В результате реформ в меньшей степени
пострадали ОПХ и племенные хозяйства. В них не проходило деление земли и
имущества, сохранена целостность производственного комплекса, сохраняется более
высокий уровень интенсивности и обеспечиваются более высокие результаты. Это
еще раз доказывает, что в ходе реформ главное - не приватизация, а улучшение
экономических условий ведения производства.
Изменение экономической ситуации поставило
задачу превращения аграрного сектора в конкурентоспособную часть экономики. В
структуре должен повышаться удельный вес отраслей, позволяющих снижать
потребность в энергетических ресурсах, минеральных удобрениях, технике.
Стабилизация и восстановление сельского
хозяйства в основных сельскохозяйственных территориях региона будут обеспечены
с повышением эффективности использования земли на основе совершенствования
систем земледелия, полного учета местных условий. Структурные сдвиги в
земледелии необходимо направлять на сохранение и повышение плодородия за счет
биологических и агротехнических факторов в сочетании с рациональными дозами
минеральных удобрений. Необходимо расширять посевы культур, повышающих
плодородие. Для сокращения дефицита органического вещества посевы многолетних
трав должны занимать 20-25%, сидеральные пары 8-12%, необходимо оставлять и
запахивать солому на 35-50% посевов зерновых и сои. Проводить известкование
почв с РН ниже 5,0. Применение минеральных удобрений необходимо довести до
50-80 кг д.в. на гектар. В сруктурной политике каждая территория должна
определять приоритеты и источники средств для их реализации.
Предстоит восстановить и расширить посевы
зерновых и сои. Совершенствование структуры посевов, поддержание плодородия и
использование оптимальных доз удобрений на ограниченных площадях позволят
довести урожайность зерновых до 17-20 ц/га, картофеля 150-170 ц/га, овощей
160-200 ц/га. При таких показателях производство продукции растениеводства
будет рентабельным. За счет местного производства будут удовлятворяться
потребности региона в картофеле, на 75-85% в овощах, на 40-50% в зерне. Соя
будет перерабатываться в пищевые продукты и вывозиться за пределы Дальнего
Востока. Объемы производства продукции растениеводства к 2010 г. могут быть
восстановлены.
В животноводстве ситуация сложнее, и подход к
восстановлению отдельных отраслей будет различаться. Первоочередному
восстановлению подлежат индустриальные аграрные производства, имеющие
возможности для быстрого увеличения объемов продукции при проведении санации. К
ним относятся личные птицефабрики, отдельные свиноводческие комплексы и
бройлерные птицефабрики.
К основной массе сельскохозяйственных
предприятий потребуется дифференцированный подход для них сохранение молочного
скотоводства, повышение его продуктивности означает возможность стабилизации и
поддержание производственного потенциала. Как показал корреляционный анализ, по
хозяйствам Амурской области основными причинами высокой себестоимости молока в
хозяйствах послужило снижение продуктивности и уменьшение поголовья. Сокращая
поголовье, предприятия лишаются возможности восстановления. В предприятиях с
поголовьем коров менее 50 голов себестоимость в два раза выше, чем в хозяйствах
с поголовьем более 300 голов.
При снижении поголовья коров ниже критического
уровня необходимо применять передачу коров на подворья работников хозяйства,
обеспечивать их кормами. За использование поголовья, потребление корма и
оказание услуги расчет проводить продукцией.
В относительно благоприятных предприятиях
резервом повышения эффективности является диверсификация их деятельности,
расширение номенклатуры производимой продукции и оказываемых услуг.
Диверсификация осуществляется путем организации переработки сельскохозяйственной
продукции, подсобных производств, оказания различных услуг.
Как показывает опыт ряда хозяйств Дальнего
Востока в т.ч., опытно-производственных хозяйств “Восточное”, “Садовое”,
“Пуциловское”, АООТ “Краснореченское”, АООТ “Партизан”, коллективного
предприятия “Раддевское”, успешно адаптируются к условиям рынка предприятия с
развитой переработкой и реализацией продукции непосредственно потребителю. При
такой организации сокращаются потери, растут объемы реализации, повышается
занятость работников и их доходы, развивается производство, решаются социальные
задачи.
Опыт эффективно работающих предприятий
свидетельствует, что основные усилия по стабилизации ситуации в АПК Дальнего
Востока в ближайшие годы необходимо направить на восстановление и развитие
производства в сохранивших жизнеспособность сельскохозяйственных предприятиях.
Ресурсов для восстановления сельского хозяйства в предстоящие годы будет
недостаточно. Поэтому основная часть их должна направляться в сектора и
отрасли, гарантирующие высокую отдачу и возврат средств. В сложившейся ситуации
это развитие переработки и реализаци продукции, развитие кооперации в самых
различных формах. Ориентация на потребителя, на платежеспособный спрос должна
стать основой текущей и перспективной деятельности сельскохозяйственных
товаропроизводителей.
Необходимо в каждой территории провести
группировку предприятий и выделить хозяйства, в которых оказание помощи на
возвратной основе позволит создать возможности для стабильной работы в условиях
рынка. Основная часть зерна, сои, кормов, яиц в ближайшие годы будет
производиться в предприятиях различных организационно-правовых форм, так как
только в них сохраняется технологическая база для их производства.
В неплатежеспособных и близких к банкротству
предприятиях неизбежно проведение организационных преобразований. Реорганизация
большинства сельскохозяйственных предприятий привела к тому тому, что
обезличенная строго контролируемая государственная собственность была заменена
обезличенной и неконтролируемой совместной коллективной собственностью. Это
позволило государству снять с себя правовую и экономическую ответственность за
состояние аграрного сектора. В экономическом плане собственность оказалась в
бесконтрольном распоряжении руководителей предприятий. Это создало условия для
массовых злоупотребелений и послужило одной из причин разрушения производственного
потенциала и углубления кризиса.
Неблагоприятное влияние первого этапа реформ
позволяет ослабить преобразование различных товариществ, обществ в
производственные кооперативы на основании Федерального закона “О
сельскохозяйственной кооперации” от 8 декабря 1995 г.
Физические и юридические лица, внесшие в
кооператив паевой взнос, но не принимающие участия в производственной
деятельности кооператива, имеют статус ассоциированного члена, участвуют в
распределении прибыли, но не имеют права голоса на собрании. Это позволяет
формировать работоспособный коллектив; пенсионерам, временно отсутствующим,
социальным и излишним работникам предлагается статус ассоциированных членов.
В кооперативе усиливается роль общего
собрания, определяются вопросы которые решает только собрание. Действия
администрации контролируются членами правления и наблюдательным советом. Члены
правления и наблюдательного совета несут материальную ответственность за
результаты своей работы, обязательными становятся независимые аудиторские
проверки. Все это способствует защите интересов членов кооператива.
В соответствии с Гражданским кодексом при
перерегистрации к кооперативу переходит имущество и обязательства
преобразуемого предприятия. Поэтому такой вариант преобразований в сложившихся
условиях высокой закредитованности практически не применяется. В ряде случаев
на базе отдельных подразделений целесообразно формирование филиалов или
дочерних предприятий с самостоятельным банковским счетом. Это позволяет обособить
движение средств рентабельно работающих подразделений и сокращать непроизводительные
расходы, на некоторое время заморозить долги основного предприятия.
Для выделения филиалов и дочерних предприятий
требуются инициативные лидеры, способные стать предпринимателями и взять
ответственность за отдельные предприятия. Руководители существующих предприятий
противодействуют повышению самостоятельности подразделений, так как это
ограничивает возможности бесконтрольного использования имущества и производимой
продукции.
В 1998 г. в ряде неплатежеспособных хозяйств
Амурской области были приняты решения о добровольной ликвидации. При этом в
качестве средства погашения задолженности по заработной плате работники
получали в частную собственность скот, оборотные средства, мобильную технику. В
первую очередь были востребованы трактора МТЗ, автомобили, скот, семена, корма.
Большинство пахотных тракторов, здания и сооружения оказались невостребованными
и остались в ликвидируемом предприятии. В 10 ликвидируемых хозяйствах были
трудоустроены в созданных крестьянских хозяйствах и других производственных
структурах только 55% работавших. Почти половина работников, в основном женщины
с детьми, пожилые работники и молодежь оказались невостребованными. В 1998 году
в ликвидируемых хозяйствах использовалось менее половины сельскохозяйственных
земель. Такой вариант преобразований является разрушительным и неприемлемым.
Гражданский кодекс Российской Федерации не
предусматривает правопреемственности физических лиц при выходе из предприятий с
коллективной собственностью. Последующими нормативными актами предоставлено
право выделения земельного участка в счет земельной доли и его присоединения к
личному подсобному хозяйству. Задолженность по заработной плате и имущественный
пай дают право на получение средств производства. Владельцы личных подсобных
хозяйств платят только земельный налог.
При расширении личных подсобных хозяйств на
основе объектов производственной инфраструктуры и мобильной техники формируется
потребительский обслуживающий кооператив, оказывающий услуги своим членам по
обработке земли, транспортному и другому обеспечению. Объекты социальной сферы
и жизненно важные для данной территории объекты производственной и коммунальной
инфраструктуры передаются сельской администрации.
При необходимости глубокой структурной
перестройки, отсутствии инвестиций и нежелании правопреемников принять долги
реорганизуемого предприятия вариант ликвидации с расширением личных подсобных
хозяйств может оказаться предпочтительным, особенно в глубинных районах с
ограниченным местным рынком сбыта продукции.
Выбор варианта преобразований должен
проводиться собственниками земельных долей и имущественных паев. Это требует
наличия инициативной группы, специалистов и работников, способных и готовых
стать предпринимателями. При отсутствии заинтересованных лидеров любой вариант
преобразований может оказаться нежизнеспособным.
При проведении этой работы нужно четко
выдерживать принцип: в России при наличии сельскохозяйственных угодий,
трудоспособного населения и минимального производственного потенциала не должно
быть ни одного неперспективного сельского поселения, так как естественный
потенциал и его рациональное использование будут главными факторами выхода
страны из кризиса.
По многим направлениям разрушение
производственного потенциала и изменение структуры производства принимают
необратимый характер. Поэтому при любых формах хозяйствования одним из
приоритетов структурной политики в аграрном секторе в современных условиях
должно стать стимулирование развития личных подсобных хозяйств работников
предприятий, пенсионеров, других сельских жителей. Это объясняется рядом причин.
Существование личных подсобных хозяйств, их
вклад в производство сельскохозяйственной продукции в регионе - объективная
реальность, с которой нужно считаться и учитывать их возможности в деле
стабилизации и восстановления сельскохозяйственного производства.
В предстоящие годы их значение возрастет, так
как при ликвидации неплатежеспособных предприятий личные подсобные хозяйства
остаются практически единственной массовой, жизнеспособной
социально-производственной ячейкой в сельской местности.
Рост безработицы в сельской местности
вынуждает деятельное население расширять личное подсобное хозяйство. Оно
становится основным местом приложения труда и основным источником доходов для
сельских жителей. В то же время личные подсобные хозяйства при высоких затратах
неоплачиваемого труда ориентированы на применение агротехнических методов
борьбы с сорняками, биологические приемы поддержания плодородия, полное
восстановление использования потенциала продуктивности животных. Это позволяет
снижать расход промышленных ресурсов, уменьшать затраты и производить
конкурентоспособную продукцию для конкретного рынка.
За длительный советский период сформировался
недостаточно активный тип работников, предпочитающих положение работника
предприятия и владельца личного подсобного хозяйства. В реорганизованных
предприятиях размываются границы между личными подсобными и общественным
хозяйством. Последнее все больше служит не источником доходов, а источником
ресурсов для ведения личных подсобных хозяйств. Это сопровождается перемещением
в личные подсобные хозяйства земли, поголовья животных, материально-технических
средств, что создает экономическую базу для кооперации и интеграции различных
социальных укладов, использования личных средств для производственного накопления
сначала в натуральной, а затем и в денежной форме.
Предстоит более активно вовлекать в рынок
крестьянские и личные подсобные хозяйства, оказывать производственные услуги,
способствовать сбыту продукции. Использование техники и кадров предприятий для
оказания услуг личным подсобным и крестьянским хозяйствам будет способствовать
сохранению производственного потенциала сельского хозяйства в сочетании с
индивидуальной заинтересованностью владельцев хозяйств в результатах
производства, обеспечит положительный эффект.
Для мобилизации возможностей, заложенных в
этих группах сельскохозяйственных производителей, на них необходимо
распространить меры государственной поддержки, ветеринарное, агрономическое
обслуживание, поставки техники и племенного скота по лизингу, создавать МТС для
обработки земли и оказания производственных услуг, восстановить систему
заготовок сельскохозяйственной продукции через потребительскую кооперацию.
Крестьянские хозяйства производят от 3 до 10%
сельскохозяйственной продукции. Развитие этого уклада сдерживается общим
экономически кризисом, нерешенностью правовых, экономических и социальных
вопросов, прекращением государственной поддержки, ухудшением условий
кредитования. Этот уклад еще долгое время не станет определяющим. Однако в
результате ликвидации неплатежеспособных предприятий число крестьянских хозяйств
постепенно будет увеличиваться. Размеры крестьянских хозяйств по площади угодий
и пашни необходимо доводить до оптимальных размеров в соответствии с числом работающих
и наличием ресурсов за счет аренды недостающих площадей.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34
|