Понятие, структура финансовой политики и ее роль в экономике
1. Сущность, функции и роль финансов в рыночной экономике.
Понятие, структура финансовой политики и ее роль в экономике
Финансы
– представлют собой эконом-е отношения связанные с формированием,
распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов
ден-х ср-в в целях выполнения задач и функций гос-ва и обеспечения условий
расширенного воспроизводства. Централизованные
финансы – Экономич-е денежные отношения
связанные с формиров-м и использов-м денеж-х средств, которые собираются в
гос-й бюджетной системе и правит-х внебюдж-х фондах. Децентрализованные
финансы – денежные отношения, которые осуществляют кругооборот денеж-х
средств. Ф. – как экономическая категория это то что финансы всегда имеют
денежную форму выражения, т.е. денежный хар-р экономич-х отношений это первый
признак финансов. Деньги яв-ся обязательным условием существования финансов. Но
деньги это всегда общий эквивалент с помощью которого измеряются затраты труда
производителей, а финансы это экономич-е отношения распределения и
перераспределения внутреннего валового продукта и национального дохода. Главное
назначение финансов состоит в том, чтобы путем образования денеж-х д-в и фондов
обеспечить не только потребности гос-ва и п/п но и обеспечить контроль за
использованием ден-х ср-в. Социально-экономическая сущность финансовых
отношений заключается в исследовании - за счет кого гос-во получает финансовые
ресурсы и в чьих интересах использует эти ср-ва. Сущность ф. проявляется в их
функциях.
1)
Распределительная фун-ция – распределение и
перераспределение ВВП Она проявляется в создании основ-х или первичных д-в.
Основные д-ды формируются при распределении национального д-да среди участников
материального произ-ва. К ним относятся з/пл, д-ды самих п/п в сфере
материального произ-ва. Первичные д-ды не образуют денеж-х фондов достаточных
для развития народного хоз-ва. обеспечения обороноспособности страны, для
развития науки и для удовлетворения мат-х и культурных потреб-й общества,
поэтому необходимо распред-е и перераспред-е национального д-да, которое
связано: 1) с межотраслевым и территориальным перераспределением в интересах
наиболее эффек-го и национального использования д-в и накопления п/п. 2)
наличием, наряду с произ-й сферой непроиз-й сферы, в которой НД не создается
(просвящение, здравоохранение, наука, культура, спорт) 3) связано с
перераспредел.д-в между различными соц-ми группами населения. В результате
перераспред-я д-в образуется вторичные или производственные д-ды к ним относ-ся
д-ды в непроиз-й сфере. Вторичные д-ды служат для формирования конечных
пропорций использования национального д-да.
2)
Контрольная функция проявляется в контроле за
распределением ВВП по соответствующим фондам и расходованием их по целевому
назначению. Финансовый контроль направлен на обеспечение динамического развития
общественного и частного произ-ва, ускорению НТП, улучшению качества работ во
всех звеньях народного хоз-ва.
Финансовая политика – это
совокупность гос-х мероприятий, направленных на мобилизацию фин-х ресурсов, их
распределение и перераспределение и использование для выполнения гос-м его
функций. ФП включает в себя: 1) бюджетную политику, кот-я определ-ся
конституцией РФ, бюджетным кодексом, и сводом других законов; 2) налоговая
политика. Налоги не должны отнимать главную цель труда – труд должен приносить
доход. 3) Денежная политика. Составными ее частями яв-ся эмиссионная политика и
стабильность национальной валюты. ЭП должна определять необходимое кол-во денег
в обороте, также увеличение д-в бюджета. 4) Кредитная политика обеспечивает
функционирование внутри хоз-х расчетов и ссудного кап-ла. 5) Ценовая политика
гос-ва заключ-ся в корректировке цен и тарифов на монопольные товары и услуги.
6) Таможенная политика – ограничивает или расширяет доступ на внутренний рынок
страны импортных товаров по средством снижения или повышения ставок на ввозимые
товары.
Главная задача фин.политики состоит в обеспечении соответствующими
фин-ми ресурсамив реализации той или иной гос-й программы экономич-го и соц-го
развития страны.
2. Государственный кредит: понятие, функции, виды и роль в
рыночной экономике
Государственный кредит – это
совокупность экономических отношений между гос-м и юр. и физ. лицами при
которых гос-во выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта. Если гос-во
берет ср-ва юр. и физ.лиц в долг на возвратной основе, то оно яв-ся заемщиком.
Если гос-во предоставляет ср-ва, то оно яв-ся крелитором. Когда гос-во берет на
себя ответственность за погашение других обязательств взятых юр. и физ. лицами,
то оно яв-ся гарантом. Как эканомическая категория гос.кредит нах-ся на стыке
двух ден-х отношений финансов и кредита. Одно из звеньев финансовой системы
гос.кредит обеспечивает формирование и использование централизованных ден-х
фондов гос-ва. Основную массу ден-х ресурсов гос-во получает в виде налогов. В
условиях когда гос-х д-в недостаточно гос-во вынуждено привлекать для своих р-в
ср-ва из других источников. В основном госкредит реализуется через выпуск гос–х
ценных бумаг, предоставление гос–х займов. Основной признак этой формы кредита
— непременное участие государства в лице органов исполнительной власти
различных уровней. В зависимости от источника получения предоставленные кредиты
бывают внутренние (от резидента) и внешние (от нерезидента).
Осуществляя функции кредитора, государство через
центральный банк производит кредитование: 1) конкретных отраслей или регионов,
испытывающих особую потребность в финансовых ресурсах, если возможности
бюджетного финансирования уже исчерпаны, а ссуды коммерческих банков не могут
быть привлечены в силу действия факторов конъюнктурного характера; 2)
коммерческих банков в процессе аукционной или прямой продажи кредитных ресурсов
на рынке межбанковских кредитов.
Функции гос.кредита: 1) Распределительная – ч/з эту функцию осуществляется привлечение дополнительных ср-в
гос-м на условиях срочности, возвратности, платности для формирования гос-м его
расходов. Выпуск новых займов для погашения задол-ти по ранее выпущенным и
размещенным займам наз-ся рефинансированием гос-го долга. 2) Регулирующая.
Гос-во регулирует денежное обращение размещая займы среди различ-х групп
инвесторов. Привлекая в займы ср-ва физ.лиц гос-во уменьшает их платежеспос-й
спрос. Если с помощью этих займов гос-во профинансирует какието
производственные объекты, то произойдет уменьшение наличных денег в обращении,
а если гос-во будет финансировать оплату труда раб-в бюджетной сферы, то кол-во
наличных денег в обращении не изменится. 3) Контольная. Контролю
подлежит: целевое использование ср-в, сроки их возврата и своевременности
уплаты % по ним. Роль кредита
в различных фазах экономического цикла не одинакова. В условиях экономического
подъема, достаточной экономической стабильности кредит выступает фактором
роста. Перераспределяя огромные денежные и товарные массы, кредит питает
предприятия дополнительными ресурсами. Его негативное воздействие может,
однако, проявиться в условиях перепроизводства товаров. Особенно заметно такое
воздействие в условиях инфляции. Новые платежные средств, входящие посредством
кредита в оборот, увеличивают и без того избыточную массу денег, необходимых
для обращения.
На
рынке реализуются в основном следующие формы кредита: коммерческий; банковский;
потребительский; ипотечный; государственный; международный. Они отличаются друг
от друга составом участников, объектом ссуд, динамикой, величиной процента,
сферой функционирования и т. д.
3. Организация и функционирование системы социального страхования
и рынка страховых услуг
В целях обеспечения гарантиями в системе социального страхования и
контроля, за правильным использованием ср-в социального страхования создан
федеральный фонд социального страхования. ФСС должен способствовать
материальному обеспечению лиц временно неучаствующим в трудовом процессе. Основными
задачами Фонда яв-ся: 1) обеспечение гарантированных гос-м пособий по
временной нетрудостособности, беременности и родам, при рождении ребенка,
соц.пособий на погребение, санаторно-курортное обслуживание работников и их
детей;
2) участие в разработке и реализации гос-х программ, охраны здоровья
работников, мер по совершенствованию соц.страхования;
3) осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость Фонда. Ср-ва
Фонда образуются в основном за счет: страховых взносов работодателей
(п/п, организации, учреждения и иные хоз-е субъекты независимо от форм
собствен-ти. Тариф страховых взносов до 2005г. был 4%, с 2005г. – 3,2% от
начисленных д-в по всем основаниям не зависимо от источника финансирования
(исключение – договора гражданско-правового хар-ра) В расходах ФСС основной
удельный вес приходится на выплату б/л. С 2005г изменена оплата б/л (3 дня
оплачивает работодатель из своих ср-в). Так же ср-ва направляются на: оплату
дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом, оплату путевок для
работников и их детей в санаторно-курортные учреждения, частичную оплату
путевок в детские загородные оздоровит.лагеря и т.д.
Имеются существенные особенности формирования части ср-в ФСС,
предназначенной для обеспечения пострадавших в результате несчастного случая на
произ-ве и профессионал. Заболеваний. Взносы на обязат.соц.страх.от несчастных
случаев на производстве не включается в состав ЕСН и уплачивается в
соответствии с ФЗ от 24/07/1998г. "Об обязательном соц.страх. от
несчастных случаев на произ-ве и профессион-х заболеваниях" Тарифы
рассчитываются индивидуально для каждого п/п. Правила начисления, учета и
расходования ср-в утверждены постановлением правительства РФ от 02/03/2000г.
Гос-е внебюджетные фонды – фонды денежных ср-в образуемые вне
федерального бюджета и бюджетов субъектов федерации. Прелназначены для
мобилизации конституционных прав граждан.
4. Федеральный пенсионный фонд: образование и использование
Пенсионный фонд – государственный внебюджетный фонд. Гос-е внебюджетные
фонды – фонды денежных ср-в образуемые вне федерального бюджета и бюджетов
субъектов федерации. Прелназначены для мобилизации конституционных прав
граждан. Важнейший принцип любого пенсионного фонда – это солидарная ответственность
поколений. Он преследует цель обеспечить заработный человеком уровень жизненных
благ путем перераспределения ср-в во времени (нынешние работники содержат
вчерашних, завтрашние возьмут обеспечение нынешних) и в пространстве – где бы
человек не жил (даже за границей), он своим трудом и прошлыми социальными
отчислениями гарантирует себе прожиточный уровень в будущем.
Средства ПФР формируются за счет: страховых взносов работодателей;
страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью;
страховых взносов иных категорий работающих граждан; ассигнований из
республиканского бюджета РФ на выплату государственных пенсий и пособий
военнослужащим, добровольных взносов физических и юридических лиц и других
поступлений. Налоговой базой для расчета страховых взносов для работодателей,
служит начисленная оплата труда по всем основаниям в денежной и натуральной
формах независимо от источников финансирования. Страховой взнос (тариф) до
2005г. - 28% (14% - федеральная часть, 14% накопительная и страховая) с 2005г.
– 20% (федеральная часть 6%, до 66г.р. страховая 14%, накопительная – 0%, с
67г.р. страховая 10%, накопительная 4%). Средства ПФР направляются на:
выплату государственных пенсий, пенсий военным, инвалидам, компенсации
пенсионерам, а также на пособия пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС.
Так же ПФ финансирует программы по соц. поддержке инвалидов, пенсионеров,
детей. Временно свободные средства ПФ могут вкладываться в ц/б. В условиях
инфляции пенсии гражданам России пересматриваются в сторону повышения.
Устанавливаются также минимальные пенсии.
5. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования:
образование и использование
ФОМС – это государственный внебюджетный фонд. Гос-е внебюджетные фонды –
фонды денежных ср-в образуемые вне федерального бюджета и бюджетов субъектов
федерации. Прелназначены для мобилизации конституционных прав граждан. ФОМС
определяет правовые экономические и организационные основы медицинского
страхования и обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности в получении
мед.помощи за счет ср-в этого фонда. Для реализации политики в области мед.
страхования создаются: Федеральный и территориальный фонды мед.страхования.
ФФОМС, созданный в соответствии с ФЗ, предназначен для: 1) выравнивания
условий деятельности ТФОМС по обеспечению финансирования программ обязательного
мед. страхования; 2) финансирование целевых программ в рамках обязательного
мед.страхования; 3) осуществление контроль за рациональным использование
фин.ср-в обязательного мед.страхования.
Финансовые ср-ва ФОМС образуются в основном за счет страховых
взносов (отчислений) п/п, организаций независимо от форм собственности. Тариф
взноса до 2005г. – 3,6% от суммы начисленной оплаты труда независимо от
источника финансирования. Причем 0,2% перечисляется в ФФОМС, а 3,4% в ТФОМС. С
2005 года тариф изменился: 0,8% - ФФОМС, 2% - ТФОМС. Всего - 2,8%. Также
фин.ср-ва образуются за счет: - ассигнований из федерального бюджета на
выполнение федеральных целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования;
- добровольных взносов Ю.л. и Ф.л.; - доходов от использования временно
свободных финансовых средств. Временно свободные финансовые средства ФОМС в
целях защиты их от инфляции размещаются в банковских депозитах и могут
использоваться для приобретения высоколиквидных гос. ценных бумаг.
Ср-ва фонда используются на оплату медицинских услуг, на финансирование
целевых медицинских программ, на подготовку мед. работников, на финансирование
медицинской науки.
6, Бюджетная классификация: понятие, структура, роль
Гос-й бюджет – форма образования и расходования фонда ден-х ср-в,
предназнач-х для финансового обеспечения задач и функций гос-ва и местного
самоуправленияю Бюджеты всех уровней формируются и исполняются в соответствии с
показатедями единой бюджетной классификации. Бюджетная классификация – это
группировка д-в и р-в всех уровней бюджетной системы РФ с присвоением объектам
классификации группировочных кодов, а также группировочных источников
финансирования дефицитов. Структура классификации: Бюджетная классификация РФ
включает: 1) классификацию доходов бюджетов РФ; 2) функциональную классификацию
расходов бюджетов РФ; 3) экономическую классификацию расходов бюджетов РФ; 4)
классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ; 5)
классификацию источников внешнего финансирования дефицитов бюджетов РФ; 6)
классификацию видов государственных внутренних долгов РФ, 7) классификацию
видов государственных внешних долгов РФ и субъектов РФ 8) ведомственную
классификацию расходов федерального бюджета.
Классификация д-в бюджетов – это группировка д-в бюджетов всех уровней,
основанная на законодательных актах РФ, определяемых источники формирования
д-в. Классификация д-в делится по группам:
С кодом 1 000 000 – налоговые д-ды; 2 000 000 – неналоговые д-ды; 3 000
000 – безвозмездные перечисления; 4 000 000 – д-ды целевых бюджетных фондов; 5
000 000 – д-ды от предпринимательской деятельности.
Далее группы делятся на подгруппы. Так, например в группу налоговые д-ды
включаются погруппы: 1 010 000 – налог на прибыль; 1 020 000 – налоги на товары
и услуги.
Расходы группируются по трем классификациям: 1) Функциональная 2) Ведомственная
3) Экономическая
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|