Регистрация и учет налогоплательщиков Алтайского края
Содержание
Введение
Глава
1 Организация государственной регистрации и учёта налогоплательщиков –
юридических лиц
1.1 Совершенствование процедуры регистрации
и учета юридических лиц в России
1.2 Общая характеристика процедуры
регистрации юридических лиц
1.3 Общая характеристика налогового
учета
1.4 Единый государственный реестр
юридических лиц
Глава 2 Анализ результатов
работы налоговых органов Алтайского края по государственной регистрации и учету
налогоплательщиков
2.1 Юридические
лица. Единый
государственный реестр налогоплательщиков
2.2 Физические
лица. Единый
государственный реестр налогоплательщиков
2.3
Индивидуальные предприниматели. ЕГРН
Заключение
Список использованных источников
Введение
Взимание налогов - одна
из основных и древнейших функций государства, условие его существования. Не вызывает
сомнения тот факт, что это одна из составляющих стабильного развития на пути к
экономическому, социальному благополучию и наиболее эффективный инструмент
регулирования экономических отношений. Законодательство о налогах и сборах
регулирует властные отношения по поводу установления, введения и взимания
налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в
процессе осуществления налогового контроля и привлечения к ответственности за
совершение налогового правонарушения.
Для установления
эффективной системы налогообложения необходимо четко определить круг
налогоплательщиков, на которых будет возложена обязанность по уплате налогов.
Данная цель достигается с помощью государственной регистрации юридических лиц,
на основании которой в сою очередь происходит учет налогоплательщиков. Функции государственной регистрации и постановки
налогоплательщиков на налоговый учет осуществляют налоговые органы. Но функция
государственной регистрации налогоплательщиков была передана им только с 1 июля
2002 года. Эти меры были предприняты с целью создания Единого государственного
реестра юридических лиц и осуществления налогового контроля за деятельностью
организаций. Таким образом, в ходе работы по регистрации и учету
юридических лиц налоговые органы получают первичную информацию о
налогоплательщиках и включают ее в свою базу данных.
Основным законодательным
актом, регулирующим учет налогоплательщиков, является Налоговый Кодекс
Российской Федерации, согласно которому обязанность встать на учет в налоговые
органы возлагается на организацию.
Основным
же документом, регулирующим регистрацию налогоплательщиков, помимо Налогового
Кодекса Российской Федерации, является Федеральный закон «О государственной
регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»
введенный в действие с 1 июля 2002 года, который регламентирует два тесно
связанных между собой круга правоотношений. Это непосредственно вопросы
регистрации юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при
внесении изменений в их учредительные документы, а также ведения
государственного реестра юридических лиц.
К тому же, с 1 января
2004 года вступил в силу Федеральный закон № 185-ФЗ РФ «О внесении изменений в
законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур
государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей», который кардинально изменил всю действовавшую
систему налогового учета введением принципа «одного окна». Чуть позже было
принято Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. N 110 «О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», которое уточнило эту
процедуру и утвердило «Правила ведения Единого государственного реестра
налогоплательщиков».
Итак, процедура
государственной регистрации и учета налогоплательщиков по принципу «одного
окна» применяемая с 2004 года
поспособствовала взаимодействию регистрирующего органа с налогоплательщиками, что
не могло не принести ощутимую пользу государству в деле взимания налогов с
населения. Таким образом, процедура регистрации и постановки на учет для
налогоплательщиков была существенно облегчена, но за годы применения принципа
«одного окна» выявилось не малое количество проблем, которые требуют усиленного
внимания, как со стороны налоговых органов, так и со стороны законодательной
власти. Исходя из выше изложенного, можно утверждать, что данная тема актуальна
как с теоретической, так и с практической точки зрения.
Цель данной работы
состоит в том, чтобы на основе изучения теоретической базы, анализа и обобщения
действующей практики регистрации и учета налогоплательщиков Алтайского края
предложить методологические подходы по совершенствованию процедуры государственной
регистрации и постановки на учет юридических лиц.
Для
достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1)
исследовать законодательные основы существующей системы регистрации и
учёта налогоплательщиков в Российской Федерации;
2)
раскрыть
содержание процедуры государственной регистрации и постановки на учет
юридических лиц;
3)
выявить
теоретические аспекты ее эффективной организации и особенности практической
реализации в Российской Федерации (на примере – УФНС и ИФНС по ИНД. району);
4)
охарактеризовать
основные недостатки существующей системы;
5)
провести
разработку основных направлений и методологических подходов по
совершенствованию процедуры государственной регистрации и учета юридических лиц
в Российской Федерации.
Объектом
исследования данной работы являются общественные отношения, возникающие в
процессе осуществления государственной регистрации и учёта юридических лиц УФНС
по Алтайскому краю.
Предметом исследования являются нормативно-правовые
акты, регулирующие вышеуказанные отношения. Для
написания представленной работы были использованы следующие методы
исследования: анализ и обобщение (дедукция и индукция), формально-логический и
статистический методы. Источниками информации для работы являются
законодательные акты и нормативные материалы, федерального, регионального и
местного уровня, материалы официального сайта ФНС РФ и периодической прессы, а
также отечественная литература по основам налогообложения и налогового
контроля.
Глава 1 Организация государственной регистрации и учёта
налогоплательщиков – юридических лиц
1.1
Совершенствование процедуры регистрации и учета юридических лиц в России
В период перехода
экономики от административно-хозяйственной к рыночной системе процедура
регистрации юридического лица неизбежно сильно усложняется, это отчетливо видно
на примере процесса регистрации в конце 80-х гг. Учитывая, что государство в то
время было тоталитарным, то и первые правила регистрации предпринимателей, а
точнее регистрация кооперативов в конце 80-х гг. прошлого века была чисто
разрешительной процедурой. Одного желания и умения было недостаточно для
открытия кооператива. Требовалось доказать, что этот кооператив нужен, что
имеются необходимые возможности для своего функционирования и т.д. и т.п. Все
решала комиссия исполкома по кооперативам.
На следующем этапе
регистрация юридических лиц: малых предприятий (существовала ранее и такая
организационно-правовая форма), обществ с ограниченной ответственностью и
других осуществлялась отделом исполкома уже по заявительному принципу, но с
соблюдением определенных условий и подачей необходимых бумаг. Например,
необходимо было одобрить в финансовом управлении района технико-экономическое
обоснование создания и функционирования предприятия, получить согласие экологов
и т.п.
Процессы либерализации и
демократизации, происходившие в нашей стране на рубеже 90-х гг., оказывали свое
влияние и на процесс регистрации. Постепенно препятствия, которые ставились
перед предпринимателями, снимались, и регистрация вновь создававшихся предприятий
перестала казаться таким уж невозможным делом.
Резкое изменение в
процессе регистрации произошло с момента вступления в действие в 1990 г. законов: «О предприятиях и предпринимательской деятельности» и «О собственности в РСФСР».
Следует подчеркнуть, что до вступления в силу с 1 июля 2002г. закона «О
государственной регистрации юридических лиц» процесс регистрации в стране
основывался на статьях 34,35 закона «О предприятиях и предпринимательской
деятельности»[40].
Действовавшая процедура
регистрации юридических лиц была сложна и запутанна. Главными причинами
несовершенства института государственной регистрации юридических лиц являлись:
отсутствие единого законодательства, определяющего порядок и процедуру
государственной регистрации юридических лиц, отсутствие единого
государственного реестра, закрытость информации, включенной в государственный
реестр, для субъектов рынка, а также множественность органов, осуществляющих
регистрацию юридических лиц. Более пяти лет с момента принятия первой части
Гражданского кодекса РФ законодательными органами рассматривался проект закона
«О государственной регистрации юридических лиц». 8 августа 2001 г. был принят долгожданный нормативно-правовой акт, он был введен в действие 1 июля 2002 г.
Новый Закон был направлен
на совершенствование процесса регистрации создания, реорганизации и ликвидации
юридических лиц, в том числе на упрощение процедуры регистрации и сокращение ее
сроков, создание правовых основ формирования Единого государственного реестра
юридических лиц. Закон о государственной регистрации юридических лиц основан на
принципе единообразия. Регистрация осуществляется в единой системе
регистрирующих органов по общим правилам, действующим на всей территории
Российской Федерации. С 1 июля 2002 года, в соответствии с постановлением
Правительства Российской Федерации от 17 мая 2002 года N 319, принятым во
исполнение Федерального закона N 129-ФЗ, функции уполномоченного федерального
органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию
юридических лиц, возлагаются на налоговые органы.
До вступления в силу
Закона о государственной регистрации юридических лиц, регистрирующие органы в
законодательстве были выделены не четко, что породило множество органов
регистрации. Например, действовавший в то время п. 1 ст. 34 Закона РСФСР от
25.12.90 N 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности», в
соответствии, с которым регистрацию юридических лиц должны осуществлять органы
местного самоуправления, а ГК РФ в ст. 51 содержит указание на то, что
юридическое лицо подлежит регистрации в органах юстиции. Вследствие этого
вопрос об органах, осуществляющих регистрацию юридических лиц, решался
по-разному. В сложившихся обстоятельствах субъекты РФ самостоятельно решали
вопрос об органе, который осуществляет регистрационные функции. Так, после
утверждения Постановлением Правительства РФ от 07.10.96 N 1177 Концепции
реформирования органов и учреждений юстиции Российской Федерации в некоторых
субъектах (республиках Татарстан, Марий Эл, Саха, Кемеровской, Читинской
областях и др.) были созданы специализированные органы по регистрации
юридических лиц, являвшиеся либо самостоятельным органом, либо подразделением
органа юстиции. В Москве орган, осуществляющий регистрацию юридических лиц, не
являлся ни органом местного самоуправления, ни органом юстиции. Московская
регистрационная палата, действовавшая на основании Положения, утвержденного
Правительством Москвы от 25.07.91 N 134-2, являлась самостоятельной
организацией [40].
Итак, до 2002 года
процедуру регистрации юридических лиц в различных субъектах РФ могли
осуществлять:
1)
органы юстиции в
субъектах Российской Федерации;
2)
регистрационные
палаты, созданные администрациями субъектов РФ;
3)
органы местного
самоуправления.
Приведенный перечень
регистрирующих органов дополняется иными органами, в чью компетенцию также
входили вопросы регистрации юридических лиц. В банковской сфере органом,
осуществляющим государственную регистрацию, являлся Центральный банк РФ, в
области средств массовой информации - Министерство РФ по делам печати,
телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Государственная
регистрационная палата при Минюсте России является регистрирующим органом в
отношении предприятий с иностранными инвестициями нефтегазодобывающей,
нефтегазоперерабатывающей и угледобывающей отраслей, независимо от размера
уставного капитала, а также предприятий, размер вклада иностранного инвестора в
которые составляет сумму, превышающую 100 000 руб.[40].
Итак, для всех был
очевиден тот факт, что изменения существующей системы регистрации юридических
лиц были просто необходимы. Так как отсутствовала единая система регистрирующих
органов, отсутствовал государственный реестр, в котором содержались бы сведения
обо всех юридических лицах, зарегистрированных на территории страны, информация
из которого способствовала бы более цивилизованному способу ведения российского
бизнеса и т.д.
На протяжении всех последующих лет процесс
регистрации юридических лиц непрерывно совершенствовался, подвергался
изменениям и дополнениям. Так главное нововведение Федерального закона от 23
декабря 2003 г. N 185-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты
Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной
регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей», вступившего в силу с 1 января 2004 г., - система «одного окна». По этому принципу налоговые органы, получившие заявительные
документы от организации, должны обеспечить следующую последовательность
действий: провести госрегистрацию налогоплательщика, внести сведения о нем в
соответствующий государственный реестр, поставить на налоговый учет. И главное -
в течение пяти дней со дня госрегистрации отправить необходимые документы для
регистрации страхователя во внебюджетные фонды. В эти же пять дней налоговые
органы должны выдать или отправить по почте «новообращенной» организации или
предпринимателю свидетельство о госрегистрации и о постановке на налоговый
учет, а также уведомление о совершении указанных действий. Таким образом,
юридическому лицу оставалось только посетить орган Госкомстата для получения
кодов статистики и открыть счет в банке [17].
Однако,
несмотря на столь привлекательные общие принципы «нового» законодательства, по
прошествии трехлетнего периода применения данных норм следует задаться вопросом
об эффективности и практичности его отдельных аспектов, так как за данный
период обнаружилось множество проблем выявленных практической стороной его
применения.
1.2 Общая
характеристика процедуры регистрации налогоплательщиков - юридических лиц
Понятие процедуры и
цель регистрации юридического лица
В настоящее время
законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из
Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 8 августа 2001 г. N129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее
Закон о регистрации юридических лиц) и издаваемых в соответствии с ними иных
нормативных правовых актов Российской Федерации.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|