Функциональная классификация р-в бюджетов РФ яв-ся группировкой р-в
бюджетов всех уровней и отражает направление бюджетных ср-в на выполнение
основных функций гос-ва. Первым уровнем яв-ся разделы (01 - р-ды на
гос-е управление; 02 – р-ды на судебную власть). Второй уровень –
подразделы (например, в разделе 14 – "образование" предусмотрены
подразделы: 14 01 – дошкольное образование, 14 02 – общее образование и т.д.). Третий
уровень образует целевые статьи расходов (например, в разделе 15
"культура, искусство, кинематография" подраздел 01 "культура и
искусство" включает целевые статьи: 15 01 410 – ведомственные р-ды на
культуру и искусство; 15 01 411 – р-ды на гос-ю поддержку театров, концертных
организаций; 15 01 412 – прочие ведомственные р-ды на культуру и искусство). Четвертый
уровень – классификация видов расходов, например 15 01 410 284 – библиотеки.
Экономическая классификация р-в – это группировка р-в бюджетов всех
уровней на их экономическому содержанию и отражает виды финансовых операций с
помощью которых гос-во выполняет свои функции. Основные категории экономической
классификации р-в: 100 000 – текущие р-ды; 200 000 – капитальные р-ды; 300 000
– предоставление кредитов.
Текущие р-ды бюджетов – часть р-в бюджетов обеспечивающих текущие функции
гос-й власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание
бюджетной поддержки др.бюджетам. В категорию текущие р-ды включаются, след-е
группы, например, 110 000 – закупки товаров, оплата услуг; 120 000 – выплата %;
130 000 – субсидии, субвенции, текущие трансферты.
Капитальные р-ды бюджетов – часть р-в бюджетов, обеспечивающая инновационную
и инвестиционную деятельность, включающая статьи р-в, предназначенных для
инвестиций в действующие, вновь создаваемые юр.лица. В категорию кап.р-ды
включена группа 240 200 – капитальное строительство.
Ведомственная классификация р-в – это группировка р-в, отражающая распределение
бюджетных ассигнований по прямым получателям ср-в бюджета. Перечень прямых
получ-й ср-в бюджета утверждается на соответствующий год.
Построение бюд-й классификации регламентируется ФЗ "О бюджетной
классификации". С 2005г. вступил в силу новый ФЗ. Изменились коды
бюджетной классификации, добавился код администратора.
7.
Организация и принципы составления бюджетов
Бюджет
– основной финансовый план образования, распределения, использования
централизованного денежного фонда для обеспечения задач и функций гос-ва.
Составление проекта бюджета прирогатива гос-ва, органов власти правительства
РФ, финансовых органов субъектов РФ, органов местного самоуправления.
Непосредственно составление проекта бюджета осуществляет Министерство финансов
РФ, финансовые органы субъектов РФ и органы местного самоуправления основываясь
на след-х данных: 1) прогноз социального развития соответствующей
территории; 2) основные направления налоговой политики; 3) прогноз сводного
баланса. Составление бюджетов основано на след-х принципах. 1) Единства
– едино-правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, единых
порядков финансирования расходов. 2) Самостоятельности – законодательные
и исполнительные органы власти имеют право самостоятельно осуществлять бюджетный
процесс. 3) Полноты отражения д-в и р-в бюджетов. 4) Гласности
– обязательное опубликование утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении.
5) Общего покрытия р-в, если имеется дефицит, то в обязательном порядке
находят источники его покрытия. 6) Адресности и целевого характера бюджетных
ср-в – бюджетные ср-ва выделяются в распоряжение конкретных получателей и на
конкретные цели.
Основные
характеристики бюджета. 1) Общий объем д-в. Доход
– денежные ср-ва, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в
распоряжение органов власти. Доходы: налоговые, неналоговые, безвозмездные
перечисления. 2) Общий объем р-в. Расходы – денежные ср-ва на
обеспечение задач и функций гос-ва и органов местного самоуправления. Расходы
группируются по трем структурам. 1) Функциональная – гос-е
управление, международная деятельность, национальная оборона,
правоохранительная деят-ть и т.д.
2)
Ведомственная – адресное выделение финансовых ресурсов и отражает
распределение ср-в по их конкретным распорядителям. 3) Экономическая –
показывает фин.операции с помощью которых гос-во выполняет свои функции
(выплата з/платы, покупка товаров, работ, услуг,,,). 4) Дефицит бюджета.
8.
Понятие, структура бюджетной системы РФ
Бюджетная
система РФ – это совокупность федерального бюджета, бюджетов
субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов гос-х внебюджетных фондов, основанная
на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая
нормами права.
Структура:
Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней: первый уровень -
федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; второй
уровень – бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных
внебюджетных фондов; третий уровень – местные бюджеты. Федеральный бюджет и
гос-е внебюдж-е фонды разрабатываются и утверждаются в форме фед-х законов.
Государственный
внебюджетный фонд – фонд денежных средств, образуемый вне
федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначенный для реализации
конституционных прав граждан: 1) Пенсионный фонд создан с целью обеспечения
заработанного человеком уровня жизненного блага путем перераспределения ср-в:
а) во времени, т.е. нынешние работники содержат вчерашних, а завтрашние возьмут
на себя обеспечение нынешних, б) в пространстве, т.е. где бы человек не жил он
своим трудом и прошлыми соц.отчислениями гарантирует себе опред-й прожиточный
уровень в будущем. 2) ФСС предназначен для выплат различных пособий по
временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка. 3)
Фонд медицинского страхования обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности
в получении мед.помощи за счет ср-в этого фонда. Местный бюджет - форма
образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения
задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. Бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) - форма образования и расходования денежных
средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к
предметам ведения субъекта РФ. Консолидированный
бюджет – это сводный бюджет всех уровней
бюджетной системы на соответствующей территории. Федеральный бюджет и
консолидированные бюджеты субъектов РФ составляют консолидированный бюджет РФ. Целевой бюджетный фонд
- фонд денежных средств, образуемый в соответствии с законодательством Российской
Федерации в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке
целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений и используемый
по отдельной смете. Средства целевого бюджетного фонда не могут быть
использованы на цели, не соответствующие назначению целевого бюджетного фонда.
9.
Понятие и принципы бюджетного устройства РФ
Бюджетная
система РФ – это совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ,
местных бюджетов и бюджетов гос-х внебюджетных фондов, основанная на
экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами
права.
Каждое
государство имеет свою организацию бюджетной системы и принципы её построения,
т. е бюджетное устройство.
Бюджетное
устройство – это бюджетная система, ее структура, взаимосвязь объединенных в
ней бюджетов и принципов ее построения.
Бюджетная
система в целом базируется на следующих принципах: 1) Принцип единства
бюджетной системы. Он означает единство правовой базы, единство денежной
системы, форм бюджетной документации, а также единых порядков финансирования
р-в. 2) Принцип разграничения д-в и р-в между бюджетами разного уровня.
Означает закрепление соотв-х видов д-в и р-в за разными уровнями бюджетов. 3)
Принцип самостоятельности бюджетов – это право законодательных и исполнительных
органов власти соотв-х уровней бюджетной системы самостоятельно осущ-ть
бюджетный процесс. 4) Принцип полноты отражения д-в и р-в бюджетов. Он
означает, что все д-ды и р-ды бюджетов отражены в полном объеме и обязательном
порядке. 5) Принцип сбалансированности бюджета. Он означает, что объем
предусмотренных бюджетом р-в должен соответствовать суммарному объему д-в
бюджета источников покрытия дефицита. 6) Принцип эффективности и экономности
использования бюджетных средств. 7) Принцип общего покрытия р-в. Если имеется
диффицит, то в обязательном порядке находят источник его покрытия.
8)
Принцип гласности, т.е это обязательное опубликование в открытой печати
утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении. Обязательная открытость для
СМИ процесса, рассмотрения и принятия бюджетов. 9) Принцип достоверности
бюджета. Означает показателей прогноза соц-но экономич-го развития
соответствующей территории и реалистичность расчета д-в и р-в бюджета. 10)
Принцип адресности и целевого характера бюджетных ср-в. Он означает, что
бюджетные ср-ва выдел-ся в распоряжении конкретных получателей и на конкретные
цели.
Бюджетный
федерализм – это отношение между федер-й властью и властями администраций
(территориальных единиц) по поводу оптимального отношения и экономически
обоснованного распределения д-в и р-в. Бюджетный федерализм базируется на
след-х принципах: 1) Принцип сочетания интересов. Он обеспечивает высокую
степень самостоятельности территориал-х бюджетов при ведущей роли федер-го
бюджета. 2) Наличие трех-звеньевой бюджетной системы и равенство прав бюджетов
одного звена. 3) Принцип применения для всех субъектов федерации единых
критериев выделения ср-в из фед.бюджета в целях экономического выравнивания
регионов.
10.
Эконом-ое содержание, состав и структура доходов государственного бюджета
Гос-й
бюджет – это форма образования и расходования фонда ден-х ср-в, предназначенных
для финансового обеспечения задач и функций гос-ва и местного самоуправления.
Доходы бюджетов – выражают
экономические отношения возникающих в процессе формирования основного
общественного фонда денежных ср-в. Доходы бюджета - денежные ср-ва, поступающие в
безвозмездном и безвозвратном порядке в распоряжение
органов гос-й власти и органов местного самоуправления.
Д-ды, поступающие в бюджет можно
классифицировать по 3-м признакам. 1) По юридическим формам – налоговые и
неналоговые. К налоговым доходам кот. формируют основную часть бюджетного фонда
гос-ва (относится предусмотренные законодательством РФ федеральные, региональные
и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. К неналоговым доходам бюджетов
относятся: а) Доходы от исполнения имущества, которое находится в гос-ой и
муниципальной собств-ти в виде арендной платы за задачу имущества во временное
владение или пользования, от передачи гос-го имущества под залог и
доверительное управление; б) доходы от продажи гос имущества; в) доходы от
платных услуг которые оказывают органы государственной власти и местного
самоуправления и бюджетных организаций; г) средства, полученные в результате
применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной
ответственности (штрафы, конфискации, компенсации и иные суммы принудительного
изъятия; д) доходы в виде фин-ой помощи и бюджетных ссуд полученных от бюджетов
других уровней. 2) По социально-экономическому признаку, то от какой сферы
деятельности получены д-ды (от банков и страховой деят-ти, различные ресурсные
платежи, д-ды от граждан). 3) По порядку и условиям их зачисления –
закрепленные и регулирующие д-ды, собственные и заемные, дотации и субсидии.
Закрепленные
доходы – доходы которые полностью или частично на постоянной или долговременной
основе в установленном порядке поступают в соответствующий бюджет. Регулирующие
– ср-ва передаваемые из вышестоящего бюджета нижестоящему сверх закрепленных за
ним для покрытия его р-в. Это фед-е и регион-е налоги по которым
устанавливаются нормативн-е отчисления в % в нижестоящие бюджеты, которые
закрепляются законами о соответствующем бюджете не менее чем на 3 года.
Закрепленные и отчисления на регулирующие составляют д-ды бюджетов. Кроме
собственных д-в могут иметь место заемные ср-ва. Необходимость в них возникает
когда не хватает собственных. Это могут быть ссуды и кредиты, выпуск займа.
Дотации - это бюджетные ср-ва, предоставленные бюджету другого уровня на
безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих р-в Субвенция –
бюджетные ср-ва, предоставленные бюджету другого уровня или юридическому лицу
на безвозмездной и безвозвратной основе на конкретные цели. Субсидия – это бюджетные
ср-ва, предоставляемые бюджету другого уровня, физ. или юр. лицам в рамках
целевых программ из вышестоящего бюд-та. Возврата нет. Ссуда – выдел-ся из ср-в
одних бюджетов другим – это бюдж-е ср-ва предост-е другому бюджету на
возвратной, безвозмездной или возмездной основе на срок не более 6 м-в.
Государственный бюджет предстовляет собой основной финансовый план государства
на текущий год и имеет силу закона. Утверждается законодательными органами
власти – парламент (дума).
11.
Экономическое содержание, состав и структура расходов государственного бюджета
Гос-й
бюджет – это форма образования и расходования фонда ден-х ср-в, предназначенных
для финансового обеспечения задач и функций гос-ва и местного самоуправления.
Расходы
бюджета представляют экономические отношения, которые
возникают у государства с предприятиями, организациями и гражданами в процессе
распределения и использования средств бюджетного фонда.
По
своему материальному признаку бюджетные р-ды представляют собой ден-е ср-ва,
кот-е направляются на финансовое обеспечение задач и функций гос-ва и органов
местного самоуправления. Р-ды гос.бюджета классифицируются: 1) По своей
роли в процессе воспроизводства (на затраты, связанные с финансированием мат-го
произ-ва, и на затраты, связанные с содержанием непроизводственной сферы). 2)
По функциональному назначению (на р-ды по финансированию народного хоз-ва, на
оборону станы, на содержание аппарата управления, на правоохранительную
деят-ть, на р-ды по обслуживанию гос-го долга, финансирование социально-культурных
мероприятий).
Все
р-ды бюджета состоят из текущих р-в и затрат капитального характера. Основная
часть ср-в приходится на текущие р-ды, которые включают в себя: затраты
по закупкам товаров и услуг, затраты по оплате труда гос.служащим, платежи по
внутренним займам и внешниму долгу. Капитальные затраты – кап.вложения в
основные фонды, капитальное строительство, кап.ремонт и создание гос-х запасов
и резервов.
В
условиях перехода на рыночные отношения резко изменилась структура р-в:
сократились бюджетные ассигнования на народное хоз-во, т.е. на централизованные
кап.вложения.
Расходы
гос. бюджета классифицируются: 1) по своей роли в процессе воспроизводства на
затраты связанные с финансированием мат–го произв-ва и затраты связанные с
содержанием внепроизводственной сферы
2)
по фин. назначению: - на расходы по фин–ю народного хоз–ва, - социально
культурных мероприятий, - обороны страны, - содержание аппарата управления, -
на правоохранительную деятельность и обеспечение безработицы, - на расходы по
обслуживанию гос. долга.
В
условиях экономической нестабильности практически невозможно профинансировать
все р-ды, тогда встает вопрос об их очередности финансирования. Согласно
законодательству при наличии диффицита бюджета первоначальному финансированию
подлежат текущие р-ды.
Защищенные
статьи расходов – з/ пл , образование, здравоохранение.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|