В
соответствии с абзацем вторым п. 3 ст. 26 Закона о государственной регистрации
специальным признаком недействующего юридического лица является невыполнение
требований по сообщению сведений в регистрирующий орган. В этом Законе
специально оговорено, что для таких юридических лиц порядок исключения из ЕГРЮЛ
применяется без наличия иных признаков недействующего юридического лица
(резюмируется, что лицо, не представившее сведения о себе, является
недействующим).
При
установлении признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган
должен убедиться в отсутствии сведений о недвижимом имуществе и о транспортных
средствах данного юридического лица. Информация об имуществе предоставляется
органами, указанными в ст. 85 НК РФ.
Признание
за юридическим лицом статуса недействующего юридического лица влечет в качестве
правового последствия возможность применения в отношении такого юридического
лица процедуры исключения из ЕГРЮЛ [7].
Административная
процедура ликвидации юридического лица начинается с принятием регистрирующим
органом решения о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ.
Дополнение,
внесенное Законом N 83-ФЗ в ст. 5 Закона N 129-ФЗ, связано с включением в
государственный реестр сведений о новом способе прекращения деятельности
юридического лица - об исключении из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа.
Срок, в течение которого регистрирующий орган принимает решение о предстоящем
исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, не определен. Решение о
предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ подлежит публикации в журнале
«Вестник государственной регистрации» в течение трех дней с момента принятия
решения. Но решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ не
является решением о приостановлении деятельности юридического лица.
Одновременно
с решением о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ публикуются
сведения, предназначенные для обеспечения защиты прав и законных интересов
кредиторов, учредителей, работников юридического лица и иных лиц, в том числе
адрес, по которому лица, чьи права и законные интересы затрагивает исключение
недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, могут подать регистрирующему органу
заявление. Срок направления соответствующего заявления - не позднее трех
месяцев со дня опубликования решения; порядок направления заявлений -
письменная произвольная форма. Содержание заявления, представляемого
заинтересованными лицами, не определено. Вместе с тем исходя из системного
толкования законодательных актов, регулирующих процесс прекращения деятельности
юридического лица, в заявлении должны быть приведены либо:
1)
доказательства
наличия требований к юридическому лицу, что влечет переход к процедуре
банкротства;
2)
опровержение
признаков недействующего юридического лица (например, факты представления
отчетности за предшествующие двенадцать месяцев), что влечет отмену вынесенного
решения о предстоящем исключении.
Если
заявление поступило на указанный регистрирующим органом адрес до окончания
последнего дня трехмесячного срока, то решение об исключении недействующего
юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается.
Вопрос
о переходе к судебной процедуре ликвидации будет решаться в зависимости от
содержания поданного заявления. Не исключено, что по истечении последующих
двенадцати месяцев в отношении этого же юридического лица может быть
возобновлен административный порядок прекращения деятельности [31].
Если
заявление не поступило в трехмесячный срок, регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ
запись об исключении недействующего юридического лица из реестра. С этого
момента правоспособность юридического лица прекращается (соответствующая
поправка внесена Законом N 83-ФЗ в п. 3 ст. 49 ГК РФ).
Срок
обжалования решения об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ -
один год. Данный срок рассчитывается с того момента, когда лицо узнало или
должно было узнать о нарушении своих прав.
Защита
нарушенных прав осуществляется путем обращения в арбитражный суд с заявлением о
признании решения недействительным. Спор будет рассматриваться по правилам
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) [31].
Ответственность
за нарушение порядка государственной регистрации
Ответственность за
нарушение порядка государственной регистрации делится на:
1)
ответственность
регистрирующего органа за нарушение порядка государственной регистрации;
2)
ответственность
заявителя и (или) юридического лица за неправомерные действия.
Итак, регистрирующий
орган несет ответственность, установленную ст. 24 Закона, за нарушение порядка
государственной регистрации. К нарушениям порядка регистрации относятся:
1)
необоснованный
отказ в регистрации;
2)
неосуществление
государственной регистрации в установленные сроки;
3)
иное нарушение
порядка государственной регистрации;
4)
незаконный отказ
в предоставлении или за несвоевременное предоставление содержащихся в
государственных реестрах сведений и документов.
Необоснованным считается
отказ, не основанный на положениях ст. 23 Закона о госрегисртрации:
непредставление определенных Законом необходимых для государственной
регистрации документов и представление документов в ненадлежащий регистрирующий
орган.
Регистрирующий орган
возмещает ущерб, причиненный отказом в государственной регистрации, уклонением
от государственной регистрации или нарушением порядка государственной
регистрации, допущенным по его вине.
Государственной думой в
настоящее время рассматриваются изменения в Уголовный кодекс РФ, касающиеся мер
ответственности за нарушение порядка регистрации юридических лиц [7].
Юридические лица же в
свою очередь несут ответственность, установленную законодательством Российской
Федерации за непредставление или несвоевременное представление необходимых для
включения в государственные реестры сведений, а также за представление
недостоверных сведений заявители.
Регистрирующий орган
вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае
допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных
правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в
случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных
правовых актов о государственной регистрации юридических лиц [7].
1.3 Общая
характеристика налогового учета
Понятие и виды
налогового учета
Налоговый Кодекс РФ
выделяет следующие формы осуществления налогового контроля:
1) учет
налогоплательщиков;
2) оперативный
бухгалтерский учет;
3) налоговые проверки.
Все формы осуществления
налогового контроля между собой взаимосвязаны. В данной работе подробно
рассматривается такая форма налогового контроля как налоговый учет. Налоговый
учет является тем базисом, на котором начинают выстраиваться отношения между
налогоплательщиками и налоговыми органами, поскольку без постановки на
налоговый учет налоговые органы не имеют реальной возможности осуществить в
отношении такого налогоплательщика мероприятия налогового контроля и, как
следствие, привлечь такого налогоплательщика к ответственности. Таким образом,
осуществление налогового учета является важнейшим видом деятельности налоговых
органов. В результате его осуществления налоговые органы получают информацию,
необходимую для проведения налоговых проверок: юридический адрес, адрес
фактического местонахождения (места жительства) налогоплательщика, сведения о
руководителях и организационно - правовой форме организации - налогоплательщика
и др.
Учет налогоплательщиков
заключается в формировании системы сведений о налогоплательщиках, необходимых
для контроля за правильностью исчисления и уплаты данными налогоплательщиками
установленных налогов. К указанным сведениям относятся в первую очередь
сведения о наименовании (фамилии, имени, отчества) налогоплательщика, его
местонахождении (месте жительства), организационно - правовой форме, сведения о
руководителе налогоплательщика. Тем самым учет налогоплательщиков является
необходимым условием проведения налогового контроля, поскольку именно в
результате учета налогоплательщиков формируется объект налогового контроля.
Цель учета налогоплательщиков
заключается в создании единого банка данных о налогоплательщиках, то есть целью
постановки налогоплательщика на учет является, прежде всего, получение
информации о налогоплательщике и его имуществе, необходимой для проведения
мероприятий налогового контроля.
Результатом учета
налогоплательщиков становится создание и ведение налоговыми органами Единого
государственного реестра налогоплательщиков (ЕГРН), содержащего вышеуказанные
сведения о налогоплательщиках [12].
Итак, налоговый учет -
это комплекс установленных налоговым законодательством мероприятий,
осуществляемых налоговыми органами с целью регистрации всех налогоплательщиков
(или налоговых агентов) в налоговых органах и аккумулирования сведений о
налогоплательщиках в едином государственном реестре налогоплательщиков [16].
Налоговый учет проводится
только в отношении налогоплательщиков (организаций и физических лиц) или
налоговых агентов. Плательщики сборов (организации или физические лица) не
подлежат постановке на налоговый учет, поскольку Налоговый кодекс не содержит
норм по учету плательщиков сборов, и, согласно п. 3 ст. 1 НК РФ, действие
Налогового кодекса в части осуществления налогового учета на плательщиков
сборов не распространяется. По месту нахождения филиалов и обособленных подразделений
в качестве налогоплательщиков обязаны встать на налоговый учет организации, в
состав которых входят данные филиалы и обособленные подразделения, таким
образом, филиалы и обособленные подразделения организаций не являются
самостоятельными налогоплательщиками или налоговыми агентами.
Общими характеристиками
осуществления налогового учета являются:
1)
налоговый учет
осуществляется в целях проведения налогового контроля (ст. 83 НК РФ);
2)
налоговый учет
осуществляется налоговыми органами;
3)
налоговый учет
осуществляется независимо от наличия обстоятельств, с которыми связано
возникновение обязанности по уплате того или иного налога, т.е. налоговый учет
носит общеобязательный характер для всех налогоплательщиков;
4)
налоговый учет
одного и того же налогоплательщика может осуществляться по нескольким
основаниям;
5)
НК РФ установлены
основные элементы налогового учета (основания, сроки, место и порядок
постановки на учет и др.);
6)
налоговый учет
является основой для ведения Единого государственного реестра
налогоплательщиков и осуществления документооборота по уплате налогов и сборов
(на всех документах по уплате налогов и сборов необходимо наличие
идентификационного номера налогоплательщика - ИНН);
7)
за нарушение
порядка налогового учета установлена ответственность по налоговому
законодательству [19].
Налоговый учет можно
разделить на виды в зависимости от оснований постановки на учет. В соответствии
с Налоговым кодексом постановка на учёт
организации производится по следующим основаниям:
1)
по месту нахождения организации;
2)
по месту нахождения обособленных подразделений;
3)
по месту нахождения недвижимого имущества;
4)
по месту нахождения транспортных средств;
по
иным основаниям [3].
Перечислим основные
элементы налогового учета. Субъектами налогового учета являются органы,
наделенные властными полномочиями по осуществлению в отношении
налогоплательщиков налогового учета, переучета, снятия с налогового учета и
ведению соответствующего реестра, т.е. налоговые органы (ст. 83, 84 НК РФ).
Объектом налогового учета являются действия (бездействие) организаций по
предоставлению информации, необходимой для постановки на налоговый учет,
переучета или снятия с налогового учета, а также для формирования Единого
государственного реестра налогоплательщиков. Основания налогового учета - это
юридические факты, с которыми Налоговый кодекс связывает обязанность лица
осуществить действия по постановке на налоговый учет, переучету или снятию с
налогового учета.
Основаниями постановки на
налоговый учет для юридического лица являются:
1)
государственная
регистрация юридического лица;
2)
создание
филиалов, представительств и обособленных подразделений организации;
3)
обладание
недвижимым имуществом и транспортными средствами, подлежащими налогообложению.
Основаниями же для
переучета и снятия с налогового учета являются:
1)
изменение
юридического адреса и государственная перерегистрация организации;
2)
ликвидация
(банкротство) организации;
3)
ликвидация
филиала и обособленных подразделений организации;
4)
прекращение или
утрата права собственности на недвижимое имущество или транспортные средства,
подлежащие налогообложению (отчуждение имущества, уничтожение или потеря
имущества и т.д.).
Важнейшим элементом и
инструментом учета налогоплательщиков является ИНН - идентификационный номер
налогоплательщика. Идентификационный номер представляет собой для
налогоплательщика - организации десятизначный цифровой код. Последовательность
цифр ИНН слева направо показывает:
код налоговой инспекции,
которая присвоила налогоплательщику идентификационный номер (4 знака, при этом,
первые два - код региона, вторые два - код налоговой инспекции внутри региона);
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|