Во-первых, в силу
изменений, внесенных в абз. 2 п. 1 ст. 83 НК РФ, организация, состоящая на
учете в налоговом органе по месту своего обособленного подразделения и
открывающая на территории, подведомственной данному налоговому органу, еще одно
обособленное подразделение, не встает второй раз в этом же налоговом органе на
налоговый учет. Указанное уточнение, не отменяющее обязанности организации
вставать на налоговый учет по месту нахождения каждого из своих обособленных
подразделений, продиктовано здравым смыслом.
Во-вторых, в п. 4 ст. 83
НК РФ установлен упрощенный порядок постановки на учет по месту нахождения
обособленных подразделений для тех организаций, которые имеют обособленные
подразделения в одном муниципальном образовании, но на территориях,
подведомственных разным налоговым органам, и уже состоят на учете по месту
нахождения одного из подразделений. Теперь в этой ситуации организации не
встают в общем порядке на учет в налоговых органах по месту нахождения иных
подразделений, а только в письменной форме уведомляет налоговый орган по месту
своего нахождения о создании обособленного подразделения. Напомним, что ранее
организации были обязаны встать на учет в каждой соответствующей налоговой
инспекции.
Если организация
одновременно создает в одном муниципальном образовании несколько обособленных
подразделений, расположенных на территориях, подведомственных разным налоговым
органам, организация вправе самостоятельно выбрать налоговый орган, в котором
встанет на учет [15].
Что касается постановки налогоплательщиков на учет по месту
нахождения недвижимого имущества и транспортных средств, то в соответствии с п. 5 ст. 83 НК РФ (в
ред. Федерального закона от 23 декабря 2003 года N 185-ФЗ) постановка на учет
организации по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества или
транспортных средств осуществляется на основании сведений, сообщаемых органами,
указанными в ст. 85 НК РФ. Речь идет об органах, осуществляющих государственную
регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органах,
осуществляющих регистрацию транспортных средств.
Указанные выше органы
обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории
недвижимом имуществе и транспортных средствах, зарегистрированных в этих
органах, в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации.
Налоговый орган
производит постановку на учет налогоплательщика - владельца недвижимого
имущества или транспортного средства в течение 5 дней со дня поступления
соответствующих сведений от органов, осуществляющих государственную регистрацию
прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органов, осуществляющих
регистрацию транспортных средств. В тот же срок налогоплательщику выдается или
направляется по почте свидетельство о постановке на учет в налоговом органе и
(или) уведомление о постановке на учет в налоговом органе.
Следует отметить, что
организации подлежат постановке на учет в налоговых органах только по месту
нахождения того недвижимого имущества, которое принадлежит им на праве
собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления.
Таким образом,
налогоплательщики не обязаны подавать заявление о постановке на учет по месту
нахождения недвижимого имущества и транспортных средств. Такой учет
осуществляется налоговыми органами самостоятельно в уведомительном порядке.
Необходимо отметить, что
Федеральным законом от 27 июля 2006 года не внесено каких-либо серьезных
изменений в порядок постановки налогоплательщиков на учет по месту нахождения
недвижимого имущества и транспортных средств. Отметим единственное изменение,
вступившее в силу с 1 января 2007 года. Так, прежде местом нахождения морских,
речных и воздушных транспортных средств признавалось либо место (порт)
приписки, либо место государственной регистрации. В силу внесенных изменений
местом нахождения морских, речных и воздушных транспортных средств признается
место (порт) приписки. И лишь при отсутствии места (порта) приписки место
нахождения транспортного средства определяется по месту его государственной
регистрации [15].
Итак, из всего выше приведенного можно сделать вывод о
том, что учет налогоплательщиков - это информационная основа всей налоговой
работы. От того насколько качественно будут выполнены все процедуры на этом
участке, зависит качество работы всей налоговой инспекции. В тоже время нельзя
сводить учет плательщиков только к определенной совокупности формальных, технических
процедур по включению сведений о плательщике в базу данных Единого
государственного реестра налогоплательщиков по получению и составлению
некоторого количества стандартных документов. Практика работы показывает, что
налоговый контроль должен осуществляться уже на этом, первом, участке налоговой
работы, иначе есть реальная угроза включения в базы данных ЕГРЮЛ недостоверных
данных, что резко снижает эффективность всей работы по сбору налогов.
В результате осуществления налогового учета налоговые
органы получают информацию, необходимую для проведения налоговых проверок:
юридический адрес, сведения о руководителях и организационно-правовой форме
организации-налогоплательщика и другое. Поэтому налоговый учет важен не только
для налоговых органов, но и для многих юридических лиц, потому что, к примеру,
из базы данных ЕГРН можно узнать о том, как долго предприятие работает на
рынке, можно ли ему доверять как партнеру, определить активность предприятия и
многое другое.
1.4 Единый
государственный реестр юридических лиц
На основании процедуры регистрации налоговыми
органами осуществляется оперативное ведение Единого государственного реестра
юридических лиц (далее - Единый государственный реестр или ЕГРЮЛ).
Государственный реестр - известное для отечественного правопорядка явление.
Реестры, или регистры, как систематизированные перечни каких-либо данных
ведутся различными государственными органами. К примеру, сведения о
налогоплательщиках и присвоенных им идентификационных номерах включались ранее
в государственный реестр предприятий, который велся налоговой службой.
Лицензирующие органы ведут реестры лицензиатов. Как следует из приведенных
примеров, информация, содержащаяся в реестрах, имеет функциональное значение и
аккумулируется для контроля за соблюдением субъектами предпринимательской
деятельности определенной обязанности, установленной государством. Единый
государственный реестр призван стать упорядоченной системой таких данных о
юридических лицах, которые позволяют идентифицировать субъект, зафиксировать
его историю, составить представление о минимальном размере ответственности,
хозяйственной компетенции.
Значение государственного реестра, его полноты,
достоверности содержащихся в нем сведений и открытости для любого
заинтересованного лица чрезвычайно велико. Именно такая информация обеспечивает
возможность получения необходимых данных при выборе контрагента и ведении
хозяйственных операций, а это напрямую способствует устойчивости экономического
оборота.
Анализ законодательства позволяет выделить следующие
основные принципы ведения Единого государственного реестра.
1)
Всеобщность
- в реестр включены все юридические лица, независимо от организационно-правовой
формы и иных оснований.
2)
Достоверность
- записи реестра должны соответствовать реальному состоянию юридического лица.
3)
Публичность
- каждый вправе получить сведения из реестра.
4)
Платность
- за предоставление сведений из реестра, выписок и копий имеющихся документов
взимается плата.
Единый государственный
реестр является информационным банком данных обо всех зарегистрированных
юридических лицах. Составляющей частью его являются регистрационные дела
каждого зарегистрированного юридического лица, а также книги учета документов.
В Единый государственный
реестр включаются записи о регистрации, о создаваемых, реорганизуемых и
ликвидируемых юридических лицах. Регистрационные дела формируются на каждое
регистрируемое юридическое лицо и содержат все документы, представляемые при
регистрации. Книги учета и регистрационные дела хранятся без ограничения времени
и не подлежат уничтожению. Именно с момента внесения записи в реестр
юридическое лицо считается созданным, реорганизованным или ликвидированным [9].
Единство и сопоставимость сведений, содержащихся в
реестре, обеспечивается за счет соблюдения единства принципов, методов и форм
ведения Единого государственного реестра. Чтобы достичь единства и
сопоставимости указываемых в реестре сведений, все регистрирующие органы должны
вести его по единым правилам.
Единый государственный
реестр является федеральным информационным ресурсом и ведется на бумажных и
электронных носителях. При этом в случае выявления несоответствия между
записями на бумажных и электронных носителях приоритет имеют записи на бумажных
носителях, если не установлен иной порядок ведения государственного реестра.
В Едином государственном
реестре содержатся следующие сведения и документы о юридическом лице:
1)
полное и (в
случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное
наименование, для коммерческих организаций на русском языке. В случае если в
учредительных документах юридического лица его наименование указано на одном из
языков народов Российской Федерации и (или) на иностранном языке, в едином
государственном реестре юридических лиц указывается также наименование юридического
лица на этих языках;
2)
организационно-правовая
форма;
3)
адрес (место
нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в
случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического
лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического
лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом;
4)
способ
образования юридического лица (создание или реорганизация);
5)
сведения об
учредителях (участниках) юридического лица, в отношении акционерных обществ
также сведения о держателях реестров их акционеров;
6)
подлинники или
засвидетельствованные в нотариальном порядке копии учредительных документов
юридического лица;
7)
сведения о
правопреемстве - для юридических лиц, созданных в результате реорганизации иных
юридических лиц, для юридических лиц, в учредительные документы которых
вносятся изменения в связи с реорганизацией, а также для юридических лиц,
прекративших свою деятельность в результате реорганизации;
8)
дата регистрации
изменений, внесенных в учредительные документы юридического лица, или в
случаях, установленных законом, дата получения регистрирующим органом
уведомления об изменениях, внесенных в учредительные документы;
9)
способ
прекращения деятельности юридического лица (путем реорганизации, ликвидации или
путем исключения из единого государственного реестра юридических лиц по решению
регистрирующего органа);
10)
размер указанного
в учредительных документах коммерческой организации уставного капитала
(складочного капитала, уставного фонда, паевых взносов или другого);
11)
фамилия, имя,
отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени
юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных
документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством
Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его
наличии;
12)
сведения о
лицензиях, полученных юридическим лицом;
13)
сведения о
филиалах и представительствах юридического лица;
14)
идентификационный
номер налогоплательщика, код причины и дата постановки на учет юридического
лица в налоговом органе;
15)
коды по
Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности;
16)
номер и дата
регистрации юридического лица в качестве страхователя:
в территориальном органе
Пенсионного фонда Российской Федерации;
в исполнительном органе
Фонда социального страхования Российской Федерации;
в территориальном фонде
обязательного медицинского страхования;
17)
сведения о
банковских счетах юридического лица.
Информация, содержащаяся
в Едином государственном реестре, сохраняется даже при внесении изменений.
Реестр должен хранить весь объем информации о юридическом лице в течение определенного
Правительством РФ времени.
Основанием включения в
реестр информации являются документы, представленные заявителями при
государственной регистрации юридических лиц и внесении изменений в
государственный реестр, а так же сведения предоставляемые банками,
лицензирующими органами. Каждой записи присваивается государственный
регистрационный номер и для каждой записи указывается дата внесения ее в
государственный реестр.
Законом на юридических
лиц возложена обязанность уведомлять регистрирующий орган по месту своего
нахождения об изменении сведений, перечисленных выше, в течение трех дней с
момента изменения, за исключением сведений о лицензиях, полученных юридическим
лицом (сведения предоставляются самими лицензирующими органами не позднее пяти
рабочих дней с момента принятия соответствующего решения) [3].
Регистрационное дело
юридического лица содержит все документы, предусмотренные Законом о
государственной регистрации юридических лиц, представленные в регистрирующий
орган.
Очень высока практическая
сторона ведения государственного реестра юридических лиц для различных
субъектов хозяйствования, при выборе контрагентов. Любое заинтересованное лицо
может получить сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре, о любом
зарегистрированном юридическом лице. Указанная информация являются открытой и
общедоступной, за исключением паспортных данных физических лиц и банковских
счетов налогоплательщиков. Паспортные данные физических лиц и сведения о
банковских счетах налогоплательщиков могут быть предоставлены исключительно по
запросам органов государственной власти в соответствии с их компетенцией.
Установлено, что отказ в предоставлении содержащихся в Едином государственном
реестре сведений не допускается. Предоставление содержащихся в Едином
государственном реестре сведений осуществляется за плату, если иное не
установлено федеральными законами. Размер платы за предоставление сведений
устанавливается Правительством Российской Федерации. В случаях и в порядке,
которые установлены федеральными законами и нормативными правовыми актами
Правительства РФ, регистрирующий орган бесплатно предоставляет содержащиеся в
Едином государственном реестре сведения по запросам органов государственной
власти, в том числе правоохранительных органов и судов по находящимся в производстве
делам, органов местного самоуправления, а также иных лиц, определенных
федеральными законами.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|