|
|
С этой точки зрения цены большинства предлагаемых "неклассических" средств платежа по сравнению с наличными деньгами, получаемыми властями в качестве традиционных бюджетных доходов, являются, во-первых, весьма низкими и, во-вторых, растущими в перспективе (см. рис. 6). Рис. 6 Относительные цены альтернативных средств
платежа по внешнему долгу России в 1992-2030гг. Источник: А.Илларионов, советник Президента РФ по экономическим вопросам. Одним из примеров очевидно неоптимального использования государственных активов является предлагаемый обмен части российского долга на акции российских компаний. В настоящее время акции крупнейших российских компаний в электроэнергетике, топливной промышленности, металлургии, телекоммуникациях ("голубые фишки") по отношению к бумагам аналогичных компаний развивающихся стран недооценены в разы. Бумаги компаний "второго эшелона" в машиностроении, лесной, легкой, пищевой промышленности недооценены в еще большей степени. В то же время устойчиво действующая тенденция конвергенции цен российского фондового рынка и фондовых рынков развивающихся стран позволяет надеяться на значительное повышение относительной цены акций российских компаний в обозримом будущем. Таким образом, использование для целей обслуживания и погашения долга более дешевых средств платежа при дальнейшем их неизбежном удорожании, к тому же при наличии более дорогих альтернатив, является неоптимальным и ведет к существенным экономическим потерям. Поток нефтедолларов, обрушившихся на Россию в последние годы позволил накопить в Стабилизационном фонде сумму, достаточную, для покрытия дефицита бюджета в течении двух лет. Встал вопрос, что делать с таким объемом резервов, лежащих мертвым грузом. В этом году было принято решение направить часть этих средств на погашение внешнего долга РФ. Всего на погашение выплаты по внешней задолженности из Стабилизационного фонда в этом году было изъято 430 млрд. рублей (примерно 15 млрд. долларов). Безусловно, эти средства являются одним из оптимальных источников погашения кредитов. 3.3. Оптимальная стратегия снижения бремени внешнего долга В области внешнего долга, безусловно, имеется заметный прогресс. В первую очередь это касается досрочного погашения «дорогих» долгов и использования накопленных в Стабилизационном фонде средств. Острота проблемы внешнего долга России была в последние годы снята благодаря благоприятной внешнеторговой конъюнктуре. Рис. 7 Объем экспорта (млрд. долл.)
Таблица 15 Объем и структура экспорта товаров | ||||||||||||||||||
|
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
|||||||||||
Экспорт товаров |
102 |
107 |
136 |
183 |
213 |
203 |
210 |
220 |
|||||||||||
нефть, нефтепродукты, газ |
52 |
56 |
73 |
98 |
120 |
107 |
104 |
107 |
|||||||||||
Металлы |
12 |
11 |
13 |
21 |
23 |
23 |
23 |
23 |
|||||||||||
машины и оборудование |
10 |
10 |
12 |
14 |
15 |
16 |
17 |
20 |
|||||||||||
прочий экспорт |
28 |
30 |
38 |
50 |
55 |
57 |
66 |
70 |
|||||||||||
% |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
Экспорт товаров |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
|||||||||||
нефть, нефтепродукты, газ |
51 |
52 |
54 |
54 |
56 |
53 |
49 |
48 |
|||||||||||
Металлы |
11 |
10 |
10 |
12 |
11 |
11 |
11 |
11 |
|||||||||||
машины и оборудование |
10 |
9 |
9 |
8 |
7 |
8 |
8 |
9 |
|||||||||||
прочий экспорт |
27 |
28 |
28 |
27 |
26 |
28 |
31 |
32 |
|||||||||||
Экспорт товаров, в % к ВВП |
33,2 |
2831,1 |
31,6 |
31,5 |
29,3 |
24,1 |
22,2 |
20,7 |
Сумма, полученная Россией от продажи нефти и нефтепродуктов на мировом рынке в настоящее время позволяет производить досрочное погашение части долговых обязательств. Кроме этого целесообразно расширять практику использования так называемых нестандартных схем погашения внешнего долга, связанных с неденежными формами расчетов. За последние 10 лет Россией был накоплен опыт такого рода индивидуальных схем оплаты долгов. По данным Внешэкономбанка, с их помощью было погашено почти 75 % выплаченного «основного» внешнего долга и более 5 % - процентов по долгам. Преимущество нестандартных схем состоит не только в снижении нагрузки на государственный бюджет (экономия бюджетных расходов превышает 1/3), но и в стимулировании при их использовании экспортных производств, притока инвестиций, в расширении международного сотрудничества. Основной формой такого погашения долгов является их оплата товарными поставками. Она одновременно стимулирует российских производителей, косвенно расширяет возможности их выхода на рынки других стран.
При последовательном проведении в течение предстоящего десятилетия оптимальной стратегии снижения долгового бремени угроза долгового кризиса будет устранена, долговая проблема в ее нынешнем виде перестанет существовать, а темпы экономического роста будут более высокими.
Долговая проблема потеряла свою былую остроту и уже не может рассматриваться в качестве «дамоклова меча», который в любой момент грозит стать причиной очередного финансового катаклизма.
В области внешнего долга, безусловно, имеется заметный прогресс. В первую очередь это касается досрочного погашения «дорогих долгов» и использования накопленных в Стабилизационном фонде средств.
Целесообразно расширять практику использования так называемых нестандартных схем погашения внешнего долга, связанных с не денежными формами расчетов. За последние 10 лет Россией был накоплен опыт такого рода индивидуальных схем оплаты долгов. По данным Внешэкономбанка, с их помощью было погашено почти 75 процентов выплаченного основного внешнего долга и более 5 процентов - процентов по долгам. Преимущество нестандартных схем состоит не только в снижении нагрузки на государственный бюджет (экономия бюджетных расходов превышает 1/3), но и в стимулировании при их использовании экспортных производств, притока инвестиций, в расширении международного сотрудничества. Основной формой такого погашения долгов является их оплата товарными поставками. Она одновременно стимулирует российских производителей, косвенно расширяет возможности их выхода на рынки других стран. Для повышения эффективности таких поставок (особенно высокотехнологичной продукции) для отечественных предприятий и роста их заинтересованности допустимо уменьшение понижающего коэффициента (в настоящее время 20 процентов), применяемого Минфином при оплате российским предприятиям поставок в счет долгов.
К сожалению, в значительной мере свернута работа по конверсии долга в инвестиции. Для активизации этого процесса недостаточно лишь объявить о своей заинтересованности в конверсии долгов, нужна система стимулов и льгот для инвесторов, в том числе по налогам, по условиям аренды или даже приобретения земли, по допуску на регулируемые российские рынки, например банковский и страховой.
Вероятность резкого ухудшения макроэкономической обстановки в результате роста внешнего долга корпоративного сектора в настоящее время очень мала. Экономическая и политическая ситуация в Росси уже не та, что была незадолго до кризиса 1998г. и сразу после него. Риск серьезного политического кризиса или резкого изменения политического курса минимален. Существенные преобразования произошли в бюджетной политике страны, снизился уровень государственного долга. Российская денежно-кредитная политика достаточно эффективна с точи зрения ее влияния на уровни цен и валютного курса. Возрос объем международных резервов. Учитывая эти изменения, кредитный рейтинг России постоянно повышается. В целом, макроэкономическая базы и политические условия для наращивания объема внешних заимствований в корпоративном секторе очень благоприятны.
Целесообразно вернуться к практике предоставления государственных кредитов с целью стимулирования российского экспорта, особенно военно-технического. Рынок военной техники отличается высоким уровнем конкуренции, и для расширения выхода на него российских производителей нужно использовать весь арсенал средств государственной поддержки. Потенциал наращивания военного экспорта у России весьма велик, и при целенаправленной господдержке он может стать частичной альтернативой экспорту нефти. Достаточно указать на то, что в СССР объем экспорта оружия и военной техники превышал 23 млрд. долларов, а в настоящее время Россия экспортирует такой продукции всего лишь на 5 млрд. долларов.
При
этом целесообразно сократить активно используемый при расчетах за российский
военный экспорт клиринг, поскольку он крайне неэффективен для производителей
техники. По данным Счетной палаты, потери конечных получателей средств за счет
посредников по клирингу составляют от 10 до 50 процентов.
Допустима также отсрочка или даже списание долгов странам-должникам в случае
закупки ими российских товаров.
Вступление России в МВФ и в Парижский клуб и, как следствие, простая «передача» долга СССР России было, вероятно, преждевременным. Управление госдолгом должно быть ориентировано на общее снижение долговой нагрузки и, главное, на стимулирование экономического роста.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
Новости |
Мои настройки |
|
© 2009 Все права защищены.