рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Реформирование пенсионной системы РФ (на примере УПФР г. Нефтекамска и Нефтекамского района)

В 1998 г. в действие была введена система индивидуального (персонифицированного) учета стажа, заработка и взносов. К началу пенсионной реформы в ней было зарегистрировано около 70 млн. человек –трудоспособных граждан и работающих пенсионеров, чьи пенсионные права с момента регистрации фиксируются на лицевых счетах и надежно сохраняются.

Изучая опыт работы создания систем пенсионного обеспечения в различных странах мира, постепенно стало приходить понимание необходимости проведения со стороны государства целого комплекса мер по созданию благоприятных условий для реализации накопительных элементов пенсионной систем. Существовавшая пенсионная система, в основе которой лежали принципы распределения и солидарности поколений, даже модернизированная, не могла в изменившихся условиях обеспечивать достойный уровень жизни нынешним и тем более будущим пенсионерам.

С этой точки зрения старая система расчета пенсий в отсутствие определенных обязательств государства по их выплате и при постоянной корректировке правил пенсионного обеспечения полностью себя исчерпала. Страховые принципы, введенные в пенсионную систему в очень ограниченном объеме, наоборот, продемонстрировали свою жизнеспособность, даже в условиях экономического кризиса обеспечивая практически бесперебойную выплату пенсий, хотя и на крайне низком уровне. Социальная значимость пенсионного обеспечения определялась тем, что оно затрагивало жизненно важные интересы почти 37 млн. престарелых, инвалидов и членов семей, потерявших кормильца. Все это обусловило перевод пенсионной системы на страховую основу [3,c. 312].

Основным направлением пенсионной реформы стало изменение существующей распределительной системы начисления пенсий, дополняя ее накопительной частью и персонифицированным учетом страховых обязательств государства перед каждым гражданином.

Основной задачей реформы было определено достижение долгосрочной финансовой сбалансированности пенсионной системы, повышение уровня пенсионного обеспечения граждан и формирование стабильного источника для дополнительных доходов в социальную систему.

Суть реформы заключалась в коренном изменении взаимоотношений между работником и работодателем: в повышении ответственности работников за обеспечение своей старости, а также в повышении ответственности работодателя за уплату страховых взносов за каждого работника. Существовавшая ранее система назначения пенсий не давала работнику возможности заработать нормальную пенсию, она лишь перераспределяла средства между группами с различным уровнем доходов и из одних регионов в другие. Тогда как новая пенсионная модель в значительно большей мере является страховой и учитывает пенсионные права граждан в зависимости от размеров их зарплат и уплачиваемых пенсионных взносов [4, c.170].

В ходе реформы было решено ввести новые простые правила определения размера трудовой пенсии, сочетающие как основные (базовые) гарантии уровня дохода пенсионерам, так и чисто страховые принципы финансовой эквивалентности сумм уплаченных взносов и сумм выплачиваемых пенсий. Пенсионная система, сохраняя положительные основы, была преобразована и дополнена новыми элементами, чтобы предоставить каждому возможность «заработать» пенсию в желаемом размере и гарантировать обязательства по ее выплате в долгосрочной перспективе.

Итак, практическая реализация пенсионной реформы началась с 1 января 2002 г.

Страховщиком в сфере обязательного пенсионного страхования в России является Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР), который осуществляет свои полномочия в статусе государственного учреждения и вместе с территориальными органами составляет единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования. При этом по обязательствам ПФР перед застрахованными лицами государство несет субсидиарную ответственность.

Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ устанавливает круг страхователей, застрахованных лиц, а также определяет виды страхового обеспечения. Существуют две категории страхователей: лица (организации, индивидуальные предприниматели, физические лица), производящие выплаты физическим лицам, и лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой (адвокаты, индивидуальные предприниматели, частные детективы и занимающиеся частной практикой нотариусы).

Тарифы страховых взносов в ПФР установлены в неравных процентных долях отдельно для финансирования страховой и накопительной частей пенсии. Размер процентной доли тарифа на какую-либо из указанных частей зависит от возраста лиц, за которых страхователь уплачивает страховые взносы (чем старше гражданин, тем выше тариф на страховую часть и ниже на накопительную). Максимальный тариф страховых взносов с годового дохода работника до 100 000 рублей (в настоящее время до 280 000 рублей) составляет 14 % в от фонда оплаты труда. Страховые взносы, как и единый социальный налог, при соблюдении определенных условий начисляются с применением регрессивной (обратно пропорциональной) шкалы размеров платежей [5, c.212].

Сведения о сумме расчетного пенсионного капитала и пенсионных накоплений учитываются на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица в системе персонифицированного учета ПФР, при этом данные о движении пенсионных накоплений отражаются в специальной части названного счета.

Таким образом, размер трудовой пенсии поставлен в прямую зависимость от суммы поступивших в ПФР страховых взносов за весь период трудовой деятельности работника, а не от продолжительности его трудового стажа и среднемесячного заработка, как было ранее. Не существует никаких ограничений по учету заработной платы при исчислении пенсии. В ее размере отражается фактический размер заработной платы, с которого уплачивались страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. Несомненно, что зависимость размера трудовой пенсии от поступивших страховых взносов с полной заработной платы мотивирует уплату страховых взносов и формирует увеличение доходной части бюджета ПФР.

В целях сохранения пенсионных прав граждан, приобретенных в старой пенсионной системе, была предусмотрена так называемая оценка пенсионных прав – конвертация.

Без такой оценки граждане разного возраста находились бы в неравных условиях, поскольку не все из них могли бы за оставшееся до выхода на пенсию время сформировать достаточный расчетный пенсионный капитал, а установить общую сумму страховых взносов за период до 1 января 2002 г. фактически невозможно. Базой для оценки пенсионных прав фактически являются нормы, действовавшие до начала пенсионной реформы пенсионного законодательства. При определении пенсионных прав в их денежном выражении на 1 января 2002 г. подсчитывается, какая пенсия полагалась бы конкретному лицу с учетом имеющегося у него трудового стажа и заработка.

В новой пенсионной системе сохранено право на досрочное пенсионное обеспечение отдельных категорий граждан.

В результате введения в действие данных законов пенсионная система в России стала состоять из государственного пенсионного обеспечения, обязательного пенсионного страхования и дополнительного пенсионного страхования и обеспечения [6, c.98].

Размер пенсии в новой пенсионной модели определяется прежде всего не стажем работника, как в старой, а его реальным заработком и размером отчислений в Пенсионный фонд, производимых работодателем. Это должно стимулировать работников, а следом за ними и работодателей, к отказу от разного рода «серых» зарплатных схем и вывести скрытые части зарплат из тени, тем самым, увеличив поступления средств для выплаты пенсий сегодняшним пенсионерам.

Таким образом, в ходе реформы были введены новые простые правила определения размера трудовой пенсии, сочетающие как основные (базовые) гарантии уровня дохода пенсионерам, так и чисто страховые принципы финансовой эквивалентности сумм уплаченных взносов и сумм выплачиваемых пенсий. Пенсионная система, сохраняя положительные основы, была преобразована и дополнена новыми элементами, чтобы предоставить каждому возможность «заработать» пенсию в желаемом размере и гарантировать обязательства по ее выплате в долгосрочной перспективе [7, c.87].

Однако проведенная реформа пенсионной системы России не смогла решить всех ее проблем. Размеры пенсий малы, коэффициент замещения (отношение пенсии к заработной плате) снижается, дефицит бюджета Пенсионного фонда России растет. Принятие Федерального закона N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" представляется шагом в правильном направлении, однако всего лишь шагом. Для формирования эффективной пенсионной системы потребуется серьезная комплексная реформа [2,c.38].

C 1 января 2010 года вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2009г. №213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»». Согласно которому базовая и страховая части пенсии объединяются. При их объединении будет применяться единый порядок индексации.

В заключение следует отметить, что есть определенные основания ожидать существенного роста продолжительности жизни в России. В середине 60-х годов продолжительность жизни в СССР, равно как и в других европейских странах социалистического лагеря, была на уровне продолжительности жизни граждан развитых капиталистических стран. Вполне вероятно, что в не столь уж далеком будущем продолжительность жизни в России вновь достигнет уровня, характерного для развитых стран.


1.2 Проблемы пенсионного обеспечения

Пенсионное обеспечение представляет собой важнейший финансовый инструмент социальной защиты граждан. Его страховые институты накапливают и реализуют пенсионные права застрахованных на протяжении длительных временных периодов, что сопряжено со многими неопределенностями. Имеются в виду существенные изменения в уровнях оплаты труда, демографической ситуации, структурных характеристиках рынков труда, нормативном регулировании самой пенсионной системы.

Кроме того, существует значительная неопределенность по поводу изменения во времени ряда других важных факторов, влияющих на финансовую обеспеченность пенсионных систем, объемы и полноту уплаты страховых взносов по ряду категорий плательщиков взносов (теневой рынок труда, льготные режимы налогообложения и т.д.), состояние экономики, соотношение динамики заработной платы и инфляции.

Пенсионная реформа 2001г. не привела к позитивным изменениям. Методы ее осуществления не оправдали себя: более того, возник «эффект двойного бремени», когда фиксированный объем пенсионных взносов направляли на выплату пенсии нынешним пенсионерам обеспечение накоплений для будущих пенсионеров. Мировая практика не знает примеров успешного перехода к подобной системе. Провал пенсионной реформы был вынужден признать в начале 2007 г. инициатор пенсионных новаций Зурабов.

Пенсии, которую выплачивало государство в 2007-2008 гг., в большинстве случаев хватало на обеспечение биологического существования.

По мнению депутата Госдумы, доктора экономических наук О. Дмитриевой, наша пенсионная реформа пошла по пути снижения. Если в 2001 г., до начала реформы, средний размер пенсий составлял 32% от средней зарплаты, реформа 2001г. снизила этот показатель до 24-25%. Даже в кризисном 1998 г. он достигал 37-38%, то есть был в 1,5 раза выше [1,c.37].

Председатель верхней палаты российского парламента С. Миронов, касаясь размеров и порядка начислений пенсий, заявил о необходимости пересмотра самого принципа пенсионного обеспечения в стране. Нынешнее пенсионное законодательство в корне несправедливо – наши пенсионеры получают в 3 раза меньше, чем могли бы получать [1, c.40].

Понимание руководителями государства плачевного состояния российских стариков не приводило к кардинальным мерам по решению этой важнейшей социальной проблемы до 2009г. Пенсионеры по-прежнему оставались социально не защищенными и малообеспеченными.

Российскую пенсионную системы реформируют – в четвертый раз за последние 18 лет. Всего несколько лет понадобилось государству, чтобы согласиться с тем, о чем большинство независимых экспертов заявляло еще на этапе разработки действующей пенсионной системы.

Согласно принципам пенсионной реформы 2001г. при расчете трудового стажа из него оказались изъяты и так называемые нестраховые периоды (время учебы в вузе, ухода за ребенком, службы в армии), также отменено льготное исчисление стажа (например, раньше за два, а то и за три считался год работы в блокадном Ленинграде и т.п.). Таким образом, условия начисления пенсии ухудшились, у многих людей она сразу снизилась. А «добрать» недостающие годы работы старые люди уже не в состоянии.

Более того, разработчики ввели ряд коэффициентов, которые заметно уменьшили начисленные пенсии. Например, был установлен предельный коэффициент, согласно которому максимальная пенсия не могла превышать среднюю зарплат по стране более чем на 20%. Это ударило по той же категории граждан, которые перед выходом на пенсию получали значительные доходы: высокооплачиваемый россиянин почувствовал себя обманутым.

К западным аналогам в новой России вплотную приблизились только пенсии, положенные депутатам Госдумы, министрам, государственным деятелям. Пенсионное обеспечение первого Президента РФ составляло 2,8 млн. руб. в год. Пенсия федеральных судей сегодня превышает 60 тыс. руб. Согласно принятому Госдумой закону государственные чиновники федеральных и региональных органов власти получают при выходе на пению не 20-30% от прежнего заработка, как все россияне, а в 2-3 раза больше – от 40% до 75% утраченных окладов.

Пенсии рядовым гражданам страны начисляются в соответствии с взносами, поступившими в ПФР. И если работодатели выплачивают зарплату в конвертах, то пенсионерные взносы оказываются мизерными. В этой связи Д. Медведев на V Экономическом форуме в Красноярске 15 февраля 2008г. отметил, что работодатели, и работники должны понимать, что сокрытие реальной заработной платы – это кража из кошелька любого российского гражданина. И что особенно печально – каждого пенсионера [1,c.41].

Следует подчеркнуть, что покупательная способность «дореформенных» пенсионных денег была значительно выше. Максимальная пенсия для простых граждан позволяла им жить практически безбедно. Буханка хлеба стоила не больше 15 коп., колбаса – 2 руб. 20 коп., мясо – не более 2 руб. за 1 кг, 1 кВт/час электроэнергии – 4 коп., бензин – 7 коп. за 1 л, квартплата взималась не более 17 руб. в месяц и т. д. При таких ценах пенсионеры могли даже кое-что отложить на «черный день». Сравнивая стоимость хлеба, который, как известно, всему голова, приходим к выводу, что буханка подорожала в 100 раз. В ряде российских городов в 200 раз выросли цены на мясо, масло, проезд в транспорте.

Чтобы покупательная способность пенсии соответствовала росту цен на товары и услуги, было бы правильным увеличить ее во столько же раз. Тогда государству пришлось бы выплачивать каждому пенсионеру от 13 тыс. до 20 тыс. руб. ежемесячно.

Справедливости ради, следует отметить, что в последнее десятилетие пенсионное обеспечение несколько улучшилось: нет задержек с выплатами пенсий, проводятся их ежегодные индексации. Госдума неоднократно вносила поправки не только в закон о трудовых пенсиях, но и в законы о «чернобыльцах», о ветеранах, о социальной защите инвалидов в РФ, о героях Советского Союза, Социалистического труда, военных пенсионерах. Дополнительные расходы бюджета на эти цели в 2008 г. составили 5,264 млрд. руб.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.