Экономические
отношения налогоплательщика и государства определяются посредством принципа
постоянного местопребывания (резидентства), с учетом которого различают два
вида субъектов налогообложения:
- резиденты,
имеющие постоянное местопребывание в государстве: их доходы, полученные на
территории данного государства и за рубежом, подлежат налогообложению (полная
налоговая обязанность). Необходимое условие – проживание гражданина РФ,
иностранца или лица без гражданства на территории России не менее 183 дней в
календарном году;
- нерезиденты
– лица, не имеющие постоянного местопребывания в государстве, и налогообложению
подлежат только те доходы, которые получены в данном государстве (ограниченная
налоговая обязанность);
К законам о
налогообложении предъявляются повышенные требования, так как они затрагивают
материальные интересы налогоплательщиков. В законе о каждом налоге должен
содержаться исчерпывающий набор сведений, который позволил бы конкретно
утвердить:
- обязанное
лицо;
- размер
обязательства;
- порядок и
сроки его исполнения;
- границы
требований государства в отношении имущества плательщика и др.
Тем самым
очерчивается круг элементов налогообложения, которые в совокупности образуют
структуру налога.
Элементы
налогообложения имеют универсальное значение, хотя налоги различны и число их
велико. Те элементы, без которых налоговое обязательство и порядок его
исполнения не могут считаться определенными, называются существенными или
обязательными элементами закона о налоге. К ним в соответствии со ст. 17 Налогового
Кодекса [2] относятся:
●
объект налогообложения – юридические факты (действия, события, состояния),
которые обуславливают обязанность субъекта заплатить налог. К ним относятся
совершение оборота по реализации товара, владение имуществом, совершение сделки
купли-продажи, вступление в наследство, получение дохода и др. Согласно ст. 38 Налогового
Кодекса каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, с помощью
которого наш законодатель может аргументировать возникновение данного налога.
Объектом налогообложения в соответствии с Налоговым Кодексом выступает
имущество, доход, прибыль, стоимость реализованных товаров (выполняемых работ,
оказанных услуг) или иное экономическое обоснование. В общетеоретическом
аспекте объекты налогообложения можно подразделить на виды:
- права
имущественные (право собственности на имущество, право пользования имуществом)
и неимущественные (право пользования, право на вид деятельности);
- действия
(деятельность) субъекта (реализация товаров, операции с ценными бумагами, ввоз
и вывоз товаров на территории страны);
- результаты
хозяйственной деятельности (добавленная стоимость, доход, прибыль);
●
налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную
характеристику объекта налогообложения (ст. 53 Налогового Кодекса). Так,
например, налоговой базой со стоимостными показателями является сумма дохода, с
объемно-стоимостными показателями – объем реализованных услуг, а с физическими
показателями – объем добытого сырья. Налоговая база как количественное
выражение предмета налогообложения выступает основой для исчисления суммы
налога, так как именно к ней применяется ставка налога. Для правильного
определения момента возникновения налогового обязательства важное значение
имеет метод формирования налоговой базы. Существует два основных метода:
1). кассовый
метод – доходом объявляются все суммы, реально полученные налогоплательщиком в
конкретном периоде, а расходами – реально выплаченные суммы. Этот метод имеет и
другое название – метод присвоения;
2). накопительный
метод – доходом признаются все суммы, право на получение которых возникло в
данном налоговом периоде, вне зависимости от того, получены ли они в
действительности. Для выявления затрат подсчитывается сумма имущественных
обязательств, возникших в отчетном периоде и не имеет значения, произведены ли
выплаты по этим обязательствам.
В теории и
практике налогообложения существуют различные способы определения базы налога.
К ним относятся:
●
прямой способ, основанный на реально и документально подтвержденных
показателях. Например, данные бухгалтерского и налогового учета о доходах и
расходах служат для расчета базы налога на прибыль;
●
косвенный способ (расчет по аналогии), основанный на определении
налогооблагаемой базы по сравнению с деятельностью других налогоплательщиков.
Иными словами, при отсутствии сведений о доходах и расходах расчет облагаемого
дохода ведется по аналогии;
●
условный способ (презумптивный), который основан на определении с помощью
вторичных признаков условной суммы дохода (например, единый налог на вмененный
доход для отдельных видов деятельности);
●
паушальный способ, который основан на определении с помощью вторичных признаков
условной суммы налога (но не дохода).
●
налоговая ставка
Ставка налога
– размер налога на единицу налогообложения. Следовательно, ставка налога есть
норма налогового обложения. Относительно данного элемента налога в ст. 53
Кодекса указано: «Налоговая ставка представляет собой величину налоговых
начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговые ставки по
региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами
субъектов РФ, нормативными правовыми актами представительных органов местного
самоуправления в пределах, установленных настоящим Кодексом».
В зависимости
от способа определения суммы налога выделяют:
●
равные ставки, когда для каждого налогоплательщика устанавливается равная сумма
налога (например, налог на благоустройство территории);
●
твердые ставки, когда на каждую единицу налогообложения определен
зафиксированный размер налога;
●
процентные ставки, когда с каждого рубля, например прибыли, предусмотрено 24%
налога.
В зависимости
от степени изменяемости ставок налога различают:
● общие
ставки (например, НДС взимается по ставке 18%);
●
повышенные ставки (например, кроме общей ставки при уплате налога на доходы
физических лиц 13% имеются две другие – 30% и 35%);
●
пониженные ставки (так, например, при упомянутой общей ставке НДС предусмотрены
пониженная – 10% и нулевая ставка).
В зависимости
от содержания различают ставки:
●
маргинальные, которые непосредственно даны в нормативном акте о налоге;
●
фактические, определяемые как отношение уплаченного налога и налоговой базе;
●
экономические, определяемые как отношение уплаченного налога ко всему
полученному доходу.
Метод
налогообложения – порядок изменения ставки налога в зависимости от роста
налоговой базы. В зависимости от изменения величины налоговой базы различают
четыре метода налогообложения:
- равное –
для каждого налогоплательщика применяется равная сумма налога;
-
пропорциональное – для каждого налогоплательщика равна ставка налога;
-
регрессивное – с ростом налоговой базы уменьшается ставка налога, например при
взимании единого социального налога;
-
прогрессивное – с ростом налоговой базы растет ставка налога. При использовании
сложной прогрессии доходы делятся на ступени (части), каждая из которых
облагается по своей ставке. Повышенные ставки действуют для ступени,
превышающей предыдущую ступень.
●
порядок и способы исчисления налога
Налогоплательщик
самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период,
исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот (ст. 52 Налогового
Кодекса). В частности, юридические лица рассчитывают налог на прибыль
организаций, НДС и акцизы.
Обязанность
исчислить сумму налога может быть возложена на третье лицо, выступающее в роли
«налогового агента». Например, организация перечисляет в бюджет сумму налога на
доходы физических лиц.
Исчисление
суммы налога может быть возложена и на налоговый орган. Так, для физических лиц
налоговый орган определяет сумму налога на их имущество и сумму земельного
налога.
Принципы
разрешения общих вопросов исчисления налоговой базы представлены в ст. 54
Налогового Кодекса. Согласно положениям этой статьи исчисляют налоговую базу
по-разному:
-
налогоплательщики-организации – по итогам каждого периода на основании данных
бухгалтерского учета и/или на основе иных документально подтвержденных данных
об объектах;
-
индивидуальные предприниматели – по данным учета доходов и расходов и
хозяйственных операций;
- физические
лица как налогоплательщики – на основе получаемых от организаций сведений об
облагаемых доходах, а также данных собственного учета облагаемых доходов.
В качестве
информационного обеспечения по определению суммы налога, подлежащей уплате в
бюджет, используются данные бухгалтерского и налогового учета, который введен в
действие с 1 января 2002 года.
Исчисление
налога может осуществляться:
- по
некумулятивной системе, т.е. обложение налоговой базы предусматривается по
частям, например при расчете НДС;
- по
кумулятивной системе, при которой исчисление налога производится нарастающим
итогом с начала периода (налог на доходы физических лиц);
- по
глобальной системе определение суммы платежа осуществляется с совокупного дохода
независимо от источника дохода налогоплательщика;
- по
шедулярной системе (разделение дохода на его составные части в зависимости от
источника дохода и обложение налогом каждой части по отдельности).
●
порядок и способы уплаты налога
Порядок
уплаты налога – это способы внесения суммы налога в соответствующий бюджет
(фонд). Бюджет – основной элемент правильной уплаты налога, поэтому случаи
уплаты налога не в тот бюджет налоговые органы квалифицируют как недоимку.
Порядок
уплаты налога как элемент закона о налоге предполагает решение следующих
вопросов:
- направление
платежа (бюджет или внебюджетный фонд);
- средства
уплаты налога (в рублевых средствах, валюте);
- механизм
платежа (в безналичном или наличном порядке, в кассу сборщика налога и др.);
- особенности
контроля за уплатой налога.
В ст. 58
Налогового Кодекса приведен следующий порядок уплаты налога и сборов:
- уплата
налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином
законодательно установленном порядке;
- подлежащая
уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком или
налоговым агентом в установленные сроки;
- уплата
налогов производится в наличной или безналичной форме. При отсутствии банка
налогоплательщик или налоговый агент, являющийся физическим лицом, может
уплачивать налоги иным способом;
- конкретный
порядок уплаты налога устанавливается налоговым законодательством применительно
к каждому налогу.
Существует
пять основных способов уплаты налога:
уплаты налога
по декларации – на налогоплательщика возлагается обязанность представить в
установленный срок в налоговый орган официальное заявление о своих налоговых
обязательствах. На основании декларации налоговый орган исчисляет налог и
вручает налогоплательщику извещение о его уплате. Данный способ недостаточно
эффективен, поскольку он создает возможности для уклонения от налога, да и
проверка деклараций трудоемка и занимает много времени;
уплата налога
у источника дохода – момент уплаты налога предшествует моменту получения
дохода. Это как бы автоматическое удержание, безналичный способ;
кадастровый
способ уплаты налога – налог взимается на основе внешних признаков
предполагаемой средней доходности имущества. При уплате устанавливается
фиксированные сроки взноса. В зависимости от объектов налогообложения выделяют
домовой, земельный, промысловый, имущественный и прочие кадастры. Этот способ
является трудоемким, экономическая оценка объектов доходности – неустойчива и
неэластична;
уплата налога
в момент расходования доходов – характерна для косвенного налогообложения,
когда налог входит в цену товара. Этот способ наиболее эффективен, так как дает
наиболее удельный вес поступлений в бюджет. Однако, он имеет ряд недостатков в
части развития производства и стимулирования деловой активности;
уплата налога
в процессе потребления или использования имущества (движимого и недвижимого) –
налог взимается из дохода налогоплательщика ежегодно в установленном порядке.
сроки уплаты
налога
Сроки уплаты
налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. Сроки
уплаты определяются календарной датой или истечением периода времени,
исчисляемого годами, кварталами, месяцами, декадами, неделями и днями, а также
указанием на событие, которое должно наступить или произойти (ст. 57 Налогового
Кодекса).
Поэтому в
зависимости от сроков уплаты выделяют налоги срочные и периодично-календарные.
К срочным платежам относится, например, уплата государственной пошлины. Периодично-календарные
налоги делятся на декадные, месячные, квартальные, полугодовые и годовые. К
ним, в частности, относятся акцизы, НДС, налог на прибыль организаций, налог на
имущество, налог на доходы физических лиц.
При
применении российского законодательства следует иметь в виду:
- срок уплаты
налога устанавливается и изменяется только актами законодательства о налогах и
сборах. Никакими другими нормативными правовыми актами сроки уплаты налогов
устанавливаться не могут;
- обязанность
по уплате налога должна быть выполнена в срок, иначе на налогоплательщика
накладываются штрафные санкции. Так, в соответствии с п.2 ст. 57 Налогового
Кодекса «при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик
уплачивает пени»;
- изменение
срока уплаты налога не отменяет действующей и не создает новой обязанности по
уплате налога.
Органами, в
компетенцию которых входит принятие решения об изменении срока уплаты налога,
являются: Министерство финансов России, финансовые органы субъекта РФ и
муниципального образования, органы внебюджетных фондов.
Изменение
срока уплаты налога и сбора осуществляется в форме отсрочки, рассрочки,
налогового кредита и инвестиционного налогового кредита.
- налоговые
кредиты – это льготы, направленные на уменьшение налоговой ставки или налогового
оклада. Порядок и условия предоставления налогового кредита определены ст. 65
Налогового Кодекса.
Большинство
видов этого кредита являются и безвозвратными, и бесплатными. Существуют
следующие формы предоставления налоговых кредитов: снижение ставки налога,
вычет из налогового оклада, отсрочка или рассрочка уплаченного налога, возврат
ранее уплаченного налога, зачет ранее уплаченного налога, целевой
(инвестиционный) налоговый кредит.
Отсрочка
уплаты налога – перенос предельного срока уплаты полной суммы налога на более
поздний срок: рассрочка уплаты налога - деление суммы налога на части с
установлением сроков уплаты этих частей. За предоставление отсрочки или
рассрочки по уплате налогов в части, зачисляемой в федеральный бюджет,
взимается плата в виде процентов в размере 0,5 ставки рефинансирования
Центрального банка РФ.
Возврат ранее
уплаченного налога как налоговая льгота имеет другое наименование – налоговая
амнистия.
Разновидностью
целевых налоговых льгот является инвестиционный налоговый кредит – такое
изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии
соответствующих оснований предоставляется возможность в течение определенного
срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей
поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.
Порядок и
условия предоставления инвестиционного налогового кредита оговорены в ст. 67
Налогового Кодекса. Выделены три основания для предоставления организациям
такого вида кредита:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|