Результаты
анализа динамики состава источников финансирования республиканского бюджета
отражены в таблице 2.2.1
Таблица 2.2.1 – анализ динамики состава доходов республиканского
бюджета за 2008 – 2009 гг.
Основные направления
доходов бюджета
|
Сумма (тыс. руб.)
|
Абсолют. прирост доходов
2009г. по сравнению с 2008г. (в сопост. ценах) (тыс.руб.)
|
Темп роста доходов
2009г. к 2008г. (в сопост. ценах) (%.)
|
2008г.
|
2009г.
|
2008г. (в сопоставимых ценах)
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
Налоговые доходы
|
24661049032
|
34 811 056 387
|
27 866 985 406
|
6 944 070 981
|
124,9
|
Налоги на доходы и прибыль
|
2572196062
|
3 990 620 964
|
2 906 581 550
|
1 084 039 414
|
137,3
|
Налоги на товары
(работы, услуги)
|
13354028675
|
16 213 083 794
|
15 090 052 403
|
1 123 031 391
|
107,4
|
Налоговые доходы от
внешнеэкономической деятельности
|
6972953860
|
12 285 581 039
|
7 879 437 862
|
4 406 143 177
|
155,9
|
Другие налоги, сборы
(пошлины) и иные обязательные платежи
|
1761870435
|
2 321 770 590
|
1 990 913 592
|
330 856 998
|
116,6
|
Взносы на
государственное социальное страхование
|
11902309702
|
16 820 482 500
|
13 449 609 963
|
3 370 872 537
|
125,1
|
Окончание
таблицы 2.2.1
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
Неналоговые доходы
|
1588815117
|
3 267 723 538
|
1 795 361 082
|
1 472 362 456
|
182,0
|
Доходы от использования
имущества, находящегося в государственной собственности
|
1143322264
|
2 743 448 289
|
1 291 954 158
|
1 451 494 131
|
212,3
|
Доходы от осуществления
приносящей доходы деятельности
|
243542011
|
348 992 257
|
275 202 472
|
73 789 785
|
126,8
|
Штрафы, удержания
|
62595626
|
43 721 777
|
70 733 057
|
-27 011 280
|
61,8
|
Возмещение потерь, вреда
|
29572120
|
22 442 939
|
33 416 496
|
-10 973 557
|
67,2
|
Прочие неналоговые доходы
|
109783096
|
109 118 276
|
124 054 898
|
-14 936 622
|
88,0
|
ВСЕГО
|
38152173851
|
54 899 262 425
|
43 111 956 452
|
11 787 305 973
|
127,3
|
Примечание.
Источник: собственная разработка
При
темпе роста доходов республиканского бюджета в 127,3 %, темп роста налоговых
доходов составил 124,9 %, темп роста налоговых доходов – 124,9 %, темп роста взносов
на государственное социальное страхование – 125,1 %, темп роста неналоговых
доходов – 182 %.
Результаты
анализа динамики структуры источников финансирования республиканского бюджета
отражены в таблице 2.2.2
Таблица 2.2.2 – анализ динамики структуры доходов республиканского
бюджета за 2008 – 2009 гг
Направления доходов
бюджета
|
Сумма
(тыс. руб.)
|
Структура
(%)
|
Изменение структуры
(%)
+ / -
|
2008г. (в сопоставимых ценах)
|
2009г.
|
2008г. (в сопоставимых. ценах)
|
2009г.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
Налоговые доходы
|
27 866 985 406
|
34 811 056 387
|
64,64
|
63,41
|
-1,23
|
Налоги на доходы и прибыль
|
2 906 581 550
|
3 990 620 964
|
6,74
|
7,27
|
+0,53
|
Налоги на товары
(работы, услуги)
|
15 090 052 403
|
16 213 083 794
|
35,00
|
29,53
|
-5,47
|
Налоговые доходы от
внешнеэкономической деятельности
|
7 879 437 862
|
12 285 581 039
|
18,28
|
22,38
|
+4,10
|
Другие налоги, сборы
(пошлины) и иные обязательные платежи
|
1 990 913 592
|
2 321 770 590
|
4,62
|
4,23
|
-0,39
|
Взносы на
государственное социальное страхование
|
13 449 609 963
|
16 820 482 500
|
31,20
|
30,64
|
-0,56
|
Неналоговые доходы
|
1 795 361 082
|
3 267 723 538
|
4,16
|
5,95
|
+1,79
|
Доходы от использования
имущества, находящегося в государственной собственности
|
1 291 954 158
|
2 743 448 289
|
3,00
|
5,00
|
+2,00
|
Доходы от осуществления
приносящей доходы деятельности
|
275 202 472
|
348 992 257
|
0,64
|
0,64
|
0,00
|
Штрафы, удержания
|
70 733 057
|
43 721 777
|
0,16
|
0,08
|
-0,08
|
Возмещение потерь, вреда
|
33 416 496
|
22 442 939
|
0,08
|
0,04
|
-0,04
|
Прочие неналоговые доходы
|
124 054 898
|
109 118 276
|
0,29
|
0,20
|
-0,09
|
ВСЕГО
|
43 111 956 452
|
54 899 262 425
|
100,00
|
100,00
|
0,00
|
Примечание.
Источник: собственная разработка
Изменения в структуре основных направлений источников финансирования расходов
республиканского бюджета за 2008 – 2009 гг. отражены на рисунке 2.2.1.
Рисунок
2.2.1 – динамика структуры основных направлений доходов государственного
бюджета за 2008 – 2009 гг.
Анализируя
структуру доходов государственного бюджета, становится очевидным, что за 2009 г. несмотря на темп роста налоговых доходов в 125 %, их
удельный вес в общей величине государственных доходов, снизился на 1,2%.
Наблюдается
существенное снижение доли налогов на товары (работы, услуги) к общей величине
налоговых поступлений (с 35 % в 2008 году до 29,53 % в 2009 году) в основном за
счет снижения доли налогов из выручки от реализации товаров (работ, услуг) на
4,5 %.
Доля
расходов государственного бюджета на финансирование социальной сферы в 2009
году уменьшилась в связи с уменьшением планируемой доли взносов на
государственное социальное страхование в общей величине государственных доходов
на 0,5 %.
Положительной
тенденцией является увеличение налоговых доходов от внешнеэкономической
деятельности за счет вывозных таможенных пошлин, доля которых выросла с 12,7 %
в 2008 году до 16,9 % в 2009 году к общей величине государственных доходов.
Увеличение
удельного веса неналоговых доходов на 1,8 % объясняется планируемым ростом
доходов от использования имущества, находящегося в государственной
собственности с темпом роста за 2008 – 2009 годы – 212,3 %.
Сопоставление доходов государственного бюджета с его расходами позволяет определить сумму и уровень дефицита – показателя, применяемого международными финансовыми организациями для оценки финансового состояния страны. 2.3 Анализ
состава, структуры и динамики источников финансирования бюджетного дефицита
республиканского бюджета за 2008 – 2009 гг.
Установленный
предельный размер дефицита республиканского бюджета на 2009 год, по сравнению с
сопоставимыми ценами 2008 года, больше на 13,1 %. Результаты анализа динамики
состава основных источников финансирования бюджетного дефицита отражены в
таблице 2.3.1.
Таблица 2.3.1 – анализ динамики состава основных источников
финансирования дефицита республиканского бюджета за 2008 – 2009 гг
Основные источники финансирования
бюджетного дефицита
|
Сумма (тыс. руб.)
|
Абсолют. прирост в 2009г.
по сравнению с 2008г. (в сопост. ценах) (тыс.руб.)
|
Темп роста 2009г. к
2008г.(в сопост. ценах) (%.)
|
2008г.
|
2009г.
|
2008г. (в сопоставимых ценах)
|
Общее финансирование
|
2 190 000 000
|
2 800 000 000
|
2 474 700 000
|
325 300 000
|
113,1
|
Внутреннее финансирование,
в т.ч.
|
1 552 886 128
|
2 437 753 375
|
1 754 761 325
|
682 992 050
|
138,9
|
Источники, получаемые
от банков, иных юридических и физических лиц
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0,0
|
Прочие источники внутреннего
финансирования
|
-13 359 200
|
-9 793 125
|
-15 095 896
|
5 302 771
|
64,9
|
Источники от операций с
принадлежащим государству имуществом
|
1 285 190 850
|
1 412 288 200
|
1 452 265 661
|
-39 977 460
|
97,2
|
Изменение остатков
средств бюджета
|
281 054 478
|
1 035 258 300
|
317 591 560
|
717 666 740
|
326,0
|
Внешнее финансирование,
в т.ч.
|
637 113 872
|
362 246 625
|
719 938 675
|
-357 692 050
|
50,3
|
Кредиты международных
финансовых организаций
|
15 936 884
|
87 745 500
|
18 008 679
|
69 736 821
|
487,2
|
Кредиты иностранных
государств и иных иностранных кредиторов
|
621 176 988
|
274 501 125
|
701 929 996
|
-427 428 871
|
39,1
|
Темп роста основных источников финансирования дефицита республиканского
бюджета за 2008 – 2009 годы отражен на рисунке 2.3.1.
Рисунок 2.3.1 – Темп роста
основных источников финансирования бюджетного дефицита за 2008 – 2009 годы
Темп
роста кредитов международных организаций за исследуемый период составил 487,2
%. Однако в общем финансировании бюджетного дефицита темп роста внешнего
финансирования снизился на 50 %, тогда как темп роста внутреннего
финансирования составил 138,9 %.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|