рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Анализ денежно-кредитной системы Республики Туркменистан

     История зарождения денежного обращения Туркменистана как фактор становления денежно-кредитной системы Туркменистана уходит вглубь веков (приложение 2).

      В 1990 году группа археологов в местечке Керки Лебапского велаята (в переводе - области) обнаружила статуэтки из костей животных (собаки, коровы, овцы), которые предположительно в VI-VII веках до нашей эры использовались в качестве денег. Однако самым распространенным видом товароденег были скот и слитки металлов, а с появлением собственности человечество познало постыдный вид товароденег - рабов.

      Раб был вещью очень полезной, умеющей пасти скот, копать, строить и т.д. Как самый ходовой товар рабы превратились в деньги. Но все же победил металл.

      Началом денежного обращения можно считать период, когда Ахеменидская держава в конце третьей четверти VI века до н.э. пала под ударами армии Александра Македонского, который более трех лет был занят покорением Центральной Азии.

     Первые монеты появились в УП в. до н.э. Впервые клеймение металла с целью достовер- ности чистоты металла и веса начали производить в греческих городах-полисах на побережье Эгейского моря. Так появились монеты. Их чеканили в греческом государстве - Лидии, в Малой Азии, из сплава золота и серебра - электро.

      Появление монет - важнейший этап в истории Туркменистана, свидетельствующий о том, что общество достигло высокой степени экономического и социального развития.

      В середине V века государства, сложившиеся после распада империи Кушан на территории современного Афганистана, Северной Индии и Центральной Азии, а также Восточного Ирана , в течение нескольких лет были покорены воинственными кочевниками, пришедшими, по-видимому, из предгорных районов Ферганы. Современникам они были известны под именем эфталитов. Причины их неожиданного появления на исторической арене остаются загадкой. В короткий срок эфталитам удалось создать мощное государство, центром которого стал Тохаристан (юг современного Узбекистана, Таджикистана, Туркменистана и северный Афганистан.

      Эфталитские правители начали чеканку монет по знакомому их подданным типу сасанидской драхмы (дирхема). Огромное число монет, полученных в качестве контрибуции, разошлись по рынкам Тохаристана из сокровищницы эфталитских царей. Эфталитские монеты весьма разнообразны по типам (около 200), что свидетельствует о том, что их выпуск не был центролизованным. Каждая область, каждый полунезависимый правитель чеканил свои денежные знаки.

      С VII века до н.э.,  в эти периоды своей истории,  некоторые наиболее развитые экономические области Центральной Азии приступали к чеканке своих собственных монет. К таким областям относятся, прежде всего: Согдиана (Южный Узбекистан, Северный Афганистан, Юго-восточный Туркменистан), Хорезм, (низовья Амударьи), Маргиана (среднее и нижнее течение реки Мургаб в Туркменистане).

      1924 год исторически считается  годом создания Туркменской ССР.

      С 1924  по 1991 г.г. Туркменская Советская Социалистическая Республика входила в состав Союза Советских Социалистических Республик,  и ее денежно-кредитная система существовала как элемент денежно-кредитной системы СССР.

      В 1991 году после развала СССР, с  27 октября 1991 г. – Туркмения провозглашена независимой республикой Туркменистан.

      Необходимо отметить, что денежно-кредитная система Туркменистана находится в стадии преобразования и  власти Республики Туркменистан прилагают все усилия для ее развития и совершенствования.

      Важным направлением формирования национальной государственности стало создание самостоятельных валютно-финансовых систем. В 1993 г. в Туркменистане введена своя национальная валюта – манат.

      Основным эмиссионным институтом является Центральный Банк Туркменистана.

     Золотое содержание маната не установлено.

     Ввоз и вывоз в Туркменистан иностранной валюты и туркменских манатов не ограничен.

     Первоначально все налоговые платежи устанавливались и вводились Указами и Постановлениями Президента Туркменистана, что позволяло в соответствии с экономической ситуацией оперативно вносить изменения и в порядке исчисления налогов.

      Начиная с 1992 года, в налоговую систему Туркменистана внесены существенные изменения. Исчезли такие налоги, как налог с оборота, налог с продаж, налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан СССР.

      В Туркменистане также отменен с городской части населения с индивидуальных владельцев строений - налог с владельцев строений и земельный налог (в настоящее время уплачивают этот налог только несельскохозяйственные - негосударственные предприятия).

      В сельской местности отменен сельскохозяйственный налог за приусадебный земельный участок (с колхозных дворов).

      Для активизации  внутренних и внешних экономических отношений Правительством Республики Туркменистан приняты ряд основополагающих законов и нормативных документов, которые характеризуют становление в республике денежно-кредитной системы.

      Это следующие документы:

-         Закон  Туркменистана "О бухгалтерском учете", который  определяет единые основы организации и ведения бухгалтерского учета, устанавливает требования, предъявляемые к составлению и представлению бухгалтерской отчетности, регулирует взаимоотношения по вопросам бухгалтерского учета;

-         Закон Туркменистана об иностранных инвестициях  определяет правовые, экономические и организационные основы осуществления иностранных инвестиций на территории Туркменистана и направлен на привлечение и эффективное использование в народном хозяйстве иностранных передовых технологий, управленческого опыта, материальных и финансовых ресурсов, на формирование экономики открытого типа;

-         Закон Туркменистана  "О ценных бумагах и фондовых биржах",  определяющий единые принципы эмиссии - выпуска и обращения ценных бумаг на территории Туркменистана, основные положения деятельности фондовых бирж, регламентирует права и обязанности участников рынка ценных бумаг и регулирует их правоотношения;

-         Внесены изменения в действующее налоговое законодательство, направленные на совершенствование политики Туркменистана в части повышения доходной части бюджета страны и смягчение налоговой политики в целях дальнейшего развития  частного бизнеса и др.

      В Республике Туркменистан действует Фондовая биржа - организация, предметом деятельности которой является обеспечение необходимых условий нормального обращения ценных бумаг, определение их рыночных цен (цен, отражающих равновесие между спросом и предложением на ценные бумаги), надлежащее распространение информации о ценных бумагах, поддержание высокого уровня профессионализма участников рынка ценных бумаг.

       Кроме вышеперечисленных законодательных документов,  определен порядок заключения и исполнения договоров (контрактов) по продаже продукции топливно-энергетического комплекса на внешние рынки, который  предусматривает  регламентирование порядка продажи на биржевых торгах сырой нефти, нефтепродуктов, природного газа, электроэнергии и другой продукции, вырабатываемой предприятиями топливно-энергетического комплекса Туркменистана, в соответствии с законодательством Туркменистана.

 

    



2. СТРУКТУРА ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕМЕНТОВ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ
И СВЯЗИ МЕЖДУ НИМИ


      Любое государство обладает собственной системой  денежного обращения, функционирующей в его границах. Это – металлические, кредитные и бумажные деньги, составляющие основу внутреннего обращения.

       Международные соглашения не предусматривают правил, чтобы одно государство заставляло другое принимать в уплату за товары или услуги в качестве погашения долга свои национальные денежные знаки.

      В системе международной рыночной экономики не существует понятия международных денег или системы денежного обращения, обязательной для всех участников торгово-экономических отношений. Ввиду этого операции, связанные с международным товарным обращением, обслуживаются деньгами отдельных стран.

       Появление национальных денежных единиц на международной торговой арене воспринимается как дополнительное звено, связанное с обменом денег одной страны на деньги другого государства. В результате объективно возникает потребность в специальных международных денежных (валютных) рынках, где совершались бы обменные операции на основе общих эквивалентов, т.е. в мировой валютной системе.

       Мировая валютная система рассматривается как совокупность двух глобальных элементов денежно-кредитной системы:

      1) валютного механизма – набора правовых норм и инструментов для их использования на двух уровнях: национальном и международном;

      2) валютных отношений – системы международных расчетов (кредитных и валютных операций банков, фирм, корпораций). [11]


      Сегодня рыночная система благоприятствует возникновению целого  ряда институцион-

ных форм, на основе которых может обеспечиваться контроль над свободным  режимом международной торговли и свободным переливом международного капитала.

      Центральный банк воздействует на денежное обращение через рынок с помощью рыночного механизма. Объектом воздействия служат:

-         объем предложения денег в наличной и безналичной форме;

-         объем спроса;

-         цена кредита.


     Возможность воздействия на предложение денег обеспечивается центральному банку совмещением субъекта денежной эмиссии в ее наличной и безналичной формах и непосредственного субъекта регулирования.

     Во-первых, монополия на эмиссию банкнот предоставляет базу для контроля над наличной составляющей денежного обращения, во-вторых, особая роль центрального банка в формировании кредитных ресурсов банковской системы в целом создает основу для определения возможного объема банковских кредитов.

      Выбор конкретной системы инструментов денежно-кредитной политики государства осуществляется с учетом особенностей национальной финансовой системы, в частности положением в ней банков, степени развитости инструментов денежного рынка, степени включения денежного рынка в процесс интеграции. Адекватность мер по регулированию денежного обращения этим параметрам обеспечивается их постоянной эмиссией.[12]

      Процентная политика центрального банка служит важным инструментом регулирования денежного обращения, предоставляет собой вариант установления качественного параметра рынка, а именно стоимость банковских кредитов.

      Механизм воздействия инвестиционных требований и кредитных ограничений на денежное обращение аналогичен механизму воздействия резервных требований: в результате их введения или ужесточения их нормативов сокращается объем банковских кредитов а следовательно замедляются темпы роста денежной массы в обращении.

       Наличие корреляцонной связи между темпами роста общего уровня цен позволяет говорить о том, что   данные инструменты денежно-кредитной политики непосредственно ограничивают масштабы инфляционных процессов. Наиболее эффективны инвестиционные требования и кредитные ограничения действуют в периоды избыточного спроса.

       Операции на открытом рынке  как метод денежно-кредитной политики государства заключается в покупке или продаже центральным банком ценных бумаг на открытом рынке и используется в системе антиинфляционного регулирования.

     Денежно-кредитная система  как элемент мировой финансовой системы - это движение денег во внутреннем экономическом обороте страны, в системе внешнеэкономических связей в наличной и безналичной форме, обслуживающее реализацию товаров и услуг, а также нетоварные платежи в хозяйстве.

      Длительное время денежные системы многих стран опирались на жесткую привязку денежной массы к золоту. Денежной единице соответствовало определенное количество золота, и, самое главное, держатели бумажных денег могли обменять их на золото. В современной мировой экономике фундаментальные факторы формирования денежной массы продолжают действовать, хотя общее факторное поле денежного обращения усложнилось, а   в качестве обеспечения денег выступает товарная масса и финансово-экономические активы, включая, конечно, и золото, и другие драгоценные металлы.[13]

      Во внешнеторговых сделках используются международные кредиты. Особенностью международного кредита является его дополнительная защищенность в виде частного страхования и государственных гарантий.[14]

     Как любая система, денежно-кредитная система Туркменистана состоит из ряда элементов:

-         название денежной единицы как единицы денежного счета, необходимого для выражения цена товара;

-         масштаб цен;

-         виды денег и денежных знаков, находящихся в обращении и являющихся законным платежным средством; 

-         порядок эмиссии и характер обеспечения денежных знаков, выпущенных в обращение;

-         методы регулирования денежного обращения.


      О национальной валюте Туркменистана можно сказать следующее: Туркменский Манат находится в обращении с 1 ноября 1993 года.

      Один манат равен 100 теннеси.

      В обращении находятся следующие монеты и банкноты: монеты регулярного выпуска - 1,5,10,20,50, 500, 1000 теннеси и банкноты регулярного выпуска: 1, 5, 10, 20, 50, 100, 500, 1000, 5000, 10000 манат (Приложение 2).

     По случаю Пятой Годовщины Независимости Туркменистана выпущена памятная золотая монета высшей пробы достоинством в 1000 манат.

     В 1996 году Туркменистан выпустил великолепную коллекцию из 6 серебряных монет достоинством в 500 манат с изображением на оборотной стороне монеты редких и исчезающих видов диких животных, обитающих в Туркменистане.

     Одним из основных ориентиров денежно-кредитной системы является денежная масса. Именно этот параметр денежного обращения оказывает влияние на экономический рост, динамику цен, занятость, бесперебойное функционирование платежно-расчетной системы.

     Спрос на деньги осуществляется  прежде всего через регулирование условий предос

тавления  кредитов центральным банком, косвенно-определяющих условия предоставления кредитов банковской системой. Кредитом является финансовая операция, заключающаяся в предоставлении во временное пользование хозяйствующему субъекту материальных или денежных средств на условиях возвратности и платности.

       Процентная ставки - цена денежной ссуды, определяемая отношением суммы денег, выплачиваемых в единицу времени в качестве платы за ссуду, к величине ссуды. Уровень и структура процентных ставок регулируется двумя способами:


1.      Через прямое установление ставок по кредитам центрального банка (дисконтной, ломбардной, ставок центрального банка для операций на открытом рынке и др.);

 2. Через контроль над отдельными ставками кредитных учреждений.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.