|
|
Как видим, страны с примерно равным Беларуси населением имеют гораздо более высокие объемы ВВП. Так, в Бельгии он в 16 раз выше, чем в Республике Беларусь, в Португалии - почти в 10 раз, в Болгарии - 8,7 раза, в Венгрии - 7 раз, в целом по Латвии, Литве и Эстонии - в 2 с лишним раза. Нам могут напомнить о «чистоте» сравнения. Для ее соблюдения в таблице 2 приводятся данные о ВВП, оцененном по паритету покупательной способности (ППС) валюты, которые также оставляют нашу страну далеко позади. Обращаем внимание на то, что отклонение обменного от паритетного для Беларуси самое высокое. Если в 1996 году обменный курс белорусского рубля к У50 по ППС составил 25,6% от рыночного (то есть рыночный курс количественно превышал курс по ППС в 3,9 раза), то в 1999 году данные отклонения еще больше возросли и составили 15,2%, или 6,6 раза. Это связано с действием многих факторов, но, прежде всего, с низкой страновой конкурентоспособностью Беларуси и ее реальной закрытостью. Далее, если разделить экспорт товаров на его доли, приходящиеся на ближнее и дальнее зарубежье, то пропорция составит 66% к 34%. Это значит, что самый интересный для государства экспорт, не связанный с платой за энергоресурсы и вынужденными партнерами, занимает только одну треть. С помощью указанных факторов измеряется институциональная открытость экономики, связанная с уровнем либерализации политического и валютного режимов страны. Известен целый ряд критериев, по которым выводится степень институциональной открытости страны. Институциональными критериями открытости являются: § сопоставимость внутренних и мировых цен; § свободный выбор предприятиями партнеров на внешнем и внутреннем рынке; § степень допуска на отечественные рынки иностранных конкурентов; § конвертируемость национальной валюты; § наличие финансового рынка и его инфраструктуры, отвечающих требованиям европейских и мировых стандартов. Известна также трактовка открытости экономики Дж. Сакса и Э. Уорнера, в соответствии с которой экономика считается закрытой, если удовлетворяет хотя бы одному из следующих критериев: § высокая курсовая премия черного рынка; § социалистическая экономическая система; § государственная монополия на экспорт; § высокие таможенные тарифные барьеры.
Поэтому при анализе открытости экономики исследователи используют оценку степени валютных, таможенных, лицензионных ограничений, косвенных налогов, и торговых субсидий и др. Как правило, открытыми являются экономики развитых стран с высокоэффективным и конкурентоспособным производством. Такие страны обычно не склонны к протекционизму. Если рассмотреть степень открытости экономики Республики Беларусь, используя показатель доходов бюджета от внешнеэкономической деятельности (табл. 3), то картина получается следующей.
Таблица 3. Удельный вес доходов от внешнеэкономической деятельности в структуре бюджета Республики Беларусь (%) | ||||||||||||||||
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 (прогноз.) |
|||||||
6,9 |
9,2 |
5,7 |
6,7 |
8,2 |
6,3 |
5,5 |
4,5 |
5,2 |
5,3 |
5,7 |
Как видим, по уровню наполнения бюджета удельный вес доходов от внешнеэкономической деятельности приближается к доле подоходных налогов с населения и даже акцизов. В европейских странах, в частности в Германии, их величина колеблется в пределах 2-3%, то есть намного меньше. Следовательно, уровень протекционизма в РБ выше. По расчетам независимых экспертов, если бы не импортные пошлины, то на питание население Беларуси тратило бы в год на 1-1,2 млрд. 1150 меньше.
Известно, что концепция протекционизма, как способа поддержания отечественных производителей, весьма распространена в правительственных кругах Беларуси, о чем свидетельствует высокий уровень таможенных пошлин и нетарифных ограничений для товаров других стран, в том числе из России, Украины и стран СНГ. Если в странах – участниках ВТО эти ограничения не превышают 4-5%, то в странах Таможенного союза СНГ в отдельные годы по отдельным товарам они достигали 30%, например на сахар и телевизоры. Средний же их уровень достигает 14-15%, т.е. в 3 раза выше, чем для стран – членов ВТО.
В связи с отменой пошлин на российские товары с 2002 года введены прямые ограничения на ввоз российского мыла и маргарина только потому, что потребители предпочли их отечественным. Уже 2 года лицензируется ввоз муки (российская в 1,5-2 раза дешевле), круп (они на 20-30% дешевле, и покупают их в основном малоимущие), пива, хлеба (в приграничных районах). Тем самым ухудшается благосостояние потребителей. Одновременно производители консервируют убыточные и неконкурентоспособные производства. Вследствие протекционистских способов защиты неэффективных производств производительность труда в Беларуси отстает от развитых стран почти в 10 раз. Происходит устаревание применяемых технологий. Так, будучи огражденной от мирового рынка, безнадежно отстала от него электронная промышленность Беларуси.
В теоретических курсах под малой открытой экономикой понимается экономика, «которая представляет собой небольшую долю мирового рынка и практически не оказывает никакого воздействия на мировую ставку процента». Этот тезис к Беларуси применим. Однако читаем дальше: «Ставка процента в МОЭ не уравновешивается сбережениями и инвестициями как в закрытой экономике, а равна мировой ставке процента к реальной процентной ставке, преобладающей на мировых финансовых рынках». Этого в нашей стране явно нет.
И вообще все движения потоков сбережений и инвестиций в малой открытой экономике опосредуются внешней средой, так как находятся под влиянием не столько внутренних, сколько внешних факторов, изменить которые малая экономика не в состоянии. Это также относится к Беларуси.
Исследования внешнеторговой открытости экономики опираются на степень либерализации трансграничных перемещений товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Страны, встающие на путь либерализации, как правило, сначала переходили на либеральные позиции в отношении товарных рынков, затем - рынков услуг (в общем объеме экспорта Республики Беларусь услуги занимают 8%) и, наконец, - национальных финансовых рынков, включая и рынки капиталов, участие в которых со стороны Беларуси можно оценить как несущественное даже в масштабах СНГ.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
Новости |
Мои настройки |
|
© 2009 Все права защищены.