Финансовое планирование рассматривается как процесс
непосредственного определения основных направлений и конкретных параметров
развития финансовой системы субъекта хозяйствования.
Финансовое планирование имеет два взаимосвязанных
направления:
1. Стратегическое, определяющее перспективные задачи
развития финансовой системы предприятия и его укрупненные параметры.
2. Оперативное планирование, определяющее конкретные
показатели развития на текущий, планируемый период.
3начение финансового планирования:
-
определяет стратегию, т.е. финансовая политика воплощается в финансовые
показатели;
-
обеспечивает финансовыми ресурсами, через заложенные в
производственные планы экономические пропорции развития;
-
служит инструментом получения финансовой поддержки от внешних инвесторов;
-
оценивает жизнеспособность проекта в условиях конкуренции.
Основные задачи:
-
обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами производственной,
инвестиционной и финансовой деятельности;
-
определение путей эффективного вложения капитала, оценка степени
рациональности его использования;
-
выявление внутрихозяйственных резервов увеличения прибыли за счет
экономного использования денежных средств;
-
установление рациональных финансовых отношений с бюджетом, банками и
контрагентами;
-
соблюдение интересов акционеров и других инвесторов;
-
контроль за финансовым состоянием, платежеспособностью и кредитоспособностью
предприятия.
Планирование финансами на предприятии:
Метод экономического анализа - позволяющий определить
основные закономерности, тенденции в движении натуральных и стоимостных
показателей, внутренние резервы предприятия.
Нормативный метод, заключающийся в том, что на основе
заранее установленных норм и технико-экономических нормативов рассчитывается
потребность хозяйствующего субъекта в финансовых ресурсах.
Метод балансовых расчетов основан на прогнозе
поступлений средств и затрат по основным статьям баланса на определенную дату и
в перспективе и позволяет определить будущую потребность в финансовых средствах.
Метод денежных потоков носит универсальный характер при
составлении финансовых планов и используется для прогнозирования размеров и
сроков поступления необходимых финансовых ресурсов.
Метод много вариантности расчетов состоит в разработке
альтернативных вариантов плановых расчетов с целью выбора оптимального
варианта.
Методы экономико-математического моделирования позволяют
количественно выразить варианты взаимосвязи между финансовыми показателями и
факторами их определяющими.
Основные рабочие инструменты финансового планирования:
-
контрольные цифры, устанавливающие прогнозные (т.е. желаемые) предельные
величины конкретных параметров, не имеющие нормативного характера (например,
динамики прибыли предприятия за три последующие года);
-
финансовые показатели, устанавливающие конкретные числовые значения
отдельных элементов или процессов финансовой системы и имеющие для
соответствующего (их подразделений предприятия строго нормативный характер
(например, объем реализации в плановом периоде);
-
финансовые лимиты как разновидность финансового показателя, определяющие
лишь верхнюю или нижнюю границу соответствующего планируемого параметра
(например, лимит запасов готовой продукции предприятия);
-
экономические нормативы, отражающие плановую зависимость двух или более
показателей друг от друга (например, норматив фонда оплаты труда, определяющий
его конкретную величину в процентах от объема выполненных работ или
реализации).
Финансовое планирование на предприятии осуществляется
чаще всего с использованием трех типов документов - бухгалтерского баланса,
отчета о прибылях и убытках и отчета о движении денежных средств.
Финансовая политика является частью экономической
политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития,
общий объем финансовых ресурсов, их эффективное использование. Разрабатывается
механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами
социально-экономических процессов.
Финансовые показатели предприятия (например затраты,
прибыль, ликвидность и др.) окончательно утверждаются в роли основного критерия
эффективности финансово-хозяйственной деятельности.
Конечная
эффективность финансовой политики в сегодняшних условиях определяется
расширением реактивной формы управления (т.е. принятие управленческих решений
как реакция на текущие проблемы), организацией на предприятиях современных
систем управления, позволяющих на базе финансово-экономического анализа
объединить кредитную, ценовую, денежную, учетную, налоговую, инвестиционную и
дивидендную политику.
Финансовые результаты
деятельности коммерческого предприятия представляют собой процесс получения
финансовых ресурсов, связанный с производством и реализацией товаров, оказанием
различного рода услуг, операциями на финансовом рынке.
Основные
показатели финансового состояния предприятия:
1.
финансовая устойчивость.
2.
ликвидность.
3. платежеспособность.[13]
Таким
образом, в первой главе работы рассмотрены теоретические аспекты управления
доходами и расходами организации.
2.1 Использование методов маркетингового анализа в системе управления
доходами организации
Маркетинг - одна из
основополагающих дисциплин для профессиональных деятелей рынка, таких, как
розничные торговцы, работники рекламы, исследователи маркетинга, заведующие
производством новых и марочных товаров и тому подобное. Им необходимо знать,
как описать рынок и разбить его на сегменты; как оценить нужды, запросы и
предпочтения потребителей в рамках целевого рынка; как сконструировать и
испытать товар с нужными для этого рынка потребительскими свойствами; как
посредством цены донести до потребителя идею ценности товара; как выбрать
умелых посредников, чтобы товар оказался широкодоступным, хорошо
представленным; как рекламировать и продавать товар, чтобы потребители знали его
и хотели приобрести.
Маркетинг включает в себя
теоретическую и практическую части.
Маркетинговая стратегия -
элемент стратегии деятельности предприятия, направленный на разработку,
производство и доведение до покупателя товаров и услуг, наиболее соответствующих
его потребностям. Маркетинговая стратегия включает в себя:
- определение области
деятельности предприятия;
- определение
стратегических целей предприятия;
- определение положения
предприятия на рынке;
- разработку стратегии
конкурентной борьбы;
- разработку методов
привлечения покупателей и реализации товара.
Виды маркетинговых
стратегий классифицируются по следующим признакам:
- по положению
предприятия на рынке и направлению его развития;
- по динамике отношений с
рынком;
- по типу конкурентной борьбы.
Разработка маркетинговой
стратегии предваряется сбором информации из первичных и вторичных источников с
ее последующим анализом.
Маркетинговая стратегия
должна включать в себя четыре направления:
1.
Продукт.
2.
Каналы
распределения.
3.
Цена.
4.
Продвижение.
На практике разработка
маркетинговой стратегии происходит с учетом ресурсов и возможностей конкретного
предприятия. Основные инструменты – SWOT-анализ, конкурентный анализ,
применение ИМК-концепции.
Маркетинговая стратегия –
база деятельности предприятия, инструмент, позволяющий проводить долгосрочное
планирование деятельности предприятия и эффективно распределять ресурсы между
различными тактическими мероприятиями.
Стратегическая цель филиала
ОАО «ВАМИН Татарстан Казанский
молочный комбинат»: нападение на небольшие местные и региональные компании,
которые не справляются с удовлетворением потребностей покупателей, имеют
сложное финансовое положение. В зависимости от данной цели можно определить
стратегии компании, рассматриваемой в данной работе:
Во-первых, это обходной
маневр. Цель обходного маневра — нападение на более доступные рынки, что
позволяет расширить ресурсную базу компании. Данная стратегия заключается в
диверсификации производства компании, ее рынков и внедрении новых технологий.
Вместо того чтобы копировать товар своего конкурента и готовиться к требующей
огромных ресурсов фронтальной атаке, компании, претендующие на роль лидера,
терпеливо проводят научные исследования, развивают новые технологии и
осуществляют атаки, перенося линию фронта на территории, где они обладают
несомненным преимуществом.
Во-вторых, это
«партизанская война».
Стратегия партизанской войны заключается в проведении небольшими силами
множества атак по всей занятой противником территории, внезапных деморализующих
противника нападений с заранее подготовленных баз с использованием всех видов
оружия и методов ведения войны: селективных снижений цен, интенсивных блиц
кампаний по продвижению товаров и, как исключение, юридических акций. Ошибочным
является мнение о том, что партизанская война — стратегическая альтернатива для
ограниченных в ресурсах компаний. Ее ведение обходится весьма дорого. Более
того, партизанские бои — скорее, подготовка к войне. Единственно эффективный
ответ агрессору-партизану — стремительная контратака.
2.2 Построение математических моделей прогнозирования объема продаж
Безусловно, в условиях
рыночной экономики, главным показателем рентабельности предприятия является
прибыль. И здесь незаменимы методы математической статистики, которые позволяют
правильно оценить, какие факторы, и в какой степени влияют на прибыль, а так же
на основании правильно построенной математической модели, спрогнозировать
прибыль на будущий период.
Проведем статистический анализ
исходных данных, полученных при исследовании основных показателей деятельности
предприятия, с целью выявления доминирующих факторов влияющих на прибыль и
построения адекватной математической модели для изучения возможностей ее
максимизации и прогнозирования на последующие периоды.
Исходные данные для поставленного
задания приведены в таблице 4.
Таблица 4 Исходные данные для
регрессионного анализа
|
Прибыль
|
Коэффициент качества продукции
|
Доля в общем объеме продаж
|
Розничная цена
|
Коэффициент издержек на 1 продукции
|
Удовлетворение условий розничных торговцев
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
№
|
Y, %
|
X1
|
X2
|
X3
|
X4
|
X5
|
1
|
1,99
|
1,22
|
1,24
|
1,3
|
35,19
|
2,08
|
2
|
12,21
|
1,45
|
1,54
|
1,04
|
80
|
1,09
|
3
|
23,07
|
1,9
|
1,31
|
1
|
23,31
|
2,28
|
4
|
24,14
|
2,53
|
1,36
|
1,64
|
80
|
1,44
|
5
|
35,05
|
3,41
|
2,65
|
1,19
|
80
|
1,75
|
6
|
36,87
|
1,96
|
1,63
|
1,26
|
68,84
|
1,54
|
7
|
4,7
|
2,71
|
1,66
|
1,28
|
80
|
0,47
|
8
|
58,45
|
1,76
|
1,4
|
1,42
|
30,32
|
2,51
|
9
|
59,55
|
2,09
|
2,61
|
1,65
|
80
|
2,81
|
10
|
61,42
|
1,1
|
2,42
|
1,24
|
32,94
|
0,59
|
11
|
61,51
|
3,62
|
3,5
|
1,09
|
28,56
|
0,64
|
12
|
61,95
|
3,53
|
1,29
|
1,29
|
78,75
|
1,73
|
13
|
71,24
|
2,09
|
2,44
|
1,65
|
38,63
|
1,83
|
14
|
71,45
|
1,54
|
2,6
|
1,19
|
48,67
|
0,76
|
15
|
81,88
|
2,41
|
2,11
|
1,64
|
40,83
|
0,14
|
16
|
10,08
|
3,64
|
2,06
|
1,46
|
80
|
3,53
|
17
|
10,25
|
2,61
|
1,85
|
1,59
|
80
|
2,13
|
18
|
10,81
|
2,62
|
2,28
|
1,57
|
80
|
3,86
|
19
|
11,09
|
3,29
|
4,07
|
1,78
|
80
|
1,28
|
20
|
12,64
|
1,24
|
1,84
|
1,38
|
31,2
|
4,25
|
21
|
12,92
|
1,37
|
1,9
|
1,55
|
29,49
|
3,98
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|