рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Анализ структурных изменений в экономике Беларуси при многовекторной интеграции

         Для всех стран - как развитых, так и развивающих­ся - обмен прямыми инвестициями стал такой же практикой как обмен товарами, а темпы роста инвестиций выше темпов роста внешней торговли. Ком­пании предпочитают осваивать международные рын­ки изнутри, участвуя за границей в совместных производствах, имеющих мировой опыт сбыта сво­ей продукции и известную торговую марку. Такой спо­соб выхода на мировые рынки в последние годы стал чуть ли не единственным, так как существуют жест­кие ограничения ввоза товаров, многочисленные и труднопреодолимые тарифы, нетарифные барьеры и т.д. В последнее время ужесточились также техничес­кие и экологические барьеры в форме технических и промышленных стандартов, норм безопасности, требований к упаковке и маркировке, применению торговых марок и т.д.

В нашей стране экспорт реального капитала в фор­ме создания совместных производств за границей остается незначительным, занимая в платежном ба­лансе всего 0,03% от экспорта товаров, что харак­теризует закрытость белорусской экономики.

В отличие от Беларуси, Россия, не желая игнориро­вать положительный международный опыт и жить по меркам вчерашнего дня, активно интегрируется с зарубежными партнерами, вложив в совместные предприятия с 1994 по 1998 год 134 млрд. Также активен в этом направлении Казахстан, при­влекший в свою экономику начиная с 1991 года бо­лее 21 млрд.

Инвестирование за пределы Республики Беларусь настолько мало, что не выдерживает сравнения даже с масштабами простого перемещения «капитала» эмигрантов, значительно уступая им по объему.

             Однако малые размеры зафиксированного загранич­ного инвестирования не дают права утверждать, что в Беларуси отсутствует бегство (утечка) капитала в не учитываемых формах.

В платежном балансе страны нелегальный вывоз от­ражается в статье «Непоступление экспортной вы­ручки», «Непоступление товаров в счет погашения импортных авансов», а также итоговой статье пла­тежного баланса «Чистые ошибки и пропуски», на­зываемой в РБ «Статистическими расхождениями».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Теоретические Аспекты структурной перестройки в условиях перехода к рынку

3.1 Сущность и необходимость структурной перестройки экономики беларуси

Национальная конкурентоспособность – это способность страны производить и реализовывать товары и услуги на внутреннем и внешнем рынках и обеспечивать на этой основе высокий уровень доходов населения. Национальная конкурентоспособность Республики Беларусь во многом определяется структурой её экономики, уровнем развития отраслей специализации и взаимосвязанных смежных подотраслей и производств, способных производить и реализовывать товары и услуги, отвечающие запросам мирового рынка. Структура экономики, базирующаяся на современных институциональных и технологических решениях, использовании специфических природных, экономических, демографических и других ресурсов и ориентированная на удовлетворение спроса внутреннего и внешних рынков, является основой устойчивого развития страны и определяет национальную безопасность.

В структуре экономики Беларуси сохранился целый ряд диспропорций, как унаследованных от СССР, так и других, не преодоленных вследствие экономического кризиса.

Анализ воспроизводственной, социальной, отраслевой и технологической структуры экономики с позиции её соответствия потребностям страны и в сравнении с экономически развитыми европейскими странами позволяет сделать следующие основные выводы.

1.    В воспроизводственной структуре экономике Беларуси, несмотря на достигнутое по сравнению с 1995 г. улучшение пропорций между промежуточным продуктом и валовой добавленной стоимостью, доля промежуточного потребления в валовом выпуске продолжает оставаться большой и свидетельствует о высоких материало- и энергоёмкости производства, которое, по отдельным оценкам, более чем в 2 раза превышает аналогичные показатели в экономически развитых европейских государствах.

2.     В социальной структуре белорусской экономики численность занятого в ней населения характеризуется высоким удельным весом частной собственности, в том числе иностранной и смешанной с иностранным участием.

3.     Отраслевая структура экономики Беларуси характеризуется достаточно высоким по сравнению с европейскими странами удельным весом в ВВП сферы производства товаров и низкой долей в сфере услуг. В экономически развитых странах на сферу услуг приходится 60-70% валового национального продукта и численности занятых, что положительно влияет на экономический рост вследствие высокой доли добавленной стоимости в её стоимостной структуре.

4.     Технологическая структура экономики Беларуси, которая в значительной степени предопределяет её эффективность и уровень конкурентоспособности продукции, по оценкам экспертов, характеризуется использованием преимущественно III и IV технологических укладов (индустриальные технологии и техника). Доля V  и частично VI технологических укладов (микроэлектроника, оптико-волоконная техника, телекоммуникации, биотехнологии и другие) в республике не превышает 10%. Однако именно они определяют технологическую структуру постиндустриального общества и занимают значительный удельный вес в экономике развитых стран мира.

Республика Беларусь обладает рядом потенциальных конкурентных преимуществ, которые базируются главным образом на факторных условиях и наличии специализированных, смежных и обслуживающих отраслей. Это прежде всего:

§        Выгодное экономико-географическое и геополитическое положение;

§        развитые системы транспортных коммуникаций и в целом производственная инфраструктура;

§        значительные земельные, водные, лесные ресурсы, наличие ряда полезных ископаемых (калийные и каменные соли, сырьё для производства строительных материалов и другие);

§        достаточно мощная строительная база;

§        значительный научно-технический потенциал;

§        многоотраслевой промышленный комплекс;

§        высокий общеобразовательный уровень населения при низкой цене рабочей силы и сложившаяся система подготовки квалифицированных кадров;

§        комплексность развития территории;

§        многовекторные внешнеэкономические связи, способствующие расширению внешних рынков;

§        быстро растущая в профессиональном отношении система государственного управления.

Изменения, происходящие в планетарном масштабе, с неизбежностью предопределяют условия, в рамках которых развиваются и будут развиваться общественные и экономические процессы во всех странах мира. К таким условиям относятся: истощение основных запасов энергоносителей; сокращение запасов минеральных и сырьевых ресурсов; изменение климата и условий сельскохозяйственного производства; обострение угрозы экологических и техногенных катастроф; демографические процессы и проблема старения населения; глобализации всех сфер производственной деятельности и общественной жизни. 

С учетом этого в ближайшие 10-15 лет необходим переход к новому социально-экономическому укладу, который должен сменить нынешний, основанный на ввозе в страну энергетических и сырьевых ресурсов.

Программа структурной перестройки и повышения конкурентоспособности экономики разработана в соответствии с Планом мероприятий по реализации Концепции национальной безопасности РБ и протоколом поручений Главы государства, данных при отчете Совета Министров РБ об итогах социально-экономического развития РБ за 2002 г.

Она представляет собой целевой комплекс мер, предназначенных обеспечить своевременный разворот социально-экономической политики государства к новым внешним и внутренним реалиям, связанным с интеграцией нашей страны в мировое хозяйство, обострением международной конкуренции, её влиянием на производственные и экономические процессы в РБ.

Программа содействует более полному выполнению их показателей за счет направленности на обеспечение эффективных структурных сдвигов и повышение конкурентоспособности экономики страны, на поэтапное построение социально ориентированного рыночного хозяйства.

Мероприятия программы направлены на более эффективное использование факторов, обеспечивающих рост конкурентоспособности экономики преимущественно на макроуровне (страна, отрасль).

Мощь национальной экономики на мировой арене определяется наличием крупных корпораций, транснациональных по размаху деятельности и общенациональных по социально-экономической значимости. Государство стремится поддержать развитие таких фирм, прежде всего в отраслях собственной экономики, которые определяют направление современного научно-технического прогресса.

Основная цель Программы – выработка основных направлений и приоритетов структурных преобразований экономики, системы мер  и механизмов модернизации производства, обеспечивающих создание и максимально эффективное использование конкурентных преимуществ страны, повышение уровня её конкурентоспособности.

Приоритетными задачами структурной перестройки и повышения конкурентоспособности экономики РБ в Программе определены:

§        создание необходимых законодательно-правовых, финансовых и других макроэкономических условий для осуществления структурных преобразований экономики и роста её конкурентоспособности;

§        повышение инновационной активности и определяющее развитие наукоёмких высокотехнологичных экспортоориентированных отраслей и производств;

§        гармонизация объёмов и структур экспорта и импорта;

§        снижение трансакциональных издержек деятельности предприятий за счет развития рынков товаров и услуг, труда, капитала, формирования инфраструктуры поддержки предпринимательской деятельности;

§        прекращение прямого и косвенного субсидирования бесперспективных предприятий и производств, повышение действенности института банкротства, реструктуризация малоэффективных секторов экономики;

§        стимулирование процесса реформирования реального сектора экономики, повышение его эффективности, в том числе на основе образования межгосударственных, межотраслевых, отраслевых и территориальных конкурентоспособных корпоративных и сетевых структур в форме финансово-промышленных и иных хозяйственных групп, включающих в свой состав производителей конечных продуктов и услуг, поставщиков сырья и материалов, финансовые структуры, а также предприятия смежных отраслей;

§        развитие и государственная поддержка малого предпринимательства, занимающего свою нишу на рынке товаров и услуг;

§        повышение эффективности деятельности естественных монополий, формирование конкурентной среды в немонопольных сегментах экономики;

§        разработка и реализация социальных программ и программ совершенствования производственной инфраструктуры, обеспечивающих развитие человеческого потенциала и конкурентоспособных отраслей и производств.

Поскольку структурная перестройка и создание мощного потенциала конкурентоспособности – достаточно длительные процессы, есть необходимость выделить в их развитии следующие этапы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.