Однако прошедший период с момента создания РВК показал, - России
пока не удается набрать критическую массу технологических идей и инновационных
компаний, способных привлечь российских и иностранных венчурных инвесторов. И
причина не столько в недостатке денег, сколько в отсутствии числа перспективных
и привлекательных для инвесторов проектов. Для достижения поставленных целей
необходимо проделать огромный пул работ, включающий и построение
инфраструктуры, и создание условий для появления инновационных компаний, и
внедрение международных стандартов в деятельности создаваемых фондов.
Поэтому рынок венчурных инвестиций в России, который находится на
этапе становления, требует (как это было и в других странах на данном этапе)
участия государства – для создания адекватных институтов венчурного
инвестирования. Важной задачей при этом является определение путей комплексного
развития венчурной индустрии и повышения роли государственного участия в ее
становлении. Также не менее важным является определение роли и частного бизнеса
в развитии национальной венчурной индустрии.
По мнению экспертов, из 50–55 так называемых макротехнологий,
которые определяют техническое могущество государств сегодня, наша страна
полностью конкурентоспособна лишь по пяти-шести направлениям, еще по
семи-восьми отставание от лидеров не критично. Следовательно, целесообразно для
усиления конкурентоспособности российской экономики сосредоточиться на
поддержке инвестирования в наиболее развитые направления, отказавшись или
ограничив инвестирование в отстающие.
Индустрия прямого и венчурного капитала в России занимает важную
позицию в комплексе мер по переходу на модель инновационного развития и
повышению конкурентоспособности на глобальном рынке. Она способствует
стимулированию экономики путем активного инвестирования и поддержки бизнеса с
высоким потенциалом роста в существующих и новых секторах промышленности и
сферы услуг.
Механизмы частно-государственного партнерства широко используются
для дальнейшего экономического развития России и создания эффективной системы
поддержки отечественных технологий, повышения конкурентоспособности и
инновационной активности.
Анализируя процессы формирования института венчурных инвестиций в
России на основе партнерства общества и бизнеса, можно сделать некоторые
выводы:
Спецификой российского пути развития венчурного инвестирования
является значительная роль государства, которое активно выделяет денежные
средства на развитие института финансирования инновпаций.
Государство должно научиться включать частный бизнес в решение своих
приоритетных задач за счет создания привлекательных условий: венчурной
инфраструктуры, изменений в законодательстве, регулирующих трастовые отношения
и введение фидуциарной ответственности.
В России впервые создается модель государственного стимулирования
инноваций и институтов венчурного предпринимательства.
Частному бизнесу целесообразно адаптироваться к российской венчурной
модели.
Наиболее эффективными с точки зрения стимулирования развития
венчурного предпринимательства в России могут быть следующие виды
государственной поддержки:
Государственные прямые инвестиции в приоритетные проекты.
Страхование и другие формы обеспечения инвесторов венчурных фондов,
вкладывающих средства в технологически ориентированные компании.
Эффективная система по защите прав на интеллектуальную
собственность.
Формирование эффективной коммуникативной среды.
Для обеспечения дальнейшего развития партнерства государства и
бизнеса, целесообразно сформировать среднесрочную стратегию развития венчурного
предпринимательства как одного из существенных источников финансирования
малого, в том числе высокотехнологичного, бизнеса в России.
Более того, целесообразно разработать программу реализации
сформулированных целей как стратегического плана действий государства и бизнеса
с использованием венчурного инвестирования и частно государственного
партнерства в области инновационной экономики.
Российская Ассоциация прямого и венчурного инвестирования (РАВИ)
3.2 Основные направления решения выявленных
проблем
Результаты исследования состояния и развития венчурного
инвестирования в современной экономике России, позволяют сделать вывод о том,
что, несмотря на увеличение объемов рискового инвестирования в последние годы,
значительный научно-технический потенциал в области конкурентоспособных
технологий и интеллектуальный потенциал, имеющиеся возможности национального
капитала, существуют факторы, препятствующие развитию венчурной индустрии в
России. К ним относятся использование преимущественно иностранного венчурного
капитала при минимальном участии российского; неэффективное использование
средств венчурных фондов; фактическое отсутствие нормативных правовых актов,
обеспечивающих функционирование механизма венчурного финансирования; наличие инфраструктуры,
не обеспечивающей плодотворный симбиоз венчурного капитала с малым и средним
инновационным бизнесом; неразвитость фондового рынка, его отрыв от производства
и возникающие в связи с этим проблемы «выхода» инвесторов из проинвестируемой
фирмы; отсутствие гибкой системы налогообложения венчурного предпринимательства
и адекватной системы бухгалтерского учета; падение уровня разработок и
отсутствие квалифицированного менеджмента; слабая прозрачность российских
предприятий для венчурных инвесторов. Автор отмечает, что решить эти проблемы
без государственной поддержки невозможно.
Проведенный анализ зарубежного опыта по стимулированию венчурного
бизнеса с поправкой на российскую специфику позволил сформулировать основные
меры по повышению эффективности отечественного рискового инвестирования в сфере
расширения ресурсной базы венчурного бизнеса, устранения неблагоприятных
условий рискового предпринимательства, а также развития инфраструктуры
венчурного бизнеса. Расширению ресурсной базы способствует использование
потенциальных источников венчурного финансирования - банковского, страхового,
пенсионного, капитала крупных производственных корпораций и частных лиц.
Устранению неблагоприятных условий рискового предпринимательства может служить
повышение мотивации венчурных инвесторов путем предоставления дополнительных
налоговых льгот, позволяющих фирмам вычитать из налогооблагаемой базы средства,
израсходованные на научные исследования и разработки на 100% и более; списание
значительной части оборудования НИОКР по ускоренным нормам амортизации.
Улучшению условий венчурного бизнеса служит подготовка кадров в области
менеджмента инноваций, поскольку без профессионального управления рисковый
инвестиционный процесс будет несостоятельным; формирование сильного патентного
законодательства, привлекательного для инвесторов. В целях развития
инфраструктуры венчурного бизнеса необходимо дальнейшее развитие технопарков,
бизнес-инкубаторов, в рамках проводимой единой государственной инновационной
политики; развитие фондового рынка, включение высокотехнологичных компаний в
списки фондовых бирж, развитие электронных бирж; расширение деятельности
академических институт, вузов, консалтинговых и информационных фирм, венчурных
ярмарок и выставок, в рамках предоставления информации о состоянии и развитии
как рискового отечественного и зарубежного бизнеса в целом, так и отдельных
венчурных проектов.
Государственная поддержка венчурного бизнеса в России должна
проводиться, по мнению автора, по следующим направлениям:
- нормативно-правовое регулирование научно-технической,
инновационной, венчурной деятельности; решение правовых проблем
интеллектуальной собственности, системы льгот, мотивации труда, по статусу
территорий с высокой концентрацией научно-технического потенциала;
- создание и поддержка экономических условий и стимулов развития
венчурного предпринимательства посредством развития системы госзаказа,
совершенствованием планирования и прогнозирования научно-технического развития,
эффективных финансово-кредитных рычагов, включая развитие эффективного
патентного права и др.;
- формирование организационно-управленческих условий венчурной
индустрии посредством совершенствования управления государственной
собственностью, повышения эффективности управления государственными пакетами
акций, обеспечения технологической безопасности, защитой национальных
интересов, с подготовкой и переподготовкой управленческих кадров, в том числе
государственных служащих и др.
Все вышеперечисленные меры должны осуществляться в соответствии со
стратегией государственной политики в области венчурного бизнеса,
интегрированной в единую концепцию развития отечественной инновационной и
инвестиционной деятельности.
Формирование механизма активизации венчурного финансирования в
регионе рассматривается на примере Ростовской области. Выбор данного региона
обусловлен следующими обстоятельствами: во-первых, Ростовская область относится
к политически стабильному региону с устойчивыми экономико-демократическими
ориентациями, от чего в решающей степени зависит приток отечественных и
зарубежных инвестиций в экономику; во-вторых, в экономическом плане обладает
значительным научно-техническим, промышленным и интеллектуальным потенциалом,
в-третьих, в регионе разработаны инновационные и инвестиционные проекты и
программы, а также программы поддержки малого бизнеса, которые способствуют
активизации венчурного финансирования в регионе.
Несмотря на то, что Ростовская область обладает значительным
научным, интеллектуальным и инвестиционным потенциалом экономика региона на
сегодняшний день не является инновационной. В регионе насчитывается около 60
инновационно-активных предприятий, причем наблюдается тенденцию к их
количественному сокращению. Доля инвестиций в основной капитал в науку к общему
объему инвестиций составила лишь 0,9%[20].
Низкая эффективность научно-инновационной системы региона создает необходимость
для дальнейшего формирования и развития системы венчурного финансирования в области.
Кроме этого развитие венчурного финансирования в регионе должно
способствовать повышению эффективности малого бизнеса, являющегося, по сути,
«отраслью специализации» Юга России. Доля малого предпринимательства в объеме
выпускаемой продукции, работ, услуг составляет около 21,4%. Дальнейшее развитие
малого предпринимательства на основе венчурного финансирования в итоге
благоприятно отразится на экономике региона, поскольку деятельность небольших
фирм характеризуется свободой поиска и поощрением инициативы, готовностью к
риску, быстрой апробацией выдвинутых оригинальных предложений, большей
склонностью к нововведениям, чем крупные предприятия.
Механизм венчурного финансирования в области должен быть
интегрирован в инновационно-инвестиционную систему, основная цель которой -
обеспечение высокого качества жизни населения при стабильной
социально-экономической и экологической ситуации. Разработка стратегии
инновационного развития региона представляет собой средство достижения цели.
Она должна быть направлена на поиск и эффективное управление нововведениями во
всех сферах жизни региона.
Автор отмечает, что стимулирование роста высокотехнологичных
секторов в регионе достигается более успешно через участие в венчурных фондах,
чем путем выделения прямых государственных инвестиций. Прямые инвестиции чаще
распределяются по политическим мотивам, более подвержены лоббированию и потому
недостаточно эффективны. В связи с этим венчурные фонды должны создаваться не
только на уровне государства, но и в перспективных регионах.
По мнению автора, в наиболее общем плане для повышения
инвестиционной активности в регионе следует решить две ключевые задачи:
обеспечить само существование данных мотивов и создать условия, способствующие
принятию решения об их реализации на территории области. Для этого необходимо
действовать по следующим направлениям:
1. Создание специализированной организационной структуры в форме
некоммерческого партнерства, способной оперативно содействовать решению всего
спектра вопросов, связанных с рисковым инвестированием, на территории области.
2. Поддержка и информационное обеспечение имиджа области как
региона, благоприятного для ведения бизнеса и инвестиций.
3. Важнейшим направлением, стимулирующим развитие инновационных
предприятий и венчурного инвестирования, является льготное налогообложение. В
частности, освобождение от налогообложения части прибыли (зачисляемой в
областной бюджет), получаемой предприятием-патентообладателем от использования
изобретения на срок окупаемости затрат на приобретение им патента (лицензии);
освобождение от налогообложения имущества и имущественных прав, полученных
налогоплательщиком в рамках целевого финансирования от инвесторов и/или
венчурных фондов по приоритетным проектам и направлениям, при условии
использования по целевому назначению и ведения налогоплательщиком раздельного
учета.
4. Распространение современных технологий управления.
Университетские комплексы должны также быть центром целостной системы обучения
инновационной и инвестиционной деятельности. Формирование квалифицированных
менеджеров в Ростовской области должно осуществляться в рамках многоуровневой
системы подготовки кадров для инновационной деятельности, которая включает в
себя основные взаимосвязи трех систем: системы подготовки специалистов, системы
переподготовки и повышения квалификации специалистов, системы сертификации
персонала.
Другими стимулирующими мероприятиями, направленными на привлечение
венчурных инвесторов в регион, по мнению автора, являются:
- размещение государственного заказа на выпуск продукции и услуг на
конкурсной основе при условии высокого инновационного уровня продукции и
технологий, определяемого в соответствии с разработанными критериями;
- проведение региональных тендеров на разработку инновационных
проектов в соответствии с выявленными потребностями в инновациях.
Автор считает, что основными мерами по активизации венчурного
финансирования в Ростовской области, основанными на использовании имеющегося
научного, производственного и интеллектуального потенциала являются следующие:
- Нормативно-правовое обеспечение венчурного инвестирования и
инновационной деятельности (областные законы, положения, постановления и т.д.)
- Информационно-аналитические и программные разработки в области
промышленно-технологической политики, развития приоритетных направлений
инновационной и инвестиционной деятельности.
- Организационные решения, связанные со стимулированием деятельности
научно-информационных и технических центров, технопарков, технополисов,
регионального венчурного фонда, а также малого инновационного бизнеса.
- Решение финансово-экономических вопросов, связанных с повышением
инвестиционной привлекательности рисковых инновационных проектов, а также
поддержки со стороны органов власти путем предоставления государственных
гарантий, компенсаций, размещения государственных заказов и налогового
стимулирования.
- Кадровое обеспечение инновационной деятельности в рамках
многоуровневой системы подготовки специалистов на базе качественного
совершенствования региональной системы образования.
Обобщая результаты исследования, автор приходит к выводу о том, что
венчурное финансирование является реальным механизмом, обеспечивающим
инновационное развитие национальной экономики. Для решения фундаментальных
проблем венчурного бизнеса необходима активная государственная политика,
направленная на создание благоприятных условий и инфраструктуры для реализации
инноваций.
Заключение
Анализируя процессы формирования института венчурных инвестиций в
России на основе партнерства общества и бизнеса, можно сделать некоторые
выводы:
·
Спецификой российского пути развития венчурного инвестирования
является осознание государством своей роли в этом процессе, которая стала
значительной в 2006-2007 годы.
·
Государство должно научиться включать частный бизнес в решение
своих приоритетных задач за счет создания привлекательных условий: венчурной
инфраструктуры, изменений в законодательстве, регулирующих трастовые отношения
и введение фидуциарной ответственности; введения поправок в закон об инвестиционных
фондах, закон об акционерных обществах и т.п.; изменений соотношения
риск-доходность и других.
·
В России впервые создается модель государственного стимулирования
инноваций и создания института венчурного бизнеса такого масштаба.
·
Частному бизнесу целесообразно адаптироваться к глобальной
венчурной модели - научиться увеличивать стоимость инновационных компаний и ориентироваться
на капитализацию как главный критерий успеха.
Наиболее эффективными с точки зрения стимулирования развития
венчурного предпринимательства в России могут быть следующие виды
государственной поддержки:
·
Государственные прямые инвестиции в приоритетные проекты.
·
Страхование и другие формы обеспечения инвесторов венчурных
фондов, вкладывающих средства в эти компании.
·
Поддержка развития финансирования ранних стадий, например, путем
покрытия некоторых расходов фондов, таких как расходы на экспертизу или текущие
расходы, что поможет увеличить доход от портфельных инвестиций и снизить риски
инвестирования.
·
Интегрированная, четкая и эффективная система по защите прав на
интеллектуальную собственность.
·
Обучение и подготовка предпринимателей, формирование эффективной
коммуникативной среды.
Если говорить о перспективах дальнейшего партнерства государства и
общества, то представляется, что государству, обществу и бизнесу целесообразно
уже сегодня приступить к формированию среднесрочной стратегии развития
венчурного предпринимательства как одного из существенных источников
финансирования инновационного сектора в России и/или ее отдельных регионов.
Одним из основных шагов на ближайшем этапе должна стать совместная
разработка вариантного прогноза с тем, чтобы оценить возможности и понять цели,
которые могли бы быть достигнуты при различных внешних условиях и инвестициях,
а также разработка программ реализации сформулированных целей как
стратегического плана (программы) действий государства и бизнеса с
использованием венчурного инвестирования и частно-государственного партнерства
в области инновационной экономики.
Список использованной
литературы
1. Антонец О. Венчурный бизнес: риск –
благородное дело // Директор-Инфо, №20 – 2003.
2. Аньшин В.М., Филин С.А. Менеджмент
инвестиций и инноваций в малом и венчурном бизнесе. – М.: Анкил, 2003.
3.
Артеев Д.С., Черепанов С.В. Венчурное финансирование в условиях мирового
финансового кризиса. М., 2009.
4. Беликова А.В. Проблематика венчурных
инвестиций // Инвестиционный банкинг, 2006, №4.
5.
Виноградова Е. Глория откупила акции ЕБРР // «Ведомости», 19 марта 2002.
6.
Власов А. Что пишут о венчурном капитале в России, www.rvca.ru
7.
Вокруг ЛФЗ больше борьбы не будет // «КоммерсантЪ С.-Петербург»,
19.11.2002.
8.
Гандлер Д. Интернет-2000: минус полтора млрд. US$», 12 марта 2001 г.,
www.ricn.ru
9. Гулькин П. Венчурный капитал. М.,
2003.
10.
Гулькин П. Индустрия венчурных и прямых частных инвестиций в России:
основные этапы // ЦСР «Северо-Запад», 13.10.2003.
11.
Гулькин П. Проблема выхода из проинвестированных российских компаний //
«Рынок ценных бумаг», № 5, 2001.
12. Гулькин П.Г. Введение в венчурный
бизнес в России. Рави, 1999.
13. Гулькин П.Г., Теребынькина Т.А.
Оценка стоимости и ценообразование в венчурном инвестировании и при выходе на
рынок IPO. СПб: Альпари СПб, 2004.
14.
Дворжак И., Кочишова Я., Прохазка П. Венчурный капитал в странах
Центральной и Восточной Европы / #"#_ftnref1"
name="_ftn1" title="">[1] Семенов А.С., Каширин А.И. Венчурное финансирование
инновационной деятельности. // Инновации. – 2006. - №1 (88). – с. 31; Дворжак
И., Кочишова Я., Прохазка П. Венчурный капитал в странах Центральной и Восточной
Европы / #"#_ftnref2" name="_ftn2" title="">[2]
Лагирев А.А. Венчурное инвестирование как фактор инновационного развития //
Социально-экономическое положение России в новых геополитических и
финансово-экономических условиях: реалии и перспективы развития. СПб.: Институт
бизнеса и права, 2008.
[3]
Артеев Д.С., Черепанов С.В. Венчурное финансирование в условиях мирового
финансового кризиса. М., 2009.
[4]
TACIS, «Венчурный капитал …», стр. 30.
[5]
А. Власов. Что пишут о венчурном капитале в России, www.rvca.ru
[6] Joe R. Reeder, Steven M. Schneebaum, Ethan S. Burger, and Geoffrey
K. James «Business Losses in Russia: The Inevitable Search for Accountability
and Deep Pockets», Russia/Central Europe Executive Guide, January 31, 1999
[7]
А. Власов. Что пишут о венчурном капитале в России, www.rvca.ru
[8]
TACIS, Венчурный капитал …, стр. 32.
[9]
Дэвид Гандлер. Интернет-2000: минус полтора млрд. US$», 12 марта 2001 г.,
www.ricn.ru
[10] FDI Confidence Index, Global Business Policy Council, September
2002, Vol. 5, pp. 19-36.
[11]
Виноградова Е. Глория откупила акции ЕБРР // «Ведомости», 19 марта 2002.
[12]
Гулькин П. Проблема выхода из проинвестированных российских компаний // «Рынок
ценных бумаг», № 5, 2001.
[13]
Гулькин П. Индустрия венчурных и прямых частных инвестиций в России: основные
этапы // ЦСР «Северо-Запад», 13.10.2003.
[14]
Виноградова Е. Глория откупила акции ЕБРР // «Ведомости», 19 марта 2002.
[15]
Вокруг ЛФЗ больше борьбы не будет // «КоммерсантЪ С.-Петербург», 19.11.2002.
[16]
Щербакова А. ИНТЕРВЬЮ: Николай Гордеев, генеральный директор Ломоносовского
фарфорового завода // «Ведомости», 16 января 2003.
[17]
Егошин Е. Проблем получить деньги не возникает, если показать инвестору
нормальный "выход" // Континент Сибирь (Новосибирск), 07.02.2003
[18]
О развитии венчурного инвестирования в Российской Федерации. Аналитический
вестник. М., 2008.
[19]
Фадеева А. Кризис не испугал инвесторов: объемы рынка венчурного финансирования
пока не снизились // РБК daily, 20.07.2009.
[20] Ростовская область в цифрах 2004:
Статистический сборник / Ростовстат. – Ростов н/Д, 2005. – с.578
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|