·
торговля
покупными товарами, оборудованием;
·
оказание
посреднических услуг;
·
долевое
участие в деятельности других учреждений (в том числе образовательных) и
организаций;
·
приобретение
акций, облигаций, иных ценных бумаг и получение доходов (дивидендов, процентов)
по ним;
·
ведение
приносящих доход иных внереализационных операций, непосредственно не связанных
с собственным производством предусмотренных уставом продукции, работ, услуг и с их
реализацией.
Последний пункт данного списка позволяет
образовательным учреждениям заниматься практически любым видом хозяйственной
деятельности, не запрещенным законодательством.
Понятие предпринимательской деятельности, данное
в Законе «Об образовании», не полностью соответствует определению,
установленному ГК РФ. Согласно п. 2 ст. 45 Закона, получение дохода
от оказания платных образовательных услуг за вычетом доли учредителя
(собственника) при реинвестировании этого дохода в данное образовательное
учреждение не относится к предпринимательской деятельности. Согласно же ст. 2
ГК РФ, предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой
риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от
пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг
лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Для примера, позволяющего проследить возможности
внереализационных доходов рассмотрим состояние дел в двух школах (условно №1 и №2)
Колпинском района с примерными условиями и количеством учеников. Ниже в таблице
приведены данные на 2002 год по обеим школам. А также данные по финансированию
за 2000 и 2001 года.
Таблица 10. Основные характеристики школ №1 и №2
|
Школа №1
|
Школа №2
|
Количество
учеников
|
783
|
770
|
Преподаватели
|
30
|
29
|
Наличие
спортивного зала
|
Да
|
Да
|
Недофинансирование
|
48%
|
49%
|
Компьютерный
класс
|
Да (15 шт.)
|
Да (20 шт.)
|
Компьютеры
|
Пентиум 2
|
Пентиум 2
|
Средний ФОТ
|
1800 руб.
|
1760 руб.
|
Необходимость
ремонта
|
Да, 45%
|
Да, 49%
|
Учебники
|
59% от
необходимого
|
63% от
необходимого
|
Подключение к
интернету
|
Да
|
Да
|
Таблица 11.
Структура бюджетного финансирования общеобразовательной школы №1 (из бюджетов
различного уровня)
В процентах к
итогу
Статьи финансирования
|
2005 год
|
2006 год
|
Изменение %
|
Всего
|
100,0
|
100,0
|
Х
|
В том числе оплата труда
|
57,6
|
51,1
|
88,7
|
Социальные отчисления на оплату труда
|
18,1
|
17,4
|
96,1
|
Коммунальные платежи
|
8,4
|
14,4
|
171,4
|
|
7,6
|
9,8
|
128,9
|
Более наглядно данные таблицы 11 выглядят на
диаграмме 1.
Диаграмма 1. Структура
бюджетного финансирования общеобразовательной школы №
Таблица 12.
Структура бюджетного финансирования общеобразовательной школы №2 (из бюджетов
различного уровня)
В процентах к
итогу
Статьи финансирования
|
2000 год
|
2001 год
|
Изменение %
|
Всего
|
100,0
|
100,0
|
Х
|
В том числе оплата труда
|
59,6
|
53,1
|
89,09
|
Социальные отчисления на оплату труда
|
16,1
|
19,4
|
120,5
|
Коммунальные платежи
|
9,4
|
12,4
|
131,91
|
|
7,6
|
10,8
|
142,11
|
Диаграмма 2. Структура бюджетного финансирования
общеобразовательной школы №2
На 71% (14,4/8,4 №1) и на 32% (12,4/9,4 №2)
соответственно выросли доли расходов на оплату коммунальных платежей. Вместе с
тем за 2000–2001 гг. общая численность учителей общеобразовательных школ
оставалась стабильной, и не сократилась, при одновременном уменьшении доли финансируемых
средств на оплату труда на 11%(51,1/57,6 №1) и на 10,9% (53,1/59,6 №2).
Дифференциация средней заработной платы
работников школьного и начального профессионального образования на декабрь 2001 г.
характеризуется следующими данными (см. табл. 13):
Таблица 13. Дифференциация средней заработной платы по профессиям и
должностям работников школьного образования школы №1 и №2 за декабрь 2006 г.
Профессии и должности работников
|
Среднемесячная заработная плата, руб. шк. №1
|
Среднемесячная заработная плата, руб. шк. №2
|
Преподаватели, учителя,
|
1521
|
1493
|
Из них
Математики
|
1705
|
1598
|
Русского языка и литературы
|
1503
|
1496
|
Истории
|
1421
|
1418
|
Иностранного языка
|
1341
|
1305
|
1–3 (4) классов
|
1302
|
1297
|
Инструкторы по труду
|
1169
|
1208
|
Мастера производственного обучения
|
947
|
907
|
Проанализировав
данные представленных выше таблиц, можно сделать вывод о том, что школы
находятся примерно в одном положении, так как основные показатели у них
практически совпадают.
Рассмотрим теперь особенности прав и обязанностей
обоих образовательных учреждений в вопросах осуществления их основной
деятельности. В компетенцию образовательных учреждений, детально описанную в п. 2
ст. 32 Закона «Об образовании», включается:
·
материально-техническое
обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в
соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, что
осуществляется в пределах собственных финансовых средств учреждений;
·
предоставление
учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании
финансовых и материальных средств;
·
установление
структуры управления деятельностью образовательного учреждения, штатного
расписания, распределение должностных обязанностей;
·
установление
ставок заработной платы и должностных окладов работников образовательного
учреждения в пределах собственных финансовых средств и с учетом ограничений,
установленных федеральными и местными нормативами;
·
установление
надбавок и доплат к должностным окладам работников образовательного учреждения,
порядка и размеров их премирования.
3.2 Анализ внебюджетного финансирования
Напомним, что
источниками финансирования школы являются средства бюджета, выделяемые по
установленному нормативу:
·
доход
от оказания дополнительных платных образовательных и иных услуг;
·
добровольные
взносы и пожертвования физических и юридических лиц;
·
кредиты
банков и иных кредиторов, при условии его погашения и выплаты банковского
процента за счет внебюджетных средств;
·
доход
от предпринимательской деятельности;
другие
источники в соответствии с законодательством РФ.
К сожалению, бюджетное
финансирование школы не обеспечивает эффективных условий для саморазвития школы
и возникновения нового качества образования. Поэтому привлечение сторонних
дополнительных средств – задача по сути любой школы, которая ставит перед собой
задачу развиваться и давать требуемые знания детям.
Для
реализации центральной идеи проекта и создания работоспособных механизмов
внебюджетного финансирования в настоящее время есть все необходимые и
достаточные правовые предпосылки и условия:
– Закон «Об
образовании» гарантирует права общественности в решении вопросов, связанных с
содержанием, организацией и финансированием образовательной деятельности школы
(ст. 35, 41, 50, 52).
– Закон «Об
образовании» гарантирует права школ и учителей в выборе педагогически наиболее
целесообразных форм обучения и воспитания (ст. 55).
– Закон не запрещает основным работникам школ
использовать школьное имущество для внеурочной работы с учащимся. Более того,
принципы государственной образовательной политики нацеливают на более эффективное
использование материальных фондов школ (ст. 2, 4 закона «Об образовании»).
– Закон «Об
общественных объединениях» одним из источников формирования имущества
определяет добровольные взносы и не ограничивает порядок и формы их
использования. В частности, не запрещает выплачивать материальное
вознаграждение физическим лицам, оплачивать закупку юридическими лицами
материальных ценностей.
– Налоговый
кодекс надежно защищает интересы школ и общественных объединений в области
спонсорского финансирования образовательной деятельности.
Необходимо
ещё раз напомнить, что источники условно можно разделить на четыре группы:
спонсорские взносы, плата за оказание дополнительных образовательных услуг,
родительские взносы на содержание и развитие школы и услуги, связанные с
реализацией школьного имущества.
Спонсорами
школ, как правило, становятся предприятия, дети работников которых (обычно
руководителей) учатся в этих школах. Развит этот источник слабо. Многочисленные
призывы к хозяйственникам войти в попечительские советы и упорядочить
финансовую поддержку школ, сделать ее плановой и гарантированной, широкого
отклика пока не получили. (Преуспевающие хозяйственники тем и преуспевают, что
умеют хорошо считать деньги). Обещанные же льготы для учреждений и предприятий,
спонсирующих школу, пока в российское законодательство не вошли.
Плата за
оказания дополнительных образовательных услуг является существенным каналом
денежных поступлений, однако далеко не массовым. Несмотря на то, что в Колпинском
районе платными образовательными услугами занимаются 100% школ, ими охвачены 57%
учащихся. По Российской Федерации в целом эти цифры много ниже. И это несмотря
на то, что, согласно опросам, практически все граждане нашего города готовы
вносить в школу от 1000 до 5000 руб. в месяц и больше.
Об этом
свидетельствует и тот факт, что опросы фирмы «X» родителей и учащихся
школ города Санкт-Петербурга показали, что 93% семей (против 15%) готовы
доплачивать 3–10 тыс. рублей в год за обучение своих детей по основным школьным
предметам, если оно носит индивидуальный характер и нацелено на развитие
природных способностей ребенка.
Образовательному
учреждению принадлежит право собственности на денежные средства, имущество и
иные объекты собственности, переданные ему физическими и (или) юридическими лицами
в форме дара, пожертвования или по завещанию, на продукты интеллектуального и
творческого труда, являющиеся результатом его деятельности, а также на доходы
от собственной деятельности образовательного учреждения и приобретенные на эти
доходы объекты собственности.
Сдача в
аренду государственным или муниципальным образовательным учреждением
закрепленных за ним объектов собственности, а также земельных участков
осуществляется без права выкупа с согласия совета образовательного учреждения
по ценам, которые не могут быть ниже цен, сложившихся в данном регионе.
Средства,
полученные образовательным учреждением в качестве арендной платы, используются
на обеспечение и развитие образовательного процесса в данном образовательном
учреждении.
Необходимо
остановиться на том, как рассчитываются нормативы по дополнительным услугам в
школах (на примере школы №1), а далее сравнить общие данные по расходам обеих
школ. Примером будет служить расчёт дополнительных услуг по образованию в школе
№1.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|