Рассчитываются не только расходы
учреждений, но и их доходы. В данном случае имеются ввиду внереализационные
доходы (сдача в аренду, спонсорская помощь, платные услуги и т.д.…).
Внереализационные доходы являются своего рода страховкой от уменьшения суммы
государственного финансирования. Данные расчёты оформляются также в виде плана.
За полгода до наступления отчётного года,
отдел образования направляет свой план в вышестоящие организации (районную
администрацию, комитет финансов) свои расчёты, где начинается проверка данных,
а также делается анализ необходимости расходов.
После утверждения комитетом финансов
годового плана, данные направляются обратно в отдел образования, где
составляется поквартальная разбивка доходов и расходов финансового плана.
Поквартальная разбивка является основой для учета исполнения финансового плана
в течение года. Плановый отдел и бухгалтерия доводят до подразделений,
осуществляющих платную образовательную деятельность, выполнение доходной части
в рамках платных образовательных программ, прочей платной деятельности, показатели
по утвержденным в Финансовом плане доходам.
Финансовый
план исполняется в пределах полученных сумм бюджетных внебюджетных доходов с
учетом остатков средств на начало календарного года с соблюдением установленных
норм законодательства и требований внутренних процедур санкционирования и
финансирования. В течение года структурные подразделения осуществляют расходы,
производят закупку товаров, работ и услуг в пределах, установленных бюджетами
(сметами доходов и расходов) подразделений, а также доведенных лимитов. Ответственность
за соблюдение смет и лимитов соответствующего подразделения, а также за
принятие финансовых обязательств в пределах фактически полученных доходов
подразделения, несет его руководитель.
Понятно, что
хорошее или плохое существование учреждений, находящихся в ведомстве отдела
образования Колпинского района зависит от утверждённого плана лимитов
расходования целевых средств.
Далее
в таблице №1 приведены данные по расходам за несколько лет комитета по
образованию Колпинского района по нескольким группам расходов.
Таблица №1. Ведомственная структура расходов городского
бюджета в разрезе комитета по образованию
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
№
|
Наименование
|
2005 фактически
|
2006 фактически
|
изменен., тыс. руб.
|
2005 фактически
|
изменен., тыс. руб.
|
тыс. руб.
|
% к итогу
|
тыс. руб.
|
% к итогу
|
тыс. руб.
|
% к итогу
|
1
|
Комитет по образованию и проч.
|
1299687
|
100,00
|
1519863
|
100,00
|
220176
|
1771762
|
100,00
|
251899
|
2
|
Текущие расходы
|
179097
|
13,78
|
108814
|
7,16
|
-70283
|
191129
|
10,79
|
82315
|
3
|
Оплата труда
|
50634
|
3,90
|
65449
|
4,31
|
14815
|
86899
|
4,90
|
21450
|
4
|
Капитальные расходы
|
2286
|
0,18
|
2000
|
0,13
|
-286
|
3010
|
0,17
|
1010
|
5
|
Дошкольное образование из них:
|
456233
|
35,10
|
597634
|
39,32
|
141401
|
615976
|
34,77
|
18342
|
6
|
Текущие расходы
|
219528
|
16,89
|
249315
|
16,40
|
29787
|
260392
|
14,70
|
11077
|
7
|
Оплата труда
|
219873
|
16,92
|
332629
|
21,89
|
112756
|
336624
|
19,0
|
3995
|
8
|
Капитальные расходы
|
16832
|
1,2
|
15690
|
1,03
|
-1142
|
18960
|
1,07
|
3270
|
9
|
Общее образование из них:
|
611437
|
47,04
|
745966
|
49,08
|
134529
|
874748
|
49,37
|
128782
|
10
|
Текущие расходы
|
310657
|
23,90
|
326852
|
21,51
|
16195
|
386297
|
21,80
|
59445
|
11
|
Оплата труда
|
294731
|
22,68
|
398654
|
26,23
|
103923
|
448560
|
25,32
|
49906
|
12
|
Капитальные расходы
|
6049
|
0,46
|
20460
|
1,34
|
14411
|
39891
|
2,25
|
19431
|
Как видно из
таблицы 1 объёмы финансирования увеличиваются из года в год, причём в 2005 году
они возросли на 14,5% то есть на 220176 тысяч рублей по сравнению с 2004 годом,
а в 2006 – на 16,57% или 251899 тысяч рублей по сравнению с 2005 годом. При
этом из года в год наблюдается возрастание объёмов финансирования. Это
положительный момент. Почему же тогда существующее положение дел в наших школах
и детских садах оставляет желать лучшего?
В таблице 1
отмечено, что большая часть расходов на образования идёт на заработную плату,
за исключением пункта 1 «Комитет по образованию и проч.». Дело в том, что
в данной графе сгруппированы данные по школам-интернатам, диспетчерских служб,
адресным программам, туристическим программам, конкурсам, Дома творчества юных,
детским домам и т.д.… В этой категории очень большие затраты на содержание
имущества и текущие расходы.
Для бюджетных
учреждений существует такое понятие, как «защищённые статьи», по которым
недофинансирование в пределах тарифов запрещено. Расходы на заработную плату –
это самая важная защищённая статья. Далее следуют расходы по налогам с
заработной платы (ЕСН) и коммунальные платежи, которые необходимо финансировать
для нормальной работы учебных заведений.
У дошкольных
учреждений затраты на заработную плату составляли в 2004 году – 48,19%, в 2005 –
55,66%, в 2006 – 54,65%, у общеобразовательных в 2004 году – 48,2%, в 2005 –
53,44%, в 2006 – 51,28% соответственно. Это связано с проводимой в России
политикой увеличения заработной платы преподавателям и учителям и доведения
размера оплаты труда до среднего в стране. Тем не менее заработная плата у
работников сферы образования продолжает оставаться крайне низкой.
Если
проанализировать текущие расходы, то можно увидеть, что текущие расходы
увеличиваются не намного, а по комитету образования и проч., вообще практически
не изменены. В 2002–2004 годах увеличивался фонд оплаты труда, поэтому и
увеличивался и единый социальный налог, так как он рассчитывается от заработной
платы, следовательно, финансирование на текущие расходы практически не
увеличено, потому что единый социальный налог приравнен к текущим расходам. 15%
выделяемых средств приходится на оплату коммунальных услуг. Расходы на покупку
продуктов питания крайне незначительны и составляют менее 1% в сумме расходов
на образование. Оставшиеся 22% составляют прочие расходы, к которым относятся
расходы на приобретение материалов, канцелярских товаров, текущий и капитальный
ремонт зданий и т.д. Такое распределение средств позволяет обеспечивать работу
школы, однако его трудно считать эффективным.
Длительное
недофинансирование учебных расходов, а также затрат на приобретение оборудования,
текущий и капитальный ремонты ведет к увеличению риска различных аварий в
образовательных учреждениях, к отставанию результатов обучения от современных
требований.
Для
более полного анализа ситуации ниже приведены данные по планируемым и
фактическим расходам образовательных учреждений Колпинского района за 2002,
2003, 2004 года.
Таблица
3. Расходы отдела образования по Колпинскому району (тыс. руб.)
Вид расходов
|
2004 год
|
Изм.
|
План
|
Факт
|
Государственные образовательные учреждения
|
705367
|
611437
|
-93930
|
Дошкольные образовательные учреждения
|
458962
|
456233
|
-2729
|
Внешкольная работа, Дома Творчества Юных и проч.
|
159873
|
126319
|
-33554
|
Общие расходы, не относящиеся ни к одному виду
|
154767
|
105698
|
-49069
|
Всего
|
1478969
|
1299687
|
-179282
|
Таблица
4. Расходы отдела образования по Колпинскому району (тыс. руб.
Вид расходов
|
2005 год
|
Изм.
|
План
|
Факт
|
Государственные образовательные учреждения
|
869341
|
745966
|
-123375
|
Дошкольные образовательные учреждения
|
649831
|
597634
|
-52197
|
Внешкольная работа, Дома Творчества Юных и проч.
|
147964
|
102631
|
-45333
|
Общие расходы, не относящиеся ни к одному виду
|
100593
|
73632
|
-26961
|
Всего
|
1767729
|
1519863
|
-247866
|
Таблица
5. Расходы отдела образования по Колпинскому району (тыс. руб.)
Вид расходов
|
2006 год
|
Изм.
|
План
|
Факт
|
Государственные образовательные учреждения
|
1006974
|
874748
|
-132226
|
Дошкольные образовательные учреждения
|
794531
|
615976
|
-178555
|
Внешкольная работа, Дома Творчества Юных и проч.
|
347364
|
186391
|
-160973
|
Общие расходы, не относящиеся ни к одному виду
|
120597
|
94647
|
-25950
|
Всего
|
2269466
|
1771762
|
-497704
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|