При
осуществлении деятельности в Российской Федерации через обособленное
подразделение заявление о постановке на учет организации по месту нахождения
обособленного подразделения подается в течение одного месяца после создания обособленного
подразделения.
Заявление
организации о постановке на учет по месту нахождения подлежащего
налогообложению недвижимого имущества или транспортных средств подается в
налоговый орган по месту нахождения этого имущества в течение 30 дней со дня его
регистрации.
Постановка
на учет в налоговых органах физического лица по месту нахождения принадлежащего
ему недвижимого имущества, являющегося объектом налогообложения, осуществляется
на основе информации, предоставляемой органами, указанными в статье 85 НК РФ.
Местом
нахождения имущества в целях настоящей статьи признается:
для
морских, речных и воздушных транспортных средств - место нахождения
(жительства) собственника имущества;
для других
транспортных средств - место (порт) приписки или место государственной
регистрации, а при отсутствии таковых - место нахождения (жительства)
собственника имущества;
для иного
недвижимого имущества - место фактического нахождения имущества.
Заявление
о постановке на учет частных нотариусов, частных детективов, частных охранников
подается в налоговый орган по месту их жительства в течение 10 дней после
выдачи им лицензии, свидетельства или иного документа, на основании которого
осуществляется их деятельность.
Постановка
на учет в налоговых органах физических лиц, не относящихся к индивидуальным
предпринимателям, осуществляется налоговым органом по месту жительства
физического лица на основе информации, предоставляемой органами, указанными в
статье 85 НК РФ. В случае возникновения у налогоплательщиков затруднений с
определением места постановки на учет решение на основе представленных ими
данных принимается налоговым органом.
Налоговые
органы обязаны на основе имеющихся данных и сведений, сообщаемых им органами,
осуществляющими государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в
качестве индивидуальных предпринимателей, выдачу физическим лицам лицензий на
право занятия частной практикой, учет и регистрацию, недвижимого имущества и
сделок с ним, самостоятельно (до подачи заявления налогоплательщиком) принимать
меры к постановке на учет налогоплательщиков в налоговых органах.
Сведения,
формируемые в налоговых органах в результате учета организаций
ИНН, код
иностранной организации (КИО), серия и номер свидетельства о постановке на учет,
а также по каждому основанию (случаю), установленному Налоговым кодексом Российской
Федерации, код налогового органа по месту постановки на учет, причина и дата
постановки на учет (снятия с учета) в налоговом органе, КПП, реквизиты уведомления
о постановке на учет (снятии с учета) в налоговом органе.
2.2 Порядок
присвоения идентификационного номера налогоплательщика
Согласно
ст. 84 НК РФ форма заявления о постановке на учет устанавливается Министерством
Российской Федерации по налогам и сборам. При подаче заявления организация
одновременно с заявлением о постановке на учет представляет в одном экземпляре
копии заверенных в установленном порядке: свидетельства о регистрации,
учредительных и иных документов, необходимых при государственной регистрации,
других документов, подтверждающих в соответствии с законодательством Российской
Федерации создание организации.
При подаче
заявления индивидуальный предприниматель одновременно с заявлением о постановке
на учет представляет свидетельство о государственной регистрации в качестве
индивидуального предпринимателя или представляет копию лицензии на право
занятия частной практикой, а также документы, удостоверяющие личность
налогоплательщика и подтверждающие регистрацию по месту жительства.
При
постановке на учет в состав сведений о налогоплательщиках - физических лицах
включаются также их персональные данные: фамилия, имя, отчество; дата и место
рождения; пол; адрес места жительства; данные паспорта или иного документа,
удостоверяющего личность налогоплательщика; гражданство.
Новые
формы заявлений о постановке на учет утверждаются до начала года, с которого
они начинают применяться.
Особенности
порядка постановки на учет иностранных организаций в зависимости от видов
получения доходов определяются Министерством Российской Федерации по налогам и
сборам.
Налоговый
орган обязан осуществить постановку налогоплательщика на учет в течение пяти
дней со дня подачи им всех необходимых документов и в тот же срок выдать
соответствующее свидетельство, форма которого устанавливается Министерством
Российской Федерации по налогам и сборам.
Об
изменениях в уставных и других учредительных документах организаций, в том
числе связанных с образованием новых филиалов и представительств, изменением
места нахождения, а также о разрешении заниматься лицензируемыми видами деятельности
организации обязаны уведомлять налоговый орган, в котором они состоят на учете,
в 10-дневный срок с момента регистрации изменений в учредительных документах.
Об изменении места жительства индивидуальные предприниматели обязаны уведомлять
налоговый орган, в котором они состоят на учете, в 10-дневный срок с момента
такого изменения.
Если
состоящий на учете налогоплательщик сменил место своего нахождения или место
жительства, то снятие с учета налогоплательщика производится налоговым органом,
в котором налогоплательщик состоял на учете, в течение пяти дней после подачи
налогоплательщиком заявления об изменении места своего нахождения или места
жительства. Налогоплательщик обязан заявить в налоговый орган об изменении
места своего нахождения или места жительства в 10-дневный срок с момента такого
изменения.
В случае
ликвидации или реорганизации организации, принятия организацией решения о
закрытии своего филиала или иного обособленного подразделения, прекращения
деятельности через постоянное представительство, прекращения деятельности
индивидуального предпринимателя снятие с учета производится налоговым органом
по заявлению налогоплательщика в течение 14 дней со дня подачи такого
заявления. Постановка на учет, снятие с учета осуществляются бесплатно. Каждому
налогоплательщику присваивается единый по всем видам налогов и сборов, в том
числе подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу
Российской Федерации, и на всей территории Российской Федерации
идентификационный номер налогоплательщика.
Налоговый
орган указывает идентификационный номер налогоплательщика во всех направляемых
ему уведомлениях. Каждый налогоплательщик указывает свой идентификационный
номер в подаваемых в налоговый орган декларации, отчете, заявлении или ином
документе, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством.
Порядок и
условия присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера
налогоплательщика определяются Министерством Российской Федерации по налогам и
сборам. [11],[50].
На основе
данных учета Министерство Российской Федерации по налогам и сборам ведет Единый
государственный реестр налогоплательщиков в порядке, установленном
Правительством Российской Федерации. Сведения о налогоплательщике с момента
постановки на учет являются налоговой тайной, если иное не предусмотрено
настоящим Кодексом. Организации - налоговые агенты, не учтенные в качестве
налогоплательщиков, встают на учет в налоговых органах по месту своего
нахождения в порядке, предусмотренном настоящей главой для организаций -
налогоплательщиков. Форма заявления о постановке на учет разрабатывается
органами государственных внебюджетных фондов по согласованию с Министерством
Российской Федерации по налогам и сборам.
2.3 Хранение
сведений ЕГРЮЛ и ЕГРН
Государственный
реестр на бумажных и электронных носителях информации должен храниться и
обрабатываться в местах, недоступных для посторонних лиц, и в условиях,
обеспечивающих предотвращение хищения, утраты, искажения, подделки информации.
В целях расширения возможностей информационного обеспечения пользователей
предусматривается объединение частей государственного реестра на электронных
носителях как по субъектам Российской Федерации, так и по Российской Федерации
в целом. С целью предотвращения полной утраты сведений, содержащихся в
государственном реестре наэлектронных носителях, Федеральная налоговая служба и
регистрирующими органами по субъектам Российской Федерации формируются
резервные копии государственного реестра на электронных носителях, которые
должны храниться в местах, исключающих их утрату одновременно с оригиналом.
Федеральная
налоговая служба вправе в установленном законодательством Российской Федерации
порядке поручить объединение частей государственного реестра на электронных
носителях по субъектам Российской Федерации и по Российской Федерации в целом,
обеспечение их использования, а также формирование резервных копий
государственного реестра своим специализированным учреждениям.
Совместимость
и взаимодействие государственного реестра на электронных носителях с иными
федеральными системами и сетями обеспечиваются за счет соблюдения следующих
единых организационных, методологических и программно-технических принципов:
унификация
значений показателей, включаемых в записи государственного реестра, на основе
применения единых общероссийских применение по соглашению сторон, участвующих в
информационном взаимодействии, средств электронной цифровой подписи или иных
средств подтверждения отсутствия искажений в документах на электронном
носителе;
применение
для информационного взаимодействия с иными федеральными информационными
системами единых протоколов телекоммуникационных сетей, форм документов и
форматов данных, передаваемых на электронных носителях.
При
хранении и передаче установленных Федеральным законом сведений государственного
реестра на электронных носителях используются следующие общероссийские
классификаторы технико-экономической и социальной информации:
Общероссийский
классификатор организационно – правовых форм хозяйствующих субъектов (ОКОПФ);
Общероссийский
классификатор стран мира (ОКСМ);
Общероссийский
классификатор административно - территориальных образований (ОКАТО);
Общероссийский
классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД).
Собственником
государственного реестра является Российская Федерация. Права собственника от
имени Российской Федерации в отношении государственного реестра осуществляет в
рамках своей компетенции Правительство Российской Федерации.
Государственный
реестр относится к ведению Федеральной налоговой службы, которая в связи с этим
разрабатывает методические указания по организации получения сведений для
включения в государственный реестр, его формированию, предоставлению из него
информации и контролю за соответствующими действиями регистрирующих органов.[11],[50]
3. Основные
проблемы регистрации юридических лиц и налогоплательщиков и пути их решения
3.1
Вопросы возникающие при государственной регистрации юридических лиц
С 1 июля
2002 года вступил в силу ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц»
(далее – Закон). Почти год отвел законодатель на определение соответствующего
регистрирующего органа и подготовку новой системы регистрации. Только 17 мая
2002 года постановлением Правительства РФ № 319 регистрирующим органом было
назначено Министерство по налогам и сборам (МНС). Впоследствии с вступлением в
силу Постановления Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. № 506 г. «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе». эта обязанность была
возложена на федеральную налоговую службу(ФНС). За десять дней до вступления
Закона в силу были изданы основные подзаконные акты, регламентирующие процедуру
регистрации юридических лиц и ведения Единого государственного реестра –
Постановления Правительства РФ «О Едином государственном реестре юридических
лиц», «Об утверждении форм документов, используемых для государственной
регистрации юридических лиц, и требований к их оформлению» и др. По замыслу
законодателя, по всей России должен быть создан Единый государственный реестр
юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ), в котором должны храниться (и в письменном, и
в электронном виде) данные о каждом юридическом лице, сведения об изменении
этих данных и о ликвидации юридического лица (полный перечень этих сведений отражен
с ст. 5 Закона). Вся эта информация является открытой и общедоступной, за
исключением паспортных данных физических лиц и идентификационных номеров
налогоплательщиков, и на платной основе может быть предоставлена юридическим и
физическим лицам на основании запроса. Ведет этот реестр Министерство по
налогам и сборам, и отметиться в нем должны не только юридические лица,
зарегистрированные после вступления данного Закона в силу, но и юридические
лица, зарегистрированные ранее. Это своего рода всероссийская перепись
юридических лиц. Но если физическое лицо вправе отказаться участвовать в
переписи и не давать сведения о себе, то юридическое лицо за отказ ждут
санкции. Таким образом, каждое предприятие будет зарегистрировано в Реестре, и
основные сведения о его деятельности (когда создано, где находится, куда
переехало, кто акционер, было ли реорганизовано и т.д.) можно будет легко
получить. К тому же, по замыслу законодателя, новый порядок регистрации будет
препятствовать появлению «фирм-однодневок», у которых неизвестно кто учредитель
и которые неизвестно где находятся.
Однако
первый вопрос, который волнует российского предпринимателя: сколько это
удовольствие стоит? С 1 июля повышены гос. Пошлины за регистрацию юр. Лица и за
внесение изменений в учредительные документы юр. Лица. Чтобы зарегистрировать
предприятие, нужно заплатить государству 2000 рублей (раньше – 200), а чтобы
внести изменения в Устав – тоже 2000 рублей (раньше – 50).
Важный
момент: пошлина, как и раньше, перечисляется на реквизиты территориальной ИФНС,
но теперь она зачисляется в федеральный бюджет, а не в местный. Соответственно,
изменился код бюджетной классификации, непременно указываемый в платежном
поручении.
За подачу
сведений о юр. Лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 г., пошлину платить не надо. Коммерческие организации проходят регистрацию (а также подают
сведения о себе) в территориальных органах ФНС – попросту говоря, в инспекциях
по месту нахождения, а общественные объединения и религиозные организации – как
и раньше, регистрируются в Министерстве юстиции РФ, а сведения, подлежащие
внесении в ЕГРЮЛ, передаются Минюстом в УФНС по субъекту федерации.
Что такое
«место нахождения»? Закон отменил понятия «юридический» и «фактический» адрес,
теперь статьей 5 вводится понятие «адрес (место нахождения) постоянно
действующего исполнительного органа (Генерального директора, Директора,
Дирекции) юридического лица, по которому осуществляется связь с юридическим
лицом». В случае отсутствия исполнительного органа указывается адрес иного
органа или лиц, имеющих право действовать от имени юридического лица без
доверенности (например, арбитражный управляющий). Именно по этому адресу должно
проходить регистрацию/перерегистрацию юридическое лицо.
Это в
теории. А на практике. Среди многих благих целей Закон ставит перед собой цель
избавиться от фирм-однодневок, процветавших в свое время благодаря адресным
столам, которые торговали юр. Адресами. Законом предусмотрена ответственность
за подачу ложных сведений, а в отдельных налоговых инспекциях «подозрительные»
адреса даже проверяют – просят при подаче документов предъявить договор аренды
офиса. Также нужно помнить, что по этому адресу «осуществляется связь», т.е. на
него могут прислать почту (например, расписку в получении документов) или
позвонить по указанному телефону (например, чтобы сообщить о том, что процедура
регистрации завершена). Пока трудно вести статистику, сколько «поддельных»
адресов уже зарегистрировано, сколько обнаружено, сколько «дутых» фирм не
заявили о себе, опасаясь разоблачения. Достиг ли Закон своей цели – покажет
время.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|