В этих
целях Министерство финансов Российской Федерации должно было продолжить
разрабатывать типовые нормативные правовые акты регионального и муниципального
уровней и методические рекомендации.
Другим
важнейшим этапом работы - совершенствование системы региональной и
муниципальной статистики, обеспечивающей необходимую информационную базу
социально-экономических показателей различных территорий.
Необходимо
было разработать систему мониторинга работы органов государственной власти
субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в условиях
реализации реформы местного самоуправления.
В целях
оказания методологической помощи субъектам Российской Федерации по повышению
управляемости государственных и муниципальных финансов Министерством финансов
Российской Федерации должны были быть разработаны рекомендации субъектам
Российской Федерации и муниципальным образованиям по следующим направлениям
реформирования бюджетного процесса:
- повышение
результативности бюджетных расходов;
- совершенствование
среднесрочного финансового планирования;
- совершенствование
системы управления региональным и муниципальным долгом;
- осуществление
мер по предупреждению возникновения фактов неплатежеспособности субъектов
Российской Федерации.
Реализация
предлагаемых на 2006 - 2008 годы мер по повышению эффективности межбюджетных
отношений должна была обеспечить завершение процесса системного реформирования
межбюджетных отношений в Российской Федерации, а также создание эффективной,
устойчивой и прозрачной системы финансовых взаимоотношений между органами
власти в Российской Федерации, способной к самостоятельному развитию на основе
сочетания принципов самостоятельности бюджетов всех уровней и единства их общих
интересов.
2.
Опыт внедрения новаций бюджетного законодательства на субфедеральном уровне.
Реформирование бюджетного процесса на субфедеральном уровне в среднесрочной
перспективе
Рассмотрим
на примере Программы «Реформирование региональных и муниципальных финансов
Амурской области на 2005-2007 годы» (далее - программа реформирования).
Цели
программы:
-
создание благоприятных условий для социально-экономического развития области;
-
переход к бюджетному планированию, ориентированному на результат;
-
повышение эффективности деятельности всех уровней власти
Задачи
программы:
-
повышение прозрачности системы региональных и местных финансов, качества и
достоверности бюджетного учета и отчетности;
-
повышение качества управления общественными финансами области;
-
развитие системы казначейского исполнения бюджетов области;
-
модернизация бюджетного процесса, связанная с внедрением новых информационных
технологий, позволяющих обеспечить более высокий уровень финансового
планирования и финансового контроля;
-
обеспечение реалистичности областного бюджета области, безусловное выполнение
обязательств перед бюджетополучателями и кредиторами;
-
законодательное разграничение расходных полномочий и доходных источников между
областным и местными бюджетами, формирование объективного и прозрачного
механизма распределения финансовой помощи местным бюджетам;
-
реализация административной реформы, оптимизация структуры и задач органов
исполнительной власти области;
-
внедрение передовых методов управления финансами, включая переход к принципам
бюджетирования, ориентированного на результат;
-
внедрение системы стандартизации предоставляемых бюджетных услуг и
среднесрочного финансового планирования;
-
создание системы управления кредиторской и дебиторской задолженностью,
конкурентных механизмов и процедур государственных закупок
Сроки
реализации программы 2005-2007 годы
Перечень
основных направлений реализации программы:
- реформа
бюджетного процесса и управления расходами;
- внедрение
принципов бюджетного планирования, ориентированного на результат;
- проведение
административной реформы;
- реформирование
государственного сектора экономики;
- совершенствование
системы инвестиций;
- создание
условий для развития доходной базы области;
- совершенствование
долговой политики;
- совершенствование
межбюджетных отношений
Объемы
и источники финансирования программы:
- 45,46
млн. рублей - за счет средств областного бюджета (2005 год -3,16 млн. рублей,
2006 год - 24,7 млн.рублей, 2007 год - 17,6 млн.рублей);
-
181,84 млн. рублей - софинансирование за счет средств Федерального фонда
реформирования региональных и муниципальных финансов (2006 год - 89,84
млн.рублей, 2007 год - 92 млн.рублей)
Ожидаемые
результаты от реализации программы:
-
совершенствование нормативной правовой базы области по основным направлениям
реформирования региональных финансов области;
-
утверждение порядка и плана перевода бюджетных организаций и учреждений,
предоставляющих социальные услуги, в форму негосударственных организаций и
формы типового контракта;
-
утверждение порядка формирования финансового резерва для финансирования
временных кассовых разрывов;
-
прохождение независимой экспертизы всех проектов законов в финансово-бюджетной
и налоговой сферах;
-
увеличение объема государственных закупок, осуществляемых через открытые торги,
не менее 20%;
-
формирование расходов на очередной финансовый год с учетом результатов оценки
потребности в предоставлении бюджетных услуг;
-
законодательное утверждение стандартов качества предоставления бюджетных услуг
по видам бюджетных услуг (культура, образование, здравоохранение, социальная
политика);
-
утверждение порядков разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых
программ, индикаторов оценки результативности и планируемых результатов, а
также корректировки предоставляемых ведомствам бюджетных средств исходя из
уровня достижения результатов;
-
утверждение методики формирования среднесрочного финансового плана;
-
назначение специалистов на вакантные должности государственной гражданской
службы на конкурсной основе;
-
прохождение не менее 50% государственных гражданских служащих области курсов
повышения квалификации не реже чем раз в три года;
-
сокращение объема средств, предоставляемых на безвозмездной основе, не более
чем У/о расходов бюджета;
-
установление среднего по области фактического уровня платежей граждан за
предоставляемые жилищно-коммунальные услуги в размере не менее 95%;
-
принятие поправок в соответствующие законы области в части перевода натуральных
льгот в денежную форму;
-
утверждение системы критериев, удовлетворение которым является основанием для
досрочного прекращения (переработки) реализации инвестиционных проектов;
-
установление объема дебиторской задолженности, рассроченных и отсроченных
платежей в размере, не превышающем У/о расходов областного бюджета;
-
установление объема налоговых льгот в размере менее 5% доходов областного
бюджета;
-
утверждение порядка мониторинга деятельности предприятий в сфере малого
предпринимательства;
-
обеспечение публичности информации об объектах, находящихся в государственной
собственности области;
- приведение
в соответствие утвержденной системе критериев для сохранения государственных
унитарных предприятий не менее 90% государственных унитарных предприятий и
организаций;
-
непревышение объема краткосрочной задолженности 10% доходов областного бюджета;
-
осуществление всех гарантий, предоставляемых областью в соответствии с
утвержденной формализованной процедурой конкурсного отбора претендентов на
получение гарантии с предоставлением по всем выдаваемым гарантиям залога для их
полного обеспечения;
- утверждение
плана мер по реструктуризации просроченной кредиторской задолженности, ее
переоформлению, оперативной отчетности о состоянии кредиторской задолженности;
-
утверждение нормативов распределения налоговых доходов для муниципальных
образований на долгосрочной основе;
-
законодательное утверждение методики расчета «отрицательных трансфертов» и
публикация в СМИ и сети Интернет сведений о равномерности размещения налоговой
базы по отдельным налогам;
-
утверждение методики распределения средств областного фонда софинансирования
социальных расходов;
-
отсутствие просроченной задолженности муниципальных образований по
предоставленным бюджетным кредитам;
-
утверждение порядка применения результатов мониторинга оценки качества
управления финансами и платежеспособности муниципальных образований при
предоставлении финансовой помощи
Система
организации контроля за реализацией программы
Контроль
за реализацией программы реформирования осуществляется губернатором области,
областным Советом народных депутатов, межведомственной комиссией по разработке
и управлению реализацией программы реформирования региональных и муниципальных
финансов Амурской области на 2005-2007 годы, руководителями департаментов и
управлений Администрации области (по соответствующим направлениям программы
реформирования)
Концепция
программы предполагает комплексную реализацию совокупности направлений и
мероприятий, направленных на достижение главных целей программы реформирования:
-
создание благоприятных условий для социально-экономического развития области;
-
переход к бюджетному планированию, ориентированному на результат;
-
повышение эффективности деятельности всех уровней власти.
Концепция
разработанной программы реформирования предусматривает как механизмы её
реализации, так и инструменты по оценке полученных результатов. Обеспечение
комплексного результата повышения эффективности и качества функционирования
системы не только управления финансами, но и всей бюджетной системы области
заключается в конечном счете в повышении качества бюджетных услуг,
предоставляемых населению области.
Основные
проблемы региональных финансов
По
результатам анализа исходного состояния финансово-бюджетной сферы области был
определен следующий круг основных проблем системы управления финансами:
-
несовершенство межбюджетных отношений, связанное с отсутствием законодательно
закрепленных на долгосрочной основе формализованных механизмов оказания
финансовой помощи муниципальным образованиям области;
-
несовершенство бюджетного процесса, связанное с отсутствием практики среднесрочного
планирования и мониторинга, позволяющих прогнозировать последствия принимаемых
решений в сфере бюджетной политики и учета их будущих последствий;
-
несовершенство системы управления расходными обязательствами бюджета,
ориентированной в значительной степени на операционный (казначейский) и
последующий контроль расходов, в то время как собственно управления расходными
обязательствами бюджета области не происходит;
-
недостаточная эффективность бюджетных расходов, связанная, в первую очередь, с
отсутствием практики мониторинга эффективности и результативности бюджетных
расходов, и использования механизмов обратной связи с населением (потребителями
услуг) для оценки качества работы учреждений бюджетной сферы. В области
предстоит повысить уровень культуры государственного управления, создав систему
управления, базирующуюся на установленных и законодательно закрепленных
стандартах качества бюджетных услуг, предоставляемых населению;
-
недостаточно эффективная система подготовки государственных и муниципальных
служащих, влияющая на эффективность деятельности органов государственной власти
области и местного самоуправления. Ход административной реформы предполагает
качественное улучшение профессиональной подготовки государственных и
муниципальных служащих.
Анализ
проблем в финансово-бюджетной сфере области демонстрирует необходимость
совершенствования бюджетной политики в среднесрочном периоде, создания
эффективной системы управления региональными финансами и внедрения новой
культуры государственного управления, ориентированной на предоставление
высококачественных бюджетных услуг населению. Добиться заявленных целей
возможно с помощью разработки и реализации программы реформирования.
Обоснование,
цели и задачи программы реформирования
Реформирование
бюджетной сферы и бюджетного процесса области, активизация процессов
финансового оздоровления, стимулирование экономического роста базируются, в
первую очередь, на повышении качества управления общественными финансами. Это,
с одной стороны, непосредственно связано с оптимизацией видов бюджетных услуг и
снижением их себестоимости, с другой, - с повышением их эффективности (степени
достижения заданных целей) за счет внедрения стандартов качества и улучшения
управления системой оказания услуг в бюджетных отраслях.
Однако
реформа финансово-бюджетной сферы не ограничивается только повышением
эффективности, а также прозрачности использования бюджетных средств и ресурсов.
Она создает базовые условия для решения важнейших задач
социально-экономического развития, формирования предпосылок для привлечения в
регион стратегических инвесторов. Только переход к устойчивому экономическому
развитию области может создать стабильную базу для общественных финансов.
Именно поэтому задача перехода от управления затратами к управлению результатами,
базирующаяся на повышении эффективности бюджетных расходов и стимулирующая
экономический рост, становится приоритетной для области.
Основной
смысл реформ, проводимых в рамках программы реформирования, заключается в
существенном улучшении качества жизни и повышении эффективности использования
бюджетных ресурсов при выполнении задач, стоящих перед органами государственной
власти.
Учитывая
низкий уровень доходов населения и относительно невысокий уровень доходов
консолидированного бюджета области по сравнению с рядом других субъектов
Российской Федерации, резко поднимается значимость уровня и качества
предоставления бюджетных услуг, возникает необходимость более эффективно
использовать бюджетные средства с целью достижения необходимого результата с минимально
возможными затратами. Основным способом достижения поставленных целей является
практическая реализация принципов ответственной бюджетной политики и выполнение
мероприятий по запланированным направлениям реформирования.
Достижение
стратегической цели программы реформирования связано с реализацией
протонаправлений, интегрирующих в себе приоритетные цели и позволяющих создать
благоприятные условия для социально-экономического развития области,
осуществить переход к бюджетному планированию, ориентированному на результат, и
существенно повысить эффективность деятельности всех уровней власти. Залогом
успеха реализации программы реформирования является комплексный подход к выбору
восьми основных направлений реформирования и решаемых в их рамках задач, каждая
из которых имеет глубину до пяти уровней. При разработке и реализации программы
реформирования область исходит из реальности и возможности достижения
планируемых результатов. Данный подход позволяет уверенно говорить о
безусловном выполнении программы реформирования и достижении поставленных
целей.
Программа
реформирования исходит из того, что комплексная реализация мероприятий и задач
в течение 2005-2007 годов с необходимым нормативным правовым и кадровым
обеспечением, а также одновременным внедрением автоматизированной системы
управления финансами (включая мониторинг бюджетного процесса и ведение реестра
расходных обязательств), позволит не только достичь поставленных целей, но и
создаст необходимый задел для устойчивого развития экономики региона в ближайшие
годы.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|