·
Для того чтобы
увеличить поступления в бюджет, требуется максимально упростить налоговую
систему, сократив общее количество республиканских налогов, сборов и пошлин.
·
Действующая
сегодня в республике налоговая система требует серьезных изменений, и прежде
всего, с позиций ее упрощения, сокращения и количества применяемых налогов и
сборов и отработки механизмов взимания каждого из основных налогов. Ориентиром
же в этой работе должна служить подтвержденная многолетним опытом мировая
практика налогообложения.
·
Одним из основных
направлений увеличения доходов бюджета должно стать использование выгодного
географического положения республики. Развитие туризма, сети придорожного и
приграничного сервиса. Продолжить реализацию мероприятий по расширению сети
платных автостоянок и парковок в городах республики.
·
В качестве
альтернативы внешнему заимствованию для уменьшения бюджетного дефицита
привлекать в страну иностранный капитал и активизировать государственную
инвестиционную политику. Такая форма способствует сокращению бюджетных расходов
на финансирование капитальных вложений, расширению круга налогоплательщиков,
увеличению базы производства товаров и услуг. Важно при этом, чтобы финансовые
ресурсы направлялись на финансирование высокоэффективных, приоритетных
инвестиционных программ.
·
Однако
привлечение в страну иностранных инвесторов невозможно без создания условий для
формирования благоприятного инвестиционного климата. Для этого в стране должна
действовать стабильная и прозрачная законодательная база в области инвестиций;
экономическая политика должна положительно оцениваться авторитетными
международными финансово-кредитными организациями; необходимо проведение
льготной налоговой, таможенной, валютной политики для иностранных инвесторов и
т.п.
·
Финансовому
оздоровлению будет способствовать признание свободы предпринимательской
деятельности. Ориентация на малый и средний бизнес может привести к
значительному увеличению числа налогоплательщиков и активизации хозяйственной
жизни республики. Кроме того, малое предпринимательство создает новые рабочие
места для населения, экономит пособия по безработице, создает новые формы
обслуживания населения.
·
Для улучшения
структуры государственных расходов целесообразно: проводить конкурсное
выделение бюджетных средств на их инвестирование в реальный сектор экономики;
перейти к оказанию адресной социальной поддержки по строго определенным
критериям бедности; оптимизировать расходы на силовые структуры и
финансирование органов государственной власти и управления.
Таким образом, решение
существующих проблем в области расходов республиканского бюджета, может быть
найдено только при совместном объединении усилий различных государственных
органов и осуществлении стабилизационных мероприятий во всех сферах
государственного функционирования (проведение взвешенной фискальной и
инвестиционной политики, организация системы контроля и управления внутреннего
и внешнего заимствования, постоянный анализ экономической ситуации в республике).
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.
Бюджетный кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 17 июня 2008 г. : одобр. Советом Респ. 28 июня 2008 г.: текст по состоянию на февраль 2010 г.
2. Курс экономической
теории: Учебник / М.И. Плотницкий, Э.И. Лобкович, М.Г. Муталимов и др.; Под.
ред. М.И. Плотницкого. – Мн.: «Интерпрессервис»; «Мисанта», 2003. – 496 с.
3. Теория финансов:
Учебное пособие / Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко, Т.В. Сорокина; Под ред. Н.Е. Заяц,
М.К. Фисенко. – Изд. 2-е стереотип. – Мн.: БГЭУ, 2005. – 351 с.
4. О бюджетной
классификации Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь, 05.05.1998, №
158-З : в ред. Закона Респ. Беларусь от 29.12.2006 г.
5. Финансы и кредит: Учебное
пособие/ Л.Г. Колпина, Г. И. Кравцова, В.Л. Тарасевич и др.; Под ред. М. И.
Плотницкого. – Мн.: «Книжный дом», «Мисанта», 2005. – 345 с.
6. Тетерина Л.М.
Государственный бюджет: Учебно-методический комплекс. Минский институт
управления. – Мн.: Изд-во МИУ, 2005. – 216 с.
7. О бюджете Республики
Беларусь на 2008 год: Закон Республики Беларусь, 26.12.07, № 303-3
8. О республиканском
бюджете на 2009 год: Закон Республики Беларусь, 13.11.08, № 450-3
9. Мультан Г.К.
Государственные финансы. - Мн. : БГЭУ, 2005. – 235 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
А
Состав
расходной части государственного бюджета по разделам и подразделам за 2008 –
2009 гг.
Таблица
А.1 – Состав и динамика расходной части государственного бюджета за 2008 – 2009
гг.
Направления расходов
бюджета по разделам и подразделам
|
Сумма (тыс. руб.)
|
Абсолют. прирост
расходов 2009г. по сравнению с 2008г. (в сопост. ценах) (тыс.руб.)
|
Темп роста расходов
2009г. к 2008г. (в сопост. ценах) (%.)
|
2008г.
|
2009г.
|
2008г. в сопоставимых.
ценах
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ
РАСХОДЫ
|
8 877 916 304
|
11 872 742 564
|
10 032 045 424
|
1 840 697 140
|
118,3
|
Государственные органы
общего назначения
|
647 180 821
|
904 538 918
|
731 314 328
|
173 224 590
|
123,7
|
Международная деятельность
|
282 948 474
|
396 849 300
|
319 731 776
|
77 117 524
|
124,1
|
Обеспечение проведения
выборов и референдумов
|
25 081 232
|
619 223
|
28 341 792
|
-27 722 569
|
2,2
|
Обслуживание
государственного долга, долгов органов местного управления и самоуправления
|
754 239 004
|
953 355 011
|
852 290 075
|
101 064 936
|
111,9
|
Государственный
материальный резерв
|
70 281 942
|
119 306 816
|
79 418 594
|
39 888 222
|
150,2
|
Фундаментальные научные
исследования
|
130 263 000
|
161 040 818
|
147 197 190
|
13 843 628
|
109,4
|
Прикладные научные
исследования, научно- технические программы и проекты в области
общегосударственных расходов
|
117 584 265
|
145 737 752
|
132 870 219
|
12 867 533
|
109,7
|
Резервные фонды
|
418 790 000
|
466 440 000
|
473 232 700
|
-6 792 700
|
98,6
|
Другие
общегосударственные расходы
|
1 064 440 589
|
1 695 956 221
|
1 202 817 866
|
493 138 355
|
141,0
|
Трансферты другим
уровням государственного управления
|
5 367 106 977
|
7 028 898 505
|
6 064 830 884
|
964 067 621
|
115,9
|
НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБОРОНА
|
1 240 431 439
|
1 732 969 415
|
1 401 687 526
|
331 281 889
|
123,6
|
Оборона и Вооруженные
Силы Республики Беларусь
|
1 139 014 606
|
1 607 290 950
|
1 287 086 505
|
320 204 445
|
124,9
|
Обеспечение военно-мобилизационной
и вневойсковой подготовки
|
77 745 600
|
98 006 798
|
87 852 528
|
10 154 270
|
111,6
|
Другие расходы на
национальную оборону
|
23 671 233
|
27 671 667
|
26 748 493
|
923 174
|
103,5
|
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ
|
1 949 039 998
|
2 642 165 691
|
2 202 415 198
|
439 750 493
|
120,0
|
Органы внутренних дел
|
755 178 075
|
1 005 546 743
|
853 351 225
|
152 195 518
|
117,8
|
Органы прокуратуры
|
85 217 502
|
117 734 083
|
96 295 777
|
21 438 306
|
122,3
|
Органы пограничной
службы
|
196 257 324
|
273 441 972
|
221 770 776
|
51 671 196
|
123,3
|
Органы и учреждения
уголовно-исполнительной системы
|
191 328 315
|
261 486 988
|
216 200 996
|
45 285 992
|
120,9
|
Органы государственной
безопасности
|
170 477 814
|
235 848 818
|
192 639 930
|
43 208 888
|
122,4
|
Государственные
нотариальные конторы
|
20 887 749
|
32 196 109
|
23 603 156
|
8 592 953
|
136,4
|
Органы судебной власти
|
123 880 703
|
177 149 080
|
139 985 194
|
37 163 886
|
126,5
|
Таможенные органы
|
140 355 268
|
185 913 162
|
158 601 453
|
27 311 709
|
117,2
|
Органы и подразделения
по чрезвычайным ситуациям
|
242 768 100
|
324 918 798
|
274 327 953
|
50 590 845
|
118,4
|
|
|
|
|
|
|
Продолжение
таблицы А.1
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
Предупреждение и ликвидация
последствий чрезвычайных ситуаций
|
15 852 920
|
18 902 185
|
17 913 800
|
988 385
|
105,5
|
Прикладные научные
исследования, научно- технические программы и проекты в области
правоохранительной деятельности и обеспечения безопасности
|
740 000
|
800 000
|
836 200
|
-36 200
|
95,7
|
Другие расходы в
области правоохранительной деятельности и обеспечения безопасности
|
6 096 228
|
8 227 753
|
6 888 738
|
1 339 015
|
119,4
|
НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА
|
11 026 431 719
|
17 349 787 758
|
12 459 867 842
|
4 889 919 916
|
139,2
|
Общие экономические
вопросы
|
899 575
|
1 093 812
|
1 016 520
|
77 292
|
107,6
|
Сельское хозяйство,
рыбохозяйственная деятельность
|
2 925 038 573
|
3 543 144 790
|
3 305 293 587
|
237 851 203
|
107,2
|
Лесное хозяйство
|
162 261 733
|
225 224 638
|
183 355 758
|
41 868 880
|
122,8
|
Промышленность,
энергетика, строительство и архитектура
|
5 579 616 189
|
10 632 605 501
|
6 304 966 294
|
4 327 639 207
|
168,6
|
Транспорт
|
83 827 044
|
92 584 324
|
94 724 560
|
-2 140 236
|
97,7
|
Дорожное хозяйство
|
1 775 099 522
|
2 309 000 000
|
2 005 862 460
|
303 137 540
|
115,1
|
Связь
|
222 949 351
|
231 891 580
|
251 932 767
|
-20 041 187
|
92,0
|
Другие отрасли
национальной экономики
|
124 375 738
|
184 031 113
|
140 544 584
|
43 486 529
|
130,9
|
Прикладные научные
исследования, научно- технические программы и проекты, связанные с
национальной экономикой
|
112 363 994
|
130 212 000
|
126 971 313
|
3 240 687
|
102,6
|
ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
|
550 096 439
|
620 677 096
|
621 608 976
|
-931 880
|
99,9
|
Природоохранная деятельность
|
9 723 656
|
13 163 813
|
10 987 731
|
2 176 082
|
119,8
|
Охрана природной среды
|
465 886 186
|
517 616 988
|
526 451 390
|
-8 834 402
|
98,3
|
Охрана растительного и
животного мира. Мониторинг окружающей среды
|
34 833 686
|
55 926 988
|
39 362 065
|
16 564 923
|
142,1
|
Фонды охраны природы
|
416 052 500
|
446 690 000
|
470 139 325
|
-23 449 325
|
95,0
|
Охрана земель
|
15 000 000
|
15 000 000
|
16 950 000
|
-1 950 000
|
88,5
|
Прикладные научные
исследования, научно- технические программы и проекты в области охраны окружающей
среды
|
4 038 480
|
6 036 500
|
4 563 482
|
1 473 018
|
132,3
|
Другие расходы в
области охраны окружающей среды
|
70 448 117
|
83 832 795
|
79 606 372
|
4 226 423
|
105,3
|
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЕ
УСЛУГИ И ЖИЛИЩНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО
|
24 087 540
|
60 754 883
|
27 218 920
|
33 535 963
|
223,2
|
Жилищно-коммунальное хозяйство
|
17 859 658
|
21 222 183
|
20 181 414
|
1 040 769
|
105,2
|
Благоустройство
населенных пунктов
|
1 461 949
|
1 548 458
|
1 652 002
|
-103 544
|
93,7
|
Прикладные научные
исследования, научно- технические программы и проекты в области жилищно-коммунальных
услуг
|
1 030 000
|
1 090 000
|
1 163 900
|
-73 900
|
93,7
|
Другие расходы в
области жилищно-коммунальных услуг
|
3 735 933
|
36 894 242
|
4 221 604
|
32 672 638
|
873,9
|
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ
|
1 026 004 053
|
1 539 675 988
|
1 159 384 580
|
380 291 408
|
132,8
|
Медицинская помощь
населению
|
601 186 641
|
829 998 404
|
679 340 904
|
150 657 500
|
122,2
|
Санитарно-эпидемиологический
надзор
|
12 644 698
|
17 244 404
|
14 288 509
|
2 955 895
|
120,7
|
Прикладные научные
исследования, НТ программы и проекты в области здравоохранения
|
25 491 755
|
40 521 240
|
28 805 683
|
11 715 557
|
140,7
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|