Сущностными признаками доходов бюджета являются безвозмездность
и безвозвратность. Доходы бюджета по экономическому признаку – это часть
национального дохода государства. Состав и структура доходов бюджета в
значительной степени определяются финансовой политикой государства.
Принято классифицировать доходы бюджетов различных уровней по
трем признакам:
1. Социально-экономическому.
2. Порядку и условиям зачисления.
3. Юридическим формам.
По социально-экономическому признаку доходы бюджета подразделяются
на:
– доходы от хозяйственной деятельности предприятий всех форм
собственности;
– доходы от граждан;
– доходы от внешнеэкономической деятельности;
– пошлины и прочие поступления, в том числе доходы от приватизации.
По порядку и условиям зачисления доходы подразделяются на:
– закрепленные;
– регулирующие;
– собственные;
– заемные.
Закрепленные доходы – это доходы, которые направляются в тот
или иной бюджет в зависимости от принципов подчиненности и с учетом территориального
признака поступления средств.
Регулирующие доходы – это доходы, которые в соответствии с решениями
вышестоящих органов представительной власти расщепляются между вышестоящими и
нижестоящими бюджетами. Распределение общегосударственных налогов и доходов
между бюджетами начинается с установления нормативов отчислений от общереспубликанских
налогов в местные бюджеты областей и г. Минска.
Закрепленные и регулирующие доходы – это собственные средства
бюджета. Они устанавливаются законом.
В случае временной недостаточности собственных средств для финансирования
запланированных расходов могут привлекаться заемные средства. Это
процентные и беспроцентные ссуды, получаемые из других бюджетов, займы у
коммерческих банков, государственные займы.
По юридическим формам доходы подразделяются на:
– налоговые;
– неналоговые.
Налоговые доходы – поступления в виде налогов, установленных
законодательством.
Неналоговые доходы – имеют различную природу, но в основном
они возникают как плата за оказанные государством услуги.
По бюджетной классификации Республики Беларусь доходы бюджета
подразделяются на текущие, капитальные и безвозмездные поступления.
Текущие доходы – все доходные невозвратные платежи в бюджет,
представляющие собой обязательные безвозмездные потоки средств, поступающих в
сектор государственного управления, а также добровольные и компенсируемые поступления
средств от предоставления государственными учреждениями услуг, штрафов и иных
санкций за нарушение законодательства.
Текущие доходы по форме, методам изъятия и содержанию подразделяются
на три группы: налоговые доходы, социальные отчисления и неналоговые доходы и
обязательные платежи.
Налоговые доходы – обязательные денежные платежи, взимаемые в
бюджет и классифицируемые в зависимости от объекта налогообложения или в соответствии
с источником возникновения налоговых обязательств.
Социальные отчисления – обязательные страховые взносы и отчисления
в Фонд социальной защиты населения и государственный фонд содействия занятости
с целью создания резервов для выплаты пособий по социальному страхованию,
социальной поддержке незанятого населения и обеспечения их занятости. Эта
группа доходов делится на два вида: взносы работающих по найму и отчисления
работодателей.
Неналоговые доходы и обязательные платежи – платежи и иные
поступления, классифицируемые по характеру их поступления в бюджет и включающие
возмездные операции от прямого предоставления государством разных видов услуг и
продажи товаров, а также некоторые безвозмездные платежи.
Капитальные доходы – невозвратные платежи, которые классифицируются
по видам реализуемых основных фондов, а также включают поступления от продажи
нематериальных активов.
Капитальные доходы делятся на две группы: налоговые и неналоговые
доходы и обязательные платежи. Капитальные налоговые доходы – налоги на капитальные
активы (имущество), взимаемые нерегулярно и со значительными временными
интервалами. Капитальные неналоговые доходы – доходы, включающие реализацию
нефинансовых активов (произведенных и непроизведенных).
Безвозмездные поступления – добровольные и безвозмездные поступления
денежных средств от юридических и физических лиц со стороны иностранных
государств, от других уровней государственного управления.
Для
бюджетного планирования и исполнения бюджета характерны следующие ситуации:
ü сбалансированность доходов и расходов
бюджета;
ü превышение доходов над расходами
(профицит бюджета);
ü превышение расходов над доходами
(дефицит бюджета).
Идеальный
вариант — полное покрытие расходов доходами.
К
основным причинам бюджетного дефицита можно отнести:
ü рост государственных расходов как
следствие крупных инвестиционных вложений государства в развитие экономики
страны. В этом случае дефицит отражает государственное регулирование
экономических процессов;
ü чрезвычайные обстоятельства (войны,
стихийные бедствия);
ü экономический кризис. [6, с. 118]
Чаще
всего дефицит отражает кризисные явления в экономике, ухудшение показателей
финансово-хозяйственной деятельности, нарушение экономических связей,
неэффективность налоговой системы и т.д. В этом случае требуется принятие
срочных мер по стабилизации экономики, оздоровлению финансового состояния
субъектов хозяйствования, реформированию финансово-кредитной системы.
Размер
бюджетного дефицита и источники его финансирования в Республике Беларусь
ежегодно утверждаются в Законе о бюджете на соответствующий год.
Источниками
финансирования дефицита государственного бюджета могут быть как внутренние, так
и внешние источники. К внутренним источникам относятся государственные займы
посредством выпуска государственных ценных бумаг в национальной валюте, кредиты
национального (центрального) банка страны, эмиссия денежных знаков. К внешним
источникам относятся государственные займы в иностранной валюте, кредиты
правительств иностранных государств, банков, международных организаций.
Дефицит бюджета означает превышение расходов над доходами и
характеризует его несбалансированность. Он возникает в результате следующих объективных
и субъективных причин:
– низкой эффективности производства при недостаточном
развитии внешнеэкономических связей;
– ограниченности финансовых возможностей государства
изыскивать всевозможные статьи доходов;
– нерациональной структуры бюджетных расходов;
– высокого уровня расходов непроизводительного характера;
– инфляции;
– неустойчивости денежного обращения;
– неустойчивости системы расчетов;
– нерациональной налоговой политики;
– непродуманной инвестиционно-кредитной политики;
– сокращения экспорта, сопровождающегося увеличением импорта;
– снижения жизненного уровня населения [6, с. 58].
Какова
бы не была мощь фискальной политики, не одна она влияет на величину дефицита
госбюджета. Величина дефицита связана с циклическим движением макроэкономики.
Это обусловлено, прежде всего, существованием автоматических стабилизаторов. На
рисунке 1.3.1 приведены данные, иллюстрирующие влияние стабилизаторов на
бюджет.
Когда уровень дефицита
безработицы госбюджета увеличивается (уменьшается) на 1 процентный пункт
|
|
Государственные расходы
автоматически увеличиваются за счет:
пособий по безработице,
дотаций на питание, дотаций
социальной сфере,
дотаций здравоохранению.
|
|
Государственные
налоговые доходы автоматически уменьшаются за счет:
подоходного налога с
физических лиц, отчислений с фонда заработной платы, отчислений с оборота.
|
|
|
|
|
|
Когда уровень дефицита
инфляции госбюджета увеличивается (уменьшается) на 1 процентный пункт
|
|
Правительственные
расходы автоматически увеличиваются за счет:
индексации минимальной
зарплаты и пенсии,
увеличение процентной
ставки.
|
|
Правительственные
доходы автоматически увеличиваются за счет:
налогов с юридических и
физических лиц
|
Рисунок
1.3.1 – Изменения в бюджете за счет увеличения безработицы и инфляции
Можно
сделать следующие выводы:
ü ни законодательная, ни исполнительная
власть не обладает полным контролем над величиной бюджетного дефицита;
ü реальная величина бюджетного дефицита
или избытка изменяется как под влиянием фискальной политики, так и под влиянием
экономической ситуации в стране.
Таким
образом, необходим постоянный анализ экономической ситуации в республике с
целью выявления стадии экономического цикла и проведения соответствующей
продуманной и взвешенной фискальной политики. [12]
2. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ РАСХОДНОЙ
ЧАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА на примере республиканского бюджета РЕСПУБЛИКИ
БЕЛАРУСЬ ЗА 2008 – 2009гг
В
соответствии с Законом РБ от 26 декабря 2007 г. № 303-З «О бюджете Республики Беларусь на 2008 год», республиканский бюджет на 2008 год по расходам утвержден в
сумме 40 342 173 851 тыс. рублей исходя из прогнозируемого объема доходов
в сумме 38 152 173 851 тыс. рублей, установлен предельный размер дефицита
республиканского бюджета на 2008 год в сумме 2 190 000 000 тыс. рублей. [7]
В
соответствии с Законом РБ от 13 ноября 2008 г. № 450-З «О республиканском бюджете на 2009 год», республиканский бюджет на 2009 год по расходам утвержден в
сумме 57 699 262 425 тыс. рублей
исходя из прогнозируемого объема доходов в сумме 54 899 262 425 тыс. рублей,
установлен предельный размер дефицита республиканского бюджета на 2009 год в
сумме 2 800 000 000 тыс. рублей. [8]
Перед
проведением анализа необходимо привести количественные данные в сопоставимый
вид с помощью индекса потребительских цен.
По
статистической информации, представленной Министерством статистики и анализа
Республики Беларусь, в Беларуси индекс потребительских цен за 2009 год по
сравнению с 2008 годом составил 113,0%.
Умножив
все показатели доходной и расходной части республиканского бюджета за 2008 год
на 113 %, получают показатели 2008 года в сопоставимых ценах к 2009 году.
2.1 Анализ
динамики состава и структуры расходной части республиканского бюджета за 2008 –
2009 гг.
Для
анализа динамики состава расходов государственного бюджета, определяется
абсолютный прирост, как разница между расходами 2009 года и расходами 2008 года
в сопоставимых ценах к 2009 году. Темп роста расходов рассчитывается как
отношение расходов 2009 года к расходам 2008 года, умноженное на 100.
Результаты
анализа динамики состава расходной части республиканского бюджета отражены в приложении
А.
Для наглядности представлен график абсолютного прироста
основных направлений республиканского бюджета за 2008 – 2009 гг. в виде диаграммы
на рисунке 2.1.1.
Рисунок 2.1.1 – Абсолютный прирост основных направлений
республиканского бюджета за 2008 – 2009 гг.
Расходы республиканского бюджета в 2009 году запланированы в размере
57,7 трлн. рублей, что на 12,1 трлн. рублей или на 26,6 % больше, чем в
предыдущем году. Это произошло, в большей степени, из-за значительного увеличения
суммы расходов в национальную экономику (на 4,9 трлн. рублей или на 39,2 %), в
социальную политику (на 3,7 трлн. рублей или на 26,6 %) и в общегосударственные
расходы (на 1,8 трлн. рублей или на 18,3 %). Темп роста жилищных и коммунальных
услуг составил 223,2 %. В 2009 году снизилась сумма расходов на охрану
окружающей среды на 931 млн. руб. по сравнению с 2008 годом.
Исходя
из расчетных данных приложения А, можно сделать вывод, что на увеличение
расходов государственного бюджета в национальную экономику повлиял, в большей
степени, рост расходов на топливо и энергетику на 68,6 %. Также увеличились
другие отрасли национальной экономики на 30,9 %, лесное хозяйство – на 22,8 %,
дорожное хозяйство – на 15,1 % . Снижение темпа роста наблюдается у таких
расходов национальной экономики, как связь (на 8 %) и транспорт (2,3 %).
Далее
в работе будет проведен анализ динамики структуры расходной части
государственного бюджета.
Результаты
анализа динамики структуры расходной части республиканского бюджета отражены в приложении
Б.
Изменения в структуре основных направлений расходов республиканского бюджета за
2008 – 2009 гг. отражены на рисунке 2.1.2.
Рисунок 2.1.2 – Динамика
структуры основных направлений расходов государственного бюджета за 2008 – 2009
гг.
Основная
доля расходов государственного бюджета, как и в 2008 году, в 2009 году была запланирована
на финансирование социальной сферы (33,7 % к итогу), отраслей экономики (30 % к
итогу) и общегосударственных расходов (20,6 %). При этом за 2008 – 2009 гг.
выявлен значительный рост доли расходов национальной экономики на 2,7 % к
итогу, а также значительное снижение доли расходов государственного бюджета на
финансирование общегосударственных расходов на 1,4 % к итогу. Доля расходов
государственного бюджета на финансирование социальной сферы также снизилась на
0,7 % к итогу.
Основная доля расходов национальной экономики, в 2009 году
запланирована на финансирование отраслей промышленности, энергетика, строительства
и архитектуры, отраслей сельского хозяйства и рыбохозяйственной деятельности и
дорожного хозяйства.
Рост
доли расходов национальной экономики в государственном бюджете в 2009 году, по
сравнению с 2008 годом, обусловлен ростом доли расходов на промышленность,
энергетику, строительство и архитектуру, несмотря на снижение доли расходов в национальной
экономики отраслей сельского хозяйства и рыбохозяйственной деятельности и дорожного
хозяйства.
Значительное
снижение доли расходов государственного бюджета на финансирование
общегосударственных расходов на 1,4 % к итогу обусловлено тем, что основная
доля общегосударственных расходов приходится на трансферты другим уровням
государственного управления, уровень которых снизился в 2009 году на 1,12 %.
Несмотря
на увеличение доли расходов на обеспечение жильем в 2009 году на 0,4 % к итогу государственного
бюджета, снижение доли расходов
на финансирование социальной сферы объясняется уменьшением доли финансирования
пенсионного обеспечения и Фонда социальной защиты населения Министерства труда
и социальной защиты Республики Беларусь на 0,5 % к итогу государственного
бюджета.
Расходы
государства на развитие экономики, темпы экономического роста и уровня
благосостояния народа определяются суммой доходов республиканского бюджета.
Поэтому продолжим анализ расходной части изучением динамики состава и структуры
источников финансирования республиканского бюджета за 2008 – 2009 гг.
2.2 Анализ
динамики состава и структуры источников финансирования республиканского бюджета
за 2008 – 2009 гг.
Доходная часть бюджета РБ, как и в странах с развитой рыночной экономикой, формируется в основном за счет налоговых платежей (90 %). Именно эти обязательные платежи обеспечивают государственную казну стабильными поступлениями, создают единые условия хозяйствования для разных субъектов, возможности прогнозирования развития их деятельности. Доходная часть отличается множеством налогов и характеризуется высокой долей косвенных налогов, которые в условиях кризисных явлений, инфляции дают определенную гарантию систематического пополнения государственной казны.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|