рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Республиканский бюджет Республики Татарстан

В сегодняшних условиях, помимо финансовых инструментов инвестирования, особую ценность приобретают новейшие технологии, интеллектуальные продукты и разносторонние знания. Именно в такого рода инвестициях и заинтересована наша республика.

Гарантией минимального риска и доступности реализации проектов в Татарстане являются благоприятная деловая активность в нашем регионе, развитая производственная инфраструктура, наличие квалифицированной рабочей силы, мощная образовательная и научно-исследовательская база.

Рассказывая о перспективах развития Татарстана, министр экономики Марат Сафиуллин отметил: «В республике наблюдаются позитивные сдвиги в процессе диверсификации народного хозяйства. Однако мы прекрасно осознаем, что находимся на начальном этапе инновационного маневра. И никакого качественного прорыва нельзя совершить без создания соответствующего задела». А в подтверждение того, что задел у нас неплохой и Татарстан идет по пути устойчивого социально-экономического развития, Марат Сафиуллин сообщил: «Несмотря на мировой финансовый кризис, по итогам первого полугодия 2009 года основные показатели у нас имеют положительную динамику». Так, темп роста валового регионального продукта по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 8,4 процента (в Российской Федерации – 7,9). И в последние пять лет среднегодовой ВРП неизменно растет не меньше чем на 7,5 процента. Объем промышленного производства – 7,5 процента (в РФ – 5,8). Инвестиции в основной капитал выросли на 14 процентов (в РФ – на 13).

И все же, по словам старшего аналитика по Европе и России компании Global Insight Наталии Лещенко, с 2009 года ожидается некоторое замедление экономического развития нашей страны. В России рост ВВП снизится на 4–5 процентов. В Татарстане предполагаемая ситуация будет куда лучше: как сообщил министр промышленности и торговли Александр Когогин, прогнозный индекс промышленного производства в нынешнем году оценивается в 106,7 процента. В общем, можно сделать вывод, что наша республика является менее восприимчивой к мировому финансовому кризису, нежели другие субъекты Российской Федерации.

Учитывая решающую роль поступлений от нефтяной промышленности при формировании доходов консолидированного бюджета республики, стоимость реализации нефти должна быть заложена не выше величины предусмотренной в федеральном бюджете.

Исходя из вышеизложенного, хотелось бы остановиться на основных приоритетах при формировании бюджета. [13]



3.1 Первый приоритет – развитие социальной сферы


Социальные обязательства перед населением должны быть выполнены в полном объеме, причем необходимо усилить адресность и обеспечить надлежащее качество государственных и муниципальных услуг.

Бюджет является важным инструментом социально-экономического развития и реализации структурной политики. Через него перераспределяется более 15% Валового Регионального Продукта республики. [18]

Модернизация экономики и социальной сферы позволит создать новые высокооплачиваемые рабочие места, последовательно повышать уровень доходов граждан, поддерживать социально незащищенные слои населения, обеспечив, таким образом, рост качества жизни.

Необходимо отметить, что две трети расходной части бюджета 2009 года направлено на социальную сферу и жилищно-коммунальное хозяйство. Сейчас мы стремимся оптимизировать расходы. Речь идет о работе в режиме строжайшей «финансовой диеты». При этом необходимо исходить из неукоснительного принципа полного обеспечения первоочередных расходов на заработную плату, социальные выплаты, стипендии, питание, лекарственные средства, высокотехнологичную и специализированную медицинскую помощь, коммунальные и транспортные расходы, услуги связи и содержание имущества. Экономия бюджетных средств в учреждениях социальной сферы, полученная в результате оптимизации затрат, внедрения энергосберегающих технологий, использования системы государственных и муниципальных закупок и других мероприятий, должна оставаться в сметах организаций. Министерства должны быть заинтересованы не в постоянном наращивании расходов, а в росте их эффективности при реструктуризации действующих обязательств.

Необходимо определить объем неэффективно используемых ресурсов, которые можно будет направить на первоочередные расходы в этих отраслях.

По результатам проверки учреждений социальной сферы Счетная палата выявила значительные объемы нецелевого и неэффективного использования бюджетных средств. Только за 2008 год и 2009 года они превысили 574 млн. рублей.

Немало у нас в бюджетной сфере нарушений при установлении тарифных разрядов по оплате труда. В свое время ряд министерств предоставил руководителям учреждений право, в порядке исключения, назначать на должности специалистов, не имеющих необходимого уровня образования, но обладающих соответствующим практическим опытом. Как показал проведенный анализ, эта практика в последние годы потеряла характер исключения. Немало случаев, когда работники, не имеющие профессионального образования, осуществляют деятельность, требующую в обязательном порядке его наличия. [30]

С 1 января 2010 года мы предполагалось, начать переход на отраслевые системы оплаты труда. Однако, учитывая негативное влияние кризиса и резкое снижение доходов бюджета, очевидно, что с этим переходом придется повременить до 2011 года или начать его со следующего года, но поэтапно. Правительству необходимо детально проработать данный вопрос.

В 2010 году в Республике Татарстан средний размер трудовой пенсии по старости составит 7464 рубля в месяц. Для всех пенсионеров с 2010 года уровень пенсионного обеспечения не должен быть ниже величины прожиточного минимума пенсионера в республике, установленной в размере 3696 рублей.

В нынешних условиях особого внимания требуют отдельные категории граждан, остро нуждающиеся в социальной защите.

Кризис особенно болезненно сказался на наименее трудоспособных гражданах. Лицам с ограниченными физическими возможностями все сложнее устроиться на работу, хотя трудовой потенциал у этой категории населения значителен. Необходимо разработать государственные меры по поддержке трудоустройства инвалидов, их «упреждающую» подготовку, в том числе и бюджетное стимулирование работодателей, включая органы государственного и муниципального управления, к приему граждан этой категории на работу. Важно поддержать в этой части общественные объединения и предприятия инвалидов, особенно через целевой госзаказ.

Так же необходимо совершенствовать меры по усилению адресности поддержки семей с детьми, стимулировать и дальше демографические процессы. В прошлом году в республике сохраняется тенденция сокращения естественной убыли населения. За 5 месяцев в период с января по май родилось 18,3 тысяч детей, что на 5,8% больше к данному периоду 2008 года. Умерло 20,5 тысяч человек, это на 2,1% меньше чем в 2008 году. Естественная убыль сократилась на 39,1%. [17]

Важнейшим требованием в работе с населением необходимо повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг. А их, к сожалению, еще немало сопровождают волокита и коррумпированность, различные унизительные для граждан процедуры.

У нас по-прежнему немало проблем в сфере получения различных разрешительных документов, где растут финансовые сборы, а не качество обслуживания. В создавшихся условиях на эти факты население справедливо и крайне болезненно реагирует. В связи с этим необходимо:

– обеспечить ежемесячный мониторинг таких услуг;

– провести анализ деятельности министерств и ведомств в части делегирования своих полномочий хозяйствующим коммерческим структурам;

– принять меры по упрощению порядка и снижению стоимости предоставления услуг.

В этой связи необходимо задействовать и потенциал Общественной палаты республики, муниципальных общественных советов, различных общественных организаций и некоммерческих объединений.

Сегодня, в условиях кризиса, необходимо отдельно подчеркнуть, что мы должны особенно бережно отнестись к сохранению нашего культурного наследия и развитию сферы культуры. Наряду с государственными и муниципальными органами управления, важная роль здесь принадлежит творческим союзам, общественным организациям, учреждениям культуры. Необходимо также интегрировать основные направления в этой сфере с деятельностью, направленной на работу с детьми и молодежью и в целом с системой воспитания и образования.

Касаясь системы образования и науки, необходимо подчеркнуть особую роль, которая им отводится в реализации инновационного пути развития республики и реализации её конкурентных преимуществ. Мы переходим от отдельных мер в этой сфере к разработке и реализации комплексной государственной программы развития системы образования на 2010–2015 годы. Президент республики лично возглавил эту работу. [25]

Касаясь высшей школы, необходимо отметить, что сегодня мы являемся свидетелями необоснованно завышенных цен для обучения на коммерческой основе, что негативно сказывается на доступности образования. Как показывает анализ, основная часть этих средств направляется на заработную плату работников вузов, однако качество обучения при этом адекватно не улучшается.

Важным критерием эффективности работы вузов является их привлекательность для студентов из других регионов. Республика всегда славилась наличием вузов, в которых обучались и иностранные студенты.

Очень важно на три предстоящих года выстроить экономически обоснованную тарифную политику, особенно в отношении жилищно-коммунальных услуг для населения. Очевидно, что при росте тарифов увеличивается объем бюджетных средств, направляемых на социальную защиту граждан. Только за 2009 год количество домохозяйств, получающих жилищные субсидии, выросло почти на 30 тысяч. Комитету по тарифам необходимо провести детальный анализ структуры затрат по полному набору жилищно-коммунальных услуг. Следует всячески поддерживать деятельность органов местного самоуправления по установке энергосберегающего оборудования в жилых домах и бюджетных учреждениях. Как показал анализ работы в текущем году, величина оплаты населением услуг только по электроэнергии на общедомовые нужды сократилась в несколько раз в тех муниципальных образованиях, где руководители органов местного самоуправления и управляющих компаний уделяют этому вопросу должное внимание. Эту работу следует продолжить и в части сокращения издержек по горячему и холодному водоснабжению.


3.2 Второй приоритет – наращивание налогооблагаемой базы органами местного самоуправления


Действующая сегодня система межбюджетных отношений недостаточно мотивирует органы местного самоуправления к увеличению своей налоговой базы.

Одновременно должен отметить и недостаточную работу в этом направлении самих органов местного самоуправления. Необходимо сосредоточить усилия на завершении работы по формированию корректной базы для налогообложения по имущественным налогам и, прежде всего, по налогам на землю и имущество физических лиц. Именно они основной источник пополнения местных бюджетов. В связи с этим должна быть введена система поощрения руководителей и отдельных работников органов местного самоуправления в зависимости от величины прироста местных налогов. Муниципалитеты, после внесения изменений в бюджет республики, также должны завершить работу по оптимизации расходной части бюджетов, не допускать увеличения кредиторской задолженности. [28]



3.3 Третий приоритет – разработать действенные механизмы для развития реального сектора экономики и стимулирования спроса на продукцию республиканских товаропроизводителей


Сегодня 736 предприятий с целью оказания им мер государственной поддержки включены в федеральный и региональный перечни предприятий, имеющих существенное значение для экономики и социальной сферы республики. Хотя считаю, что этот перечень необходимо уточнить.

Объем бюджета республики не позволяет обеспечить поддержку всех предприятий. При этом надо отметить, что порой он эту поддержку оказывает, отрабатывая обращения отдельных предприятий или курирующих их министерств, при этом забывая о действующих предприятиях, потенциал которых при поддержке позволил бы создать значительное количество новых рабочих мест и развернуть производство новой продукции. Тем более, именно крупные и средние предприятия, занимаясь инновационной деятельностью, создают такую же среду и для малого бизнеса.

Сегодня нам необходимо сконцентрироваться, как и раньше, на следующих задачах:

– производство собственных качественных продуктов питания;

– доступность лекарственных препаратов;

– нефтедобыча, нефтехимия и нефтепереработка;

– машиностроение;

– увеличение объемов строительства и производства строительных материалов.

Вся система разработки и реализации инвестиционных и инновационных программ и проектов должна осуществляться в рамках стратегических приоритетов. Причем производственная модернизация непременно должна нести в себе более высокую производительность труда и энергоэффективность, в полной мере учитывать спрос наших смежных отраслей. [21]

В сфере экономики необходимо продолжить курс на развитие инновационных кластеров в нефтепереработке, химии, нефтехимии, машиностроении, инфокоммуникационных технологиях. Для того, чтобы сделать здесь качественный скачок необходимо задействовать весь потенциал российской и международной экономической кооперации, привлекать в каждый кластер самые современные технологии, а также ведущие мировые компании для создания совместных инновационных производств.

«Наша цель – превратить республику не только в потребителя, но и в разработчика инновационных технологий. Этого можно достичь только на основе опережающего развития предпринимательства, особенно в наукоемких отраслях экономики», – подчеркнул глава региона.

При этом в полной мере необходимо использовать весь комплекс федеральных мер по поддержке малого бизнеса, а также достаточно активно развивающиеся в республике различные инновационные площадки и институты. В настоящее время на федеральном уровне прорабатываются меры по снижению кредитных ставок для малого бизнеса до 13–14% годовых. Одними из основных факторов, влияющих на экономику предприятий, являются тарифная нагрузка по энергоресурсам и транспортные расходы.

Кроме того, необходимо создать комплексную систему финансового оздоровления предприятий, предусматривающую эффективное использование финансовых и имущественных ресурсов на предприятиях, находящихся в процедурах банкротства. На любом этапе социально-экономического развития одни предприятия ликвидируются, другие появляются вновь. Однако лучше предупредить банкротство и своевременно провести экономическую реабилитацию предприятий. Не сделай этого – еще более активизируются недобросовестные субъекты, целью которых становится распродажа имущественного комплекса для получения лишь собственной материальной выгоды.

Очень внимательно необходимо подойти к вопросам реструктуризации и рефинансирования ссудной задолженности ряда предприятий, имея в виду, что при правильном и взвешенном подходе применение этого механизма может оказаться определяющим фактором в процессе финансового оздоровления предприятия. Это означает, что будут сохранены рабочие места, а предприятия смогут платить налоги в бюджет.

 

3.4 Четвертый приоритет – повысить эффективность системы государственного управления.


Эффективность системы государственного управления может быть обеспечена скоординированной деятельностью всех органов власти, наличием стратегии развития, владением навыками и умением её реализовать. К сожалению, по многим направлениям сегодня мы имеем серьезные проблемы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.