рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Внешний российский долг: структура и динамика

3

Корпоративные ценные бумаги

Государственные компании и принадлежащие государству доли в частных компаниях

4

Товарные поставки

Государственные закупки

5

Долговые обязательства перед российским правительством (на­пример, третьих стран)

Платежи российских заемщиков

6

Иные государственные активы

Иные государственные права (государственный земельный фонд и др )


С этой точки зрения цены большинства предлагаемых "неклассических" средств платежа по сравнению с наличными деньгами, получаемыми властями в качестве традиционных бюджетных доходов, являются, во-первых, весьма низкими и, во-вторых, растущими в перспективе (см. рис. 6).

Рис. 6

Относительные цены альтернативных средств платежа по внешнему долгу России в 1992-2030гг.
(1992-2003 гг. - факт, 2004-2030 гг, - прогноз)

Источник: А.Илларионов, советник Президента РФ по экономическим вопросам.


Одним из примеров очевидно неоптимального использования государственных активов является предлагаемый обмен части российского долга на акции российских компаний. В настоящее время акции крупнейших российских компаний в электроэнергетике, топлив­ной промышленности, металлургии, телекоммуникациях ("голубые фишки") по отноше­нию к бумагам аналогичных компаний развивающихся стран недооценены в разы. Бумаги компаний "второго эшелона" в машиностроении, лесной, легкой, пищевой промышленно­сти недооценены в еще большей степени. В то же время устойчиво действующая тенден­ция конвергенции цен российского фондового рынка и фондовых рынков развивающихся стран позволяет надеяться на значительное повышение относительной цены акций рос­сийских компаний в обозримом будущем. Таким образом, использование для целей об­служивания и погашения долга более дешевых средств платежа при дальнейшем их неиз­бежном удорожании, к тому же при наличии более дорогих альтернатив, является неоп­тимальным и ведет к существенным экономическим потерям.

Поток нефтедолларов, обрушившихся на Россию в последние годы позволил накопить в Стабилизационном фонде сумму, достаточную, для покрытия дефицита бюджета в течении двух лет. Встал вопрос, что делать с таким объемом резервов, лежащих мертвым грузом. В этом году было принято решение направить часть этих средств на погашение внешнего долга РФ. Всего на погашение выплаты по внешней задолженности из Стабилизационного фонда в этом году было изъято 430 млрд. рублей (примерно 15 млрд. долларов).

Безусловно, эти средства являются одним из оптимальных источников погашения кредитов.



3.3. Оптимальная стратегия снижения бремени внешнего долга

В области внешнего долга, безусловно, имеется заметный прогресс. В первую очередь это касается досрочного погашения «дорогих» долгов и использования накопленных в Стабилизационном фонде средств.

Острота проблемы внешнего долга России была в последние годы снята благодаря благоприятной внешнеторговой конъюнктуре.

Рис. 7

Объем экспорта (млрд. долл.)
и мировые цены на нефть (
Urals, долл./барр.)





Таблица 15

Объем и структура экспорта товаров




2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Экспорт товаров


102

107

136

183

213

203

210

220

нефть, нефтепродукты, газ


52

56

73

98

120

107

104

107

Металлы


12

11

13

21

23

23

23

23

машины и оборудование


10

10

12

14

15

16

17

20

прочий экспорт


28

30

38

50

55

57

66

70

%


 

 

 

 

 

 

 

 

Экспорт товаров


100

100

100

100

100

100

100

100

нефть, нефтепродукты, газ


51

52

54

54

56

53

49

48

Металлы


11

10

10

12

11

11

11

11

машины и оборудование


10

9

9

8

7

8

8

9

прочий экспорт


27

28

28

27

26

28

31

32

Экспорт товаров, в % к ВВП


33,2

2831,1

31,6

31,5

29,3

24,1

22,2

20,7


Сумма, полученная Россией от продажи нефти и нефтепродуктов на мировом рынке в настоящее время позволяет производить досрочное погашение части долговых обязательств. Кроме этого целесообразно расширять практику использования так называемых нестандартных схем погашения внешнего долга, связанных с неденежными формами расчетов. За последние 10 лет Россией был накоплен опыт такого рода индивидуальных схем оплаты долгов. По данным Внешэкономбанка, с их помощью было погашено почти 75 % выплаченного «основного» внешнего долга и более 5 % - процентов по долгам. Преимущество нестандартных схем состоит не только в снижении нагрузки на государственный бюджет (экономия бюджетных расходов превышает 1/3), но и в стимулировании при их использовании экспортных производств, притока инвестиций, в расширении международного сотрудничества. Основной формой такого погашения долгов является их оплата товарными поставками. Она одновременно стимулирует российских производителей, косвенно расширяет возможности их выхода на рынки других стран.

При последовательном проведении в течение предстоящего десятилетия оптимальной стратегии снижения долгового бремени угроза долгового кризиса будет устранена, долго­вая проблема в ее нынешнем виде перестанет существовать, а темпы экономического роста будут более высокими.

Заключение


Долговая проблема потеряла  свою былую остроту и уже не может рас­сматри­ваться в качестве «дамоклова меча», который в любой момент гро­зит стать при­чиной очередного финансового катаклизма.

В области внешнего долга, безусловно, имеется заметный прогресс. В первую очередь это касается досрочного погашения «дорогих долгов» и использования накопленных в Стабилизационном фонде средств.

Целесообразно расширять практику использования так называе­мых нестан­дартных схем погашения внешнего долга, связанных с не денежными формами расчетов. За последние 10 лет Россией был накоплен опыт такого рода индивиду­альных схем оплаты долгов. По данным Внешэкономбанка, с их помо­щью было погашено почти 75 процентов выплаченного основного внешнего долга и более 5 процентов - процентов по долгам. Преимущество нестандартных схем состоит не только в снижении нагрузки на государственный бюджет (эконо­мия бюджетных расходов превышает 1/3), но и в стимулировании при их исполь­зовании экспорт­ных производств, притока инвестиций, в расширении междуна­родного сотрудни­чества. Основной формой такого погашения долгов является их оплата товар­ными поставками. Она одновременно стимулирует российских про­изводителей, косвенно расширяет возможности их выхода на рынки других стран. Для повыше­ния эффективности таких поставок (особенно высокотехнологичной продукции) для отечественных предприятий и роста их заинтересованности до­пустимо уменьшение понижающего коэффициента (в настоящее время 20 про­центов), применяемого Минфином при оплате российским предприятиям поставок в счет долгов.

К сожалению, в значительной мере свернута работа по конверсии долга в инве­стиции. Для активизации этого процесса недостаточно лишь объявить о своей за­интересованности в конверсии долгов, нужна система стимулов и льгот для инве­сторов, в том числе по налогам, по условиям аренды или даже приобретения земли, по допуску на регулируемые российские рынки, например банковский и страховой.

Вероятность резкого ухудшения макроэкономической обстановки в результате роста внешнего долга корпоративного сектора в настоящее время очень мала. Экономическая и политическая ситуация в Росси уже не та, что была незадолго до кризиса 1998г. и сразу после него. Риск серьезного политического кризиса или резкого изменения политического курса минимален. Существенные преобразования произошли в бюджетной политике страны, снизился уровень государственного долга. Российская денежно-кредитная политика достаточно эффективна с точи зрения ее влияния на уровни цен и валютного курса. Возрос объем международных резервов. Учитывая эти изменения, кредитный рейтинг России постоянно повышается. В целом, макроэкономическая базы и политические условия для наращивания объема внешних заимствований в корпоративном секторе очень благоприятны.

Целесообразно вернуться к практике предоставления государст­венных креди­тов с целью стимулирования российского экспорта, особенно во­енно-техниче­ского. Рынок военной техники отличается высоким уровнем конку­ренции, и для расширения выхода на него российских производителей нужно ис­пользовать весь арсенал средств государственной поддержки. Потенциал нара­щивания военного экспорта у России весьма велик, и при целенаправленной гос­поддержке он может стать частичной альтернативой экспорту нефти. Достаточно указать на то, что в СССР объем экспорта оружия и военной техники превышал 23 млрд. долларов, а в настоящее время Россия экспортирует такой продукции всего лишь на 5 млрд. долларов.

При этом целесообразно сократить активно используемый при расчетах за рос­сийский военный экспорт клиринг, поскольку он крайне неэффективен для произ­водителей техники. По данным Счетной палаты, потери конечных получателей средств за счет посредников по клирингу составляют от 10 до 50 процентов.
Допустима также отсрочка или даже списание долгов странам-должникам в слу­чае закупки ими российских товаров.

Вступление России в МВФ и в Парижский клуб и, как следствие, простая «передача» долга СССР России было, вероятно, преждевременным. Управление госдолгом должно быть ориентировано на общее снижение долговой нагрузки и, главное, на стимулирование экономического роста.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.