлежат разным вертикалям управленческой структуры и сгруппированы по функциональной принадлежности (все производства, все продажи и т.д.).

Необходимо еще раз отметить, что необходимо стараться не допускать принципиальных отличий между организационной и финансовой структурами предприятия. И если организационная структура предприятия не соответствует бизнес-процессам, то и финансовая, и бюджетная структура не будут им соответствовать.

Поэтому на первом этапе необходимо определить модель бизнесов предприятия, после чего провести анализ организационной структуры на предмет её соответствия модели бизнесов.

Если по результатам анализа несоответствия организационной структуры и бизнесов не выявлены, то последовательность действий будет следующей:

Проектирование «оптимальной» финансовой структуры, на основе выделяемых бизнес-процессов.

Разработка бюджетной структуры на основе анализа подпроцессов элементов финансовой структуры.

Если существуют отклонения, например, имеются общие для разных бизнесов подразделения, то последовательность действий будет следующей:

Выработка рекомендаций по поэтапному приведению организационной структуры в соответствие с бизнес-процессами.

Проектирование финансовой структуры «как есть», на основе организационной структуры.

Разработка бюджетной структуры на основе анализа подпроцессов элементов финансовой структуры.

В обоих случаях процесс постановки бюджетного управления включает два крупных блока работ:

-Разработка финансовой структуры.

-Разработка бюджетной структуры.

Представленные ниже положения рассматриваются на примере производственной компании, специализирующейся на производстве и продаже строительных материалов.


1.3 Типы центров финансовой ответственности


Говоря о типах центров финансовой ответственности, рассмотрим организацию управления финансами на предприятии.

Организация управления финансами на конкретных предприятиях и в организациях зависит от форм собственности, организационно-правового статуса, отраслевых и технологических особенностей, характера производимой продукции (оказываемых работ, услуг), размеров (масштабов) бизнеса и др.

Финансовая служба организации может быть представлена финансовым управлением - на крупных предприятиях, финансовым отделом на средних предприятиях либо только финансовым директором или главным бухгалтером, который занимается не только вопросами бухгалтерского учета, но и формированием финансовой стратегии на небольших организациях.

На крупных предприятиях структура финансовой службы более сложная. В наиболее общем виде в ней выделяют два подразделения: планово-аналитическое и учетно-контрольное. Первое отвечает за вопросы прогнозирования, планирования и организации и финансовых потоков; второе - за учет, финансовый контроль и информационное обеспечение различных лиц, заинтересованных в деятельности предприятия.

Для работы в финансовой службе крупной организации привлекаются как финансовые менеджеры широкого профиля (для общего руководства финансовой деятельностью), так и функциональные финансовые менеджеры (для осуществления специализированных функций управления в одной из сфер финансовой деятельности, например: менеджер по управлению инвестициями, антикризисный менеджер, риск-менеджер и т.п.).

В крупных организациях структура финансовой службы может быть представлена финансовым департаментом со следующими структурными подразделениям: бухгалтерией, аналитическим отделом, отделом финансового планирования, отделом оперативного управления, инвестиционным отделом.

При такой организации финансовой службы каждый отдел выполняет определенные функции, а общее руководство финансовым менеджментом осуществляет финансовый директор, который не только определяет политику и общее направление развития организации в области финансов, но и обеспечивает соблюдение законодательства, регулирующего финансовую деятельность организации, разрабатывает принципы, методологию и формы управления финансами организации, обеспечивает общее руководство финансовым планированием, занимаемся подготовкой аналитических отчетов руководству предприятия для принятия стратегических решений в области финансов и др.

Финансовая бухгалтерия занимается ведением бухгалтерского учета и формированием публичной финансовой отчетности в соответствии с установленными стандартами и требованиями.

Аналитический отдел занимается анализом и оценкой финансового состояний организации, выявляет резервы повышения эффективности производственно-хозяйственной и финансовой деятельности и разрабатывает мероприятия по улучшению финансового состояния предприятия. В его задачи может входить также прогнозирование финансовых показателей исходя из конъюнктуры рынка, деятельности предприятий-конкурентов и контрагентов и др.

Отдел финансового планирования осуществляет планирование финансовой деятельности организации на предстоящий период, разрабатывает финансовую стратегию финансирования организации, составляет отчеты о выполнении планов. Финансовой деятельности организации, осуществляет налоговое планирование и др.

Отдел оперативного управления производит сбор накладных, счетов, отслеживает их оплату, а также своевременности и полноту получения причитающихся организации средств от предприятий-контрагентов, страховых организаций и т.п., осуществляет контроль за полной и своевременностью уплаты налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды, обеспечивает взаимоотношения с банками по расчетно-кассовому обслуживанию, участвует в решении споров между контрагентами предприятия, государством по уплате штрафов, неустоек, начисления пени и других мер экономического воздействия на организацию, вытекающих из условий договоров и законодательства, регулирующего деятельность хозяйствующих субъектов.

Отдел по работе с инвестициями занимается разработкой общей инвестиционной политики организации, осуществляет анализ и отбор инвестиционных предложений, проводит анализ эффективности инвестиционных проектов, организует разработку инвестиционных и инновационных проектов, готовит предложения об эмиссии ценных бумаг, о покупке ценных бумаг других эмитентов, осуществляет управление инвестиционным портфелем организации, принимает участие в работе валютных и фондовых бирж с целью обеспечения нужд организации в рублевых и валютных средствах и др.

Исходя из приведенных подразделений, отвечающих за организацию управления финансами на предприятии можно выделить и провести классификацию Центров финансовой ответственности, которая основана на их разделении по видам доходов и затрат, которые, в свою очередь, вытекают из их функционального предназначения.

Традиционно выделяют пять основных типов ЦФО:

-Центр инвестиций

-Центр прибыли

-Центр маржинального дохода

-Центр дохода

-Центр затрат

В дополнение к основным видам ЦФО имеет смысл рассмотреть:

-Венчурный центр

-Центр финансового учета (маржинальной прибыли, доходов или затрат).

Рассмотрим подробнее их назначение.

Центр инвестиций - структурное подразделение, имеющее право распоряжаться внеоборотными активами предприятия (осуществлять инвестиции и дезинвестиции) и отвечающее за величину ROI (отдача от инвестиций).

Пример. Управляющая компания в группе компаний, или собрание учредителей предприятия не входящего в группу компаний имеют права, как осуществлять инвестиции в различные направления деятельности, так и осуществлять дезинвестиции, т.е. ликвидацию имеющихся направлений деятельности.

Центр прибыли - структурное подразделение, отвечающее за величину заработанной прибыли в рамках своей деятельности (разница между выручкой и общими затратами).

Пример. Предприятие, входящее в группу компаний или совет директоров независимого предприятия имеют права осуществлять текущую деятельность, развивать в пределах установленных лимитов имеющиеся направлений деятельности, но не имеют прав осуществлять значительные инвестиции и дезинвестиции.

Центр маржинального дохода - структурное подразделение, отвечающее за маржинальный доход (разница между выручкой и прямыми затратами) в рамках своей деятельности.

Пример. Департамент или отдел продаж предприятия, розничная сеть и т.п., в чьи задачи входит реализация продукции предприятия, а в полномочия возможность влияния на ценовую политику, рекламные акции и т.д., а также возможность влиять на уровень затрат, связанных с реализацией продукции.

Центр дохода - структурное подразделение, отвечающее за доход, которое оно приносит предприятию за счет своей деятельности.

Пример. Департамент или отдел продаж предприятия, розничная сеть, фирменный магазин и т.п., в чьи задачи входит реализация продукции предприятия по установленным «сверху» ценам и отсутствует возможность влияния на затраты по реализации продукции.

Центр затрат - структурное подразделение, отвечающее только за понесенные затраты.

Пример. Большинство функциональных подразделений предприятия, чья деятельность связана с осуществлением затрат, и имеющих полномочия по определению уровня затрат, связанных с их деятельностью - цеха, вспомогательные производства и службы, административный аппарат.

Венчурный центр - структурное подразделение, которое до достижения заданного уровня доходов (рентабельности) является центром затрат, а после достижения - центром инвестиций или прибыли.

Пример. Подразделение предприятия (Департамент новых продуктов, например), осуществляющее развитие нового направления деятельности, имеющее целевое финансирование на эти цели и полномочия по определению уровня затрат, связанных с этой деятельностью.

Центр финансового учета (ЦФУ) - структурное подразделение, которое ведет учет установленных для него показателей доходов и/или расходов, но не отвечает за их величину.

Пример. Функциональные подразделения (бухгалтерия, конструкторы, технологи и т.д.) предприятия не имеющие полномочий по определению уровня затрат, связанных с их деятельностью.


1.4 Принципы и критерии выделения центров финансовой ответственности


Рассмотрев основополагающие принципы природы и сущности организации центров финансовой ответственности (ЦФО), назначение процессов в финансовой и бюджетной структуре, а так же выделив типы центров финансовой ответственности можно сформулировать основные критерии выделения центров финансовой ответственности.

Для выделения ЦФО используются следующие критерии:

-организационный - в соответствии с внутренней организационной иерархией предприятия (цех, бригада, участок, управление, отдел и т.п.);

-направление бизнеса - в соответствии с категорией производимых продуктов;

-региональный - в соответствии с территориальной обособленностью;

-функциональный - в соответствии с участием в бизнес-процессах предприятия (сферы снабжения, основного производства, сбыта, НИОКР и т.п.);

-технологический - в соответствии с технологическими особенностями производства.

Данные критерии могут комбинироваться исходя из особенностей финансово-хозяйственной деятельности предприятия и потребностей руководства (Рис. 1.1).


Рис. 1.1 Комбинирование критериев группировки ЦФО


Можно сформулировать три основных метода выделения ЦФО на основе организационной структуры:

- «Один к одному» - когда ЦФО образуется из одного подразделения.

- «Один ко многим» - когда ЦФО образуется путем объединения нескольких подразделений в один ЦФО.

- «Многие к одному» - когда ЦФО образуется путем выделения из одного подразделения нескольких ЦФО.

При выделении ЦФО необходимо придерживаться следующих принципов:

-Одно структурное подразделение может включать несколько ЦФО, но одно ЦФО не должно содержать в себе несколько разноподчиненных структурных подразделений.

-Центр инвестиций является ЦФО самого верхнего уровня, поэтому он должен присутствовать в единственном экземпляре (хотя он может быть совмещен с центром прибыли), и иметь как минимум один подчиненный Центр прибыли.

-Центр прибыли и Центр маржинального дохода в обязательном порядке должны содержать на более низком уровне не менее одного центра дохода и не менее одного центра затрат.

-Центров маржинального дохода в финансовой структуре должно быть не менее двух.

-ЦФО необходимо формировать таким образом, чтобы было возможно выделить единственное ответственное лицо, т.е. персонифицировать ответственность.

Таким образом, подведем итог, в первой главе работы нами рассмотрены основополагающие вопросы сущностного содержания процессов выделения Центров финансовой ответственности (ЦФО) на основе выделения процессов в финансовой и бюджетной структуре, а так же выделены типы центров финансовой ответственности и основные принципы и критерии используемые при выделения центов финансовой ответственности.



2.      ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «АЛЬПИНА»


2.1.   Характеристика объекта исследования


Общество с ограниченной ответственностью ООО Альпина, существует на территории г. Н.Тагил с 1999 г., Таблица 2.1, 2.2.


Таблица 2.1 Реквизиты ООО «Альпина»

Полное наименование:

Общество с ограниченной ответственностью Альпина, ООО «Альпина»

Сокращенное наименование:

ООО «Альпина»

ИНН:

6607000027

Место нахождения:

город Нижний Тагил, Свердловской области

Сведения о гос. регистрации:

04.09.2002, 2026600784241, Межрайонная инспекция МНС России Свердловской области


Таблица 2.2 Выпуски ценных бумаг

Номинал

Количество бумаг

Гос. регистрация

Способ размещения

Период/дата размещения

Текущее состояние

Фактически размещено

Дата регистрации отчета

1. Акции обыкновенные именные бездокументарные

1

356 013

20.12.1994

62-1-976

распределение среди акционеров

20.12.1994

размещение завершено

356 013

20.12.1994

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.