рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Анализ экономических и социальных результатов аграрной реформы на Дальнем Востоке

Ваучерная приватизация позволила передать государственную собственность в руки частного и корпоративного капитала. Владельцы ваучеров были “хранителями собственности”, обеспечившими снижение социальной напряжённости. Кризис неплатежей так же служил цели ускорения перераспределения и централизации собственности. В результате невыплаты заработной платы акции прибыльных предприятий по заниженным ценам концентрировались в руках новых владельцев и банков. Этому так же способствовало подавление инфляции методами сжатия и регулирования денежной массы. Кризис неплатежей привёл к дефициту доходной части бюджета и росту социальной напряжённости. Правительство ищет выход в реализации пакетов акций наиболее рентабельных предприятий. Для населения рекламируется пополнение доходов бюджета, а на деле идёт передача государственной собственности в руки крупных частных собственников.

Продолжающиеся в 1997-1998 годах меры по стабилизации ситуации направлены на дальнейшее сокращение числа собственников, обладающих небольшими пакетами акций, полученных в ходе приватизации, на обесценивание рассредоточенного капитала и последующую его концентрацию в руках узкого круга “стратегических” собственников, часто иностранных. В аграрном секторе главной проблемой остаётся решение вопроса о свободной продаже сельскохозяйственных земель. Если этот вопрос получит положительное решение, в современных условиях при искусственно созданной убыточности всех отраслей сельского хозяйства, земли по низким ценам, а то и бесплатно, в результате залога перейдут в собственность отдельных лиц или финансовых групп , банков.

Проводимая реорганизация и созданная экономическая среда были направлены на разрушение общественного производства, а не на повышение эффективности. При проведении коллективизации проходило изъятие земли и имущества у крестьян, при современной реформе проведена конфискация у коллективов и в целом у общества.

При сопоставлении методов, практических шагов, декларировавшихся целей и полученных экономических и политических результатов в процессе реформ можно четко видеть, что провозглашались одни цели, а расчет строился на получение результатов, гарантировавших необратимость изменения общественного строя (табл. 19).

Проведенный анализ показывает, что в течение всего периода реформы применяемые методы макроэкономического регулирования стабильно способствовали развертыванию и сохранению кризиса экономики, так как только в условиях кризиса создается возможность перераспределения собственности при минимальных затратах со стороны новых собственников.

Таким образом, сложившаяся ситуация не является результатом ошибок и просчетов. Она есть результат осознанной, целенаправленной деятельности правительства реформаторов, направленной на насаждение частной собственности, ее преобладание в экономике посредством массированного перераспределения национального богатства, созданного предшествующими поколениями. Решающую роль в этом сыграла либерализация цен.


 



Таблица 19

Методы, декларированные цели и полученные результаты экономических реформ

 

Период

Методы и практические шаги

Декларированная цель

Полученные экономические
результаты

1992-1993

Либерализация цен

Согласование спроса и предложения, макроэкономическое равновесие

Разрушение экономической базы государственного регулирования

Либерализация торговли

Насыщение товарного рынка

Модификация отношений собственности, стимулирование мелкой частной собственности

Реорганизация, акционирование и приватизация предприятий

Рост эффективности производства путем передачи собственности работникам, формирование слоя собственников

Разрушение общественной собственности путем ее диффузии

Ограничение денежной массы, отказ от индексации основных и оборотных средств

Борьба с инфляцией, обеспечение финансовой стабильности

Обесценение общественного, акционерного и мелкого частного капитала

1994-1996

Переход к денежной приватизации

Формирование стратегических собственников фондового рынка, стимулирование инвестиций

Перераспределение собственности, рост стоимости активов, скупка акций иностранными инвесторами

Ограничение массы платежных средств

Контроль над инфляцией, сокращение бюджетного дефицита

Поглощение мелкого капитала, уменьшение числа мелких держателей акций

Попытка государственного регулирования, введение валютного коридора

Поддержка отечественных товаропроизводителей, стимулирование производства

Ухудшение положения в экспортно-ориентированных от-раслях, снижение стоимости акций, формирование государственно-монополистичес-ких групп

1997-1998

Ограничение массы платежных средств, поддержание курса рубля

Стабилизация финансового состояния, обеспечение конвертируемости

Спад производства, усиление портфельных инвестиций, переход права собственности к крупным отечественным и иностранным инвесторам

Либерализация доступа иностранных инвесторов на рынок ГКО ОФЗ

Пополнение бюджета, снижение его дефицита

Свободный вывоз капитала при осложнении ситуации на мировых рынках, полная зависимость от внешних инвесторов

Продажа государственных пакетов акций рентабельных предприятий

Пополнение бюджета, финансирование государственного долга

Перераспределение собственности в пользу крупного капитала, последующее снижение доходов


2.2. Изменение ценовой среды

Либерализация цен стала первым мероприятием реформы. Рост цен подавил спрос предприятий и населения, обесценил оборотные средства предприятий и сбережения населения, практически произошла их конфискация. На первом этапе реформ либерализация цен вызвала инфляцию. Рост инфляции стимулировался эмиссией денег для покрытия дефицита бюджета. То есть высокая инфляция в значительной мере была вызвана действиями правительства, а не объективными условиями.

В промышленности либеральные подходы выдерживались в течение длительного времени. Наиболее высокими темпами росли цены в топливно-энергетическом комплексе. Цены на мазут, бензин и дизельное топливо превысили уровень США еще в 1995 году. Высокий рост цен в топливно-энергетическом комплексе стимулировал их повышение в других отраслях. Однако в сельском хозяйстве цены росли значительно медленнее (табл. 20).

Если индексы цен лесного и топливного комплекса в Амурской области были близки, а в Республике Саха отличались в 1,8 раз, то в сельском хозяйстве индексы цен были ниже индексов топливного комплекса в 3,8-9,8 раз. Диспаритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию имеет общий характер, но отличается по территориям.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.