рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Теоретические аспекты налогообложения. Налоги и их сущность

Гармонизация налогообложения с другими странами - в систему налогов России включены многие налоги, присущие экономически развитым странам (НДС, акцизы, поимущественные налоги и др.). Сходство с налоговыми системами других стран даст России возможность в будущем войти в мировые экономические сообщества.


1.1.2 Нормативно – правовые акты, регулирующие систему налогообложения предпринимательской деятельности в РФ

Система налогового законодательства – это совокупность нормативных актов различного уровня, содержащих налоговые нормы.

Самые общие подходы закреплены в Конституции РФ. Так, например, в ней сказано, что «каждый обязан платить законно установленные платежи и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги и ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют» (ст. 57 гл.2) [1].

В настоящее время правовое обеспечение в области налогообложения обеспечивается как законами общего действия, так и законами о конкретных налогах. Налоговый Кодекс РФ – единый законодательный акт, систематизирующий сферу налогового права и закрепляющий основополагающие принципы налогообложения в России. Он состоит из двух частей.

Часть первая Налогового Кодекса РФ, введенная в действие с 1 января 1999 года, устанавливает круг нормативно-правовых актов, подпадающих под термин «законодательство о налогах и сборах», которое охватывает:

- налоговый кодекс и принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах;

- законы и иные нормативно-правовые акты о налогах и сборах, принятые законодательными органами власти субъектов РФ;

- нормативные правовые акты, принятые представительными органами местного самоуправления в пределах, установленных Кодексом.

Часть вторая Налогового кодекса РФ, введенная в действие с 1 января 2001 года, включает в себя нормы, регулирующие порядок исчисления и уплаты отдельных налогов.

Указы Президента РФ носят характер поручений органам управления по разработке проектов нормативных актов по налогообложению (подзаконные акты).

Постановлениями Правительства РФ устанавливаются ставки акцизов и таможенных пошлин; определяется применяемый при налогообложении состав затрат; рассчитывается индекс инфляции и т. д. Федеральные и региональные органы исполнительной власти могут издавать нормативные акты по вопросам налогообложения, которые, однако, не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.

Акты Федеральной налоговой службы (ранее МНС) в ряде случаев могут иметь нормативное значение, нарушение их влечет за собой юридическую ответственность, но в целом задача при издании подобных актов сводится к разъяснению методики ввода в действие закона и т. п.

Письма, указания и разъяснения налоговых органов носят нормативный характер и в основном посвящены рассмотрению частных налоговых ситуаций. Инструкции не могут устанавливать или изменять налоговые обязательства; их назначение – регламентировать единообразные способы практической, связанной с правильным и своевременным взиманием налогов деятельности органов управления.

Постановления Конституционного Суда значимы для регламентации отношений в налоговой сфере. Принятые в последнее время постановления этих органов и Высшего Арбитражного Суда открывают путь защиты интересов налогоплательщиков – обжалование незаконных решений налоговых органов в судебном порядке.

Кроме национального законодательства отношения в налоговой сфере регулируются международно-правовыми договорами. В России большую юридическую силу имеет международное соглашение, нежели внутригосударственный закон.

В Российской Федерации законы о налогах носят постоянный характер. Законодательные акты, вводящие новые налоги и сборы, ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. Акты, вводящие новые налоги и сборы, улучшающие положение налогоплательщиков, имеют обратную силу.


1.1.3 Основные направления развития налоговой системы РФ

В конце 90-х гг. XXв. в рамках структурной перестройки экономики России были определены приоритетные направления развития и совершенствования системы налогообложения.

Первое направление – достижение стабильности и определенности налоговой системы. Основными способами реализации являются: определение исчерпывающего перечня налогов и сборов; установление предельных ставок региональных и местных налогов; сокращение числа налогов; устранение противоречий налогового и иных видов законодательства; выравнивание условий налогообложения за счет сокращения налоговых льгот; упорядочение системы ответственности за налоговые правонарушения.

Второе направление - касается фискальных стимулов и предусматривает следующие основные меры: введение рыночного механизма налогообложения недвижимости; постепенное снижение налогового бремени на предприятия, перенос части налоговой нагрузки со сферы производства в сферу обращения; применение агрегированного налогообложения субъектов малого бизнеса.

Третье направление – находится в области повышения собираемости налогов – это последовательный переход к исчислению налогов по отгрузке; налогообложение у источника выплаты; введение механизма реального контроля доходов физических лиц; совершенствование методов банковского контроля; усиление контроля и ответственности за неполное отражение в бухгалтерской отчетности операций по наличному обращению.

В ближайшей перспективе совершенствование налоговой системы предполагает реформирование имущественных налогов путем введения налога на недвижимость. Одна из текущих задач – обеспечение баланса между снижением налогового бремени и сокращением льгот, которые деформируют налоговую систему и снижают конкурентоспособность отечественного производителя.


1.2 Налоги и их сущность


Налог не является начальной формой аккумуляции денежных средств бюджетом. Существовало много видов поступлений в казну: дань с побежденных; контрибуции; домены – государственные имущества, приносящие доход (земля, леса, вещные права, капиталы); регалии – промысловые источники дохода монопольного характера (казенные фабрики; железная дорога; таможенная, судебная, монетная и другие регалии); пошлины с вывоза и ввоза. Введение же налогов предполагает более высокий уровень развития правосознания и экономики.

Трудность понимания природы налога связана с тем, что его следует анализировать как многоаспектное явление.


1.2.1 Функции налогов и их классификация

Смысл налогообложения заключается в прямом изъятии государством определенной части валового общественного продукта в свою пользу для формирования бюджета, т. е. централизованных финансовых ресурсов. Никакое государство не может существовать без взимания налоговых платежей. Налоги и займы – два определяющих источника процветания любой страны.

Налоги используются всеми рыночными государствами как метод прямого влияния на бюджетные отношения. В различных странах основную часть доходов бюджета составляют именно налоги. Так, в США налоги формируют 90% бюджета, в Германии – 80%, в Японии – 75%. В России доля налогов примерно соответствует мировым показателям [28, с.15].

Кроме того, налоги опосредованно (через систему льгот и санкций) воздействуют на производителей товаров, работ и услуг. Через налоги достигается относительное равновесие между общественными потребностями и ресурсами, необходимыми для их удовлетворения, а также обеспечивается рациональное использование природных богатств, в частности, путем введения штрафов и иных ограничений на распространение вредных производств.

Таким образом, государство посредством налогов решает экономические, социальные и многие другие общественные проблемы. С этих позиций налогообложение выполняет четыре важнейшие функции, каждая из которых реализует практическое назначение налогов.

Фискальная функция – основная, формирует доходы, аккумулируя в бюджете и внебюджетных фондах средства для реализации государственных программ. Эти средства расходуются на социальные услуги, хозяйственные нужды, поддержку внешней политики и безопасности, административно – управленческие расходы и платежи по государственному долгу.

Социальная функция – осуществляется через неравное налогообложение разных сумм доходов. С помощью этой функции перераспределяются доходы между различными категориями населения. Примерами реализации распределительной (социальной) функции является прогрессивная шкала налогообложения прибыли и личных доходов, налоговые скидки, акцизы на предметы роскоши.

Регулирующая функция – посредством налоговых механизмов выполняет те или иные задачи налоговой политики государства. Данная функция предполагает влияние налогов на инвестиционный процесс, спад или рост производства, а также его структуру.

Суть регулирующей функции в том, что налогами облагаются ресурсы, направляемые на потребление, и освобождаются от налогообложения ресурсы, направляемые на накопление производственных фондов. Поэтому для данной функции выделяют три составляющие:

- стимулирующая подфункция, проявляющаяся через систему льгот и освобождений, например, для сельскохозяйственных производителей;

- дестимулирующая подфункция, которая через повышение ставок налогов позволяет ограничить развитие игорного бизнеса, повысить таможенные пошлины, приостановить вывоз капитала из страны и т. д.;

- воспроизводственная подфункция, аккумулирующая средства на восстановление используемых ресурсов.

Контрольная функция – позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступления в бюджет налоговых платежей, сопоставлять их величину с потребностями в финансовых ресурсах. Через эту функцию определяется необходимость реформирования налоговой системы и бюджетной политики.

При многочисленности и разнообразии налогов классификация позволяет устанавливать их сходства и различия. Особенности отдельных групп налогов требуют особых условий обложения и взимания, специфических административно - финансовых мер.

По мере развития системы налогообложения изменялся принцип классификации налогов, появлялись новые признаки, характеризующие ту или иную налоговую систему. Один из возможных вариантов классификации налогов, предусматривающий рассмотрение совокупности налогов по семи основаниям, представлен ниже.

1. По способу взимания различают прямые и косвенные налоги.

Прямые налоги взимаются непосредственно с имущества или доходов налогоплательщика. Окончательным плательщиком прямых налогов выступает владелец имущества (дохода). Эти налоги подразделяются на реальные прямые налоги, которые уплачиваются с учетом не действительного, а предполагаемого среднего дохода плательщика, и личные прямые налоги, которые уплачиваются с реально полученного дохода и учитывают фактическую платежеспособность налогоплательщика.

Косвенные налоги включаются в цену товаров и услуг. Окончательным плательщиком косвенных налогов является потребитель товара. В зависимости от объектов взимания, косвенные налоги подразделяются на:

- косвенные индивидуальные, которыми облагаются строго определенные группы товаров;

- косвенные универсальные, которыми облагаются в основном все товары и услуги;

- фискальные монополии, которыми облагаются все товары, производство и реализация которых сосредоточены в государственных структурах;

- таможенные пошлины, которыми облагаются товары и услуги при совершении экспортно-импортных операций.

2. В зависимости от органа, который устанавливает и имеет право изменять и конкретизировать налоги, последние подразделяются на:

● федеральные (общегосударственные) налоги, элементы которых определяются законодательством страны и являются едиными на всей ее территории. Их устанавливает и вводит в действие высший представительный орган, хотя эти налоги могут зачисляться в бюджеты различных уровней (НДС, акцизы, налог на доходы физических лиц, ЕСН, налог на прибыль организаций, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов);

● региональные налоги, элементы которых устанавливаются в соответствии с законодательством страны законодательными органами ее субъектов (транспортный налог, налог на игорный бизнес, налог на имущество предприятий);

● местные налоги, которые вводятся в соответствии с законодательством страны местными органами власти, вступают в действие только после решения, принятого на местном уровне, и всегда поступают в местные бюджеты (налог на имущество физических лиц, земельный налог).

Во вторую часть Кодекса также введены специальные налоговые режимы:

● система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) (гл. 26.1 Налогового Кодекса);

● упрощенная система налогообложения (гл. 26.2 Налогового Кодекса);

● система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (гл. 26.3 Кодекса);

● система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (гл. 26.3 Налогового Кодекса).

По целевой направленности введения налогов различают:

● абстрактные (общие) налоги, предназначенные для формирования доходной части бюджета в целом;

● целевые (социальные) налоги, вводимые для финансирования конкретного направления государственных расходов. Для целевых платежей часто создается специальный внебюджетный фонд.

4. В зависимости от субъекта-налогоплательщика выделяют следующие виды:

● налоги, взимаемые с физических лиц;

● налоги, взимаемые с предприятий и организаций;

● смежные налоги, уплачиваемые и физическими, и юридическими лицами.

5. По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж, различают:

● закрепленные налоги, непосредственно и целиком поступающие в тот или иной бюджет или внебюджетный фонд;

● регулирующие налоги – разноуровневые, поступающие одновременно в различные бюджеты в пропорции, принятой согласно бюджетному законодательству.

6. По порядку введения налоговые платежи делятся на:

● общеобязательные налоги, которые взимаются на всей территории страны, независимо от бюджета, в который они поступают;

● факультативные налоги, которые предусмотрены основами налоговой системы, но их введение и взимание – компетенция органов местного самоуправления.

7. По срокам уплаты налоговые платежи делятся на:

● срочные налоги, которые уплачиваются к сроку, определенному нормативными актами;

● периодично-календарные налоги, которые в свою очередь, подразделяются на декадные, ежемесячные, ежеквартальные, полугодовые, годовые.

Возможна классификация налогов и по другим признакам. Так, в зависимости от характера связи субъекта налогообложения и объекта налогообложения можно различать:

● налоги, построенные по принципу резидентства;

● налоги, построенные по принципу территориальности.

Для хозяйствующих субъектов едва ли не важнейшими признаком классификации является порядок отнесения налоговых платежей на результаты хозяйственной деятельности. Согласно нормативным предписаниям расходы по уплате налогов:

● включаются полностью или частично в себестоимость продукции (работ, услуг);

● включаются в цену продукции;

● относятся на финансовый результат;

● уплачиваются за счет налогооблагаемой прибыли;

● финансируется за счет чистой прибыли предприятия;

● удерживаются из доходов работника.



1.2.2 Структура налога

Налогоплательщик (субъект налогообложения) - лицо, на которое возложена юридическая обязанность уплатить налог за счет собственных средств. Налог непременно должен сокращать доходы субъекта налогообложения. По российскому законодательству налогоплательщиками и плательщиками сборов выступают организации и физические лица. Налог может быть уплачен самим налогоплательщиком или удержан у источника выплаты дохода. Во втором случае налогоплательщик становится носителем налога, а лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов являются налоговыми агентами. Сборщики налогов и сборов – уполномоченные органы (государственные, местного самоуправления) и должностные лица, осуществляющие прием от налогоплательщиков средств в уплату налогов и сборов и перечисление их в бюджет.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.