По
разделу «Жилищно-коммунальное хозяйство» подразделу «Коммунальное хозяйство»
расходы составили 547 млн. рублей, превысив годовой показатель в 3,7 раза. В
основном перевыполнение связано с освоением целевых средств, поступивших из федерального
бюджета на закупку автотранспортных средств и коммунальной техники – 227 млн.
рублей, а также на реализацию подпрограммы «Обеспечение земельных участков
коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства» федеральной
целевой программы «Жилище» – 111 млн. рублей.
По
разделу «Социальная политика» подразделу «Охрана семьи и детства» расходы
составили 813 млн. рублей или 128,9% от годового показателя, что в основном
связано с освоением средств по целевой статье «Компенсация части родительской
платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных
учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного
образования» – 216 млн. рублей. Указанные расходы в законе о бюджете на 2009
год не предусмотрены и производились за счет целевых средств, поступивших из
федерального бюджета.
По
разделу «Общегосударственные вопросы» расходы исполнены в объеме 1, 96 млрд.
рублей или 16,5% от годового показателя.
Низкий
уровень исполнения расходов по данному разделу объясняется отсутствием в
отчетном периоде потребности в средствах на обслуживание государственного долга
республики, а также механизмом отражения расходов, произведенных за счет
средств резервного фонда Кабинета Министров Республики Татарстан (плановый показатель
отражается в указанном разделе, а фактические расходы – в расходах
бюджетополучателей в других разделах согласно целям получения).
Расходы
по подразделу «Другие общегосударственные вопросы» исполнены на 11,2% от
годового показателя (по данному подразделу в основном предусматривались
средства на разработку ведомственных целевых программ).
Законом о бюджете на 2009
год резервный фонд Кабинета Министров Республики Татарстан утвержден в объеме 1
млрд. 684 млн. рублей.
Согласно Отчету о
произведенных расходах за счет средств резервного фонда Кабинета Министров
Республики Татарстан за 9 месяцев 2009 года расходы составили 1 млрд. 111
млн. рублей или 66% от утвержденного показателя.
Средства резервного фонда
Кабинета Министров Республики Татарстан в текущем периоде направлялись на
объекты капитального строительства, приобретение противовирусных препаратов,
модернизацию электронной торговой площадки, закупку автотранспортных средств,
коммунальной техники и пожарных автомашин, погашение кредиторской задолженности,
оплату комплектов призывника, организацию международных и российских
мероприятий, оплату расходов, связанных с участием представителей Республики
Татарстан в различных международных и российских конференциях, семинарах.
В анализируемом периоде расходы бюджета
республики на оплату труда с начислениями составили 6 млрд. 383 млн. рублей (7,7%
от общего объема расходов), что на 354 млн. рублей или на 5,9% выше
аналогичного показателя за соответствующий период 2008 года.
Расходы на оплату коммунальных услуг составили
406 млн. рублей (0,5%), превысив аналогичный показатель за соответствующий
период 2008 года на 108 млн. рублей или на 36,3%.
Анализ
исполнения расходов бюджета Республики Татарстан за 9 месяцев 2009 года по
месяцам показал, что исполнение расходов осуществляется неравномерно (диаграмма
29).
Диаграмма 29, Динамика
исполнения расходов бюджета Республики Татарстан за 9 месяцев 2009 года по
месяцам
В июле
произведены расходы в объеме 23 млрд. 310 млн. рублей, что более чем в 2,5 раза
превышает среднемесячный показатель расходов, сложившийся в отчетном периоде на
уровне 9 млрд. 172 млн. рублей.
Существенный
рост расходов в июле текущего года в основном связан с освоением средств,
предусмотренных на строительство объектов Универсиады и Программы дорожных
работ на дорогах общего пользования Республики Татарстан на 2009–2011 годы.
По сравнению
с аналогичным периодом 2008 года расходы бюджета республики за 9 месяцев 2009
года увеличились на 5 млрд. 990 млн. рублей или на 7,8%.
Основное
увеличение произошло за счет роста расходов по разделам «Национальная
экономика», «Здравоохранение, физическая культура и спорт», «Социальная
политика» и «Межбюджетные трансферты».
По сравнению
с уровнем 2008 года расходы увеличились:
– по
разделу «Здравоохранение, физическая культура и спорт» – на 65,9% или на 3 млрд.
714 млн. рублей в основном ввиду освоения федеральных средств, направленных на
строительство и реконструкцию объектов Универсиады 2013 года в
Казани;
– по
разделу «Социальная политика» – на 48,6% или на 3 млрд. 440 млн. рублей за счет
роста расходов на обеспечение деятельности учреждений социального обслуживания
населения, обеспечение мер социальной поддержки ветеранов труда и тружеников
тыла, осуществление полномочий Российской Федерации в области содействия
занятости населения;
– по
разделу «Национальная экономика» – на 17,8% или на 3 млрд. 923 млн. рублей за
счет роста расходов на реализацию Программы дорожных работ на дорогах общего
пользования Республики Татарстан на 2009–2011 годы, а также программы «Развитие
сельского хозяйства Республики Татарстан на 2008–2012 годы»;
– по
разделу «Межбюджетные трансферты» – на 2,4% или на 627 млн. рублей в основном
за счет роста объемов трансфертов, передаваемых Фонду обязательного
медицинского страхования Республики Татарстан (в 2008 году расходы на
одноканальное финансирование учреждений здравоохранения производились по
разделу «Здравоохранение, физическая культура и спорт»).
По другим
разделам классификации расходов бюджета Республики Татарстан расходы исполнены
в меньших объемах по сравнению с уровнем 2008 года.
Наибольшее
снижение расходов наблюдается по разделу «Жилищно-коммунальное хозяйство» – на
82,8% или на 3 млрд. 767 млн. рублей в связи с учетом средств на реализацию
программы «Государственная поддержка обеспечения жильем граждан в Республике
Татарстан на льготных условиях» в текущем году на специальном внебюджетном
счете.
В объеме
годовых назначений профинансированы 3 республиканские целевые программы:
программа «Развитие и использование информационных и коммуникационных
технологий в Республике Татарстан «Электронный Татарстан» (2008–2010 годы)»,
Программа отдыха, оздоровления, занятости детей и молодежи Республики Татарстан
на 2009–2011 годы, Республиканская комплексная программа профилактики наркотизации
населения в Республике Татарстан на 2007–2009 годы. [39]
По отдельным
программам отмечается низкий уровень исполнения расходов. В отчетном периоде не
производились расходы по республиканской программе по реализации Стратегии
антикоррупционной политики Республики Татарстан на 2009–2010 годы, при этом
средства из бюджета республики на данную Программу выделены в объеме 2 млн.
рублей.
В рамках
расходов на развитие социальной и инженерной инфраструктуры осуществлялись
расходы по следующим ведомственным программам:
– по
Программе капитальных вложений Республики Татарстан на 2009 год – 905
млн. рублей, что в 2,3 раза превышает утвержденные назначения. Превышение
обусловлено выделением из резервного фонда Кабинета Министров Республики
Татарстан дополнительных ассигнований в объеме 589 млн. рублей на реализацию
Программы;
– по
Программе «Развитие транспортного комплекса Республики Татарстан на 2006–2010
годы» – 999 млн. рублей или 99,99%.
Расходы на
реализацию Программы природоохранных мероприятий Республики Татарстан на 2009
год в отчетном периоде составили 31 млн. рублей или 24,9% от утвержденных
назначений.
По Программе
дорожных работ на дорогах общего пользования Республики Татарстан на 2009–2011
годы расходы исполнены в объеме 8 млрд. 733 млн. рублей.
Общая сумма финансирования за 9 месяцев 2009 года приоритетных
национальных проектов «Образование», «Доступное комфортное жилье – гражданам
России» и «Здоровье» в Республике Татарстан и мероприятий в области сельского
хозяйства составила 17 млрд. 039 млн. рублей или 94,2% от годовых назначений
(таблица 3).
Таблица 3
Наименование
|
Плановые назначения на 2009 год, (тыс.
руб.)
|
Профинансировано за
9 месяцев 2009 года
|
(тыс. руб.)
|
(%)
|
ПНП «Образование», в том числе за счет
средств:
|
1 118 801
|
932 363
|
83,3
|
– федерального бюджета
|
543 743
|
454 716
|
83,6
|
– бюджета республики
|
575 058
|
477 647
|
83,1
|
ПНП «Здоровье», в том числе за счет
средств:
|
3 472 117
|
2 835 146
|
81,7
|
– федерального бюджета
|
2 427 554
|
1 726 305
|
71,1
|
– консолидированного бюджета
республики
|
1 314 563
|
1 108 841
|
84,4
|
ПНП «Доступное и комфортное жилье – гражданам
России», в том числе за счет средств:
|
797 312
|
765 567
|
96,0
|
– федерального бюджета
|
624 202
|
592 457
|
94,9
|
– бюджета республики
|
173 110
|
173 110
|
100,0
|
Республиканская целевая программа
«Развитие сельского хозяйства Республики Татарстан на 2008–2012 годы», в том
числе за счет средств:
|
12 700 000
|
12 506 800
|
98,5
|
– федерального бюджета
|
6 900 000
|
8 575 100
|
124,3
|
– бюджета республики
|
5 800 000
|
3 931 700
|
67,4
|
ВСЕГО
|
18 088 230
|
17 039 876
|
94,2
|
Общая сумма
финансирования за 9 месяцев 2009 года приоритетных национальных проектов
По ПНП
«Образование» из семи запланированных – профинансированы шесть направлений.
В отчетном
периоде в связи с отсутствием нормативно-правовых актов, закрепляющих права и
обязанности сторон (между Министерством образования и науки Российской
Федерации и Республикой Татарстан), не реализовывалось направление «Развитие
дистанционного образования детей-инвалидов».
По ПНП
«Здоровье», «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» профинансированы
все запланированные направления.
За 9 месяцев
2009 года по программе «Развитие сельского хозяйства Республики Татарстан на
2008–2012 годы» из двадцати запланированных профинансировано
девятнадцать мероприятий, не производились расходы на увеличение уставного
(паевого) фонда кредитных кооперативов.
3
Основные приоритеты формирования бюджета Республики Татарстан
Россия
столкнулась с серьезнейшими экономическими вызовами. Глобальный экономический
кризис приводит во всех странах мира к падению производства, росту безработицы,
снижению доходов населения. Это коснулось и бюджета Республики Татарстан.
В прошлом
году в связи с кризисными тенденциями в мировой и российской экономике
произошло значительное сокращение поступлений налоговых доходов в бюджетную
систему. В Республике Татарстан в этот период существенные потери понес и
республиканский бюджет. Объем снижения плана поступлений по налогам на прибыль
и на добычу полезных ископаемых составил 15 млрд. руб. или более 28% от
первоначально утвержденного регионального бюджета на 2009 год. Сложившаяся в
республике ситуация заставила скорректировать те задачи, которые ставились на
текущий год и изменить принципы бюджетной политики. На уровне республики был
принят ряд мер, направленных на формирование дополнительных источников покрытия
дефицита бюджета за счет увеличения задолжности перед федеральным бюджетом и
жесткой экономии средств бюджета.
Наступивший
год в финансовом плане обещает быть напряженным, поэтому нужно очень осторожно
подходить к заимствованиям – принятый со значительным дефицитом республиканский
бюджет помочь не сможет.
Мировой
финансовый кризис убедительно доказал: только модернизация может гарантировать
нам динамичное развитие и устойчивый рост благосостояния граждан. При этом
модернизация должна охватывать не только экономику, но и государственное
управление, образование, науку, внешние связи, обустройство городов и сел
республики. Вызовы времени требуют перехода на инновационные методы управления.
[27]
Сегодня перед
нами стоят задачи по сохранению экономического ядра республики Татарстан, а
также созданию условий для формирования новых точек экономического роста с тем,
чтобы обеспечить конкурентоспособность нашей экономики после выхода из кризиса.
Также необходимо обеспечить выполнение основных социальных обязательств,
касающихся качества жизни населения.
Необходимы
решения, ведущие к снижению бюджетного дефицита, а также решения по жесткой
экономии и концентрации финансовых, имущественных, трудовых и иных ресурсов по
самым актуальным направлениям. В связи с этим необходимо выделить приоритеты,
отложив на какое-то время решение важных, но не первостепенных в сегодняшней
ситуации задач.
У Татарстана
есть возможность пережить мировой кризис с наименьшими потерями, поскольку
республика сосредоточена на развитии реального сектора экономики, а не только
финансовой системы.
Нам нужно
надеяться на скорейшее оздоровление глобальной экономики, поскольку кризис не
только разрушает устаревшие системы, но и создает предпосылки для появления
более эффективных инструментов экономического развития. Главное – необходимо
сориентировать инвесторов на реальный сектор экономики [12].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|