История зарождения
денежного обращения Туркменистана как фактор становления денежно-кредитной системы
Туркменистана уходит вглубь веков (приложение 2).
В 1990 году группа
археологов в местечке Керки Лебапского велаята (в переводе - области)
обнаружила статуэтки из костей животных (собаки, коровы, овцы), которые
предположительно в VI-VII веках до нашей эры использовались в качестве денег.
Однако самым распространенным видом товароденег были скот и слитки металлов, а
с появлением собственности человечество познало постыдный вид товароденег -
рабов.
Раб был вещью очень
полезной, умеющей пасти скот, копать, строить и т.д. Как самый ходовой товар рабы
превратились в деньги. Но все же победил металл.
Началом денежного
обращения можно считать период, когда Ахеменидская держава в конце третьей четверти
VI века до н.э. пала под ударами армии Александра Македонского, который более
трех лет был занят покорением Центральной Азии.
Первые монеты
появились в УП в. до н.э. Впервые клеймение металла с целью достовер- ности
чистоты металла и веса начали производить в греческих городах-полисах на побережье
Эгейского моря. Так появились монеты. Их чеканили в греческом государстве -
Лидии, в Малой Азии, из сплава золота и серебра - электро.
Появление монет -
важнейший этап в истории Туркменистана, свидетельствующий о том, что общество
достигло высокой степени экономического и социального развития.
В середине V века
государства, сложившиеся после распада империи Кушан на территории современного
Афганистана, Северной Индии и Центральной Азии, а также Восточного Ирана , в
течение нескольких лет были покорены воинственными кочевниками, пришедшими,
по-видимому, из предгорных районов Ферганы. Современникам они были известны под
именем эфталитов. Причины их неожиданного появления на исторической арене
остаются загадкой. В короткий срок эфталитам удалось создать мощное
государство, центром которого стал Тохаристан (юг современного Узбекистана,
Таджикистана, Туркменистана и северный Афганистан.
Эфталитские правители
начали чеканку монет по знакомому их подданным типу сасанидской драхмы
(дирхема). Огромное число монет, полученных в качестве контрибуции, разошлись
по рынкам Тохаристана из сокровищницы эфталитских царей. Эфталитские монеты
весьма разнообразны по типам (около 200), что свидетельствует о том, что их
выпуск не был центролизованным. Каждая область, каждый полунезависимый
правитель чеканил свои денежные знаки.
С VII века до н.э.,
в эти периоды своей истории, некоторые наиболее развитые экономические области
Центральной Азии приступали к чеканке своих собственных монет. К таким областям
относятся, прежде всего: Согдиана (Южный Узбекистан, Северный Афганистан,
Юго-восточный Туркменистан), Хорезм, (низовья Амударьи), Маргиана (среднее и
нижнее течение реки Мургаб в Туркменистане).
1924 год исторически
считается годом создания Туркменской ССР.
С 1924 по 1991 г.г.
Туркменская Советская Социалистическая Республика входила в состав Союза Советских
Социалистических Республик, и ее денежно-кредитная система существовала как
элемент денежно-кредитной системы СССР.
В 1991 году после
развала СССР, с 27 октября 1991 г. – Туркмения провозглашена независимой республикой
Туркменистан.
Необходимо отметить,
что денежно-кредитная система Туркменистана находится в стадии преобразования
и власти Республики Туркменистан прилагают все усилия для ее развития и
совершенствования.
Важным направлением
формирования национальной государственности стало создание самостоятельных
валютно-финансовых систем. В 1993 г. в Туркменистане введена своя национальная
валюта – манат.
Основным эмиссионным
институтом является Центральный Банк Туркменистана.
Золотое содержание
маната не установлено.
Ввоз и вывоз в
Туркменистан иностранной валюты и туркменских манатов не ограничен.
Первоначально все
налоговые платежи устанавливались и вводились Указами и Постановлениями Президента
Туркменистана, что позволяло в соответствии с экономической ситуацией
оперативно вносить изменения и в порядке исчисления налогов.
Начиная с 1992 года,
в налоговую систему Туркменистана внесены существенные изменения. Исчезли такие
налоги, как налог с оборота, налог с продаж, налог на холостяков, одиноких и
малосемейных граждан СССР.
В Туркменистане также
отменен с городской части населения с индивидуальных владельцев строений -
налог с владельцев строений и земельный налог (в настоящее время уплачивают
этот налог только несельскохозяйственные - негосударственные предприятия).
В сельской местности
отменен сельскохозяйственный налог за приусадебный земельный участок (с колхозных
дворов).
Для активизации внутренних и внешних
экономических отношений Правительством Республики Туркменистан приняты ряд
основополагающих законов и нормативных документов, которые характеризуют становление
в республике денежно-кредитной системы.
Это следующие документы:
-
Закон Туркменистана "О
бухгалтерском учете", который определяет единые основы организации и ведения
бухгалтерского учета, устанавливает требования, предъявляемые к составлению и
представлению бухгалтерской отчетности, регулирует взаимоотношения по вопросам
бухгалтерского учета;
-
Закон Туркменистана об
иностранных инвестициях определяет правовые, экономические и организационные
основы осуществления иностранных инвестиций на территории Туркменистана и
направлен на привлечение и эффективное использование в народном хозяйстве
иностранных передовых технологий, управленческого опыта, материальных и
финансовых ресурсов, на формирование экономики открытого типа;
-
Закон Туркменистана "О
ценных бумагах и фондовых биржах", определяющий единые принципы эмиссии -
выпуска и обращения ценных бумаг на территории Туркменистана, основные
положения деятельности фондовых бирж, регламентирует права и обязанности
участников рынка ценных бумаг и регулирует их правоотношения;
-
Внесены изменения в действующее
налоговое законодательство, направленные на совершенствование политики
Туркменистана в части повышения доходной части бюджета страны и смягчение
налоговой политики в целях дальнейшего развития частного бизнеса и др.
В Республике Туркменистан действует Фондовая биржа -
организация, предметом деятельности которой является обеспечение необходимых
условий нормального обращения ценных бумаг, определение их рыночных цен (цен,
отражающих равновесие между спросом и предложением на ценные бумаги),
надлежащее распространение информации о ценных бумагах, поддержание высокого
уровня профессионализма участников рынка ценных бумаг.
Кроме вышеперечисленных законодательных документов, определен
порядок заключения и исполнения договоров (контрактов) по продаже продукции
топливно-энергетического комплекса на внешние рынки, который предусматривает
регламентирование порядка продажи на биржевых торгах сырой нефти, нефтепродуктов,
природного газа, электроэнергии и другой продукции, вырабатываемой предприятиями
топливно-энергетического комплекса Туркменистана, в соответствии с
законодательством Туркменистана.
Любое государство обладает собственной
системой денежного обращения, функционирующей в его границах. Это –
металлические, кредитные и бумажные деньги, составляющие основу внутреннего
обращения.
Международные
соглашения не предусматривают правил, чтобы одно государство заставляло другое
принимать в уплату за товары или услуги в качестве погашения долга свои
национальные денежные знаки.
В системе
международной рыночной экономики не существует понятия международных денег или
системы денежного обращения, обязательной для всех участников
торгово-экономических отношений. Ввиду этого операции, связанные с
международным товарным обращением, обслуживаются деньгами отдельных стран.
Появление
национальных денежных единиц на международной торговой арене воспринимается как
дополнительное звено, связанное с обменом денег одной страны на деньги другого
государства. В результате объективно возникает потребность в специальных
международных денежных (валютных) рынках, где совершались бы обменные операции
на основе общих эквивалентов, т.е. в мировой валютной системе.
Мировая валютная
система рассматривается как совокупность двух глобальных элементов
денежно-кредитной системы:
1) валютного механизма – набора правовых норм и инструментов для их
использования на двух уровнях: национальном и международном;
2) валютных отношений – системы международных расчетов (кредитных и валютных
операций банков, фирм, корпораций). [11]
Сегодня рыночная
система благоприятствует возникновению целого ряда институцион-
ных форм, на основе которых
может обеспечиваться контроль над свободным режимом международной торговли и
свободным переливом международного капитала.
Центральный банк
воздействует на денежное обращение через рынок с помощью рыночного механизма.
Объектом воздействия служат:
-
объем предложения денег в
наличной и безналичной форме;
-
объем спроса;
-
цена кредита.
Возможность
воздействия на предложение денег обеспечивается центральному банку совмещением
субъекта денежной эмиссии в ее наличной и безналичной формах и
непосредственного субъекта регулирования.
Во-первых, монополия
на эмиссию банкнот предоставляет базу для контроля над наличной составляющей
денежного обращения, во-вторых, особая роль центрального банка в формировании
кредитных ресурсов банковской системы в целом создает основу для определения
возможного объема банковских кредитов.
Выбор конкретной
системы инструментов денежно-кредитной политики государства осуществляется с
учетом особенностей национальной финансовой системы, в частности положением в
ней банков, степени развитости инструментов денежного рынка, степени включения
денежного рынка в процесс интеграции. Адекватность мер по регулированию
денежного обращения этим параметрам обеспечивается их постоянной эмиссией.[12]
Процентная политика
центрального банка служит важным инструментом регулирования денежного обращения,
предоставляет собой вариант установления качественного параметра рынка, а
именно стоимость банковских кредитов.
Механизм воздействия
инвестиционных требований и кредитных ограничений на денежное обращение
аналогичен механизму воздействия резервных требований: в результате их введения
или ужесточения их нормативов сокращается объем банковских кредитов а
следовательно замедляются темпы роста денежной массы в обращении.
Наличие
корреляцонной связи между темпами роста общего уровня цен позволяет говорить о
том, что данные инструменты денежно-кредитной политики непосредственно
ограничивают масштабы инфляционных процессов. Наиболее эффективны инвестиционные
требования и кредитные ограничения действуют в периоды избыточного спроса.
Операции на открытом
рынке как метод денежно-кредитной политики государства заключается в покупке
или продаже центральным банком ценных бумаг на открытом рынке и используется в
системе антиинфляционного регулирования.
Денежно-кредитная
система как элемент мировой финансовой системы - это движение денег во внутреннем
экономическом обороте страны, в системе внешнеэкономических связей в наличной и
безналичной форме, обслуживающее реализацию товаров и услуг, а также нетоварные
платежи в хозяйстве.
Длительное время
денежные системы многих стран опирались на жесткую привязку денежной массы к
золоту. Денежной единице соответствовало определенное количество золота, и,
самое главное, держатели бумажных денег могли обменять их на золото. В
современной мировой экономике фундаментальные факторы формирования денежной
массы продолжают действовать, хотя общее факторное поле денежного обращения
усложнилось, а в качестве обеспечения денег выступает товарная масса и
финансово-экономические активы, включая, конечно, и золото, и другие
драгоценные металлы.[13]
Во внешнеторговых
сделках используются международные кредиты. Особенностью международного кредита
является его дополнительная защищенность в виде частного страхования и
государственных гарантий.[14]
Как любая система,
денежно-кредитная система Туркменистана состоит из ряда элементов:
-
название денежной единицы как
единицы денежного счета, необходимого для выражения цена товара;
-
масштаб цен;
-
виды денег и денежных знаков,
находящихся в обращении и являющихся законным платежным средством;
-
порядок эмиссии и характер
обеспечения денежных знаков, выпущенных в обращение;
-
методы регулирования денежного обращения.
О национальной валюте
Туркменистана можно сказать следующее: Туркменский Манат находится в обращении
с 1 ноября 1993 года.
Один манат равен 100
теннеси.
В обращении находятся
следующие монеты и банкноты: монеты регулярного выпуска - 1,5,10,20,50, 500,
1000 теннеси и банкноты регулярного выпуска: 1, 5, 10, 20, 50, 100, 500, 1000,
5000, 10000 манат (Приложение 2).
По случаю Пятой
Годовщины Независимости Туркменистана выпущена памятная золотая монета высшей
пробы достоинством в 1000 манат.
В 1996 году
Туркменистан выпустил великолепную коллекцию из 6 серебряных монет достоинством
в 500 манат с изображением на оборотной стороне монеты редких и исчезающих
видов диких животных, обитающих в Туркменистане.
Одним из основных
ориентиров денежно-кредитной системы является денежная масса. Именно этот параметр
денежного обращения оказывает влияние на экономический рост, динамику цен,
занятость, бесперебойное функционирование платежно-расчетной системы.
Спрос на деньги осуществляется
прежде всего через регулирование условий предос
тавления кредитов
центральным банком, косвенно-определяющих условия предоставления кредитов банковской
системой. Кредитом является финансовая операция, заключающаяся в предоставлении
во временное пользование хозяйствующему субъекту материальных или денежных
средств на условиях возвратности и платности.
Процентная ставки -
цена денежной ссуды, определяемая отношением суммы денег, выплачиваемых в
единицу времени в качестве платы за ссуду, к величине ссуды. Уровень и
структура процентных ставок регулируется двумя способами:
1. Через прямое установление ставок по кредитам
центрального банка (дисконтной, ломбардной, ставок центрального банка для
операций на открытом рынке и др.);
2.
Через контроль над отдельными ставками кредитных учреждений.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|