рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Внешний российский долг: структура и динамика

- единый орган, уполномоченный осуществлять заимствования от имени Правительства.

Действующее законодательство не закрепляет функции учета, оперативного управления долгом и осуществления заимствований за одним уполномоченным органом Правительства, что предполагает возможность осуществления заимствований другими органами исполнительной государственной власти от имени Правительства. В прошлом указанная, практика привела к значительному росту долга бывшего СССР и Российской Федерации за счет предоставления федеральными органами государственной власти гарантий и осуществления заимствований от имени Правительства, а также возможность осуществления заимствований государственными унитарными предприятиями, входящими в государственный сектор экономики.


Упомянутые выше проблемы и недостатки действующей системы управления государственным долгом обуславливают необходимость реформирования системы управления государственным долгом с целью создания единой эффективной и интегрированной системы, а также пересмотра принципов ее функционирования с учетом мирового опыта и особенностей текущего положения страны.

Основная задача реформирования и развития системы управления государственным долгом заключается в усилении государственного влияния и контроля за государственным долгом и заимствованиями и постепенном снижении зависимости государственного бюджета от ситуации в долговой сфере.

Достижение целей по сокращению стоимости обслуживания государственного долга и по сохранению объема государственного долга па экономически безопасном уровне возможно при выполнении системой управления государственным долгом следующих задач:

o                     повышение эффективности государственных заимствований на внутреннем и внешнем рынках;

o                     дальнейшее развитие рынка внутренних заимствований, в том числе в связи с реформой пенсионной системы;

o                     оптимизация структуры государственного долга Российской Федерации;

o                     сокращение рисков, связанных с осуществлением заимствований;

o                     обеспечение принятия экономически обоснованных решений в области управления государственным долгом и государственных заимствований;

o                     развитие рыночных инструментов заимствований и инструментов управления долгом.

Эти задачи могут быть реализованы только в случае создания и совершенствования следующих элементов системы управления государственным долгом:

-совершенствование правовых основ в области управления долгом;

-создание единой и централизованной организационной структуры и четких механизмов управления долгом;

-создание единой системы учета государственного долга и единой базы данных, по учету государственного долга;

-создание единой системы анализа рисков в области управления долгом и финансового анализа долговых операции и заимствований;

-формирование интегрированной и унифицированной системы стратегического планирования в сфере системы управления государственным долгом и оценки эффективности заимствований;

-совершенствование механизмов взаимодействия системы управления долгом с системой кассового управления средствами бюджета;

-создание системы и механизмов взаимодействия, включая межведомственные и внутриведомственные процедуры управления государственным долгом, денежно-кредитной политикой и политикой в области управления золотовалютными резервами;

-создание системы учета в секторе государственного управления, основанной на принципе начисления.

-внедрение интегрированной системы по аналитическому учету субфедеральных, муниципальных долговых обязательств и заимствований негосударственного сектора экономики.


С целью улучшения условий осуществления внешних заимствований и поддержания доступа Российской Федерации на международные рынки капитала, а также с учетом ориентации в среднесрочной перспективе на рыночные заимствования требует совершенствования и институциональная структура взаимоотношений с иностранными инвесторами. К числу основных направлений этой работы относятся:

 – создание унифицированного механизма своевременного предоставления информации иностранным инвесторам и рейтинговым агентствам в отношении финансовой и экономической ситуации в Российской Федерации;

– сосредоточение функций координации в области взаимоотношений с иностранными инвесторами в едином ведомстве, а также упорядочение указанных взаимоотношений, в том числе путем создания механизма координации этой работы между государственными министерствами и ведомствами.



3.1.1. Стратегия снижения долгового бремени


В зависимости от фактически исполняемого графика платежей, факта проведе­ния реструктуризации и размеров отклонения фактических платежей от первона­чальной приведенной стоимости долга (ППСД) можно сформулировать шесть ос­новных вариантов управления внешним долгом, отличающихся друг от друга сле­дующими основными характеристиками (см. рис. 4):

1.                  отсутствие реструктуризации долга, соблюдение оригинального гра­фика платежей (ОГП), равенство фактических платежей ППСД;

2.                  реструктуризация долга (РД), согласование нового графика платежей (НГП), превышение фактическими платежами ППСД;

3.                  РД, НГП, равенство фактических платежей ППСД;

4.                  РД, НГП, фактические платежи меньше ПСД;

5.                  согласованное с кредиторами полное списание долга, отсутствие гра­фика платежей, фактические платежи равны нулю;

6.                  дефолт, отсутствие графика платежей, фактические платежи равны нулю.

Еще одной характеристикой данных вариантов, представленных на схеме, яв­ляется уровень платежей по внешнему долгу в краткосрочной перспективе (в те­чение нескольких ближайших лет) - ПКП. На максимальном уровне ПКП находятся в 1 варианте, что, собственно, и является одной из важнейших причин проведения реструктуризации долга и изменения оригинального графика платежей. При по­следовательном переходе от 1 варианта к 6 варианту величина ПКП, как правило, уменьшается, достигая нуля в 5 и 6 вариантах.








Рис. 4

Варианты управления внешним долгом в зависимости от используе­мого графика платежей

Источник: А.Илларионов, советник Президента РФ по экономическим вопросам.

Совокупные издержки осуществления того или иного варианта управления внешним долгом складываются из суммы фактических платежей по долгу (в соот­ветствии с ОГП либо НГП) и издержек от изменения графика платежей и его мак­роэкономических и социально-политических последствий (см. рис. 5). Параметры первой кривой фактических платежей по внешнему долгу - определяются исходя из описания вариантов управления Частичные и совокупные издержки могут быть измерены в терминах приведенной стоимости долга, значения которой отложены на вертикальной оси. Варианты управления долгом размещены на горизонталь­ной оси таким образом, что при движении по ней слева направо величина плате­жей в краткосрочной перспективе уменьшается.











Рис. 5

Совокупные издержки в зависимости от фактического графика платежей

На рис. 5 видно, что наименьшие совокупные издержки в терминах ПСД (наименьшая цена осуществления), хотя и сопровождаемые наиболее высокими расходами на платежи в краткосрочном периоде, соответствуют 1 варианту управления внешним долгом. При движении вправо - ко 2 варианту и далее - совокупные издержки по управлению внешним долгом последовательно увеличиваются. Они становятся неприемлемо высокими при по­пытках осуществления 6 варианта.

Таким образом, предлагаемая стратегия взаимоотношений с кредиторами, ведущая к изменению действующего графика платежей (проведение реструктуризации), если она при этом не предусматривает значительного снижения приведенной стоимости долга, ведет к экономическим потерям и потому представляется неоптимальной.




3.1.2 Альтернативные стратегии взаимоотношений с кредиторами и  снижения долгового бремени

В зависимости от величины отклонения фактических чистых платежей по внешнему долгу (ЧПВД) от полных платежей, соответствующих их официальному графику (ГП) - независимо от того, является ли он оригинальным или выработанным в результате рест­руктуризации, - можно выделить шесть вариантов управления внешним долгом, отли­чающихся друг от друга следующими характеристиками (см. табл. 13):

1.                  ЧПВД превышают платежи по графику;

2.                  ЧПВД равны платежам по графику;

3.                  ЧПВД меньше платежей по графику, но больше процентных платежей;

4.                  ЧПВД равны процентным платежам;

5.                  ЧПВД меньше процентных платежей, но больше нуля;

6.                  ЧПВД равны нулю или меньше нуля.

Нетрудно заметить, что критерием классификации в этом случае выступает удельный вес ЧПВД в полных платежах по внешнему долгу (ППВД). В первых двух вариантах ЧПВД совпадают с ППВД. При переходе к 3 и последующим вариантам управления долгом доля ЧПВД в ППВД последовательно снижается, становясь равной нулю (или отрицательной величиной) в 6 варианте. Одновременно с этим при переходе от 1 и 2 вариантов управле­ния внешним долгом к 6 доля бюджетных доходов в источниках средств для проведения платежей снижается, а доля финансирования повышается.

Таблица 13

 Варианты управления внешним долгом в зависимости от величины фак­тических чистых платежей по внешнему долгу и их источников

Варианты

Отклонения факти­ческих ЧПВД от платежей по гра­фику (ПГ)

Источники средств для

Последствия для раз­меров номинального объема долга (НОД)

Процентных платежей (ПП)

погашения основного долга (ПОД)

полных плате­жей по внеш­нему долгу (ППВД)

1

ЧПВД >ПП + ПОД    

БД

БД

БД

Быстрое сокращение

2

ЧПВД =ПП+ ПОД

БД

БД

БД

Сокращение

3

ПП < ЧПВД <ПП+ ПОД

БД

БД,Ф

БД,Ф

Медленное сокращение

4

чпвд=пп

БД

Ф

БД,Ф

Стабилизация

5

0<ЧПВД<ПП

БД,Ф

Ф

БД,Ф

Увеличение

6

ЧПВД<0

Ф

Ф

Ф

Быстрое увеличение

Сокращения ЧПВД - чистые платежи по внешнему долгу, ПП - процентные платежи, ПОД - погашение основного долга, БД - бюджетные доходы, Ф – финансирование

Оценку сравнительных преимуществ каждого из представленных вариантов можно сде­лать исходя из издержек их проведения и последствий их осуществления для размеров номинального объема долга. Поскольку финансирование для бюджета является ресурсом, как правило, более дорогим, чем его традиционные доходы, то при последовательном пе­реходе от 1 варианта к 6 издержки их реализации последовательно возрастают (за счет увеличения компонента финансирования в общем объеме средств для проведения плате­жей). В то же время при переходе от 1 варианта к 6 номинальные объемы долга последо­вательно возрастают.


3.2. Альтернативные средства платежа

Предлагаемые для использования в операциях по обслуживанию и погашению внешнего долга средства платежа можно классифицировать следующим образом (см. табл. 14): 1 - наличные денежные средства; 2 - государственные ценные бумаги; 3 - корпоративные ценные бумаги; 4 - товарные поставки; 5 - долговые обязательства третьих сторон перед российским правительством; 6 - иные государственные активы. В реальной жизни, естест­венно, возможны их сочетания в различных пропорциях.

Важнейшим критерием для принятия решения об использовании того или иного средства платежа должно выступать соотношение их цен как в момент платежа, так и в прогнози­руемой перспективе. Рациональная стратегия заключается в том, чтобы в качестве средств платежа использовать в первую очередь активы, более дорогие в данный мо­мент, но дешевеющие в перспективе. Использование активов, дешевых в настоящее время и дорожающих в перспективе, целесообразно откладывать до более позднего вре­мени.

Таблица 14

Средства платежа по внешнему долгу и их источники

Варианты

Средства платежа

Источники

1

Наличные денежные средства

Бюджетные доходы налоговые неналоговые Финансирование реа­лизация госактивов запасов имущества собственности (приватиза­ция) государственные займы внутренние, в том числе кредиты Цен­трального банка внешние

2

Государственные ценные бумаги

Эмиссия нового государственного долга

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.