3.1. Учреждения коммерческих банков обязаны
отсортировывать из инкассированной денежной выручки для зачисления в разряд
ветхих банкноты, не вызывающие сомнения в их подлинности, и с повреждениями, указанными
в п. 2. 1 настоящих Правил.
3.2. Обмен производится с заменой
поврежденного денежного знака годным или приемом поврежденного денежного знака
во все виды платежей, для зачисления на счета и т. п. Плата за производимый
обмен не взимается.
3.3. Обмененные банковскими учреждениями
банкноты и дефектная монета зачисляются в разряд "ветхие", а также
банкноты, указанные в п 1. 4, сдаются в Центральный банк Туркменистана, а в
велаятах - в велаятские управления Центрального банка Туркменистана в
установленном порядке.
3.4. Если кассир банка затрудняется определить
платежность денежного знака, то решение может принять начальник отдела кассовых
операций или постоянно назначенный кассовый работник, имеющий необходимую
квалификацию.
Лицо, допущенное к производству экспертизы
денежных знаков, имеет право в отступление от порядка обмена банкнот и монет, установленного
настоящими Правилами и признаками платежности денежных банкнот и монет
Центрального банка Туркменистана, производить обмен денежных банкнот, поврежденных
во время пожара, если предоставлен соответствующий документ от СВПЧ, и если
подлинность данных банкнот не вызывает сомнений. Лицо, принимающее решение,
несет полную ответственность за правильность произведенного обмена.
3.5. В случае затруднения в определении
платежности банкнот или монет, они могут быть направлены ценным письмом (ценной
бандеролью) для экспертизы в Центральный банк Туркменистана.
3.6. Не подлежат обмену неплатежные денежные
банкноты, имеющие повреждения, указанные в п. 1. 3.
Настоящее правило вступает в силу с момента
его утверждения. Признать утратившим силу "Правила и признаки определения
платежности денежных билетов и монет Центрального банка Туркменистана",
утвержденных Центральным банком Туркменистана от 17 февраля 1996 года.
Департамент эмиссионно-кассовых операций
Центрального банка Туркменистана
История денежного
обращения в Туркменистане
Древние монеты приходят к нам из кладов, где
они пребывали в забвении сотни и тысячи лет. Но только в ХХ веке стали изучать
и систематизировать найденные клады, их состав, возраст и место находки.
Большое значение для науки имеет целый ряд
характеристик клада:
- фамильное состояние, сберегаемое и
наполняемое многими поколениями;
- зарытый во время военного нашествия клад;
- одна единственная монета тысячелетней
давности и тысячи самых разнообразных монет.
Все они чрезвычайно ценны и интересны для
ученых-нумизматов, так как несут достоверную информацию об экономических и политических
событиях того региона, где найдены.
Клад потому так интересен нумизмату, то
является памятником и источником изучения древней торговли, денежного
обращения, т.е. экономики ушедших эпох: древние монеты представляют
произведения искусства; в монетах отражались вкусы и стили прошлых эпох,
мастерство художников-модельеров, технические возможности монетных мастерских,
наконец. Монета - важнейший источник изучения языков, общественной жизни
народов древности.
В данном материале хотелось бы показать на
примерах выдающихся нумизматических памятников эволюцию денежного обращения и
состояния монетного дела на территории Туркменистана в прошлом и настоящем.
Находки кладов продолжаются и в настоящее время, открывая все новые страницы
истории.
Трудно сказать, является или не является
Туркменистан, как и вся Центральная Азия, родиной первых монет. Но известно -
до сих пор мы не имеем подтверждений того, что народы населявшие эту территорию
до конца IV века использовали в качестве денег монеты. В целом торговля
основывалась на различных формах натурального обмена продуктами сельскохозяйственного
и ремесленного производства.
Товароденьги
Племена, населявшие территорию Туркменистана в
древности, жили в различных климатических условиях, поэтому у каждого племени
преобладали самобытные продукты производства и разделение труда: у одних -
скот, у других - зерно; бронза; глина; керамика и т.д. Со временем выделялся
отдельный вид товара как посредника в торговых операциях, в котором выражалась
стоимость других товаров.
У туркменских племен на раннем этапе
исторического развития (около 3 тысячелетия до нашей эры) в качестве общего
эквивалента товаров использовались раковины "кауры", керамические
пряслица, используемые в ткацком деле. Впоследствии, в качестве денег
использовались и другие предметы. В 1990 году группа археологов в местечке
Керки Лебапского велаята обнаружила статуэтки из костей животных (собаки,
коровы, овцы), которые предположительно в VI-VII веках до нашей эры
использовались в качестве денег. Однако самым распространенным видом
товароденег были скот и слитки металлов, а с появлением собственности
человечество познало постыдный вид товароденег - рабов.
Раб был вещью очень полезной, умеющей пасти
скот, копать, строить и т.д. Как самый ходовой товар рабы превратились в
деньги. Но все же победил металл.
Первые монеты
Впервые клеймение металла с целью
достоверности чистоты металла и веса начали производить в греческих
городах-полисах на побережье Эгейского моря. Так появились монеты примерно в
VII в. до н.э. Их чеканили в греческом государстве - Лидии, в Малой Азии, из
сплава золота и серебра - электро.
Появление монет - важнейший этап в истории,
свидетельствующий о том, что общество достигло высокой степени экономического и
социального развития. Вместе с тем отсутствие монет не говорит о
догосударственном уровне развития общества.
Центральная Азия, в частности территория
Туркменистана, в VI-I веках до н.э. входила в состав государства Ахеменидов,
где в VI в. до н.э. началась чеканка сначала золотых, а затем серебрянных
монет, хотя и нет достоверных сведений об обращении на территории Туркменистана
в массовом количестве металлических монет. Отдельные случаи находки
ахеменидских монет на территории Туркменистана и Ирана не позволяют делать
вывод о развитых товарно-денежных отношениях с использованием металлических
монет.
Из древнегреческих источников известно, что
кочевые племена, жившие вдоль побережья Каспийского моря, входили в состав
одной из сатрапий и платили ежегодно подати в сумме 200 вавилонских талантов (1
талант - 31 кг серебра); Хорезм, Согд и Парфиена платили 300 талантов - по тому
времени это были огромные деньги. Уплата суммы податей в талантах, а не в
каких-либо денежных единицах, свидетельствует об отсутствии в административных
делениях денег в виде монет.
Начало денежного обращения
Ахеменидская держава в конце третьей четверти
VI века до н.э. пала под ударами армии Александра Македонского, который более
трех лет был занят покорением Центральной Азии.
Включение южных районов Центральной Азии в
состав государства Александра Македонского, обладающего огромными богатствами,
захваченными на покоренных землях древнего мира, дали возможность широко
организовать чеканку монет. (Монеты чеканились в каждом крупном городе по
аттической системе, основу монеты составляла серебряная драхма 4,1 грамма). По
внешнему виду, совершенству изображения, техническому исполнению они отнесены к
шедеврам искусства малой пластики - медальерного искусства.
Эпоха походов Александра Македонского положило
начало уникальному феномену мировой культуры - эллинизму, при которой произошло
своеобразное переплетение греческой и восточной культур. Влияние Востока
отразилось и на греческой философии, литературе, религии, искусстве. И еще
много столетий все эти процессы, так или иначе, отражались в торевтике
(монетном искусстве), типах, стиле и технике чеканки монет.
Монеты государства Селеквидов (354 - 280 гг.
до н.э.)
После смерти Александра Македонского в 323 г.
до н.э. в результате ожесточенной борьбы за власть его полководцев были созданы
несколько эллинистических монархий.
Южные районы Центральной Азии, в т.ч. и
территория Туркменистана, стали частью империи Селевкидов, основанной в 312 г.
до н.э. одним из ближайших сподвижников Александра Македонского - Селевком. С
именем этого правителя связано проявление серии, главным образом, серебряных монет,
чеканившихся по типу известных греческих образцов.
Вначале это были серебряные тетрадрахмы с
изображением Александра Македонского, а затем с портретами царей из династии Селевкидов.
Монетчики, замечательные художники своего времени, вырезали на монетных
штемпелях портреты царей не только с беспощадным реализмом, подчеркивая изъяны
внешности, но и создавая их весьма нелестные психологические характеристики.
Монеты Греко-Бактрии
Во время междоусобной войны за власть между
братьями Селевком II и Антиохом Гиераксом в Селевкидском государстве в середине
III века до н.э. от них отделились парфяне , во главе которых стоял наместник
Селевкидов - грек Андрогор; в это же время произошло отделение от Селевкидов и
Бактрии (256 г. до н.э.), где наместником был Диодот I. Образовалось два
государства, претендовавших на гегемонию в Центральной Азии. В Бактрии
причудливо сочетались Восток и Запад, местные азиатские культурные традициии и
греческая государственность - эллинистический полис. Об истории этих
государств, их экономике, политике, войнах мы узнаем из разнообразных
источников.
Но портреты самих царей можно найти только на
монетах, которые нагладно дополняют исторические факты в художественном образе.
Монеты Греко-Бактрийского государства просуществовали более ста лет - на
лицевой стороне помещалось изображение монарха, на оборотной -
покровительствующее ему греческое божество: Зевс, Геракл, Посейдон, Аполлон,
Диоскуры - покровители Олимпиад.
С середины II в. до н.э. большое государство
Греко-БактрииЮ занимавшее обширные области в Центральной Азии, Афганистане и
Индии, распадается.
Монеты Парфии
Как отмечалось выше, одновременно с Бактрией
от Селевкидского государства отделилась Парфия, возглавляемая греком Андрогором.
В 250 г. до н.э. кочевники-дахи подняли восстание, Аршак стал правителем
огромной территории занимавшей часть Ирана, часть Центральной Азии, в частности
территорию современного Туркменистана. Центром восстания стала крепость Нисса,
впоследствии духовная столица, династический заповедник Парфянского
государства.
С первых же лет существования провозглашенная
независимость Парфянского государства облеклась в определенную идеологическуй
форму, суть которой заключалась в представлениях об исторической
предопределенности царства Аршакидов - наследника и правопреемника государства
Ахеменидов, которому было предназначено владеть всей Азией. Существовал культ
царя. Царская династия обожествлялась.
Искусство малой пластики - монетное дело
Парфянского государства - несло на себе практически за все время существования
страны четкий отпечаток этого официального искусства, которое сочетало в себе
реализм и сильную условность: тщательно передавалась реальная одежда,
украшения, оружие, атрибуты социального ранга, а некоторые особенности
композиции носят традиционно-символический характер. Например, на парфянских
монетах царь почти всегда изображался с повернутой влево головой. Это правило
объяснялось существовавшей в то время на эллинистическом Востоке традицией:
поворот головы влево - это знак независимого правления, вправо - вассального.
В Парфянском обществе существовала строго
поддерживаемая иерархия сословий. Место человека в обществе определялось в первую
очередь его принадлежностью к тому или иному сословию. Существовали различия в
одежде, украшениях, оружии. Именно это обстоятельство было одной из причин
существования "этнографического реализма". Атрибуты социального
статуса портретируемого становятся более важными, чем сам человек. Парфянские
монеты во всей полноте передают это, причем с поразительным постоянством на
протяжении пяти столетий.
К середине II века до н.э. ираноязычные
племена переселяются а юг Центральной Азии и завоевывают территорию этой
страны. В начале I века до н.э. одно из племен во главе с вождем Куджилой
Кадфизом объединяет вокруг себя остальные племена и создает Кушанское
государство.
Среди монет, распространенных на территории
Бактрии и Согдианы (Северный Афганистан, Южный Туркменистан, Южный Узбекистан,
Таджикистан), имеется группа монет, на лицевой стороне которых изображен бюст
мужчины с царской повязкой в волосах с надписью на обороте на греческом языке:
"правящий тиран Герай Кушан".
Весьма разнообразны кушанские монеты по языку
и надписям. В основу кушанской письменности положен греческий алфавит, но
встречаются легенды на древнеиндийском, арамейском, бактрийском языках.
В начале IV века н.э. гигантское государство -
кушанское царство и Парфия приходят в упадок. Их прежние владения становятся добычей
нового мощного государства - империи Сасанидов.
Постепенно возникает новый монетный тип, так
называемые сасанидо-кушанские монеты. Эти монеты встречаются на территории
Туркменистана, что свидетельствует о вовлечении его в процесс бурных событий
древней истории первой четверти первого тысячелетия н.э.
Монеты Эфталитов
В середине V века государства, сложившиеся
после распада империи Кушан на территории современного Афганистана, Северной
Индии и Центральной Азии, а также Восточного Ирана , в течение нескольких лет
были покорены воинственными кочевниками, пришедшими, по-видимому, из предгорных
районов Ферганы. Современникам они были известны под именем эфталитов. Причины
их неожиданного появления на исторической арене остаются загадкой. В короткий
срок эфталитам удалось создать мощное государство, центром которого стал
Тохаристан (юг современного Узбекистана, Таджикистана, Туркменистана и северный
Афганистан). Образование государства эфталитов разрушило планы правителей
сасанидского Ирана, стремившихся присоединить к своим владениям территорию
современного Афганистана.
Господство эфталитов в Центральной Азии
оказалось непродолжительным. Как и большинство империй, созданных путем завоевания,
их государственное объединение, включавшее различные по языку и уровню развития
племена и народы, былло непрочным. В середине VI века Сасаниды оправились от
понесенных поражений и в союзе с другим государством - тюркским кагантом
разгромили эфталитов в Центральной Азии.
Эфталитами были завоёваны богатейшие районы
Центральной Азии - страны с богатой культурой и развитой экономикой, население
которых уже было знакомо с развитыми формами денежного обращения.
Эфталитские правители начали чеканку монет по
знакомому их подданным типу сасанидской драхмы (дирхема). Огромное число монет,
полученных в качестве контрибуции, разошлись по рынкам Тохаристана из сокровищницы
эфталитских царей.
Эфталитские монеты весьма разнообразны по
типам (около 200), что свидетельствует о том, что их выпуск не был центролизованным.
Каждая область, каждый полунезависимый правитель чеканил свои денежные знаки.
Монеты эфталитов в известной мере в известной
мере восполняют пробелы в истории того или иного региона Центральной Азии,
позволяют восстановить события одного из наиболее бурных, и в то же время
наименее освещенных письменными источниками периодов в истории Центральной Азии
в целом, и территории Туркменистана - в частности.
Монеты Согда, Хорезма, Маргианы
На протяжении всего описываемого периода
истории Центральной Азии с VII века до н.э. в это регионе существовали области,
которые в своем развитии не выросли до масштабов крупнейших империй древности.
Напротив, эти области в разные исторические периоды входили в состав
государственных образований, не имея полной экономической и политической
независимости. Тем не менее, правители этих областей периодически возвышались,
особенно тогда, когда по целому ряду причин ослабевала власть той или иной
гигантской державы, в состав которой они входили. В эти, в основном
непродолжительные периоды своей истории некоторые наиболее развитые
экономические области Центральной Азии приступали к чеканке своих собственных
монет. Выпуск этих монет - особое явление в нумизматике Центральной Азии. Эти
местные монеты отличаются по ряду признаков от центральных монетных дворов. Так
или иначе эти монеты играли заметную роль в денежном обращении региона, а
иногда и полностью овладевали рынками местности в которой производились.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|