рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Реформирование пенсионной системы РФ (на примере УПФР г. Нефтекамска и Нефтекамского района)

Реформирование пенсионной системы РФ (на примере УПФР г. Нефтекамска и Нефтекамского района)

Содержание

Введение

1. Теоретические аспекты реформирования пенсионной системы Российской Федерации

1.1           Этапы реформирования пенсионной системы России

1.2           Проблемы пенсионного обеспечения

1.3           Необходимость перехода на пенсионное страхование

2. Анализ результатов реформирования пенсионной системы РФ на примере УПФР в Нефтекамском районе и г. Нефтекамск Республики Татарстан

2.1 Характеристика деятельности УПФР в Нефтекамском районе и г. Нефтекамск

2.2 Анализ деятельности УПФР в Нефтекамском районе и г. Нефтекамск

2.3 Динамика и структура выплат из пенсионного фонда

3. Варианты совершенствования пенсионной системы РФ

3.1 Пенсионные реформы: зарубежный опыт

3.2 Относительная эффективность накопительной и распределительной систем

Заключение

Список использованных источников и литературы


Введение

Пенсионное страхование и обеспечение – базовая и одна из самых важных социальных гарантий стабильного развития общества, поскольку непосредственно затрагивают интересы нетрудоспособного населения (свыше 25-30%) любой страны, и косвенно практически все трудоспособное население. В любом обществе в той или иной форме действует определенная система социальной защиты населения. Тем большее значение оно приобретает в период радикальной экономической перестройки в России, где в настоящее время проживает свыше 38,5 млн. престарелых, инвалидов и членов семей, граждан, потерявшие кормильца.

Любая пенсионная система – это одна из составляющих системы социальной защиты. Она представляет собой необходимый и существенный параметр общественного устройства.

В 2002 году по инициативе Президента Российской Федерации В.В. Путина в стране стартовал новый этап реформирования пенсионной системы. В силу вступили принятые Государственной Думой Федеральные законы «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Изъяны и противоречия, накопившиеся в старой пенсионной модели, поставили ее на грань кризиса, из которого за счет косметических изменений старого пенсионного законодательства, нельзя было выйти. Речь могла идти только о создании новой модели пенсионной системы , которая была бы свободна от недостатков и противоречий, характерных для прежней модели.

За последние годы в стране произошли коренные изменения, преобразившие социально-экономический облик России и поставившие на повестку дня совершенно новые задачи, среди которых:

- социальные гарантии минимального обеспечения в старости;

- связь размера пенсии с размером оплаты труда работников путем учета реального вклада (отчислений) на финансовое обеспечение пенсионной системы;

- регулярное повышение пенсий нынешним пенсионерам, и эффективный учет пенсионных обязательств перед ныне работающими гражданами.

По сути дела на решение именно этих задач, выполнив обязательства перед пенсионерами по старому пенсионному законодательству, были направлены изменения в законодательстве, открывающие новые возможности для повышения пенсионных выплат.

Нововведения в пенсионной системе включают в себя задачи, которые предполагают решить основные проблемы старой пенсионной системы:

- достижение финансовой сбалансированности пенсионной системы;

- повышение уровня пенсионного обеспечения граждан;

- формирование стабильного источника для дополнительных доходов в социальную систему.

Реформирование пенсионной системы в Российской Федерации в настоящее время является актуальной проблемой в свете последних решений о повышении пенсий, особенно тех граждан, которые заработали право на нее в советские времена. Актуальность темы подтверждается еще и тем, что вопросы пенсионной политики, так или иначе, касаются каждого из нас: и тех, кому уже назначена пенсия, и тех, кто будет претендовать на нее в будущем.

Современные подходы к реформированию отечественной пенсионной системы базируются на глубоком анализе достоинств и недостатков пенсионной системы советского периода, результатов проведенных с 1997 года реформ, которые особенно четко высветили просчеты, недостатки уже реализованных решений, а также опыта построения пенсионных систем развитых стран. Система пенсионного страхования России с ее достоинствами и проблемами в свете последних решений о реформировании являются объектом исследования данной выпускной квалификационной работы.

Содержания проводимой в России реформы пенсионной системы, анализ первых результатов реализованных в рамках реформы мероприятий, изучение и анализ мирового опыта построения пенсионных систем, и особенно в развитых странах, методов и источников формирования доходов пенсионных фондов и возможностей привнесения их преимуществ в отечественную пенсионную модель являются предметом исследования данной выпускной квалификационной работы.

Цель выпускной квалификационной работы - раскрыть содержание и первые итоги реформирования пенсионной системы в Российской Федерации на основе анализа доходов и расходов Нефтекамского Управления Пенсионного фонда РФ.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- раскрыть теоретические аспекты реформирования пенсионной системы Российской Федерации;

- на основе анализа доходов и расходов Нефтекамского отделения Пенсионного фонда РФ дать оценку первым результатам предпринятых шагов реформирования;

- на основе изучения мирового опыта построения пенсионных систем выявить возможности использования их достоинств в отечественной практике реформирования системы пенсионного страхования.

Выпускная квалификационная работа написана на основе изучения нормативно правовых актов, связанных с построением и реформированием пенсионной системы РФ, материалов учебников и учебно – методических изданий, информации периодических изданий и электронных ресурсов, а также отчетных данных Нефтекамского отделения Пенсионного фонда РФ.

Анализ мероприятий в рамках реформирования пенсионной системы России выполнен с использованием традиционных общенаучных (синтез, анализ, сравнение, группировка, обобщение, графический метод, средние величины и др.) и специфических экономических приемов и способов (балансовое обобщение, факторный анализ, способ цепных подстановок, способ абсолютных разниц и др.).

Выпускная квалификационная работа содержит введение, три основных раздела, заключение и список использованных источников.

1. Теоретические аспекты реформирования пенсионной системы Российской Федерации


1.1 Этапы реформирования пенсионной системы России

В любом обществе независимо от его экономического развития и политического устройства была, есть и будет существовать необходимость в экономической и социальной поддержке людей, которые в силу разных причин не в состоянии самостоятельно приобретать средства для своего существования. Это дети и старики, а также люди, потерявшие здоровье по причине болезни, увечья и т.д.

В настоящее время пенсионные системы цивилизованных стран в значительной степени отличаются друг от друга. Это объясняется разницей в экономических потенциалах отдельных государств, степенью развития национальных систем социального обеспечения, а также демографическими, культурными, социально-политическими особенностями каждой страны. Одним из основных факторов, определяющих развитие национальных пенсионных систем, является выбор моделей и механизмов их финансирования.

В большинстве государств нет ни чисто распределительной, ни чисто накопительной пенсионной системы. Имеет место, скорее их своеобразное сочетание.

Несмотря на существующие значительные различия, система предоставления защиты в старости в различных странах характеризуется как система трех уровней: государственное, производственное и личное пенсионное страхование.

Государственное пенсионное страхование обязательно для всех и призвано обеспечить достойное существование населению пенсионного возраста.

Одной из отличительных особенностей обязательного пенсионного страхования является то, что пенсия, получаемая из этой системы, уже сама по себе является достаточной, чтобы обеспечить человеку достойный уровень жизни в старости [1,c.37].

Производственное пенсионное страхование – добровольное или обязательное дело руководителей фирм и предприятий. Многие организации выплачивают своим бывшим сотрудникам при выходе на заслуженный отдых пенсии от предприятий дополнительно к выплатам, установленным законом.

Кроме этого каждый работающий по найму может дополнительно застраховать себя лично, открыв в любом коммерческом банке соответствующий пенсионный счет. Кредитные организации разрабатывают и предлагают предприятиям и частным лицам различные накопительные программы по краткосрочным и долгосрочным вкладам. Работник может присоединиться к программе работодателя либо напрямую участвовать в капитале предприятия. Многие банки имеют при себе негосударственные пенсионные фонды, и деньги клиента (предприятия от имени работника или самого работника) помещаются в существенный фонд, возможно создание нового фонда. На пенсионные вклады предоставляются льготы по различным налогам.

В некоторых странах накопительные пенсионные системы оказались способны аккумулировать гигантские средства и за счет грамотной инвестиционной политики в значительной мере финансировать свое собственное развитие и одновременно вносить крупный вклад в развитие экономики.

В настоящее время эти варианты значительно отличаются друг от друга, например, по кругу застрахованных лиц, по принципам финансирования и предоставления услуг и пособий, а также по уровню защищенности предоставляемых гарантий.

Таким образом, применяемая концепция трех уровней, состоящая из положительных элементов распределительного и накопительного способов, хорошо зарекомендовала себя на практике, и, несмотря на многовариантность существующих в мире пенсионных систем, их безусловно объединяет одно – стремление со стороны общества и государства обеспечить достойную безбедную старость значительной части своего населения.

В России от величины пенсионных выплат зависит уровень жизни четверти населения, социальные взносы во многом определяют налоговую нагрузку на фонд оплаты труда. За последние 20 лет в нашей стране проведено четыре реформы пенсионного законодательства, три раза принципиально изменяли налоговое законодательство или законодательство о социальных взносах. При этом проблемы пенсионного обеспечения не решены и коэффициент замещения (отношение средней пенсии к средней заработной плате) остается одним из самых низких среди стран, где пенсионная система охватывает все население.

История развития пенсионного страхования в Российской Федерации с 1990 по 2005 годы включает в себя три этапа реформирования, представленных в таблице 1.1.

В системах пенсионного обеспечения используют два финансовых механизма – распределительный и накопительный. Распределительная система основана на договоре поколений: пенсия нетрудоспособным выплачивается из взносов работающих; когда нынешние работники станут нетрудоспособными, пенсию им будут выплачивать из взносов следующих поколений. При этом расчет будущей пенсии может быть и условно-накопительным, когда она прямо зависит от взносов, которые были сделаны в период работы.

При накопительной системе взносы, которые отчисляет работник, накапливается, а не направляются на выплату пенсий нынешнему поколению

пенсионеров. По достижении пенсионного возраста пенсию работнику будут выплачивать из его накоплений.

В России пенсионная система, сформировавшаяся к середине 60-х годов, первоначально состояла из государственного пенсионного обеспечения.

Данная система содержала одно важное преимущество – она обеспечивала абсолютно всем категориям граждан минимально необходимый прожиточный уровень.


Таблица 1.1 - Этапы реформирования российской пенсионной системы

I этап

1990-1995 гг.

Закон РФ “О государственных пенсиях в РФ от 20 ноября 1990 г. №340-1.

Создание ПФР.

Выделение пенсионной системы из бюджетов системы социального обеспечения. Расширение льготных пенсий.

II этап

1995-2000 гг.

Концепция реформы системы пенсионного обеспечения.

Эксперимент по персонификации и начало первичной регистрации плательщиков страховых взносов в ПФР.

Создание единых пенсионных служб в региональных отделениях.

Завершение персонификации застрахованных.

Переход на назначение пенсий по данным персонифицированного учета.

Введение индивидуального коэффициента исчисления пенсии (Закон РФ№113-ФЗ).

Формирование тарифной политики ПФР.

Локальные финансовые кризисы ПФР.

Разработка программы пенсионной реформы.

III этап

2001-2012 гг.

Программа пенсионной реформы в РФ.

Переходный период к формированию страховой комбинированной пенсионной системы.

Пересмотр формулы индивидуального коэффициента, применяемого при исчислении пенсий Формирование. трехуровневой пенсионной системы.


Средства на государственное пенсионное обеспечение, как и средства на государственное социальное страхование, аккумулировались в бюджете государственного страхования, который, в свою очередь, являлся составной частью государственного бюджета страны. Таким образом, пенсионная система полностью зависела от государственного бюджета.

Главной проблемой пенсионной системы того времени являлась несбалансированность доходной и расходной частей ее бюджета. К середине 80-х годов финансово-ресурсная обеспеченность выплат пенсий снизилась настолько, что в случае очередного незначительного повышения размера пенсии потребовалось привлечение дополнительных средств [2,c.38].

Несмотря на повышение тарифа отчислений на социальное страхование, не удалось ликвидировать дотационность пенсионного бюджета. Начавшиеся в 90-х годах радикальные преобразования в политическом и экономическом устройстве страны, переход к рыночной экономике потребовали обоснования и применения принципиально новых экономических и правовых оснований в сфере пенсионного обеспечения. Существовавшая в стране пенсионная система к тому времени показала свою неэффективность и выявила большое количество социально-экономических проблем, которые могли быть решены только путем кардинальных перемен всей пенсионной системы на базе формирования и укрепления страховых принципов с учетом требования включения бюджета Пенсионного фонда в бюджетно-финансовую систему страны. Предполагалось, что в ходе проведения пенсионной реформы должен быть решен основной вопрос социальной политики государства, а именно: стабилизация и значительный подъем материального положения пенсионеров, а также резкое сокращение численности малообеспеченных граждан.

До начала реформ в системе пенсионного обеспечения размер государственной трудовой пенсии рассчитывался с помощью двух способов – по правилам, действовавшим еще с 1956 г., непосредственно из заработка, и по правилам, введенным в 1998 г., с применением индивидуального коэффициента пенсионера (ИКП).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.