|
|
Источник: материалы Счетной палаты РФ Основной целью создания стабилизационного фонда РФ остается аккумулирование части доходов, формируемых в экспортном секторе экономики в периоды высоких мировых цен на основные товары российского экспорта, и их использование для погашения внешнего долга и поддержания реального уровня непроцентных расходов государственного бюджета в периоды неблагоприятной конъюнктуры, а также замедление роста реального курса рубля в периоды высокой экспортной выручки. Таблица 5 Программа государственных внешних заимствованийРоссийской Федерации на 2005 год | |||||||
Категории кредитов (займов) |
Сумма заимствования в 2005 году (млн. долл. США) |
Срок погашения (лет) |
||||||
Целевые иностранные заимствования |
1 127,32 |
|
||||||
|
|
|
||||||
в том числе: |
|
|
||||||
|
|
|
||||||
кредиты (займы) международных финансовых организаций (перечень 1) |
952,42 |
11 – 12 |
||||||
|
|
|
||||||
кредиты (займы) правительств иностранных государств, банков и фирм (перечень 2) |
174,90 |
5 - 7,5 |
||||||
|
|
|
||||||
|
|
|
||||||
Итого |
1 127,32 |
|
Источник: Приложение 33 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2005 год"
Внешние заимствования России в 2006 году запланированы на 1 112,84 млн. долларов США (31 827, 2 млн. рублей), что на 14,46 млн. долларов США или 1,3 % меньше, чем было предусмотрено федеральным бюджетом на 2005г.; заимствования по линии международных финансовых организаций – на 960 млн. долларов. При этом заемные ресурсы будут направляться на реализацию проектов, имеющих общегосударственное значение, прежде всего, инфраструктурных. Привлечение кредитов правительств иностранных государств, банков и компаний в 2006 году запланировано в объеме 152,9 млн. долларов против 435,6 млн. в 2004 году. Предоставление гарантий от некоммерческих рисков составит 83 млн. долларов.
В следующем году планируется предоставить государственные гарантии на сумму 1 млрд. долларов (Источник: ИА «Альянс Мадия» 14.07.2005г.).
2.1.1 Заимствования России у международных финансовых организаций
В 1995 году Россия вступила в Парижский клуб; в 1999 году в МВФ и могла обслуживаться Всемирным банком, а также Европейским банком реконструкции и развития. После 1992 года полученные Россией кредиты состояли из кредитов международных финансовых институтов, правительств иностранных государств и частных кредиторов.
В нынешнем российском долге почти половина – обязательства по ценным бумагам в иностранной валюте. Сокращение долга обусловлено существенным погашением в последние годы, а также списанием части советского долга в результате обмена обязательств перед Лондонским клубом кредиторов на новые российские еврооблигации. Около 42% составляет задолженность членам Парижского клуба, порядка 8,5% - задолженность международным финансовым организациям, около 5% - задолженность перед Центральным банком в иностранной валюте, около 0,4% - гарантии правительства.
Россия присоединилась к Всемирному банку (ВБ), Международному валютному фонду (МВФ) и Европейскому банку реконструкции и развития (ЕБРР) в 1992 г. С этого момента и начинается история заимствований нашей страной у этих международных организаций, в процессе которой долг приобрел следующие контуры (табл.6)
Таблица 6
Долг России перед международными финансовыми организациями, млрд. долл.
2002
2003
2004
на 1 января 2005
на 1 июля 2005
Всего
в том числе
14.76
13.58
12,1
9,7
5,8
МВФ
7.6
6.65
5.1
3,6
-
ВБ
6.93
6.69
6.6
5,7
5,4
ЕБРР
0.203
0.240
0.4
0,4
0,4
Роль и значение МВФ. МВФ – межгосударственный финансовый институт с почти универсальным членством стран. Создан в 1944 году на конференции в Бреттон-Вудсе.
Его политика и задачи определены хартией, известной как Статьи Соглашения (Articles of Agreement). Основные цели МВФ, сформулированные в Статьях Соглашения, заключаются в следующем:
- содействие международной валютной кооперации;
- обеспечение сбалансированного роста международной торговли;
- содействие стабильности валютных курсов;
- осуществление помощи в основании многосторонней системы платежей и устранении валютных ограничений, препятствующих развитию мировой торговли;
- обеспечение доступа членов к ресурсам фонда для устранения нарушений платежного баланса без использования торговых ограничений и ограничений платежей;
- организация форумов для консультаций и обслуживания проблем развития международной финансовой системы.
Хотя каждая страна имеет право свободно выбирать режим валютного курса, Устав МВФ требует: 1) поддержание стабильности финансовой и валютной политики в стране и использование интервенции Центрального банка при слишком сильных колебаниях валютного курса; 2) отказ от манипуляций с валютным курсом, направленных на получение односторонних преимуществ; 3) незамедлительное информирование МВФ о всех предполагаемых изменениях механизма валютного регулирования и валютных курсов; 4) отказ от привязки своих валют к золоту.
Капитал МВФ образован из взносов государств-членов и составляет более 120 млрд. долларов США. В МВФ действует принцип взвешенного количества голосов, который предполагает, что возможность стран-членов оказывать воздействие на деятельность фонда с помощью голосования определяется их долей в капитале МВФ. Самым большим количеством голосов в МВФ обладают: США - 17,78 %; Германия - 5,53 %; Япония - 5,53 %; Франция - 4,98 %; Россия - 2,9 % (десятая по величине квота в капитале).
МВФ предоставляет в настоящее время кредиты странам-членам для двух целей: для покрытия дефицитов платежных балансов, то есть практически для пополнения валютных резервов государственных финансовых органов и центрального банка; для поддержки макроэкономической стабилизации и структурной перестройки экономики, а это значит - для финансирования бюджетных расходов правительств.
Взаимоотношения МВФ и России всегда носили сложный характер. Членство в МВФ налагало на Россию обязательство выполнять следующие требования:
Во-первых, устранение валютных ограничений, поддержание конвертируемости национальной валюты в сфере международных текущих валютных операций, неучастие в дискриминационных валютных соглашениях.
Во-вторых, не прибегать к практике множественности валютных курсов. Согласно требованию, Россия установила с июля 1992 года единый рыночный курс рубля по отношению к доллару и другим иностранным валютам. Валютный курс рубля является плавающим, то есть определяется на валютном рынке в результате взаимоотношения спроса и предложения. Официальный курс рубля определяется к доллару Центральным Банком самостоятельно.
В-третьих, установление информационной открытости.
Одним из достижений либеральной внешнеэкономической политики России называют наличие активного сальдо торгового баланса. В России оно достигается в подавляющей степени благодаря экспорту минерального сырья. В принципе, поступающие в страну валютные ресурсы могли бы стать одним из источников производительного накопления, содействовать преодолению экономического кризиса. Однако в условиях либерализации механизма валютных связей властям не удается найти действующие рыночные инструменты, которые позволили бы направить поток этих средств в сферу производства. В результате, они остаются преимущественно на валютных счетах коммерческих банков, а также пополняют запасы наличности у населения.
Превращение активного сальдо по текущим операциям в дефицит итогового платежного баланса объясняется в значительной мере необходимостью осуществления платежей по обслуживанию и погашению внешнего долга. Деятельность МВФ на российском направлении подвергается на Западе острой критике. Западные экономисты говорят о том, что МВФ внес свою лепту в беды России тем, что сосредоточил внимание исключительно на показателях, относящихся к бюджетному дефициту и инфляции, игнорируя проблему доверия к власти, связанную с накоплением задолженности по заработной плате и отсутствия структурных преобразований в России. В 1999 году Мишель Камдессю уходит в отставку с поста руководителя фонда. Многие обозреватели связывают эту отставку, в значительной мере, с просчетами политики МВФ по отношению к России, долг которой вырос существенно (см.табл. 7). В это время МВФ использовал несколько механизмов финансовой помощи:
- программы обычного кредитования stand-by,
- программы расширенного кредитования EFF,
- программы льготного кредитования (механизм расширенного финансирования структурной перестройки ESAF и механизм финансирования системных преобразований STF),
- компенсационное и чрезвычайное кредитование CCFF;
- дополнительное резервное кредитование SRF.
Кредиты МВФ могут быть получены лишь после того, как вторая сторона согласится на проведение стратегических реформ в своей экономике (на воплощение программы структурной перестройки, разработанной МВФ).
Таблица 7
Кредиты МВФ России
Год
Сумма
Срок
Вид кредита
Условия получения
1992
$1 млрд.
5 лет
stand-by
Удержание дефицита госбюджета в определенных рамках и контроль за приростом денежной массы
1993
$1,54 млрд.
10 лет с отсрочкой погашения в течение 4,5 года
STF
Те же
1994
$1,5 млрд.
10 лет с отсрочкой погашения в течение 4,5 года
STF
Те же плюс либерализация ВЭД, включая ликвидацию нетарифных мер регулирования экспорта
1995
$6,8 млрд.
5 лет с отсрочкой на 3 года и 3 мес
stand-by
Те же плюс ликвидация внешнеэкономических льгот, либерализация нефтяного экспорта и отмена да 01.01.1996 г. всех экспортных пошлин
1996-1998
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
Новости |
Мои настройки |
|
© 2009 Все права защищены.