рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Сравнительный анализ состояния рынка электронных денег и основных тенденций развития цифровой наличности в Российской Федерации и на Западе

Электронные деньги являются средством платежа, которое принимается третьими лицами (институтами, предприятиями и индивидуумами), отличными от эмитента. Это означает, что держатель электронных денег должен иметь возможность использовать их для покупки товаров и услуг у широкого круга лиц. Так, например, электронная стоимость, которая выпущена работодателем для своих рабочих и может использоваться только для покупки обедов в столовой работодателя, не является электронными деньгами. Тот факт, что денежная стоимость может быть потрачена у третьих лиц, не означает, что она не может быть потрачена у эмитента.

В заключение по данному разделу, основываясь на вышеуказанном анализе материалов международных организаций, а также публикаций и исследований по проблематике «электронных денег», по-видимому, можно дать такое определение «электронных денег».

С юридической точки зрения, «электронные деньги» — бессрочные денежные обязательства эмитента на предъявителя в электронной форме, выпуск (эмиссия) в обращение которых осуществляется эмитентом как после получения денежных средств в размере не менее объема, принимаемых на себя обязательств, так и форме предоставленного кредита. Обращение «электронных денег» осуществляется путем уступки права требования к эмитенту и порождает обязательства последней по исполнению денежных обязательств в размере, предъявленных «электронных денег». Учет денежных обязательств производится в электронной форме на специальном устройстве. С точки зрения их материальной формы, «электронные деньги» представляют информацию в электронной форме, находящуюся в распоряжении владельца и хранящуюся на специальном устройстве, как правило, на жестком диске персонального компьютера или микропроцессорной карте, и которая может передаваться с одного устройства на другое с помощью телекоммуникационных линий и прочих электронных средств передачи информации [29].

В экономическом смысле, «электронные деньги» представляют собой платежный инструмент, обладающий, в зависимости от схемы реализации, свойствами как традиционных наличных денег, так и традиционных платежных инструментов (банковских карт, чеков и т. д.): c наличными деньгами роднит возможность проведения расчетов минуя банковскую систему, с традиционными платежных инструментами — возможность проведение расчетов в безналичном порядке через счета, открытые в кредитных организаций.

Рассмотрим классификацию электронных денег, по их потребительским качествам, не акцентирую внимание на технических и технологических аспектах их функционирования. Электронные деньги разделяют на два вида по носителю: на базе карт (card — based) и на базе сетей (network — based). В свою очередь, и первая, и вторая группа подразделяются на анонимные системы, разрешающие проводить операции без идентификации пользователя. Не анонимные системы, требуют обязательной идентификации участников системы.

Из наиболее известных систем на базе карт, можно выделить такие проекты, как Mondex, Proton, CLIP, VISA Cash. К электронным деньгам на базе сетей можно отнести с той или иной долей верности следующие системы: WebMoney, Яndex. Деньги, Paypal, E/Gold, RUpay, e/port, Rapida. В большинстве своем системы не анонимные. При этом те системы, которые имеет функцию анонимности, можно перевести во второй класс, получив регистрацию или аттестацию. Обычно также разделяют открыто и закрыто циркулирующие системы электронных денег, двухслотовые и однослотовые электронные кошельки на базе карт, а также относят некоторых из описанных далее систем к платежным шлюзам и системам Интернет-банк.


1.2 История возникновения электронных денег


Идея электронных платежей далеко не нова — впервые использовать предоплаченные карточки предложил американский ученый Эдвард Беллами в 1880 году. Он, как и всякий гениальный писатель – фантаст, на несколько веков обогнал своё поколение, предвосхитив появление качественно новых платёжных инструментов. О возможности использования в качестве средства платежа вместо обыкновенных денег “пластиковых штуковин” мир узнал в 1880 году из книги Бэлами “Глядя назад”. В этой книге главный герой, страдающий тяжёлой формой бессонницы, в состоянии лечебного транса из века девятнадцатого путешествует в американский город Бостон 2000 года. Здесь он и обнаруживает чрезвычайно дикое по началу для него явление: граждане этого города совсем позабыли о существовании долларов, и расплачиваются в магазинах, отелях, на аукционах и со своими кредиторами удобными карточками с обозначавшимися на них номинальными суммами банковского кредита, выданного за отработанные на промышленном производстве дни.

Реализация идей именитого фантаста и журналиста произошла в начале двадцатого века в Соединённых Штатах. Место и время, что называется, были выбраны неслучайно. Потребительский кредит в Штатах начинает набирать обороты ещё с девятнадцатого века, а к началу двадцатого едва ли ещё какая-нибудь страна могла бы посоперничать с Америкой по распространенности этого гражданского института. Основой для становления карточного оборота являлись прочные, долговременные и взаимовыгодные отношения между продавцами и покупателями, что в результате привело к появлению системы “программ лояльности клиентов” (loyalty programs). И, начиная с четырнадцатого года, крупные банки, магазины, промышленные предприятия и нефтеперерабатывающие компании стали выдавать своим самым верным и постоянным кредиторам специальные картонные карты, которые подтверждали право имущественного требования к эмитенту карт, а также, в некоторых случаях, подтверждали нахождение определённой суммы денежных средств на банковском счёте их обладателя. Но данные карты оказались недолговечными и неудобными, так как изготавливались из некачественного картона и были чрезмерно большими по размерам.

В 1928 году компания “ Farrington Manufakturing ” разработала новую технологию выпуска карточек, предложив для этих целей специальную рельефную надпись на прочном носителе (сначала металл, затем пластик), содержащую информацию о владельце карточки, а также индивидуализирующий набор буквенных и цифровых символов. Для совершения платежа посредством карточки использовался механизм под названием импринтер, представляющий мощный пресс, отпечатывающий все данные карточки на торговом документе – чеке, либо квитанции [31].

В 1946 году Джон С.Биггинс, служащий Национального банка Флэтбуш разработал и ввёл в практическое использование финансовой схемы, которая называлась “Chargeit”. Её суть состояла в сборе розничными магазинами от покупателей специальных долговых расписок с последующим их предоставлением в кредитные учреждения, которые их выкупали. Данная схема легла в основу современных кредитных взаимоотношений, а Биггинс по праву считается отцом основателем всего кредитно-карточного дела [31].

На следующем этапе появляются уже банковские пластиковые карточки. Банковская карта представляет в двадцатом веке самую высшую ступень оформления кредитных взаимоотношений. Являясь документом, выдаваемым клиенту банком и используемым для идентификации при безналичной покупке товаров в магазинах или получении наличных денег, в её основе лежит система договорных отношений между основными участниками операций: с одной стороны - банками, магазинами и предприятиями сервиса, с другой - клиентами банков (держателями карточек).

По функциональным характеристикам различаются кредитные и дебетовые карточки. Первые связаны с открытием кредитной линии в банке, что дает возможность владельцу пользоваться кредитом при покупках товаров и при получении кассовых ссуд. Вторые предназначены для получения наличных денег в банковских автоматах или покупки товаров с расчетом через электронные терминалы. Деньги при этом списываются со счета владельца карточки в банке. Особую категорию составляют платежные карточки (как разновидность кредитных карт) - общая сумма долга при их использовании должна погашаться полностью в определенный срок после получения выписки без права продления кредита.

Первая в истории кредитная банковская карта появилась в 1951 году. Её выпустил Franklin National Bank. А уже в 1967 году несколько крупных региональных ассоциаций объединяются под эгидой компании Interbank Card Association, получившая затем название Master Card International. Почти что одновременно и параллельно с ней начала действовать система American Express. Через четыре года, в 1971 году происходит рождение системы VISA USA Inc, в последствии переименованной в VISA International.

И, наконец, в 92 году европейские “карточные” компании образовали компанию Europay International. Это новая европейская карточная платежная система, получившая права на управление фирменными марками EuroCard и Master Card .

Но если сегодня пластиковыми карточками уже никого не удивишь, то вот электронные деньги представляются пока ещё загадкой для большинства граждан как в нашей стране, так и за рубежом.

Электронными, или, по-другому, цифровыми деньгами называются платежные средства, представленные и обращаемые в электронном виде, оборот которых гарантирует анонимность. По аналогии с наличными купюрами цифровые деньги, как электронные документы содержат номинальную стоимость, указание на эмитента, индивидуальные признаки (серия, номер, и т.д.) и элементы защиты от подделки (заверение их цифровой подписью эмитента). Они очень мобильны, просты и удобны по своему использованию и относительно надёжно защищены от различных посторонних преступных посягательств. Больше того, полноценное использование таких платёжных средств стало возможным лишь с изобретением специального “охранного” средства – электронной цифровой подписью - реквизитом электронного документа, предназначенным для защиты данного электронного документа от подделки, полученным в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи и позволяющим идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе.

Об истории возникновения первых электронных (сетевых) платёжных систем рассказывает Тедеев Астамур Анатольевич в своей книге “Электронные банковские услуги” [11]:

“В феврале 1995 г. английский Barclays Bank стал первым крупным европейским банком, который приступил к осуществлению предпринимательской деятельности с использованием сети Интернет. На специальном веб-сайте банка была открыта Интернет-витрина (магазин) по продаже вин, игрушек, а также железнодорожных билетов. Клиенты банка могли просматривать каталоги и использовать номера своих банковских кредитных карт для оплаты товаров, доставляемых им курьером на дом. Проект банка Barclays позволил от рекламы впервые перейти к полноценным банковским операциям в сети Интернет. Покупатели просматривали электронные каталоги товаров и заполняли электронные бланки заказов. Бланк с указанием сведений о кредитной карточке покупателя шифровался и учитывался банком. На первоначальном этапе по соображениям безопасности доступ к банковским счетам клиентов не предоставлялся, и они не могли осуществлять удаленное управление своими банковскими счетами. Затем данное технологическое ограничение было преодолено.

В то время как традиционная компьютеризация в банках продолжалась, возникали и новые стратегии автоматизации. Первыми проектами в области кредитных услуг, при предоставлении которых в качестве ИУУБС выступала сеть Интернет, стали разработки корпораций Internet Corp. (программа домашних банковских услуг Home banking service), Microsoft (программа Money — электронные расчеты и управление личными финансами) и банков — партнеров Nations Bank of America (программное обеспечение для управления личными финансами — Managing your Мопсу). На сегодняшний день при осуществлении электронной экономической деятельности хозяйствующие субъекты одновременно могут использовать несколько вариантов систем электронных денег.

Технологически упрощая, можно сказать, что современные электронные деньги представляют собой определенную последовательность цифр, символизирующих (заменяющих) банкноты и монеты, и в этом заключается их информационная природа. С их помощью можно приобретать товары (услуги) в режиме реального времени с использованием инструментов удаленного управления банковским счетом (как то; компьютер, подключенный к сети Интернет, Мондекс-телефон (Интернет-банкинг), мобильный телефон, поддерживающий стандарт WAP (мобильный банкинг), банковские пластиковые карты (карточные электронные банковские услуги или карточный банкинг). По прогнозам специалистов, в перспективе электронные деньги в случае определенного развития ситуации могут потеснить, а затем и частично вытеснить денежные знаки, материально зафиксированные в традиционных формах.

Как уже говорилось выше, первый виртуальный банк, осуществляющий банковскую деятельность исключительно в сети Интернет, был создан в 1994 г. в рамках американского сетевого кредитно-карточного проекта First Virtual Holdings. Технологической основой банковских операций стало использование электронной почты. В данной системе электронных расчетов номера банковских кредитных карт клиентов заносятся в защищенную компьютерную систему и никогда не выходят за пределы сети. Вместо них выдается идентификационный номер, передаваемый для оплаты электронных покупок”.

Начиная с 1993 года началось развитие не только электронных денег базирующихся на картах (card-based), но и сетевых электронных денег (network-based).

Точкой отсчета систем электронных денег на базе сетей можно считать 1994 год, когда ученым-криптографом Дэвидом Чоумым (David Chaum), была организована первая система электронных денег Digicash (#"_Toc262227234">1.3 Особенности электронных денег


Анонимность и криптографическая защита электронных денег

Электронные деньги могут быть анонимными и персонифицированными. По своей природе, электронные деньги ближе к анонимным наличным деньгам, чем к персонифицированным безналичным. Наличие или отсутствие анонимности, обеспечивается правилами и механизмами обращения электронных денег в определенной платежной системе.

Большинство государственных регуляторов, а также государственные и негосударственные платежные системы, различными способами пытаются стимулировать персонификацию пользователей электронных денег и операции с ними. Например, для электронных денег на базе сетей, платежные системы ограничивают размер электронного кошелька для анонимного пользователя, увеличивая лимиты персонифицированным пользователям системы. Для электронных денег на базе карт, ограничивают максимальную сумму в кошельке и вводят персонализированные механизмы пополнения.

При использовании электронных денег оффлайн (то есть вне сети), контрагенту нет необходимости осуществлять взаимодействие с банком перед получением наличности от пользователя.

Вместо этого он может многократно собирать деньги потраченные или внесенные на счет банка без каких-либо обращений к банку. Таким образом, все приходные и расходные операции могут осуществляться оффлайн.

В любой момент времени торговец может придти в банк со своим накопителем, на котором записаны все валютные операции с электронной наличностью и обменять виртуальные деньги на традиционные.

Тем не менее при использовании электронных денег гарантируется, что виртуальные деньги пользователей будут подтверждены банком или банк будет способен идентифицировать и наказать мошенников в случае каких-либо угроз безопасности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.